Публичные библиотеки организуют и проводят все больше мероприятий и в связи с этим сталкиваются с очень важной, но часто игнорируемой проблемой оценки проводимых программ. В статье сотрудников факультета искусств Люблянского университета Яна Писански (Jan Pisanski) и Катарины Шваб (Katarina Švab) «Оценка мероприятий публичной библиотеки с использованием комбинации методов» (Evaluating Public Library Events using a Combination of Methods) представлены различные исследования, проведенные для оценки мероприятий для взрослых в крупнейшей публичной библиотеке Словении – Городской библиотеке Любляны. В исследованиях использовалась комбинация методов: анализ содержания веб-сайта библиотеки и рекламных брошюр, интервью как с читателями, так и с библиотекарями, наблюдение за событиями и подробное анкетирование. Кроме того, по результатам исследования были разработаны семь моделей пользователей или «персонажей», представляющих типичные пользовательские группы. Хотя в целом участники были очень довольны предлагаемыми мероприятиями, это исследование выявило возможности для улучшения существующей практики, особенно в отношении планирования мероприятий для конкретных групп пользователей, составления расписания и тематического разнообразия мероприятий, а также продвижения, нацеленного как на существующих, так и на потенциальных посетителей. На основе этого исследования Городская библиотека Любляны подготовила рекомендации для своих будущих мероприятий для взрослых. Кроме того, общий план оценки может быть полезен для любой библиотеки, независимо от ее типа, размера или местоположения.

  

УДК: 021.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1515/libri-2019-0149

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2019-0149/html

Далее, в этом же номере журнала в своей статье «Инструменты карьерного развития. Роль библиотек в повышении квалификации взрослого населения» (Tools for the Job. The role of libraries in upskilling adults) Фатма Гайлан (Fatma Ghailan) пишет о роли библиотек в образовании взрослого населения и помощи ему в приобретении навыков цифровой грамотности, которые будут признаны работодателями. Автор ссылается на посвященный этой теме отчет Американской библиотечной ассоциации за 2016 г., утверждая, что знания, полученные в рамках формальных образовательных программ библиотек, эффективнее стихийно полученных компьютерных навыков с точки зрения их использования в профессиональной деятельности и укрепления социальных связей. Помимо этих программ библиотеки в состоянии предложить взрослым пользователям языковые программы, в том числе направленные на интеграцию иммигрантов. Рассказывается об опыте Публичной библиотеки Квинса (Нью-Йорк, США) в реализации профессионально-ориентированных языковых программ, в том числе на базе платформ электронного обучения Voxy EnGen. Библиотека помогает прошедшим обучение пользователям в трудоустройстве. Подчеркивается, что эта работа финансируется государством.

  

УДК: 027.4:37

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/05/03/tools-for-the-job-library-digital-skills-training-programs/

Автор статьи «Все закончится к Рождеству» (It will all be over by Christmas) Кристин Маккензи (Christine Mackenzie) – президент Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений ИФЛА (IFLA). Кристин Маккензи 12 лет, до 2016 г. занимала пост генерального директора региональной библиотеки Ярра Пленти (Yarra Plenty Regional Library) в Мельбурне (Австралия). В ее статье говорится о том, что столкновение трех больших проблем нашего времени – изменение климата, пандемия и неравенство – сделало 2020 год крайне сложным для всех. И надежды на то, что в ближайшее время мы вернемся к прежнему нормальному состоянию, угасают. «Мы можем скатиться в мрачное будущее и отчаяние, – пишет автор, – или мы можем показать, как библиотеки помогают создавать лучший, более устойчивый мир. Повестка дня Организации Объединенных Наций на период до 2030 г. в области Целей устойчивого развития актуальна как никогда и служит основой наших действий». Далее автором рассматриваются события, формировавшие мир в 2020 г., и исследуется их влияние на работу публичных библиотек. Автор приводит в пример три новые библиотеки в Нидерландах, которые своей работой показывают миру, какими могут быть библиотеки. В своей работе они переосмысливают миссию публичных библиотек и побуждают нас придерживаться профессиональных ценностей — доступа к информации и знаниям, грамотности и инновациям — и отстаивать их. Однако надо отметить, что статья представляет личные взгляды Кристин Маккензи, и не является выражением официальной позиции ИФЛА.

