В литературе часто обсуждается использование инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности, причем одни комментаторы утверждают, что применение этих инструментов эффективно, а другие заявляют, что этому нет убедительных доказательств и что многие библиотекари неохотно используют Web 2.0, препятствуя всеобщему внедрению. Уильям Шайр (William Shire), помощник библиотекаря Колледжа Магдалины Оксфордского университета и Пэм Маккинни (Pam McKinney), преподаватель Информационной школы Шеффилдского университета, проанализировали представленные в данной дискуссии взгляды на применение инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности. Их статья опубликована в журнале Journal of Information Literacy под заголовком «Инструменты Web 2.0 и обучение информационной грамотности в университетских библиотеках Великобритании» (Web 2.0 tools and information literacy instruction in UK university libraries). В период с 13 по 29 мая 2019 г. авторы опросили 110 библиотекарей, работающих в сфере высшего образования Великобритании. Результаты опроса и интервью с библиотекарями показали, что: 1. Большинство опрошенных активно использует инструменты Web 2.0, полагая, что их применение эффективно для обучения информационной грамотности; 2. Меньшая часть опрошенных избегает использования инструментов Web 2.0 и активно против их использования в обучении; 3. Третья группа считает инструменты полезными, но использует их не так часто, как хотелось бы, из-за ряда препятствий, например, нехватки времени и поддержки со стороны руководства; 4. Существует взаимосвязь между позитивным восприятием библиотекарями инструментов Web 2.0 и их использованием.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.11645/15.2.2821

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V15-I2-5

В статье специалистов Университета Канзаса Пола Томаса (Paul Thomas), Мэтью Ф. Джонса (Matthew F. Jones) и Спенсера Мэттингли (Spencer Mattingly) «Использование Википедии для обучения научному рецензированию. Творческий подход к открытой педагогике» (Using Wikipedia to teach scholarly peer review A creative approach to open pedagogy) описывается творческий проект, реализованный библиотеками и факультетом биологии Канзасского университета. Цель этого проекта, основанного на принципах открытой педагогики – практическое изучение студентами процесса научного рецензирования на примере свободной энциклопедии Википедия (Wikipedia.org). Студенты выбирали тему, статья по которой еще не была представлена в Википедии, проводили исследование и писали соответствующую энциклопедическую статью. Затем статьи передавались другим студентам из группы для первого раунда двойного слепого рецензирования. Получив анонимные комментарии от своих сокурсников, студенты пересматривали и отправляли свои статьи преподавателям курса. Как только статья признавалась преподавателями приемлемой, специалист библиотеки, знакомый с внутренней работой Википедии, загружал текст статьи на сайт Wikipedia.org. В течение всего этого процесса преподаватели курса выполняли функции редакторов журналов, ответственных за организацию двойного слепого рецензирования, общение с авторами статей, утверждение окончательного варианта и внесение последних изменений в статью. Используя свободную энциклопедию Википедия как тренировочную площадку, студенты не только получили возможность поучиться на практике и повысить уверенность в себе, но и создали объект открытого доступа, содействующий инициативам по распространению научных знаний.

  

УДК: 655.552

ГРНТИ: 19.51

DOI: 10.11645/15.2.2913

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I2-3

Дискурс практической деятельности в сфере формирования информационной грамотности генерирует эпистемологические допущения относительно того, как должна осуществляться такая деятельность, кто ее осуществляет и каковы условия ее реализации. В статье «Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании» (Deconstructing information literacy discourse: Peeling back the layers in higher education) авторы, Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd), исследуют дискурсы информационной грамотности, представленные в профессиональной литературе, посвященной проблемам высшего образования. С этой точки зрения ими были проанализированы 16 учебных пособий и 4 англоязычные модели информационной грамотности. На основании анализа авторы делают предположение о том, что дискурс информационной грамотности формируется в рамках 2 конфликтующих нарративов. Во внешнеориентированном нарративе практика формирования информационной грамотности рассматривается как мотивирующий ресурс, из которого учащиеся черпают знания и навыки, которые потребуются им в сложных и динамичных информационных средах. В рамках нарратива, ориентированного внутрь, учащиеся рассматриваются как не располагающие достаточными компетенциями или знаниями. Последнее утверждение угрожает устойчивости процесса формирования информационной грамотности, поскольку он рассматривается как реализуемый в рамках иерархической модели, когда мотивация к овладению информационной грамотностью приходит в командно-приказном порядке. Данная статья является первой в рамках программы исследований, объектом которых станет эпистемологические предпосылки и дискурсы формирования информационной грамотности в высшем образовании. Авторы рассматривают дискурсы в высшем образовании, определяющие практику формирования информационной грамотности, в которой студенты выступают как обучающаяся сторона, а библиотекари — как специалисты-практики. Выявлена необходимость исследования концепции формирования информационной грамотности как концепции расширения возможностей учащихся. В качестве будущих направлений исследования называются поляризация двух нарративов, а также обращение к более общим проблемам субъекта, целей мотивации, условий выявления недостаточности знаний и к вопросу о преобладающих дискурсах. Вместе с тем, важно исследовать роль библиотекаря и его место в институциональном нарративе как ключевого игрока в деятельности по формированию информационной грамотности.

