В литературе часто обсуждается использование инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности, причем одни комментаторы утверждают, что применение этих инструментов эффективно, а другие заявляют, что этому нет убедительных доказательств и что многие библиотекари неохотно используют Web 2.0, препятствуя всеобщему внедрению. Уильям Шайр (William Shire), помощник библиотекаря Колледжа Магдалины Оксфордского университета и Пэм Маккинни (Pam McKinney), преподаватель Информационной школы Шеффилдского университета, проанализировали представленные в данной дискуссии взгляды на применение инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности. Их статья опубликована в журнале Journal of Information Literacy под заголовком «Инструменты Web 2.0 и обучение информационной грамотности в университетских библиотеках Великобритании» (Web 2.0 tools and information literacy instruction in UK university libraries). В период с 13 по 29 мая 2019 г. авторы опросили 110 библиотекарей, работающих в сфере высшего образования Великобритании. Результаты опроса и интервью с библиотекарями показали, что: 1. Большинство опрошенных активно использует инструменты Web 2.0, полагая, что их применение эффективно для обучения информационной грамотности; 2. Меньшая часть опрошенных избегает использования инструментов Web 2.0 и активно против их использования в обучении; 3. Третья группа считает инструменты полезными, но использует их не так часто, как хотелось бы, из-за ряда препятствий, например, нехватки времени и поддержки со стороны руководства; 4. Существует взаимосвязь между позитивным восприятием библиотекарями инструментов Web 2.0 и их использованием.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.11645/15.2.2821

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V15-I2-5

В статье специалистов Университета Канзаса Пола Томаса (Paul Thomas), Мэтью Ф. Джонса (Matthew F. Jones) и Спенсера Мэттингли (Spencer Mattingly) «Использование Википедии для обучения научному рецензированию. Творческий подход к открытой педагогике» (Using Wikipedia to teach scholarly peer review A creative approach to open pedagogy) описывается творческий проект, реализованный библиотеками и факультетом биологии Канзасского университета. Цель этого проекта, основанного на принципах открытой педагогики – практическое изучение студентами процесса научного рецензирования на примере свободной энциклопедии Википедия (Wikipedia.org). Студенты выбирали тему, статья по которой еще не была представлена в Википедии, проводили исследование и писали соответствующую энциклопедическую статью. Затем статьи передавались другим студентам из группы для первого раунда двойного слепого рецензирования. Получив анонимные комментарии от своих сокурсников, студенты пересматривали и отправляли свои статьи преподавателям курса. Как только статья признавалась преподавателями приемлемой, специалист библиотеки, знакомый с внутренней работой Википедии, загружал текст статьи на сайт Wikipedia.org. В течение всего этого процесса преподаватели курса выполняли функции редакторов журналов, ответственных за организацию двойного слепого рецензирования, общение с авторами статей, утверждение окончательного варианта и внесение последних изменений в статью. Используя свободную энциклопедию Википедия как тренировочную площадку, студенты не только получили возможность поучиться на практике и повысить уверенность в себе, но и создали объект открытого доступа, содействующий инициативам по распространению научных знаний.

  

УДК: 655.552

ГРНТИ: 19.51

DOI: 10.11645/15.2.2913

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I2-3

Профессор Деннис Н. Очолла (Dennis N. Ocholla ), представляющий факультет искусств Университета Зулуленда (Ричардс-Бей, ЮАР), в своей статье «Эхо пандемии. Опыт и перспективы библиотечно-информационного образования (LISE) во время пандемии COVID-19 в африканских странах» (Echoes down the corridor. Experiences and perspectives of library and information science education (LISE) during COVID-19 through an African lens) пишет, что пандемия COVID-19 привела к огромным проблемам, но также представила возможности, которые будут иметь значительные последствия в будущем. Автор анализирует опыт и перспективы работы преподавателей библиотечно-информационных наук в Африке во время пандемии и дает ответ на следующие вопросы: каковы последствия пандемии в библиотечно-информационном образовании? каковы представления, сформированные в течение этого периода? каковы проблемы и возможности? Статья Денниса Н. Очоллы представляет собой интерпретативистское качественное исследование, основанное на теориях борьбы со стихийными бедствиями. Оно включает в себя контент-анализ существующей литературы с акцентом на COVID-19 и высшее образование, в частности библиотечно-информационные науки, и оценку результатов открытого электронного анкетирования, проведенного среди отдельных преподавателей библиотечно-информационных наук из восьми стран Африки к югу от Сахары. В дополнение к интерпретированным в ходе исследования данным автор также приводит собственные наблюдения и делится личным опытом. Социально-экономические последствия пандемии в сочетании с введенными ограничениями и изоляцией во многом изменили мир, и библиотечно-информационное образование и деятельность высших учебных заведений являются частью этой непростой ситуации.

