Кейтлин Тейлор (Caitlin Taylor) и Даниэла Диджакомо (Daniela DiGiacomo) предприняли анализ литературы по одной из основополагающих проблем реализации информационной грамотности в образовательной среде. Их статья носит название «Формирование концепций информационной грамотности в контекстах начального, среднего и высшего образования. Обзор современных научных публикаций» (Approaches to information literacy conceptualisation in primary, secondary, and higher education contexts. A review of current scholarly literature). Информационный ландшафт XXI века требует от учащихся как от пользователей и творцов информации ответственности, что подразумевает овладение информационной грамотностью (ИГ). Лежащие в основании ИГ концепции влияют на образовательную практику и обучение соответствующим навыкам студентов и школьников. Авторы статьи поставили перед собой задачу проанализировать научные публикации, в которых идеи ИГ концептуализируются в рамках формальной образовательной среды. В целях данного обзора для выбора литературы были выбраны две библиотековедческие базы данных (Library Literature and Information Science Full Text и Library, Information Science and Technology Abstracts), две базы данных образовательной направленности (ProQuest Education Database и ProQuest Eric), а также две универсальных поисковых системы (сервис обнаружения Университета Кентукки и Google Scholar). Собственно поиск был осуществлен в феврале 2021 г.; в выборку попали научные рецензированные статьи на английском языке, опубликованные между 2010 и 2021 гг.

При помощи методов качественного систематического и дедуктивного анализа ими изучены 38 публикаций, что дало представление о концептуализации идеи ИГ в начальном, среднем и высшем образовании. В результате анализа выявлено 5 базовых подходов к концептуализации ИГ в образовании: (1) разработка адаптированных критериев, (2) сравнение признанных моделей, (3) оценка представлений заинтересованных сторон, (4) изучение информационных принципов в основе учебных дисциплин, и (5) развитие информационной практики для информированного выбора критериев. Авторы указывают на факторы и контекст (образовательный, профессиональный, социальный) концептуализации ИГ, а также на теоретические ее основания (феноменография, социокультурная теория, дискурсный анализ), которые объясняют различные аспекты практической реализации концепции.

Изученная литература по вопросам ИГ сосредоточена, главным образом, на эмпирическом материале и информационной среде высшего образования. Всего одна статья в выборке рассматривает контекст начального образования, пять статей сосредоточены на контексте среднего образования и четыре — на образовательной среде начального и среднего образования. Одна статья рассматривает одновременно контекст среднего и высшего образования, и всего две статьи охватывают систему образования полного цикла — от начального до высшего образования. В целом, данное исследование указывает на динамичность концептуализации идеи ИГ.

Несмотря на отсутствие консенсуса у исследователей, библиотекарей, педагогов, профессиональных организаций относительно определения и конструкта ИГ, авторы обзора высказывают предложение о необходимости разнообразия моделей ИГ. При концептуализации ИГ важно признавать многообразие информационных ценностей в глобальном ландшафте и академических контекстах, а также роль личностного фактора и степень влияния сообществ на информационную практику. Это позволит говорить об инклюзивных моделях и конструктах ИГ.

  

УДК: 37.026:002 + 001.83-047.44

ГРНТИ: 14.07.03; 20.01.04

DOI: 10.11645/17.1.3258

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/12