  

УДК: 001.102+378

ГРНТИ: 12.01; 14.01, 14.35; 20; 13.31.21, 13.31.23

DOI: 10.1177/0961000620966027

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620966027

Статья Анны Суорсы (Anna Suorsa), Дженни С. Боссалер (Jenny S. Bossaller) и Джона М. Бадда (John M. Budd) «Информационная грамотность, профессиональная деятельность и создание знаний: герменевтический феноменологический подход» (Information Literacy, Work, and Knowledge Creation: A Hermeneutic Phenomenological Point of View), опубликованная в октябрьском номере журнала, носит теоретический характер. Концептуальные основания исследовательской и практической деятельности по формированию информационной грамотности специалиста рассматриваются в статье в связи с изучением проблем создания знаний и сферы управления знаниями. Если говорить в целом об образовании, информационная грамотность — это готовность учащегося к жизни по окончании формального обучения. Однако можно ли совершить прыжок от информационной грамотности в контексте образования к успешному участию индивида в информационно-насыщенной профессиональной среде? Герменевтический феноменологический анализ информационной грамотности и создания знаний позволяет представить информационную грамотность как способность вести открытый диалог с миром, ощущать его и жить в нем. Такой подход дает некие инструменты, которые через информационную грамотность связывают две среды, как это показано в документе Ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек «Концепция информационной грамотности для высшего образования» (Framework for Information Literacy for Higher Education). Данное исследование строится на понимании информационной грамотности и создания знаний как ситуативного, эмпирического и коллективного феномена.

Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) является подразделением Американской библиотечной ассоциации (ALA). Это профессиональная ассоциация, объединяющая университетских библиотекарей и других заинтересованных специалистов. Главной целью ставит удовлетворение информационных потребностей сообщества высшего образования и повышение качества и эффективности образования, обучения и научно-исследовательской деятельности. Ассоциация осуществляет поддержку библиотекарей, работающих в научных библиотеках всех типов образовательных учреждений — от среднеспециальных, до библиотек колледжей и университетов, а также специалистов универсальных и специализированных научных библиотек. Это крупнейшее подразделение Американской библиотечной ассоциации насчитывает приблизительно 12 тысяч членов (около 20% от общего количества членов ALA), реализует множество программ для своего сообщества. Издает журнал College & Research Libraries.

  

ГРНТИ: 06.81.23; 14.35; 20.15.31; 13.31.23; 20.01.45

DOI: 10.1086/715916

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/715916

Статья Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd) «Угроза профессиональной практике: внешнеориентированное и внутренненаправленное позиционирование библиотекаря в обучении информационной грамотности» (Relegating expertise: The outward and inward positioning of librarians in information literacy education) является второй из серии работ, представляющих авторскую исследовательскую программу по изучению эпистемологических оснований и дискурсов обучения информационной грамотности в высшем образовании. В предыдущей статье («Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании») были рассмотрены дискурсы профессиональных нарративов, которые формируют практику обучения информационной грамотности в высшем образовании. В данной статье показано, как метод дискурс-анализа позволяет определить место библиотекаря в этой сфере. Пристальное изучение многочисленных источников позволило выявить два нарратива, по-разному определяющих роль, профессиональные знания и профессиональную деятельность библиотекаря по обучению этому виду грамотности. Внешнеориентированный нарратив на практике обычно исключает использование стандартизированных рекомендаций. В отличие от него, во внутренненаправленном нарративе библиотекари опираются на учебники, находятся в центре процесса обучения, однако при этом представляются как не обладающие компетенциями, необходимыми знаниями и навыками. Оба этих нарратива являются, по сути, формой обособления библиотекаря, угрожающей профессиональной практике.