Интерпретативистская модель исследования предполагает прямое постижение социальной реальности через процесс поиска «правильного» языка толкования смысла и понимания значения социальной реальности.

  

УДК: 02:37

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-02-2021-0016

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2021-0016/full/html

В статье «Новая программа онлайнового среднего образования для взрослых в американских публичных библиотеках от Gale» (Gale Launches New Online Adult High School Program for Public Libraries) старший редактор колонки «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) рассказывает об альтернативных возможностях получения среднего и послешкольного образования.

Восьмого сентября компания Gale объявила о запуске программы, которая позволит взрослым пользователем завершить среднее образование по программе старшей школы и подготовиться к поступлению в колледж полностью онлайн. Программа реализуется в партнерстве с компанией Excel Education Systems через неправительственную организацию Cognia, обслуживающую более 36 тысяч школ по всему миру. Одной из первых участниц программы стала Библиотека штата Миссури — через нее к программе смогут подключиться другие библиотеки штата. Такая возможность появилась благодаря финансированию библиотеки штата, распределяемому Институтом музейного и библиотечного обслуживания IMLS в соответствии с принятым законом «Американский план спасения» (American Rescue Plan Act). Программа обучения может меняться в зависимости от уровня подготовки обучающегося, и темп ее прохождения пользователь может выбирать самостоятельно; однако у большинства студентов обучение будет занимать 12-18 месяцев. Кроме того, на той же платформе действует программа индивидуального обучения «Train the Brain»; пользователи также смогут планировать свою последующую карьеру.

Аналогичная предшествующая данной программа, реализованная совместно Gale и Smart Horizons Career Online Education, позволила получить среднее образование и аттестаты более чем 4000 выпускников. В программе приняли участие более 150 публичных библиотек.

Gale — образовательная издательская компания, базирующаяся в Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган, США. С 2007 г. является подразделением Cengage — компании-генератора образовательного контента, технологий и услуг для рынков высшего и школьного образования, а также профессиональных и библиотечных услуг. Компания Excel Education Systems основана в 2005 г. и является лидером в предоставлении образовательных услуг в области дистанционного среднего (0-12 классы) и послешкольного образования. В настоящее время программы реализуются на базе двух цифровых школ, соответственно: Excel High School Northgate Academy (штат Миннесота, США) и Вашингтонского института онлайнового обучения (Washington Online Learning Institute). В 2020 г. компания приобрела сервис онлайнового индивидуального обучения и помощи с домашними заданиями «Train the Brain».

  

УДК: 027.4+373.55

ГРНТИ: 13.31.23; 14.25.21

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=gale-launches-new-online-adult-high-school-program-for-public-libraries

Дискурс практической деятельности в сфере формирования информационной грамотности генерирует эпистемологические допущения относительно того, как должна осуществляться такая деятельность, кто ее осуществляет и каковы условия ее реализации. В статье «Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании» (Deconstructing information literacy discourse: Peeling back the layers in higher education) авторы, Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd), исследуют дискурсы информационной грамотности, представленные в профессиональной литературе, посвященной проблемам высшего образования. С этой точки зрения ими были проанализированы 16 учебных пособий и 4 англоязычные модели информационной грамотности. На основании анализа авторы делают предположение о том, что дискурс информационной грамотности формируется в рамках 2 конфликтующих нарративов. Во внешнеориентированном нарративе практика формирования информационной грамотности рассматривается как мотивирующий ресурс, из которого учащиеся черпают знания и навыки, которые потребуются им в сложных и динамичных информационных средах. В рамках нарратива, ориентированного внутрь, учащиеся рассматриваются как не располагающие достаточными компетенциями или знаниями. Последнее утверждение угрожает устойчивости процесса формирования информационной грамотности, поскольку он рассматривается как реализуемый в рамках иерархической модели, когда мотивация к овладению информационной грамотностью приходит в командно-приказном порядке. Данная статья является первой в рамках программы исследований, объектом которых станет эпистемологические предпосылки и дискурсы формирования информационной грамотности в высшем образовании. Авторы рассматривают дискурсы в высшем образовании, определяющие практику формирования информационной грамотности, в которой студенты выступают как обучающаяся сторона, а библиотекари — как специалисты-практики. Выявлена необходимость исследования концепции формирования информационной грамотности как концепции расширения возможностей учащихся. В качестве будущих направлений исследования называются поляризация двух нарративов, а также обращение к более общим проблемам субъекта, целей мотивации, условий выявления недостаточности знаний и к вопросу о преобладающих дискурсах. Вместе с тем, важно исследовать роль библиотекаря и его место в институциональном нарративе как ключевого игрока в деятельности по формированию информационной грамотности.

