Следуя современным глобальным тенденциям Четвертой промышленной революции, научно-исследовательские институты и коммерческие организации по всему миру разрабатывают новые учебные программы для подготовки специалистов по дисциплинам, связанным с большими данными, аналитикой, управлением и курированием данных. Профессор кафедры библиотечно-информационных наук Университета Айн-Шамс (Каир, Египет) Махмуд Шериф Закария (Mahmoud Sherif Zakaria) в статье «Образовательные программы в области науки о данных в учебных заведениях Ближнего Востока: обзорное исследование» (Data science education programmes in Middle Eastern institutions: A survey study) рассказывает о текущем состоянии преподавания науки о данных в ближневосточном регионе. В исследовании проанализированы 48 образовательных программ академических учреждений из тринадцати стран. Автор установил четыре критерия для включения программы в настоящее исследование. Во-первых, в исследование вошли программы, предполагающие получение академической степени, такой как профессиональный диплом, степень бакалавра, магистра или доктора наук. Во-вторых, программы должны быть релевантны следующим трем поисковым запросам в Google: «образование в области науки о данных», «обучение аналитике данных» и «программы в области науки о данных». В-третьих, в названии программы должны фигурировать термины «данные» или «аналитика». Наконец, для исследования были выбраны программы, на веб-сайтах которых представлена достаточная информация о целях, курсах, учебных планах и часах.

Как показало исследование, больше всего (37,5%) программ предлагают страны Персидского залива (Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар и Саудовская Аравия). Среди них больше всего программ (восемь) по науке о данных – в учебных заведениях Саудовской Аравии. В частности, в связи со стремлением правительства Саудовской Аравии заложить фундамент для продвижения экономики, основанной на знаниях, и поддержать планы цифрового преобразования страны, Университет принцессы Нуры бинт Абдулрахман — крупнейший университет для женщин в мире — учредил в сотрудничестве с Дублинским городским университетом (Ирландия) степень магистра компьютерных наук для саудовских женщин.

Автор статьи представляет общий обзор текущей ситуации в образовании в области науки о данных на Ближнем Востоке и предлагает некоторые рекомендации. Поскольку наука о данных имеет междисциплинарный характер, учебные программы должны формировать базовые знания в сфере информационных наук с акцентом на статистику, машинное обучение, визуализацию и интеллектуальный анализ данных. Рекомендуется также учитывать рынок труда, с тем чтобы количество выпускников академических учреждений соответствовала потребности в аналитиках и специалистах по данным. Автор предлагает направления для будущих исследований – например, изучение роли библиотекарей в продвижении науки о данных; преподавание этики этой дисциплины и изучение информационной грамотности; влияние пандемии COVID-19 на образование в области науки о данных во всем мире. Автор отмечает, что материалы исследования могут быть использованы для разработки новых или развития уже существующих образовательных программ как на уровне бакалавриата, так и на уровне последипломного образования.

  

УДК: 37.016:004.6

ГРНТИ: 20.01.45, 20.23; 14.91; 13.31.21

DOI: 10.1177/03400352221113362

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221113362