  

УДК: 027.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-07-2020-0106

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-07-2020-0106/full/html

Весенний номер журнала Library Trends посвящен проблемам публичных библиотек. Доступ к материалам журнала предоставляется на платной основе, однако с ними можно ознакомиться по подробным фрагментам или аннотациям. Джойс М. Лэтем (Joyce M. Latham) и Ной Ленстра (Noah Lenstra) в своей вводной статье «Исследуя практический опыт/Практикуя исследовательскую деятельность: партнерство публичных библиотек с научным сообществом» (Researching Practice/Practicing Research: The Public Library in Partnership with Academia) пишут об изменениях, которые происходят в деятельности публичных библиотек, и о необходимости восполнить пробел и привлечь к исследованию данной области ученых и практических специалистов библиотечно-информационной сферы. Предложен обзор профессиональной литературы. В некоторых анализируемых работах указывается на недостаток профессиональных площадок для подобных публикаций и авторов, пишущих по данной проблематике. Особенно важно, чтобы проблема освещалась изнутри — самими библиотекарями публичных библиотек, которых должно поддержать академическое сообщество. Авторы статьи считают, что стремление свести деятельность публичной библиотеки исключительно к информационному обслуживанию, является ошибочным, между тем общественно-значимые инициативы публичных библиотек становятся объектом исследований за пределами библиотечной науки. В шести статьях, размещенных в весеннем номере журнала, проблемы публичных библиотек рассматриваются глазами самих библиотекарей.

  

УДК: 027.4:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0043

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798020

Мэттью Вайрик Джонсон (Matthew Weirick Johnson) и Меджи Лэшер (Meggie Lasher) представляют статью «Серия семинаров для сообщества в области библиотечно-информационных наук » (The Community Workshop Series: A Case Study for Community-Engaged Learning in LIS). Уже более десяти лет Университет Северной Каролины (University of North Carolina, UNC) в Чэпел Хилл проводит серию семинаров по обучению цифровой грамотности и компьютерным технологиям для местного сообщества. Это партнерская инициатива Университета Северной Каролины и публичных библиотек. Авторы статьи, студенты Школы информатики и библиотековедения, являются координаторами данной программы. Они рассматривают ее в контексте существующих публикаций по вопросам цифровой и информационной грамотности, а также с точки зрения взаимодействия с сообществом и своего собственного опыта как студентов, оценивая пользу программы и аналогичных проектов для подготовки библиотечных профессионалов, поддержки потребностей местного сообщества и расширения функционала публичных библиотек. После общего обзора программы авторы представляют исследование, в котором уделено внимание этапу разработки серии семинаров, ее реализации, а также практическим рекомендациям по подготовке аналогичных проектов, а также приводят дополнительные материалы и документы, которые помогут в создании других библиотечно-информационных программ с участием местных сообществ.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0045

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798022

Паула Очоа (Paula Ochoa), Пауло Силва (Paulo Silva), Сюзана Сильвестре (Susana Silvestre) представляют свою статью «Всемирное кафе Алькантра: сеть публичных библиотек Лиссабона и местные сообщества в партнерстве с Университетом NOVA» (Alcântara World Café: Lisbon Public Libraries Network and NOVA University Partnership within Communities’ Processes of Participation). В 2018 г. Новый университет Лиссабона, Португалия, (NOVA FCSH) и муниципалитет Лиссабона заключили партнерское соглашение о совместных исследованиях, связанных с работой сети публичных библиотек Лиссабона. Один из партнерских проектов реализован в форме «Всемирного кафе» — это инициатива самой сети библиотек и магистерской программы Университета NOVA по подготовке специалистов по управлению информацией. В статье представлены первые результаты работы и обсуждаются вопросы приведения в соответствие организационных стратегий и исследовательской работы в обеих сферах в процессе сбора данных, продвижения и защиты новой модели библиотечного обслуживания — «Кафе Алькантра», — базирующейся на сотрудничестве между библиотеками и их сообществами. Эта модель призвана способствовать реализации Стратегической программы «Библиотека XXI» (2012), разработанной муниципалитетом Лиссабона. Интегрированный подход позволил реализовать модель в 3 измерениях, учитывающих видение библиотеками потребностей своих читателей, участие заинтересованного местного сообщества в деятельности кафе Алькантра и стратегический анализ библиотечно-информационного обслуживания с привлечением к дискуссии студентов и использованием методов коллективной оценки.