  

УДК: 001.102+378

ГРНТИ: 12.01; 14.01, 14.35; 20; 13.31.21, 13.31.23

DOI: 10.1177/0961000620966027

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620966027

В декабрьский номер журнала вошла статья Анжелы Мурилло (Angela P. Murillo) и Айунг Юн (Ayoung Yoon) «Тенденции представления проблем цифровой сохранности в литературе: анализ журнальных статей, включенных в учебные программы и курсы» (A study of emerging trends in digital preservation literature: An analysis of journal articles presented in course syllabi).

С развитием технологий цифровой сохранности возникли и разрабатываются учебные программы и курсы в этой области. Оценить эти тенденции в образовании можно, в том числе, проанализировав структуру учебных программ и курсов и рекомендованную к изучению литературу к ним. Это позволило бы выявить темы и тенденции в образовании по направлению обеспечения цифровой сохранности информации. Данное исследование выполнено на базе материалов учебных курсов по магистерским программам в области библиотековедения и информатики, аккредитованным Северным отделением Американской библиотечной ассоциации, с акцентом на научно-исследовательские статьи и материалы научных конференций. Были применены методы библиометрического анализа, тематического моделирования, визуального анализа данных цитирования. Проведен анализ литературы по вопросу, детально представлены результаты исследования и тематика изучаемой литературы, дана количественная оценка тематическим группам, соотнесены данные, полученные при помощи разных методов, указаны конкретные учебные программы.

  

УДК: 004.056:02

ГРНТИ: 50.37.23; 81.93.29, 81.96; 20.23.29

DOI: 10.1177/0961000620967714

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620967714

Статья Анны Суорсы (Anna Suorsa), Дженни С. Боссалер (Jenny S. Bossaller) и Джона М. Бадда (John M. Budd) «Информационная грамотность, профессиональная деятельность и создание знаний: герменевтический феноменологический подход» (Information Literacy, Work, and Knowledge Creation: A Hermeneutic Phenomenological Point of View), опубликованная в октябрьском номере журнала, носит теоретический характер. Концептуальные основания исследовательской и практической деятельности по формированию информационной грамотности специалиста рассматриваются в статье в связи с изучением проблем создания знаний и сферы управления знаниями. Если говорить в целом об образовании, информационная грамотность — это готовность учащегося к жизни по окончании формального обучения. Однако можно ли совершить прыжок от информационной грамотности в контексте образования к успешному участию индивида в информационно-насыщенной профессиональной среде? Герменевтический феноменологический анализ информационной грамотности и создания знаний позволяет представить информационную грамотность как способность вести открытый диалог с миром, ощущать его и жить в нем. Такой подход дает некие инструменты, которые через информационную грамотность связывают две среды, как это показано в документе Ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек «Концепция информационной грамотности для высшего образования» (Framework for Information Literacy for Higher Education). Данное исследование строится на понимании информационной грамотности и создания знаний как ситуативного, эмпирического и коллективного феномена.

Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) является подразделением Американской библиотечной ассоциации (ALA). Это профессиональная ассоциация, объединяющая университетских библиотекарей и других заинтересованных специалистов. Главной целью ставит удовлетворение информационных потребностей сообщества высшего образования и повышение качества и эффективности образования, обучения и научно-исследовательской деятельности. Ассоциация осуществляет поддержку библиотекарей, работающих в научных библиотеках всех типов образовательных учреждений — от среднеспециальных, до библиотек колледжей и университетов, а также специалистов универсальных и специализированных научных библиотек. Это крупнейшее подразделение Американской библиотечной ассоциации насчитывает приблизительно 12 тысяч членов (около 20% от общего количества членов ALA), реализует множество программ для своего сообщества. Издает журнал College & Research Libraries.

