11 марта 2021 г. вновь избранный Президент США Джо Байден подписал Законопроект «Американский план спасения на 2021 г.» (American Rescue Plan Act for 2021). План предусматривает предоставление многомиллионной финансовой помощи библиотечной отрасли и образовательным учреждениям. Этой новости посвящен материал Лайзы Пит (Lisa Peet) в Library Journal от 11 марта 2021 г.

10 марта 2021 г. Конгресс США принял решение поддержать академические, публичные и школьные библиотеки, выделив на их развитие одномоментно беспрецедентную сумму. Помощь осуществляется в рамках «Плана спасения Америки» Президента Джо Байдена, предусматривающего выделение из бюджета 1,9 трлн долларов. Институт музейного и библиотечного дела (Institute of Museum and Library Services, IMLS) получит 200 млн долларов. Антикризисный пакет включает в себя также средства на программы с участием библиотек, в том числе, реализуемые Фондом экстренной помощи образованию (Emergency Education Connectivity Fund) по программе E-rate Федеральной комиссии связи (Federal Communications Commission).

E-Rate – неофициальное название Программы для школ и библиотек Фонда универсального обслуживания (Universal Service Fund). Программа осуществляется управляющей компанией фонда (Universal Service Administrative Company, USAC) под руководством Федеральной комиссии связи. В рамках программы предусмотрены специальные скидки на приобретение школами и школьными библиотеками и обслуживание технических средств доступа в Интернет, а также оплату высокоскоростного доступа к Интернет.

Из 200 млн долларов, предоставляемых IMLS, 178 млн будет направлено на реализацию закона о Библиотечном обслуживании и технологиях (Library Services and Technology Act, LSTA) и распределено между штатами пропорционально их населению при установленном минимуме 2 миллиона долларов каждому из штатов. Головные библиотеки штатов распределят средства по местным библиотекам, исходя из приоритетов, определяемых каждым штатом самостоятельно. Приоритетными являются следующие направления:

  • обеспечение более широкого доступа к технологиям, в том числе через цифровые сети и средства связи, приобретение точек доступа, компьютеров и цифрового контента;

  • создание мобильных цифровых лабораторий;

  • поддержка профессиональной подготовки соискателей и повышение квалификации;

  • обучение и техническая поддержка библиотек, в том числе помощь с безопасной работой с материалами.

Остальные 22 млн долларов пойдут на накладные расходы Института – оплату труда, научно-исследовательскую деятельность, дальнейшую реализацию проекта REALM (REopening Archives, Libraries, and Museums), в рамках которого библиотечные материалы тестируются на коронавирус, а также на общественные инициативы библиотек и музеев, направленные на решение социальных проблем.

На технические нужды библиотек будет направлено 7,172 млрд долларов из средств Фонда экстренной помощи. Библиотеки-участницы получат полную компенсацию расходов за точки доступа и иные устройства Wi-Fi, модемы, роутеры, ноутбуки, планшеты и тому подобные устройства для выдачи пользователям. Американская библиотечная ассоциация (ALA) выработает руководящие указания в установленный для реализации акта 60-дневный срок.

  

УДК: 025.11

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=American-Rescue-Plan-Act-of-2021-Includes-Billions-for-IMLS-Higher-Ed-E-Rate

В июльском номере Library Journal опубликована статья «Новые технологии четвертой промышленной революции/Ежегодная конференция ALA 2021 г.» (New technologies of the fourth industrial revolution/ ALA Annual 2021). Старший редактор колонки «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) представляет обзор доклада «Новые технологии четвертой промышленной революции: искусственный интеллект, Интернет вещей, роботизация и не только» (New Technologies of the Fourth Industrial Revolution: AI, IoT, Robotics, and Beyond). Доклад был прочитан в рамках Ежегодной конференции и выставки Американской библиотечной ассоциации (ALA) Бохюном Кимом (Bohyun Kim), приглашенным докладчиком и автором новой книги «Цифровой перелом – движение вперед» (Moving Forward with Digital Disruption). Доклад построен на материалах книги. «Новые цифровые технологии несут изменения, которые гораздо стремительнее и обширнее, чем когда бы то ни было, охватывают то, как мы живем, работаем, взаимодействуем друг с другом. Та идея, что степень развития цифровых технологий количественно достигла стадии цифровой революции, все чаще находит поддержку», — считает профессор Бохюн Ким, главный технолог библиотек Университета Род-Айленда, Кингстон, США. Ким приводит примеры того, как технологии размывают границы между миром физического, миром цифрового и миром биологического — это расширенная реальность (дополненная, смешанная, виртуальная), машинное обучение, Интернет вещей, синтетическая биология, применение 3-D биопрототипирования. Эти технологии трансформируют целые системы в производстве и управлении, жизни в целом. Ким останавливается на технологиях Больших данных, связав этот вопрос с темой Интернета вещей — поскольку огромный массив данных генерируется и передается от устройства к устройству… Библиотеки активно внедряют и используют новейшие технологии. Во многих есть творческие пространства, студии виртуальной реальности, многие имеют сервисы управления научно-исследовательскими данными. Эти технологии не противоречат традиционной миссии библиотек, они релевантны потребностям пользователей. Однако Ким отмечает также, что технологии не всегда несут в себе общественное благо, и следует видеть не только их преимущества, но и их ограниченность. При этом, подчеркнул Ким, миссия библиотек остается прежней: мотивировать через знание, информационно поддерживать исследовательскую и образовательную деятельность.