  

УДК: 027.4:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0047

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798024

Паула Очоа (Paula Ochoa), Пауло Силва (Paulo Silva), Сюзана Сильвестре (Susana Silvestre) представляют свою статью «Всемирное кафе Алькантра: сеть публичных библиотек Лиссабона и местные сообщества в партнерстве с Университетом NOVA» (Alcântara World Café: Lisbon Public Libraries Network and NOVA University Partnership within Communities’ Processes of Participation). В 2018 г. Новый университет Лиссабона, Португалия, (NOVA FCSH) и муниципалитет Лиссабона заключили партнерское соглашение о совместных исследованиях, связанных с работой сети публичных библиотек Лиссабона. Один из партнерских проектов реализован в форме «Всемирного кафе» — это инициатива самой сети библиотек и магистерской программы Университета NOVA по подготовке специалистов по управлению информацией. В статье представлены первые результаты работы и обсуждаются вопросы приведения в соответствие организационных стратегий и исследовательской работы в обеих сферах в процессе сбора данных, продвижения и защиты новой модели библиотечного обслуживания — «Кафе Алькантра», — базирующейся на сотрудничестве между библиотеками и их сообществами. Эта модель призвана способствовать реализации Стратегической программы «Библиотека XXI» (2012), разработанной муниципалитетом Лиссабона. Интегрированный подход позволил реализовать модель в 3 измерениях, учитывающих видение библиотеками потребностей своих читателей, участие заинтересованного местного сообщества в деятельности кафе Алькантра и стратегический анализ библиотечно-информационного обслуживания с привлечением к дискуссии студентов и использованием методов коллективной оценки.

  

УДК: 027.4:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0047

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798024

Сотрудники Видземского университета прикладных наук (Латвия) – директор по исследованиям в области СМИ, коммуникаций и управления Агнес Дэвидсон (Agnese Davidsone) и методист Кристин Кин (Kristine Kine) провели исследование, в задачи которого входило изучение роли публичных библиотек в повышении медиаграмотности и продвижении гражданского участия в Латвии. Результаты опубликованы в очередном номере журнала Journal of Librarianship and Information Science в статье «Публичные библиотеки Латвии как ресурс, партнер и инициатор продвижения медиаграмотности и гражданского участия в местных сообществах» (Latvian public libraries as a resource, cooperation partner and initiator for promoting media literacy and civic participation in local communities). В рамках исследования было проведено 15 полуструктурированных интервью с сотрудниками публичных библиотек. Опросы показали, что библиотекари могут помочь в формировании навыков потребления информации, предоставляя возможности обучения для всех членов общества. Однако возникает несколько проблемных аспектов, в том числе отсутствие специальных методических материалов для библиотек, трудности с охватом аудитории, которая нуждается в обучении медиаграмотности, и недостаточные навыки медиаграмотности у самих библиотекарей. Библиотекари, участвовавшие в исследовании, заявили, что им необходимы более актуальные знания в области медиаграмотности, соответствующие современным критериям оценки информации. Библиотеки также участвуют в формировании гражданской компетентности, в основном путем содействия различным формам гражданского участия и обеспечения равного доступа к инфраструктуре и библиотечным ресурсам. Сами библиотекари считают, что библиотеки способствуют повышению осведомленности местного сообщества и укрепляют его самобытность, тем самым укрепляя демократическое общество. Библиотеки также способствуют развитию у членов общества чувства ответственности, организуя различные мероприятия и привлекая граждан к волонтерской работе. Таким образом, публичные библиотеки могут стать более заметными в местных сообществах как поборники гражданского участия. Это, безусловно, потребует от библиотекарей более активной роли в общественной жизни и выстраивания партнерских отношений с местными сообществами.

