В этом же выпуске журнала в рубрике «Оборудование» размещена статья Лорен Стара (Lauren Stara) и Андреа Банкер (Andrea Bunker), специалистов по библиотечному строительству Массачусетского совета библиотечных комиссаров (Massachusetts Board of Library Commissioners), под заголовком «Передышка: решения для ОВиК и ресурсы для снижения риска COVID» (Breathing Room: HVAC Solutions and Resources for COVID Risk Mitigation) – о влиянии систем отопления, вентиляции и кондиционирования (ОВиК) на распространение вируса COVID-19. Авторы попросили инженеров, специалистов учреждений общественного здравоохранения и директоров библиотек поделиться своим опытом использования систем поддержания во внутренних помещениях параметров воздуха в заданных пределах температуры, влажности и химического состава, а также применения ультрафиолетового бактерицидного облучения для дезинфекции воздушной среды помещений. Очевидно, что системы ОВиК могут быть важным инструментом снижения риска заражения COVID-19 в библиотечных зданиях, поэтому практические советы по организации вентиляции и кондиционирования крайне важны для обеспечения хорошего качества воздуха в помещении и эффективной борьбы с передачей инфекций воздушно-капельным путем.

  

УДК: 727+697

ГРНТИ: 67.29; 31; 67.53; 23; 25

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Breathing-Room-HVAC-Solutions-and-Resources-for-COVID-Risk-Mitigation

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1

В фокусе авторов статьи «Государственные и подписные медиа, социальные сети, их потребление и доверие к государственной политике в период кризиса COVID-19» (Mainstream, on-demand and social media consumption and trust in government handling of the COVID crisis), Тал Лаор (Tal Laor) и Сабины Лисицы (Sabina Lissitsa), — анализ связи, существующей между отношением потребителей масс-медиа к контенту, связанному с COVID-19, представленному в основных средствах массовой информации, подписных сервисах и социальных сетях, и доверием к способности государства противостоять кризису. Исследование основано на онлайновом анкетировании 1005 (репрезентативная выборка) израильских граждан старше 18 лет. По результатам анкетирования исследователи делают выводы относительно восприятия потребителями медиа контента как источника информации, социальной солидарности, критики и тревоги. Согласно ответам респондентов, главным источником информации о пандемии являлись государственные/основные средства массовой информации. Положительная зависимость обнаружена между восприятием государственных масс медиа как источника критики и доверием к действиям правительства. Отрицательные ассоциации связаны с социальными сетями и подписными сервисами. Позитивная связь определяется также между представлениями о том, что социальные сети способствуют формированию социальной солидарности и доверия к правительственным действиям. Авторы делают вывод о том, что восприятие реальности есть результат синергетических усилий различных видов медиа, которые оказывают огромное влияние как на общество, так и на государство. Авторы применяют несколько теорий: теорию медийного недомогания, теорию порочного круга, теорию эхо-камеры, — для объяснения существующей зависимости между потреблением средств массовой информации и общественным доверием в условиях многообразия средств массовой информации и в период мирового кризиса.

Теория медийного недомогания — теория пагубного воздействия масс-медиа на общество, вызывающее его политическую апатию и отчуждение. Теория была предложена в 1976 году М. Робинсоном (Michael J. Robinson).

Э́хо-ка́мера — в теории СМИ — ситуация, при которой определённые идеи, убеждения усиливаются путём передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы (партия, круг единомышленников, субкультура). При этом подобные сообщения заглушают другие аналогичные информационные потоки.

Статья может быть интересна специалистам в сфере библиотековедения с точки зрения проблем формирования информационной грамотности в самом общем смысле, а также решения задач, связанных с распространением фейковой информации в период кризиса, подобного пандемии COVID-19.

  

УДК: 077:316 + 316.77

ГРНТИ: 19.45, 19.31, 19.51; 11.15.89; 04.51.54; 13.31.21

DOI: 10.1108/OIR-06-2021-0299

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-06-2021-0299/full/html