Статья Клэр Торп (Clare Thorpe) и Линделл Гантон (Lyndelle Gunton) «Цели устойчивого развития ООН в научных и университетских библиотеках» (Assessing the United Nation’s Sustainable Development Goals in academic libraries) представляет собой, исследование, выполненное методом ситуационного анализа. Повестка дня, утвержденная ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., включила в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые являются по сути детальным планом по достижению мира и благополучия каждого из людей и планеты в целом. В 2019 г. Библиотека Университета Южного Квинсленда предприняла попытку спланировать и реализовывать свою ежедневную практику и выстроить свою годовую стратегию с опорой на ЦУР. Предварительно были определены параметры оценки деятельности и показатели ее эффективности. Услуги, предоставляемые академической библиотекой, ее проекты и планы были соотнесены с ЦУР, что было донесено до сообщества. Деятельность библиотеки рассматривается в контексте общих усилий, предпринимаемых австралийским библиотечным сообществом, в том числе в контексте целей, намеченных библиотеками Австралии на период до 2030 г. Деятельность библиотеки Университета Южного Квинсленда со всеми существующими услугами, коллекциями и проектами соотносится с 8-ю из 17-ти ЦУР. Составление плана как «дорожной карты» для коллекций, услуг, проектов библиотеки с ориентацией на достижение Целей устойчивого развития позволило библиотеке еще раз показать, каким образом знания профессиональных библиотекарей и информационная инфраструктура интегрируются в образовательную и научно-исследовательскую деятельность Университета. Процесс планирования повысил осведомленность работников библиотеки в вопросе социокультурной значимости их работы. Цели устойчивого развития могут использоваться университетскими библиотеками как инструмент сравнительного анализа и как ориентир в постановке задач в свете повестки дня ООН.

  

УДК: 027.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211005528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211005528

В июле в журнале Library Management опубликована статья Деграфта Джонсона (De-Graft Johnson) и Франциски Йаба Асанте (Francisca Yaba Asante) «Роль университетских библиотек в достижении качественного образования как цели устойчивого развития» (Role of academic libraries in the achievement of quality education as a sustainable development goal). Объектом изучения стали библиотеки четырех университетов Ганы. В каждой из них было отобрано по четыре респондента, занимающих должности директора библиотеки, его заместителей и двух рядовых библиотекарей. Первичные данные были получены в рамках полуструктурированных интервью, наблюдений и изучения документов. Результаты были проанализированы, представлены в описательной форме и интерпретированы.

В ходе исследования было обнаружено, что в большинстве своем библиотекари осведомлены о Четвертой Цели устойчивого развития (ЦУР4). Библиотеки обеспечивают предоставление релевантных материалов для обучения студентов информационной грамотности и участие пользователей в систематических программах по данному профилю, поддерживая их осведомленность о ЦУР4. Поскольку библиотеки не имеют собственной стратегии в отношении ЦУР, они ориентируются в своей деятельности на документы ООН, посвященные повестке устойчивого развития, в целом, и ЦУР4, в частности; а также на политику своих университетов по информационному обслуживанию и обучению. Исследование было проведено на базе университетских библиотек Ганы с использованием методики целевой выборки, что не позволяет говорить о высокой степени обобщения. Результаты исследования помогут университетским библиотекам и библиотекарям в реализации ЦУР4, в том числе позволят сформулировать библиотечную политику в этом направлении. Кроме прочего, на этой же основе разработаны систематические рекомендации. Новизна данного исследования состоит в том, что утверждается роль университетских библиотек в актуализации ЦУР4 в Гане и разработке рекомендаций для библиотекарей и библиотек. Отечественным ученым будет полезным ознакомиться с кругом исследовательских проблем в области библиотечного дела, на стыке научных дисциплин и всемирной повестки устойчивого развития.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 30.31; 20.15.31, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2022-0013/full/html

В статье Линн Силипиньи Коннауэй (Lynn Silipigni Connaway), Брук Дойл (Brooke Doyle) и Джоанн Кантрелл (Joanne Сantrell) «Библиотеки моделируют устойчивость: результаты опроса OCLC об участии библиотек в реализации Целей устойчивого развития» (Libraries model sustainability: The results of an OCLC survey on library contributions to the Sustainable Development Goals) подведены итоги масштабного исследования, проведенного OCLC и посвященного выдвинутой ООН в 2015 г. повестке стратегических целей устойчивого развития (ЦУР). Участниками опроса стали 1722 библиотечных специалиста, из которых 65% представляли Северную и Южную Америки, 26% — Европу, Ближний Восток, Азию и Африку, а 9% — Азиатско-Тихоокеанский регион. Исследование имело некоторые ограничивающие характеристики: использовалась нерепрезентативная выборка по методу снежного кома, что заставляет рассматривать ее как преднамеренную выборку с ограниченной генерализацией. В фокусе авторов был вопрос об интеграции ЦУР в стратегическое планирование библиотек. Респонденты отметили пять целей устойчивого развития, особенно значимых для библиотек:

ЦУР4 — качественное образование;

ЦУР8 — достойная работа и экономический рост;

ЦУР10 — уменьшение неравенства;

ЦУР16 — мир, правосудие, эффективные институты;

ЦУР17 — партнерство в интересах устойчивого развития.

Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их осведомленности о ЦУР, интеграции ЦУР в стратегические планы библиотек, вопросы о том, какие из ЦУР влияют на деятельность библиотек и в каких из этих направлений библиотеки видят свое наибольшее влияние. Кроме того, авторов интересовала практическая реализация ЦУР в библиотеках.

Обнаружено, что в основном библиотеки не включают цели устойчивого развития в рамки стратегического планирования, однако видят их реализацию как часть своей миссии и поддерживают их непосредственно через свою деятельность. В большинстве своем библиотекари считают ЦУР4 (качественное образование) той областью, в которой они могут оказать наибольшее влияние.

Авторы представляют обзор литературы и предлагают возможные направление будущих исследований: поиск способов интеграции ЦУР в планирование и деятельность библиотек и методы оценки такой деятельности и ее влияния на экосистемы; тематические исследования, контент-анализ стратегических планов библиотек, а также интервью с руководителями и сотрудниками библиотек для определения влияния ЦУР на библиотечное сообщество. Выявление и демонстрация роли библиотек в формировании экономической, социальной, политической и информационной экосистемы, может стать долгосрочной целью дальнейшей исследовательской работы.

  

УДК: 02:502.131.1:303.6+338.26:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.15; 06.52.15

DOI: 10.1177/03400352221141467

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141467

В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.

  

УДК: 502.131.1:02+37:502/504

ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45

DOI: 10.1108/LM-04-2022-0041

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html