  

УДК: 027.4+070.11

ГРНТИ: 13.31.23; 19.45

DOI: 10.1177/09610006211036736

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211036736

Авторы Джейсон С. Янг (Jason C. Young), Брэндин Бойд (Brandyn Boyd), Катя Ефимова (Katya Yefimova), Стейси Ведлейк (Stacey Wedlake), Крис Кауард (Chris Coward) и Рольф Хапель (Rolf Hapel) опубликовали совместную статью «Роль библиотек в борьбе с ложной информацией: постановка проблемы» (The role of libraries in misinformation programming: A research agenda), в которой говорится о том, что в последние несколько лет дезинформация и фейковые новости распространились по платформам социальных сетей и сообществам, что имеет серьезные социальные и политические последствия. Библиотекари уверены, что могут и должны играть центральную роль в просвещении населения и борьбе с дезинформацией, однако при этом отсутствует понимание того, какими средствами и на какой основе эта борьба должна осуществляться. В данной статье, на основании анализа интервью и результатов обсуждений на семинаре, проведенном среди сотрудников публичных библиотек штата Вашингтон, очерчена новая область исследований. Обобщены эмпирические данные. Выявлены три направления, по которым научное сообщество могло бы помочь библиотекам эффективно решать проблемы, связанные с дезинформацией, фейковой информацией и т.п. Это разработка эффективных программ, инструментария, релевантного возникающим проблемам подобного характера, а также понимание политического и экономического контекста, который ограничивает свободу библиотек в обращении к неоднозначным темам, а порой ставит под угрозу их финансирование и сотрудничество с тем или иным сообществом. Рассмотрены форматы разработки программ, как уже существующих, так и перспективных и наиболее эффективных с точки зрения библиотекарей. Под форматами здесь подразумеваются различные типы и формы организации публичных мероприятий, проводимых в библиотеках. На сложную информационную экосистему, в которой возможно появление ложной информации, можно воздействовать, в частности, методами обучения технологической грамотности. Проведенное исследование носит пилотный характер и открывает возможности для более глубокого изучения проблемы, что поможет публичным библиотекам реализовать свой потенциал в борьбе с дезинформацией.

  

УДК: 021.4:001.9

ГРНТИ: 12.01; 13.31; 20.15.31; 50.41.25

DOI: 10.1177/0961000620966650

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0961000620966650

В этом же номере журнала Library Management опубликована статья доцента Департамента архивов, библиотечного дела и музееведения Ионического университета Петроса Костажиоласа (Petros Kostagiolas) и сотрудницы Публичной центральной исторической библиотеки Корфу Анны Кацани (Anna Katsani) «Управление публичными библиотеками во время пандемии COVID-19: систематический обзор литературы по методу PRISMA» (The management of public libraries during COVID-19 pandemic: a systematic literature review through PRISMA method). В статье представлен анализ литературы о воздействии пандемии коронавируса COVID-19 на деятельность публичных библиотек и о мерах, предпринятых руководством библиотек во время пандемии и в постпандемическую эпоху. Он основан на методе предпочтительных параметров отчетности для систематических обзоров и мета-анализов (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses, PRISMA) и охватывает публикации на английском языке, появившиеся в научных онлайн-ресурсах в период с января 2020 г. по июнь 2021 г. Использовались публикации, размещенные в библиографических базах данных (например, Scopus, Pubmed и Google Scholar), в базах данных международных научных, технических и медицинских издательств (например, Emerald Group Publishing, Elsevier-ScienceDirect, Springer, журналы SAGE, Taylor & Francis Online и т.д.), а также в отдельных цифровых репозиториях и онлайн-ресурсах ассоциаций и организаций. Обзор содержит анализ существующих парадигм управления публичными библиотеками, которые можно использовать на организационном, национальном или международном уровне при разработке стратегии для публичных библиотек по окончании пандемии COVID-19. Библиотеки стремятся реагировать на существующий кризис в области здравоохранения как современные, доступные, устойчивые, конкурентоспособные и надежные центры информационных ресурсов, сохраняющие культурное наследие и принципы демократии. В статье подчеркивается особый вклад публичных библиотек в жизнь сообщества, они предоставляют онлайн-услуги и программы, достоверную информацию о здоровье, культуре и образовании, способствуют распространению исследований о COVID-19, информационной грамотности и инновациям.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 20.15.3