  

ГРНТИ: 06.81.23; 14.35; 20.15.31; 13.31.23; 20.01.45

DOI: 10.1086/715916

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/715916

Джеймс Э. Эндрюс (James E. Andrews), Хезер Уорд (Heather Ward) и ЧонВон Юн (JungWon Yoon) в статье «UTAUT как модель оценки отношения библиотекарей к внедрению искусственного интеллекта и связанных с ним технологий» (UTAUT as a Model for Understanding Intention to Adopt AI and Related Technologies among Librarians) изучают как университетские и публичные библиотеки относятся к интеграции новых технологий в свою профессиональную практику. Для анализа были выбраны шесть технологий – искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей, облачные вычисления, большие данные, роботы и дополненная и виртуальная реальность. В ходе опроса, проведенного с 16 ноября 2020 г. по 6 января 2021 г. среди библиотекарей Северной Америки, было отобрано 236 респондентов, из них 115 (48,7%) – это сотрудники университетских библиотек и 121 (51,3%) - публичных библиотек. В качестве теоретической основы авторами использовалась Единая теория принятия и использования технологий UTAUT (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology) - интегрированная причинно-следственная модель, разработанная для описания и прогнозирования принятия и использования технологий в различных областях. UTAUT позволяет оценить различие между определяющими факторами (ожидаемая производительность, ожидаемые усилия, социальное влияние и благоприятные условия) и опосредующими факторами (пол, возраст, опыт и добровольность использования) и понять, как эти определяющие и опосредующие факторы влияют на поведенческое намерение и последующее поведение при использовании. Четыре определяющих фактора помогают формировать положительное или отрицательное суждение человека о новой технологии. Также авторы выполнили моделирование на основе структурных уравнений (SEM) и соответствующий статистический анализ (с использованием SPSS и AMOS). Результаты исследования показали, что ожидаемая производительность и отношение к использованию ИИ и связанных с ним технологий оказали значительное влияние на намерение библиотекарей внедрить эти технологии, в то время как факторы «социальное влияние» и «ожидаемые усилия» не имели существенного влияния. Авторы пришли к выводу, что модель UTAUT является жизнеспособной интегрированной теоретической основой для будущих направлений разработки и продвижения внедрения и использования новых технологий в библиотеках.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.20.31; 28.23; 19.31; 20.15.31; 13.31.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102437

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133321001282

В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html

Нареш Кумар (Naresh Kumar), помощник библиотекаря Центрального университета Харьяны (Индия), в статье «Лидерские качества и навыки сотрудников библиотек: тематическое исследование международной магистерской программы Digital Library Learning» (Library Leadership Qualities and Skills: The International Master Digital Library Learning Case Study) рассказывает о программе обучения работе с цифровыми библиотеками и ее эффективности для развития лидерских качеств молодых специалистов библиотечно-информационного профиля.

Digital Library Learning (DILL) – это двухлетняя международная магистерская программа для специалистов в области информации, призванная дать им навыки, необходимые для навигации по миру цифровых библиотек. Программа осуществляется в партнерстве с тремя европейскими университетами: Колледжем прикладных наук Осло и Акерсхуса (Норвегия), Таллиннским университетом (Эстония) и Университетом Пармы (Италия). В рамках программы студенты проводят три семестра в каждом из университетов-партнеров, а последний семестр, для написания диссертации – в выбранном ими университете. Кроме того, слушатели проходят обязательные отраслевые стажировки в организациях, сотрудничающих с консорциумом DILL. Подать заявку на участие в программе может любой желающий, обладающий необходимой квалификацией и прошедший отбор. Преподавание ведется на английском языке.

Автор статьи отмечает, что программа DILL сочетает в себе профессиональное обучение, междисциплинарный подход, практическое обучение, наставничество и использование опыта сверстников в мультикультурном сообществе, и это отличает ее от традиционных программ обучения. Опрос преподавателей программы показал, что международная структура классов совместно с академической, профессиональной и социальной деятельностью позволила студентам развить лидерские качества и навыки для работы с цифровыми библиотеками. Такой формат обучения помогает учащимся принимать решения, справляться с поставленными задачами и адаптироваться к многообразному культурному контексту.

  

УДК: 023.5+377:02

ГРНТИ: 14.35, 14.37, 14.91; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1080/10572317.2022.2025671

