Развитие электронных ресурсов в конце 1990-х годов повлекло за собой масштабные проекты оцифровки и сохранения информации. В статье «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) авторы – сотрудники Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсма (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиин Клеппе (Martijn Kleppe) и Технологического университета Делфта Марция Лоддо (Marzia Loddo) – описывают два текущих проекта Национальной библиотеки Нидерландов, направленных на физическое сохранение библиотечных материалов и на обеспечение их доступности. Первый проект – организация высококачественного доступа к специальным коллекциям с помощью 360°-панорамы хранилища библиотеки, снятой на трехмерную камеру Insta360 EVO. Снимки с камеры были проанализированы и снабжены интерактивными элементами. С помощью этого инструмента библиотека в перспективе могла бы соединить каждую книгу на 360°-панорамном изображении с гиперссылками на оцифрованную копию, отчетом о сохранении, дополнительными изображениями и другими материалами. Второй проект – использование интерфейса виртуальной реальности в образовательных целях для доступа к детским книгам. С помощью гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest пользователи могут открывать книги, перемещать их и включать звуковые эффекты. Кроме того, можно перемещаться в виртуальном мире; ходить по виртуальным книгам и просматривать их под любым углом.

  

УДК: 02:004+025.7/.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023080

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023080

Руководитель отдела технических служб и метаданных библиотек Университета Пеппердайн (Малибу, штат Калифорния, США) Кори Р. Эйчисон (Cory R. Aitchison) в статье «Каталогизация произведений виртуальной реальности: проблемы и перспективы» (Cataloging Virtual Reality Artworks: Challenges and Future Prospects) дает свои рекомендации по возможным будущим стандартам каталогизации для виртуальных произведений. В 2019 г. библиотеки Университета Пеппердайн приобрели два произведения виртуальной реальности канадского режиссера и художника Пейсли Смит (Paisley Smith): «Проживание в семье» (Homestay) и «Несдавшиеся территории» (Unceded Territories). Эти работы добавили в каталог библиотеки, создав библиографические записи для этих иммерсивных фильмов. Автор отмечает, что в то время как такие музеи, как Лувр, Смитсоновский институт и Музей естественной истории, активно осваивают использование экспонатов виртуальной реальности, библиотеки медлят с внедрением этих технологий. Каталогизация произведений виртуальной реальности является сложной задачей, поскольку готовой модели или набора стандартов для этого пока не существует. В своей статье Кори Р. Эйчисон предпринимает попытку отразить концепцию произведений виртуальной реальности в контексте концептуальной модели FRBR и использовать стандарты и рекомендации RDA (Resource Description and Access), а также опыт ранее каталогизированных объектов виртуальной реальности в библиографической базе данных WorldCat, чтобы создать согласованные библиографические записи.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) — мир, искусственно воссозданный с помощью технических средств, воздействующих на органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание и др.). Технологии виртуальной реальности могут применяться:

- для обучения навыкам в деятельности, которая в реальности связана с повышенными рисками или большими затратами (профессии пилота самолета, машиниста поезда, диспетчера, водителя, горноспасателя и т. п.);

- для выработки протокола действий в чрезвычайных или непредвиденных ситуациях;

- для развития эмоционального интеллекта, навыков эмпатии при сильных эмоциях (например, могут отрабатываться сценарии общения с клиентами, навыки действия в стрессовых ситуациях или при конфликтах в коллективе).

  

УДК: 025.32+025.355

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.1080/01639374.2021.1942367

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1942367

Джеймс Э. Эндрюс (James E. Andrews), Хезер Уорд (Heather Ward) и ЧонВон Юн (JungWon Yoon) в статье «UTAUT как модель оценки отношения библиотекарей к внедрению искусственного интеллекта и связанных с ним технологий» (UTAUT as a Model for Understanding Intention to Adopt AI and Related Technologies among Librarians) изучают как университетские и публичные библиотеки относятся к интеграции новых технологий в свою профессиональную практику. Для анализа были выбраны шесть технологий – искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей, облачные вычисления, большие данные, роботы и дополненная и виртуальная реальность. В ходе опроса, проведенного с 16 ноября 2020 г. по 6 января 2021 г. среди библиотекарей Северной Америки, было отобрано 236 респондентов, из них 115 (48,7%) – это сотрудники университетских библиотек и 121 (51,3%) - публичных библиотек. В качестве теоретической основы авторами использовалась Единая теория принятия и использования технологий UTAUT (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology) - интегрированная причинно-следственная модель, разработанная для описания и прогнозирования принятия и использования технологий в различных областях. UTAUT позволяет оценить различие между определяющими факторами (ожидаемая производительность, ожидаемые усилия, социальное влияние и благоприятные условия) и опосредующими факторами (пол, возраст, опыт и добровольность использования) и понять, как эти определяющие и опосредующие факторы влияют на поведенческое намерение и последующее поведение при использовании. Четыре определяющих фактора помогают формировать положительное или отрицательное суждение человека о новой технологии. Также авторы выполнили моделирование на основе структурных уравнений (SEM) и соответствующий статистический анализ (с использованием SPSS и AMOS). Результаты исследования показали, что ожидаемая производительность и отношение к использованию ИИ и связанных с ним технологий оказали значительное влияние на намерение библиотекарей внедрить эти технологии, в то время как факторы «социальное влияние» и «ожидаемые усилия» не имели существенного влияния. Авторы пришли к выводу, что модель UTAUT является жизнеспособной интегрированной теоретической основой для будущих направлений разработки и продвижения внедрения и использования новых технологий в библиотеках.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.20.31; 28.23; 19.31; 20.15.31; 13.31.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102437

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133321001282