DOI: 10.1108/LM-08-2021-0068

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-08-2021-0068/full/html

В статье Касс Балзер (Cass Balzer) «Всплеск социальной активности в связи с соблюдением Первой поправки к Конституции США в публичных библиотеках» (Uptick in First Amendment Audits) рассказывается о феномене визитов «ревизорро» в публичные библиотеки США. Библиотекари все чаще сталкиваются с довольно агрессивным поведением этих лиц, которые заявляют, что занимаются проверкой соблюдения Первой поправки к Конституции США.

Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет: 1. Поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию. 2. Запрещать свободное вероисповедание. 3. Посягать на свободу слова. 4. Посягать на свободу прессы. 5. Ограничивать свободу собраний. 6. Ограничивать право народа обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Люди, называющие себя «аудиторами», «ревизорами», проходят в общественные здания, такие как полицейские участки и библиотеки, чтобы снять видео о нарушениях Первой поправки к Конституции США, как им это видится. Данное движение развивается уже на протяжении нескольких лет, однако Бюро интеллектуальных свобод (Office for Intellectual Freedom, OIF) Американской библиотечной ассоциации (ALA) отмечает всплеск данной активности в 2021 г. Несмотря на то, что эта практика давно известна библиотекарям, последние отмечают, что она становится все агрессивнее, организованнее и все чаще носит прицельный характер. Причем когда видео становится вирусным в соцсетях, бороться с последствиями и пытаться оправдать свое поведение или разъяснить правила для посетителей библиотекарям удается далеко не всегда.

В октябре 2019 г. OIF опубликовало в своем блоге пост, обобщив опыт, которым поделились директора нескольких библиотек. Это позволило лучше понять, на каких юридических основаниях могут действовать библиотекари, чтобы противостоять поведению, нарушающему правила библиотеки или права сотрудников и читателей. Кроме того, библиотекарям рекомендуют пересмотреть некоторые аспекты своего поведения и правила, связанные с фото- и видеосъемкой.

Готовность к такому визиту – лучшая защита от негативного результата или вирусного видео в соцсетях. Библиотекари могут принять меры заранее и свести к минимуму саму возможность нанести вред такой проверкой. Рекомендации для библиотек составлены директором OIF Деборой Колдвелл-Стоун (Deborah Caldwell-Stone).

Необходимо понимать, что роль библиотеки как общественного института ограничена определенными рамками. Эти ограничения выражаются в том, что свобода высказываний должна быть соотнесена с природой данного института. Другими словами, правила поведения в библиотеке и ее политика соблюдения неприкосновенности частной жизни часто преобладают над правом частного лица осуществлять видео- или фотосъемку в данном пространстве. Библиотеки могут сами устанавливать правила такой съемки внутри своих помещений, даже в тех случаях, когда речь идет о публичных библиотеках.

Рекомендуется изложить в письменном виде и принять правила поведения в библиотеке, если необходимо — пересмотреть существующие. Четко сформулированная политика позволяет сотрудникам библиотеки регулировать свое поведение таким образом, чтобы были соблюдены как неприкосновенность личности, так и безопасность в библиотеке. Как всегда, важную роль в этом процессе играют обучение персонала и консультации с библиотекой штата или юридической службой.

Библиотекарям следует знать свои права и обязанности. Работники публичных библиотек являются муниципальными или государственными служащими. В американской судебной практике зарегистрировано несколько случаев, когда было подтверждено право частных лиц на аудио- и видеосъемку государственных служащих во время исполнения последними служебных обязанностей в публичном пространстве, независимо от их согласия или несогласия. Однако это не является разрешением на преследование или оскорбление служащих.