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2022.2025671

В статье «Сравнение образовательных программ Хорватии и США в области библиотечного дела» (Comparison of library studies programs in Croatia and the USA) авторы Анжела Дэвис (Angela R. Davis), Стефани Диас (Stephanie A. Diaz) и Рассел Холл (Russell A. Hall) анализируют минимальные требования, предъявляемые к образовательным программам в области информатики и библиотековедения в Хорватии и США. Статья является логическим продолжением предыдущего исследования в области сравнительного образования и сравнительного библиотековедения. Выполнено комбинированное исследование и проанализированы аккредитованные программы уровня бакалавриата, реализуемые в колледжах и университетах Хорватии (3 учебных заведения) и США (53 вуза). Данные по образовательным программам в области библиотековедения и информатики являются общедоступными, поэтому авторы статьи сочли возможным использовать веб-сайты учебных заведений в качестве источников информации. Список американских вузов, имеющих аккредитацию Американской библиотечной ассоциации на реализацию учебных программ, также размещен на сайте ALA. Выявлены значительные различия и сходные характеристики в программах двух стран. Отмечено, что образовательный маршрут, заложенный в хорватских программах, более структурирован, и магистерской программе обязательно должен предшествовать бакалавриат. Также предполагается лицензирование новых специалистов. В США, как правило, действуют лишь программы послевузовского обучения. В обеих странах образовательные программы характеризуются гибкостью и высокой адаптивностью. От студентов требуется прохождение нескольких фундаментальных курсов в области библиотечного дела, однако в Хорватии акцент сделан на освоении дисциплин, связанных с библиотечными технологиями и управлением фондами. Напротив, американские образовательные программы в большей степени сфокусированы на руководстве и управлении. Кроме того, в США студенты пользуются большей свободой при выборе дисциплин для изучения. Предполагается, что полученные результаты открывают возможности для будущих исследований. Возможно, исследователям будет интересно углубиться в тему политического и исторического влияния на централизацию требований к высшему образованию, в целом, и к библиотечно-информационному образованию, в частности. Статья также будет полезна специалистам в области библиотечного образования нашей страны, так как даст им повод к анализу программ библиотечно-информационного образования и будущих потребностей в данной области.

  

УДК: 377.016:02+377(497.5):377(73)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.91

DOI: 10.1177/03400352221103894

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221103894

Следуя современным глобальным тенденциям Четвертой промышленной революции, научно-исследовательские институты и коммерческие организации по всему миру разрабатывают новые учебные программы для подготовки специалистов по дисциплинам, связанным с большими данными, аналитикой, управлением и курированием данных. Профессор кафедры библиотечно-информационных наук Университета Айн-Шамс (Каир, Египет) Махмуд Шериф Закария (Mahmoud Sherif Zakaria) в статье «Образовательные программы в области науки о данных в учебных заведениях Ближнего Востока: обзорное исследование» (Data science education programmes in Middle Eastern institutions: A survey study) рассказывает о текущем состоянии преподавания науки о данных в ближневосточном регионе. В исследовании проанализированы 48 образовательных программ академических учреждений из тринадцати стран. Автор установил четыре критерия для включения программы в настоящее исследование. Во-первых, в исследование вошли программы, предполагающие получение академической степени, такой как профессиональный диплом, степень бакалавра, магистра или доктора наук. Во-вторых, программы должны быть релевантны следующим трем поисковым запросам в Google: «образование в области науки о данных», «обучение аналитике данных» и «программы в области науки о данных». В-третьих, в названии программы должны фигурировать термины «данные» или «аналитика». Наконец, для исследования были выбраны программы, на веб-сайтах которых представлена достаточная информация о целях, курсах, учебных планах и часах.

Как показало исследование, больше всего (37,5%) программ предлагают страны Персидского залива (Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар и Саудовская Аравия). Среди них больше всего программ (восемь) по науке о данных – в учебных заведениях Саудовской Аравии. В частности, в связи со стремлением правительства Саудовской Аравии заложить фундамент для продвижения экономики, основанной на знаниях, и поддержать планы цифрового преобразования страны, Университет принцессы Нуры бинт Абдулрахман — крупнейший университет для женщин в мире — учредил в сотрудничестве с Дублинским городским университетом (Ирландия) степень магистра компьютерных наук для саудовских женщин.

Автор статьи представляет общий обзор текущей ситуации в образовании в области науки о данных на Ближнем Востоке и предлагает некоторые рекомендации. Поскольку наука о данных имеет междисциплинарный характер, учебные программы должны формировать базовые знания в сфере информационных наук с акцентом на статистику, машинное обучение, визуализацию и интеллектуальный анализ данных. Рекомендуется также учитывать рынок труда, с тем чтобы количество выпускников академических учреждений соответствовала потребности в аналитиках и специалистах по данным. Автор предлагает направления для будущих исследований – например, изучение роли библиотекарей в продвижении науки о данных; преподавание этики этой дисциплины и изучение информационной грамотности; влияние пандемии COVID-19 на образование в области науки о данных во всем мире. Автор отмечает, что материалы исследования могут быть использованы для разработки новых или развития уже существующих образовательных программ как на уровне бакалавриата, так и на уровне последипломного образования.

