Брэди Лунд (Brady Lund), аспирант, соискатель докторской степени из Школы библиотековедения и управления информацией Университета шт. Канзас в Эмпории, США, задается вопросом: «Четвертая промышленная революция: Представляет ли она экзистенциальную угрозу для библиотек?» (The Fourth Industrial Revolution: Does It Pose an Existential Threat to Libraries?). Нет, не представляет, утверждает он — по крайней мере, не больше, чем представляла до сих пор любая другая технологическая инновация (информационные системы, персональные компьютеры, Интернет, электронные книги, Google, Академия Google). При этом весьма вероятно, что возникающие в данную минуту технологии медленно, но верно приведут к кардинальным изменениям в том, как функционируют библиотеки. Те из них, которые откажутся не в состоянии понять или внедрить эти технологии, останутся далеко позади. Поэтому, как обычно, мы должны идти в ногу с развитием технологий и быть готовыми принять идеи, которые предлагает нам профессиональная литература (например, журнал, в котором напечатана данная статья) и которые помогают нам более эффективно служить читателям. В статье автор говорит о том, что представляет собой четвертая промышленная революция и какое значение она имеет для профессии библиотекаря. Автор не видит противоречий между реализацией современных технологий и миссией библиотек. В частности, университетские программы профессиональной подготовки свидетельствуют о том, что библиотеки способны интегрировать современные технологии и связанную с ними проблематику в свою деятельность и стратегию.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.13193

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13193

В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html

С проблемой избыточности информации и перенасыщенности информацией столкнулся каждый пользователь; она известна и библиотечным специалистам и вызывает растущий интерес научного сообщества, в том числе в сферах информационных и компьютерных наук. Этому посвящена статья «Информационная перенасыщенность: концептуальный анализ» (Information overload: a concept analysis) Мохамеда Амина Белаббес (Mohamed Amine Belabbes), Иана Рутвена (Ian Ruthven), Яшара Мошфеги (Yashar Moshfeghi), Дианы Расмуссен Пеннингтон (Diane Rasmussen Pennington). Авторы отмечают, тем не менее, что четкое понимание этого явления отсутствует, как и отсутствует консенсус на этот счет. Целью данного исследования является определение концепции «информационного перенасыщения». Проведен концептуальный анализ по методике Роджера. Он выполнен на базе корпуса документов, опубликованных между 2010 г. и сентябрем 2020 г.; в 151 документе речь идет о перенасыщенности информацией, а в 10 — о когнитивной перегруженности. Все эти документы относятся к сфере компьютерных и информационных наук и содержатся в базах данных ACM Digital Library, Scopus и Library and Information Science Abstracts (LISA). Термин «когнитивная перегруженность» предложен в качестве замещающего для «информационного перенасыщения». Проведенный анализ позволил выявить триггеры, проявления и последствия информационного перенасыщения. Триггеры относятся к информационным характеристикам, информационным потребностям, рабочей среде, индивидуальным когнитивным способностям и информационной среде. Авторы различают эмоциональные и когнитивные проявления информационного перенасыщения, его внутренние и внешние последствия.

  

УДК: 001.102+002:159.9+004

ГРНТИ: 20.01.07, 20.23

DOI: 10.1108/JD-06-2021-0118

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-06-2021-0118/full/html