Для посетителей должны быть точно обозначены все зоны, где соблюдается неприкосновенность частной жизни. Это все непубличные пространства внутри библиотечного здания, такие как туалеты, офисы сотрудников, комнаты отдыха, служебные помещения и резервируемые кабинеты для индивидуальных занятий. Четкая навигация позволяет выделить пространства, в которых «ревизор» нарушает политику библиотеки.

Нужно ясно понимать, когда вступать в контакт, а когда его избегать. Даже если «ревизор» не нарушает никаких правил поведения, постарайтесь все же избегать контакта. Очень часто такие лица имеют целью вывести библиотекаря из себя. Если сотрудники будут пресекать их попытки, то эти проверки с наибольшей вероятностью не причинят библиотеке неприятности.

  

УДК: 027:024.1/.6+347.12+316.752/.754

ГРНТИ: 13.31; 10.89, 10.27; 04.51; 15.41.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/01/03/uptick-in-first-amendment-audits-2/

Статья Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall) «Публичная библиотека как общественное пространство: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) представляет концепцию публичной библиотеки XXI века и ее эпистемологические функции. Результаты лонгитюдного (длительного) исследования с участием фокус–групп, представляющих пользователей публичных библиотек двух частей Великобритании, вошли в докторскую диссертацию Л. Эпплтона, защита которой состоялась в 2020 г. Сбор данных пришелся на конец длительного периода бюджетных ограничений в отношении публичных библиотек, связанных с глобальным кризисом начала XXI в. Проанализирована роль публичных библиотек Великобритании как публичной среды и способы реализации этой роли через эпистемологические, общественные и политические функции.

Лонгитюдный анализ - научная методика исследования объекта или группы объектов на протяжении длительного периода (как правило, до нескольких лет или десятилетий), за который эти объекты успевают существенным образом поменять свои значимые характеристики.

Исследование с участием территориально-распределенной фокус-группы было разбито на три этапа. Всего в восьми различных библиотечных организациях Англии и Шотландии были собраны 24 фокус-группы: в 2015–2016 гг. (Этап 1), 2016–2017 гг. (Этап 2) и 2017–2018 гг. (Этап 3). Полученные данные подверглись расшифровке, кодированию с использованием NVivo 10 и последующему тематическому анализу. Они могут быть признаны репрезентативными для публичных библиотек Великобритании, как правило, располагающими инклюзивным неоднородным пространством, которое само по себе является коллективной общественной ценностью и в котором происходит генерация интеллектуального капитала и обмен знаниями. Роль публичной библиотеки как общественной среды тесно связана с ее эпистемологическими функциями, реализуемыми в информационном обслуживании, не ограниченном предоставлением доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностных взаимодействий в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Такой обмен есть проявление общественной функции публичных библиотек, которые выступают как платформа, на которой граждане могут принимать активное участие в жизни общества и особенно в демократических процессах.

В отличие от большинства современных работ, исследующих общественное и экономическое влияние библиотек, чаще всего — на основе количественных данных, в данном исследовании демонстрируется эпистемологическая ценность библиотечного обслуживания. Кроме того, важно и то, что объектом изучения в данном случае стали публичные библиотеки, которые часто оказываются на периферии библиотековедческих исследований подобного типа. Показано также, что лонгитюдные исследования территориально-распределенных фокус-групп могут служить источником качественных научных данных для последующего анализа и комплексного рассмотрения научных и общественных проблем.