  

УДК: 37.016:004.6

ГРНТИ: 20.01.45, 20.23; 14.91; 13.31.21

DOI: 10.1177/03400352221113362

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221113362

Статья Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd) «Угроза профессиональной практике: внешнеориентированное и внутренненаправленное позиционирование библиотекаря в обучении информационной грамотности» (Relegating expertise: The outward and inward positioning of librarians in information literacy education) является второй из серии работ, представляющих авторскую исследовательскую программу по изучению эпистемологических оснований и дискурсов обучения информационной грамотности в высшем образовании. В предыдущей статье («Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании») были рассмотрены дискурсы профессиональных нарративов, которые формируют практику обучения информационной грамотности в высшем образовании. В данной статье показано, как метод дискурс-анализа позволяет определить место библиотекаря в этой сфере. Пристальное изучение многочисленных источников позволило выявить два нарратива, по-разному определяющих роль, профессиональные знания и профессиональную деятельность библиотекаря по обучению этому виду грамотности. Внешнеориентированный нарратив на практике обычно исключает использование стандартизированных рекомендаций. В отличие от него, во внутренненаправленном нарративе библиотекари опираются на учебники, находятся в центре процесса обучения, однако при этом представляются как не обладающие компетенциями, необходимыми знаниями и навыками. Оба этих нарратива являются, по сути, формой обособления библиотекаря, угрожающей профессиональной практике.

Авторы рассматривают формирование информационной грамотности в высшем образовании как область на пересечении нескольких дискурсивных пространств и демонстрируют, как происходит позиционирование библиотекарей, осуществляющих обучение информационной грамотности, в организационном, семантическом и функциональном пространстве, как это реализуется в практической работе.

Будущие исследования могут быть направлены на анализ влияния новых моделей информационной грамотности на профессиональную практику в период, когда под вопросом оказалась сама профессионализация библиотечного дела. Следует также продолжить работу по изучению дискурса информационной грамотности, сформировавшегося в секторе высшего образования, жизнеспособности и устойчивости данных нарративов в сложной информационной среде. Статья сопровождается обширной библиографией.

  

УДК: 023.25:002+[378.091]:02

ГРНТИ: 13.31.21; 20.01.45; 14.35.07

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020104

В публикации «Университетские библиотеки: основные стратегии и сервисы в период пандемии COVID-19» (Academic libraries’ main strategies and services during the COVID-19 pandemic) иранские авторы Реза Раджабали Беглу (Reza Rajabali Beglou) и Сомайе Садат Ахшик (Somaye Sadat Akhshik) представляют результаты исследования, призванного выявить наиболее значительные виды деятельности университетских библиотек в период пандемии COVID-19. Исследование было проведено с использованием метода качественного анализа контента, касающегося проблем информационной поддержки высшего образования и научных исследований, а также социальной ответственности библиотек в период кризиса. Для исследования была составлена случайная выборка из 301 университетских библиотек в 16 странах мира. Анализ основан на информации, представленной на веб-сайтах библиотек, а также на научных публикациях, посвященных роли библиотек в названный период. Продемонстрировано, что библиотеки применяли четыре стратегии поддержки науки и образования: создание новых сервисов и видов деятельности, их совершенствование, их трансформация, а также поддержка научных исследований, связанных с распространением вируса COVID-19. Внутри этих стратегий выделены 7 направлений, относящихся к сфере социальной ответственности университетских библиотек: документирование событий, подготовка рекомендаций, текущее информирование общества, фейковая/реальная информация о COVID-19, предоставление медицинской информации о COVID-19. Определены сервисы и виды для каждого из направлений. Выводы, сделанные исследователями, будут полезны как в текущей ситуации, так и в формировании политики библиотек в периоды возможных кризисов будущего.

  

УДК: 027.7:025.5 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.35

DOI: 10.1177/03400352221130778

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/03400352221130778

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1

В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.

  