Авторы рассматривают формирование информационной грамотности в высшем образовании как область на пересечении нескольких дискурсивных пространств и демонстрируют, как происходит позиционирование библиотекарей, осуществляющих обучение информационной грамотности, в организационном, семантическом и функциональном пространстве, как это реализуется в практической работе.

Будущие исследования могут быть направлены на анализ влияния новых моделей информационной грамотности на профессиональную практику в период, когда под вопросом оказалась сама профессионализация библиотечного дела. Следует также продолжить работу по изучению дискурса информационной грамотности, сформировавшегося в секторе высшего образования, жизнеспособности и устойчивости данных нарративов в сложной информационной среде. Статья сопровождается обширной библиографией.

  

УДК: 023.25:002+[378.091]:02

ГРНТИ: 13.31.21; 20.01.45; 14.35.07

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020104

В публикации «Университетские библиотеки: основные стратегии и сервисы в период пандемии COVID-19» (Academic libraries’ main strategies and services during the COVID-19 pandemic) иранские авторы Реза Раджабали Беглу (Reza Rajabali Beglou) и Сомайе Садат Ахшик (Somaye Sadat Akhshik) представляют результаты исследования, призванного выявить наиболее значительные виды деятельности университетских библиотек в период пандемии COVID-19. Исследование было проведено с использованием метода качественного анализа контента, касающегося проблем информационной поддержки высшего образования и научных исследований, а также социальной ответственности библиотек в период кризиса. Для исследования была составлена случайная выборка из 301 университетских библиотек в 16 странах мира. Анализ основан на информации, представленной на веб-сайтах библиотек, а также на научных публикациях, посвященных роли библиотек в названный период. Продемонстрировано, что библиотеки применяли четыре стратегии поддержки науки и образования: создание новых сервисов и видов деятельности, их совершенствование, их трансформация, а также поддержка научных исследований, связанных с распространением вируса COVID-19. Внутри этих стратегий выделены 7 направлений, относящихся к сфере социальной ответственности университетских библиотек: документирование событий, подготовка рекомендаций, текущее информирование общества, фейковая/реальная информация о COVID-19, предоставление медицинской информации о COVID-19. Определены сервисы и виды для каждого из направлений. Выводы, сделанные исследователями, будут полезны как в текущей ситуации, так и в формировании политики библиотек в периоды возможных кризисов будущего.

  

УДК: 027.7:025.5 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.35

DOI: 10.1177/03400352221130778

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/03400352221130778

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1

В статье «Серьезные игры и игровые возможности для формирования информационной грамотности: итоги реализации европейского проекта NAVIGATE» (Playability of Serious Games in Information Literacy: The Findings of the European Project NAVIGATE) Марина Енчева (Marina Encheva), Николь Крюгер (Nicole Krüger) и Пламена Златкова (Plamena Zlatkova) рассматривают возможности «серьезных игр» для формирования информационной грамотности и их использования университетскими библиотеками и факультетами библиотековедения и информатики для проведения обучения. Можно ли сделать эти игры более привлекательными для учащихся и как этого добиться? В обзоре тематических публикаций, посвященных игровым методам, авторы рассматривают две противоположных стороны феномена игры в рамках спектра, предложенного Роже Кайуа (Roger Caillois): от «paidia» — «власти импровизации и веселья» до «ludus» (регламентированной игры, основанной на правилах и состязательности).

Роже Кайуа — французский писатель, эссеист, философ, социолог, автор книги «Игры и люди» (фр. Les jeux et les hommes). Кайуа рассматривает игру как культурообразующий феномен и анализирует природные мотивы, побуждающие человека к игре. Он даёт определение феномену игры и разрабатывает её классификацию.