  

УДК: 027(410):021.1

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91; 04.15

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html

Статья Ноя Ленстры (Noah Lenstra), опубликованная в ноябре и озаглавленная «От соседства к смешанному пространству» (From Co-location to Blended Facilities), рассказывает об опыте сосуществования библиотек с другими организациями в пределах одного общественного здания. Расположение публичной библиотеки в центре города или в городском парке всегда являлось естественным решением. Однако все большее распространение получает идея размещения библиотеки в зданиях государственных и общественных центров. Такая структура, безусловно, не только облегчает логистику, но и позволяет публичным библиотекам реально сотрудничать с департаментами «парков и зон отдыха» [аналог отечественных отделов культуры], создавать смешанные пространства для совместного использования в общественных центрах, принадлежащих городу или округу. Стратегические планы департаментов «парков и зон отдыха» часто включают в себя создание творческих пространств и в целом работу с основной целевой аудиторией — подростками и молодежью; при этом библиотеки имеют обширный опыт обслуживания разнообразных пользовательских групп, организации программ социальной поддержки. Рассказывается о трех таких коллаборациях, реализованных в штатах Нью-Джерси, Виргиния и Колорадо. Приводятся примеры совместной деятельности, которая выходит за пределы ограниченного физического пространства библиотеки: книжные выставки в кафе, проведение специальных библиотечных мероприятий в спортивном зале, лекции фитнес-инструктора для читателей, кулинарный мастер-класс. Сотрудничество является целью и инструментом деятельности библиотек, располагающихся в общественных зданиях.

  

УДК: 027.9 + 021.2

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.15, 13.31.91

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/publiclibraries/From-Co-location-to-Blended-Facilities

В том же номере опубликована статья Дженни Девайн (Jennie Devine) и Лео Эпплтона (Leo Appleton) «Экологическое образование в публичных библиотеках» (Environmental education in public libraries). Авторы анализируют опыт экологической работы образовательного характера, проводимой публичными библиотеками США. Цель исследования — разработка общих принципов организации экологического образования в публичных библиотеках. Применен качественный метод на основе опросов с последующими интервью специалистов данного типа библиотек, участвующих в образовательных экологических инициативах. Исследователям удалось определить, какие мероприятия с наибольшей вероятностью мотивируют читателей публичной библиотеки к активным действиям и изменению своего экологического поведения. На основании полученных результатов разработана концептуальная схема, учитывающая факторы успешной реализации экологических образовательных программ и мероприятий. К таким факторам авторы относят партнерские инициативы, инклюзивные, популяризаторские и практические мероприятия, включенные в более широкий контекст. Приводятся примеры эффективных мероприятий, предлагаются практические идеи и стратегии. Авторы отмечают, однако, что в фокус их внимания попали лишь те публичные библиотеки, которые участвуют в программах устойчивых сообществ Американской библиотечной ассоциации (ALA) и получили соответствующие гранты. Они утверждают также, что принятие концепции экологического образования и роль, которую могут играть в этой сфере публичные библиотеки, заставляют рассматривать устойчивое развитие как новый основополагающий принцип развития библиотечного дела, а также как область исследований в области библиотечно-информационных наук.

  

УДК: 027:502.131.1+37:502/504

ГРНТИ: 87.01.45, 87.01.39; 13.31.21, 13.31.15

DOI: 10.1108/LM-10-2022-0091

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2022-0091/full/html

В статье «Публичная библиотека как пространство общественной жизни: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) авторы, Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall), соотносят роль британских публичных библиотек как сферы общественной жизни с их эпистемологической, социальной и политической функциями. Для лонгитюдного анализа была привлечена фокус-группа из читателей публичных библиотек, проживающих в различных регионах страны. Исследование было реализовано в три этапа. Были собраны данные о 53 активных читателях, входивших в 24 фокус-группы, опрос которых происходил в 8 разных публичных библиотеках Англии и Шотландии в 2015–2016 гг. (фаза 1), 2016–2017 гг. (фаза 2) и 2017–2018 гг. (фаза 3). Данные подверглись транскрипции и кодированию для последующего тематического анализа с использованием программного обеспечения NVivo 10. Было обнаружено, что роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни тесно связана с реализацией эпистемологической функции библиотеки, делая информационное обслуживание более многосторонним и выводя его за пределы предоставления доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностного взаимодействия в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Через этот обмен реализуется также социальная функция публичных библиотек как платформы активного гражданского участия в общественной жизни и, в частности, в демократических процессах. До сих пор работы, посвященные ценности публичных библиотек, в большинстве своем касались социального и/или экономического влияния библиотек и основывались чаще всего на анализе количественных данных. В настоящем же исследовании утверждается фундаментальная эпистемологическая ценность сервисов публичной библиотеки. Это позволяет отнести данную работу к исследованиям в области информационного общества, в которой до сих пор роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни считалась во многом периферийной.