УДК: 502.131.1:02+37:502/504

ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45

DOI: 10.1108/LM-04-2022-0041

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html

В том же номере опубликована статья Дженни Девайн (Jennie Devine) и Лео Эпплтона (Leo Appleton) «Экологическое образование в публичных библиотеках» (Environmental education in public libraries). Авторы анализируют опыт экологической работы образовательного характера, проводимой публичными библиотеками США. Цель исследования — разработка общих принципов организации экологического образования в публичных библиотеках. Применен качественный метод на основе опросов с последующими интервью специалистов данного типа библиотек, участвующих в образовательных экологических инициативах. Исследователям удалось определить, какие мероприятия с наибольшей вероятностью мотивируют читателей публичной библиотеки к активным действиям и изменению своего экологического поведения. На основании полученных результатов разработана концептуальная схема, учитывающая факторы успешной реализации экологических образовательных программ и мероприятий. К таким факторам авторы относят партнерские инициативы, инклюзивные, популяризаторские и практические мероприятия, включенные в более широкий контекст. Приводятся примеры эффективных мероприятий, предлагаются практические идеи и стратегии. Авторы отмечают, однако, что в фокус их внимания попали лишь те публичные библиотеки, которые участвуют в программах устойчивых сообществ Американской библиотечной ассоциации (ALA) и получили соответствующие гранты. Они утверждают также, что принятие концепции экологического образования и роль, которую могут играть в этой сфере публичные библиотеки, заставляют рассматривать устойчивое развитие как новый основополагающий принцип развития библиотечного дела, а также как область исследований в области библиотечно-информационных наук.

  

УДК: 027:502.131.1+37:502/504

ГРНТИ: 87.01.45, 87.01.39; 13.31.21, 13.31.15

DOI: 10.1108/LM-10-2022-0091

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2022-0091/full/html

В опубликованной во втором номере журнала статье «Эффективность вложений в библиотеку: анализ зависимости между финансированием библиотеки и результативностью исследовательской деятельности организации» (Returns on library investment: seeking causative relationship between the library investment and the institutional research output) авторы, Шивендра Сингх (Shivendra Singh), Рамеш Пандита (Ramesh Pandita) и Киран Байдван (Kiran Baidwan), попытались ответить на вопрос, не превратились ли библиотеки, связанные с обслуживанием образовательных или исследовательских институтов в целом, и в частности, институтов медицинского профиля, в избыточные или нерелевантные структуры, или, напротив, они стали более эффективными и востребованными, внедрив в свою деятельность новейшие технологии. Рассмотрены данные по 20 ведущим образовательным учреждениям Индии, вошедшим в Национальный рейтинг образовательных учреждений Индии 2019 г. (National Institutional Ranking Framework, NIRF). В среднем, каждый из медицинских институтов выделил сумму на развитие собственных библиотечных ресурсов, равную 1260,9 млн индийских рупий, что в пересчете на одну опубликованную научную статью составило 0,104 рупии. Из всего массива исследовательских статей, опубликованных отобранными медицинскими институтами 26,39% подготовлено во Всеиндийском институте медицинских наук (All India Institute Of Medical Science) в Нью-Дели.

Финансовая помощь или финансирование библиотек крайне важны для выживания, существования и развития исследовательских учреждений, тем более когда речь идет о медицине. Прогресс медицины означает повышение благосостояния общества в целом и выигрыш для каждого члена общества от инвестиций в медицинскую науку.

Впервые предпринято масштабное исследование, касающееся роли и значения библиотек в деятельности ведущих медицинских институтов Индии. Авторы утверждают, что результаты исследования могут быть перенесены на все медицинские учреждения страны.

  

УДК: 021.9:61(540)+[027.7:61]:021.9(540)

ГРНТИ: 13.31.15; 20.15.31; 13.31.91

DOI: 10.1108/CC-03-2022-0011

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-03-2022-0011/full/html

В статье «Серьезные игры и игровые возможности для формирования информационной грамотности: итоги реализации европейского проекта NAVIGATE» (Playability of Serious Games in Information Literacy: The Findings of the European Project NAVIGATE) Марина Енчева (Marina Encheva), Николь Крюгер (Nicole Krüger) и Пламена Златкова (Plamena Zlatkova) рассматривают возможности «серьезных игр» для формирования информационной грамотности и их использования университетскими библиотеками и факультетами библиотековедения и информатики для проведения обучения. Можно ли сделать эти игры более привлекательными для учащихся и как этого добиться? В обзоре тематических публикаций, посвященных игровым методам, авторы рассматривают две противоположных стороны феномена игры в рамках спектра, предложенного Роже Кайуа (Roger Caillois): от «paidia» — «власти импровизации и веселья» до «ludus» (регламентированной игры, основанной на правилах и состязательности).

Роже Кайуа — французский писатель, эссеист, философ, социолог, автор книги «Игры и люди» (фр. Les jeux et les hommes). Кайуа рассматривает игру как культурообразующий феномен и анализирует природные мотивы, побуждающие человека к игре. Он даёт определение феномену игры и разрабатывает её классификацию.