Авторы предлагают гипотезу, согласно которой серьезные игры в обучении информационной грамотности не только привлекательны своей игровой составляющей, но и чем больше эта составляющая, тем легче студенты достигают целей обучения, поставленных преподавателями или библиотекарями. В рамках европейского проекта “NAVIGATE – информационная грамотность: игровая учебная методика для выявления фейкового контента” (NAVIGATE – Information Literacy: A Game-based Learning Approach for Avoiding Fake Content) были выявлены и подверглись оценке 70 игр, используемых в академических программах и библиотеках для обучения информационной грамотности. Были выбраны 20 лучших игр, которые затем были ранжированы по следующим критериям: игровая привлекательность, непрерывность, вовлеченность, пользовательский интерфейс, повествовательность (сторителлинг). Создана интерактивная база данных (https://www.navigateproject.eu/navigamesearch-tool/), наглядно представляющая перечень этих игр и названные характеристики. По результатам оценки лучших игр по обучению информационной грамотности и двух оригинальных игр, разработанных в рамках проекта (Information Trap Manager и Navigator), представлен анализ того, как в них соотносятся развлекательно-игровая и состязательно-игровая составляющие, а также их игровая привлекательность и достижения студентов. Предложены последующие этапы оценки игр по обучению информационной грамотности на платформе Playful Experiences (PLEX).

  

УДК: 377:02 + 377.016:004

ГРНТИ: 14.35.09; 20.01.45

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10572317.2023.2198882

Кейтлин Тейлор (Caitlin Taylor) и Даниэла Диджакомо (Daniela DiGiacomo) предприняли анализ литературы по одной из основополагающих проблем реализации информационной грамотности в образовательной среде. Их статья носит название «Формирование концепций информационной грамотности в контекстах начального, среднего и высшего образования. Обзор современных научных публикаций» (Approaches to information literacy conceptualisation in primary, secondary, and higher education contexts. A review of current scholarly literature). Информационный ландшафт XXI века требует от учащихся как от пользователей и творцов информации ответственности, что подразумевает овладение информационной грамотностью (ИГ). Лежащие в основании ИГ концепции влияют на образовательную практику и обучение соответствующим навыкам студентов и школьников. Авторы статьи поставили перед собой задачу проанализировать научные публикации, в которых идеи ИГ концептуализируются в рамках формальной образовательной среды. В целях данного обзора для выбора литературы были выбраны две библиотековедческие базы данных (Library Literature and Information Science Full Text и Library, Information Science and Technology Abstracts), две базы данных образовательной направленности (ProQuest Education Database и ProQuest Eric), а также две универсальных поисковых системы (сервис обнаружения Университета Кентукки и Google Scholar). Собственно поиск был осуществлен в феврале 2021 г.; в выборку попали научные рецензированные статьи на английском языке, опубликованные между 2010 и 2021 гг.

При помощи методов качественного систематического и дедуктивного анализа ими изучены 38 публикаций, что дало представление о концептуализации идеи ИГ в начальном, среднем и высшем образовании. В результате анализа выявлено 5 базовых подходов к концептуализации ИГ в образовании: (1) разработка адаптированных критериев, (2) сравнение признанных моделей, (3) оценка представлений заинтересованных сторон, (4) изучение информационных принципов в основе учебных дисциплин, и (5) развитие информационной практики для информированного выбора критериев. Авторы указывают на факторы и контекст (образовательный, профессиональный, социальный) концептуализации ИГ, а также на теоретические ее основания (феноменография, социокультурная теория, дискурсный анализ), которые объясняют различные аспекты практической реализации концепции.

Изученная литература по вопросам ИГ сосредоточена, главным образом, на эмпирическом материале и информационной среде высшего образования. Всего одна статья в выборке рассматривает контекст начального образования, пять статей сосредоточены на контексте среднего образования и четыре — на образовательной среде начального и среднего образования. Одна статья рассматривает одновременно контекст среднего и высшего образования, и всего две статьи охватывают систему образования полного цикла — от начального до высшего образования. В целом, данное исследование указывает на динамичность концептуализации идеи ИГ.

Несмотря на отсутствие консенсуса у исследователей, библиотекарей, педагогов, профессиональных организаций относительно определения и конструкта ИГ, авторы обзора высказывают предложение о необходимости разнообразия моделей ИГ. При концептуализации ИГ важно признавать многообразие информационных ценностей в глобальном ландшафте и академических контекстах, а также роль личностного фактора и степень влияния сообществ на информационную практику. Это позволит говорить об инклюзивных моделях и конструктах ИГ.

  

УДК: 37.026:002 + 001.83-047.44

ГРНТИ: 14.07.03; 20.01.04

DOI: 10.11645/17.1.3258

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/12