  

УДК: 025.5:027.7+[027.7:021]:165

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.19

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html

Грейс Лю (Grace Liu), Шошана Франк (Shoshana Frank), Элизабет Дайсон (Elizabeth Dawson) и Оланике Оланийи (Olanike Olaniyi) обсуждают проблемы профессиональной коммуникации в статье «Участие в международных библиотечных конференциях: установки, потребности и барьеры. Опрос членов ALA» (Librarians’ Attitudes, Needs, and Barriers to Participating in International Conferences: A Survey of ALA Members). Представлены результаты исследования, проведенного среди членов Американской библиотечной ассоциации с целью выявления интересов, барьеров, влияющих на решения факторов, потребностей в поддержке, предпочтений библиотекарей, связанных с участием в международных конференциях. В приложении приведена анкета, состоящая из 20 многовариантных вопросов с возможностью выбора одного ответа, нескольких ответов, а также позволяющих сформулировать собственный ответ. Опрос состоялся в мае 2022 г. Анкета была разослана по каналу ALA Connect 43100 членам ALA. Было получено 282 отклика, из них 277 полностью заполненных анкет. Приведены характеристики респондентов по специализации в библиотеке, по типу библиотеки, по профессиональному опыту. Основным барьером на пути к личному участию в международных мероприятиях названо отсутствие финансовой поддержки – 82% процента библиотекарей заявили об этом. Также названы языковые барьеры, стоимость поездки (виза, бронирование), необходимость использовать личное время, отсутствие поддержки руководителей, незнание чужой страны, соображения безопасности. Проведено сравнение между участием с личным присутствием и участием в онлайн-конференциях. В целом, исследование показало, что несмотря на то, что большинство библиотекарей выражает большую заинтересованность в участии в таких конференциях, более половины из них никогда в них не участвовало или участвовало крайне редко. Основной довод в пользу таких конференций — это знакомство с библиотечным опытом других стран и перспективами развития библиотечного дела в мире. Такие факторы, как масштаб конференции, ее тематика и репутация, доступность финансирования, серьезно влияют на решение об участии. Авторы рекомендуют профессиональным организациям активно менять ситуацию, обеспечивая финансирование, защиту профессиональных интересов специалистов, информационную поддержку. В целом, исследование продемонстрировало наличие существенного потенциала для расширения профессионального горизонта библиотекарей и их профессионального развития через участие в международных конференциях, а также необходимость интенсивной поддержки и ресурсов для участия в международных конференциях.

  

УДК: 02:005.745(100) + 02:001.83(100)

ГРНТИ: 13.31.17

DOI: 10.23974/ijol.2023.vol8.3.304

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/304

Амелия Андерсон (Amelia Anderson) и Абигейл Филлипс (Abigail Phillips) представляют свое исследование «Возможности и пути развития творческих пространств для взрослых читателей с ограниченными возможностями в публичных библиотеках» (Opportunities and Areas for Improvement in Public Library Makerspaces for Adults with Disabilities). Творческие пространства стали реальностью уже многих публичных библиотек в США. Однако пока не рассматривался вопрос о том, как эти пространства функционируют с учетом потребностей читателей с ограниченными возможностями. В настоящем исследовании приведены качественные данные, полученные на основе методики фокус-групп с участием как читателей библиотек, так и самих библиотекарей. Кроме того, с той же целью проведен онлайн-опрос. Результаты позволяют говорить о реальных потребностях этого значимого сегмента пользовательской аудитории публичных библиотек, проанализировать существующую практику, связанную с использованием творческих пространств и предложить пути реализации более эффективного инклюзивного обслуживания.

  

УДК: 027.4.022:364.65-056.26

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1086/726323

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/pdf/10.1086/726323