Авторы предлагают гипотезу, согласно которой серьезные игры в обучении информационной грамотности не только привлекательны своей игровой составляющей, но и чем больше эта составляющая, тем легче студенты достигают целей обучения, поставленных преподавателями или библиотекарями. В рамках европейского проекта “NAVIGATE – информационная грамотность: игровая учебная методика для выявления фейкового контента” (NAVIGATE – Information Literacy: A Game-based Learning Approach for Avoiding Fake Content) были выявлены и подверглись оценке 70 игр, используемых в академических программах и библиотеках для обучения информационной грамотности. Были выбраны 20 лучших игр, которые затем были ранжированы по следующим критериям: игровая привлекательность, непрерывность, вовлеченность, пользовательский интерфейс, повествовательность (сторителлинг). Создана интерактивная база данных (https://www.navigateproject.eu/navigamesearch-tool/), наглядно представляющая перечень этих игр и названные характеристики. По результатам оценки лучших игр по обучению информационной грамотности и двух оригинальных игр, разработанных в рамках проекта (Information Trap Manager и Navigator), представлен анализ того, как в них соотносятся развлекательно-игровая и состязательно-игровая составляющие, а также их игровая привлекательность и достижения студентов. Предложены последующие этапы оценки игр по обучению информационной грамотности на платформе Playful Experiences (PLEX).

  

УДК: 377:02 + 377.016:004

ГРНТИ: 14.35.09; 20.01.45

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10572317.2023.2198882

Кейтлин Тейлор (Caitlin Taylor) и Даниэла Диджакомо (Daniela DiGiacomo) предприняли анализ литературы по одной из основополагающих проблем реализации информационной грамотности в образовательной среде. Их статья носит название «Формирование концепций информационной грамотности в контекстах начального, среднего и высшего образования. Обзор современных научных публикаций» (Approaches to information literacy conceptualisation in primary, secondary, and higher education contexts. A review of current scholarly literature). Информационный ландшафт XXI века требует от учащихся как от пользователей и творцов информации ответственности, что подразумевает овладение информационной грамотностью (ИГ). Лежащие в основании ИГ концепции влияют на образовательную практику и обучение соответствующим навыкам студентов и школьников. Авторы статьи поставили перед собой задачу проанализировать научные публикации, в которых идеи ИГ концептуализируются в рамках формальной образовательной среды. В целях данного обзора для выбора литературы были выбраны две библиотековедческие базы данных (Library Literature and Information Science Full Text и Library, Information Science and Technology Abstracts), две базы данных образовательной направленности (ProQuest Education Database и ProQuest Eric), а также две универсальных поисковых системы (сервис обнаружения Университета Кентукки и Google Scholar). Собственно поиск был осуществлен в феврале 2021 г.; в выборку попали научные рецензированные статьи на английском языке, опубликованные между 2010 и 2021 гг.

При помощи методов качественного систематического и дедуктивного анализа ими изучены 38 публикаций, что дало представление о концептуализации идеи ИГ в начальном, среднем и высшем образовании. В результате анализа выявлено 5 базовых подходов к концептуализации ИГ в образовании: (1) разработка адаптированных критериев, (2) сравнение признанных моделей, (3) оценка представлений заинтересованных сторон, (4) изучение информационных принципов в основе учебных дисциплин, и (5) развитие информационной практики для информированного выбора критериев. Авторы указывают на факторы и контекст (образовательный, профессиональный, социальный) концептуализации ИГ, а также на теоретические ее основания (феноменография, социокультурная теория, дискурсный анализ), которые объясняют различные аспекты практической реализации концепции.

Изученная литература по вопросам ИГ сосредоточена, главным образом, на эмпирическом материале и информационной среде высшего образования. Всего одна статья в выборке рассматривает контекст начального образования, пять статей сосредоточены на контексте среднего образования и четыре — на образовательной среде начального и среднего образования. Одна статья рассматривает одновременно контекст среднего и высшего образования, и всего две статьи охватывают систему образования полного цикла — от начального до высшего образования. В целом, данное исследование указывает на динамичность концептуализации идеи ИГ.

Несмотря на отсутствие консенсуса у исследователей, библиотекарей, педагогов, профессиональных организаций относительно определения и конструкта ИГ, авторы обзора высказывают предложение о необходимости разнообразия моделей ИГ. При концептуализации ИГ важно признавать многообразие информационных ценностей в глобальном ландшафте и академических контекстах, а также роль личностного фактора и степень влияния сообществ на информационную практику. Это позволит говорить об инклюзивных моделях и конструктах ИГ.

  

УДК: 37.026:002 + 001.83-047.44

ГРНТИ: 14.07.03; 20.01.04

DOI: 10.11645/17.1.3258

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/12