  

УДК: 330.341.1:62+004-049.8

ГРНТИ: 06.54.07; 50.01

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=New-Technologies-of-the-Fourth-Industrial-Revolution-ALA-Annual-2021

В этом же номере Library Journal Анита Мечлер (Anita Mechler) публикует обзор дискуссии, состоявшейся в рамках Ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (ALA), прошедшей 23-29 июня 2021 г. в виртуальном режиме: «Не просто обнаружить, но и получить доступ: обеспечение доступности цифровых фондов» (Accessible, Not Just Discoverable: Ensuring Accessibility in Digital Collections). Провели дискуссию сотрудники библиотек Университета Миссисипи Лорен Гейджер (Lauren Geiger), специалист по метаданным, и ее коллега Эмили Харрисон (Emily D. Harrison), специалист по цифровым проектам. Речь шла об обновлении цифровых потоков, включении в них новых точек доступа, о более эффективном обеспечении доступности цифровых архивов и специальных цифровых коллекций. Было приведено 5 определений доступности электронных коллекций, и, в частности, сделан акцент на доступности для пользователей с ограниченными возможностями. Также были соотнесены понятия доступности и обнаруживаемости. Доступность ресурсов обеспечивается с опорой на Руководство по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG). Это постоянно обновляемый технический стандарт (действует версия 3.0), разработанный для обеспечения единства стандартов доступности веб-контента, отвечающего потребностям физических лиц, организаций и государственных органов по всему миру. Ежегодно выпускаемое Руководство WCAG часто фокусируется на одной конкретной проблеме. Темой этого года стало обеспечение доступности веб-контента через мобильные телефоны. В рекомендациях декларируются четыре принципа доступности:

1. Удобство восприятия (альтернативный текст, шрифт, аудио описание, выбор цвета, контрастность цветов, взаимосвязь объектов).

2. Понятность (язык, навигация, невозможность допустить ошибку или возможность ее исправить).

3. Управляемость / физическое взаимодействие с веб-страницей (доступ с клавиатуры, при помощи мыши, навигация, временной регламент, анимация).

4. Устойчивость (совместимость с иным программным обеспечением).

Каждый из этих принципов, по мнению выступавших, должен учитываться на всех этапах разработки веб-сайта — от идеи до загрузки контента, а затем — на всех этапах разработки политики обеспечения доступности, от первоначального анализа, оценки, тестирования и до этапа реализации этой политики. Участники обратили внимание на то, как важно, чтобы весь процесс соответствовал потребностям организации, сотрудников, пользователей, а также специфике ресурсов и материально-технической базы.

  

УДК: 02:004+004.771

ГРНТИ: 13.20.31; 19.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=accessible-not-just-discoverable-ensuring-accessibility-in-digital-collections-ala-annual-2021

Статья Анны Суорсы (Anna Suorsa), Дженни С. Боссалер (Jenny S. Bossaller) и Джона М. Бадда (John M. Budd) «Информационная грамотность, профессиональная деятельность и создание знаний: герменевтический феноменологический подход» (Information Literacy, Work, and Knowledge Creation: A Hermeneutic Phenomenological Point of View), опубликованная в октябрьском номере журнала, носит теоретический характер. Концептуальные основания исследовательской и практической деятельности по формированию информационной грамотности специалиста рассматриваются в статье в связи с изучением проблем создания знаний и сферы управления знаниями. Если говорить в целом об образовании, информационная грамотность — это готовность учащегося к жизни по окончании формального обучения. Однако можно ли совершить прыжок от информационной грамотности в контексте образования к успешному участию индивида в информационно-насыщенной профессиональной среде? Герменевтический феноменологический анализ информационной грамотности и создания знаний позволяет представить информационную грамотность как способность вести открытый диалог с миром, ощущать его и жить в нем. Такой подход дает некие инструменты, которые через информационную грамотность связывают две среды, как это показано в документе Ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек «Концепция информационной грамотности для высшего образования» (Framework for Information Literacy for Higher Education). Данное исследование строится на понимании информационной грамотности и создания знаний как ситуативного, эмпирического и коллективного феномена.

Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) является подразделением Американской библиотечной ассоциации (ALA). Это профессиональная ассоциация, объединяющая университетских библиотекарей и других заинтересованных специалистов. Главной целью ставит удовлетворение информационных потребностей сообщества высшего образования и повышение качества и эффективности образования, обучения и научно-исследовательской деятельности. Ассоциация осуществляет поддержку библиотекарей, работающих в научных библиотеках всех типов образовательных учреждений — от среднеспециальных, до библиотек колледжей и университетов, а также специалистов универсальных и специализированных научных библиотек. Это крупнейшее подразделение Американской библиотечной ассоциации насчитывает приблизительно 12 тысяч членов (около 20% от общего количества членов ALA), реализует множество программ для своего сообщества. Издает журнал College & Research Libraries.

  

ГРНТИ: 06.81.23; 14.35; 20.15.31; 13.31.23; 20.01.45

DOI: 10.1086/715916

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/715916

С 23 по 28 июля 2022 г. в Вашингтоне, США, проходила Ежегодная конференция и выставка Американской библиотечной ассоциации (American Library Association, ALA), первая после пандемии конференция ALA в оффлайн-формате. Библиотекари проявили небывалую активность: число присутствовавших лично составило 7738 (плюс 824 виртуальных участника), число участников выставки (авторы, иллюстраторы, издатели, представители прессы и др.) – 5431. Общее количество зарегистрировавшихся на конференцию достигло 14003.

На конференции громко прозвучали такие темы, как цензура и запрещение книг; культурное разнообразие, равенство и инклюзивность в библиотечном обслуживании; опыт и стратегические решения в период пандемии; финансирование библиотек; безопасность читателей библиотеки и ее работников; доступ к информации; тенденции и цели технологического развития библиотек. Элисон Маркотт (Alison Marcotte) подготовила подробный отчет о профессиональной программе конференции: «К завершению Ежегодной конференции ALA. Очередная встреча библиотечных специалистов в Вашингтоне» (2022 Annual Wrap-Up. Library workers together again in Washington, D.C.). В нем представлены наиболее значимые мероприятия и доклады. Открылась конференция Генеральной сессией ALA, на которой выступили председатель Федеральной комиссии по коммуникации (Federal Communications Commission) Джессика Розенворсел (Jessica Rosenworcel) и покидающая пост Президента ALA Патриция Вонг (Patricia M. Wong). Темой их выступлений и дискуссии было обеспечение широкополосного Интернет-доступа и цифрового равенства; в частности, обсуждались результаты реализации программы e-Rate, предусматривающей предоставление существенной скидки на оплату интернета для школ и библиотек и получившей самую высокую оценку.

В рамках конференции состоялось несколько мероприятий, освещающих работу библиотек с различными категориями читателей, например, представляющими национальные меньшинства, пользователей с ограниченными возможностями: «История американцев азиатского происхождения» (Advancing the Asian American Story), «Культура глухих: стратегия инклюзивности для сообщества слабослышащих» (Deaf Culture: A Strategy for Inclusive Deaf Community Engagement) и др. Ряд мероприятий был посвящен благополучию и безопасности библиотечных работников и пользователей.

Особое внимание привлекает сегодня такая тема, как цензура и право на чтение. Американские специалисты отмечали попытки запрета и уничтожения разнообразных материалов, в том числе, говорилось об инцидентах, имевших место в книжных магазинах и библиотеках. Эта тема вызвала горячие дискуссии участников. С ней перекликалась и другая: «Как вдохновить молодое поколение на защиту социальной справедливости через беседы и дискуссии» (Inspiring the Next Generation to Champion Social Justice through Speech and Debate).

Опыт пандемии заставил библиотекарей переосмыслить роль и место как виртуальных библиотек, так и физического библиотечного пространства. Так, в рамках конференции состоялось заседание на тему «Центр устойчивости: динамические пространства и сервисы библиотеки в активном воспитании у сообщества культуры устойчивости» (Sustainability Hubs in Practice: How Libraries Can Develop Dynamic Spaces and Services to Help Foster an Action-Based Sustainability Culture in Communities).

Важным моментом является строительство библиотечных зданий, отвечающих как принципам устойчивого развития, так и технологическим задачам, которые решают современные библиотеки — этому была посвящена панельная дискуссия «Все хотят новую библиотеку: планирование, финансирование, строительство вдохновляющих пространств» (Everybody Wants a New Library: Planning, Funding, and Constructing Inspiring Spaces). Участники обсудили, как пространства внутри библиотеки могут быть использованы для привлечения и охвата сообщества и выявления новых пользовательских потребностей. Интересным оказалось обсуждение кампаний по финансированию библиотек «Качественно новый подход к финансированию: оригинальные кампании, изменившие организации» (Transformational Capital Campaigns: Maverick Approaches That Lead to Organization-Changing Projects).

Не могли остаться без внимания библиотекарей вопросы новейших технологий; постоянная секция в рамках конференции носит название «Главные технологические тенденции» (Top Technology Trends). Технологическим вопросам была посвящена сессия «Искусственный интеллект в библиотеках: от обучения к инновациям» (Artificial Intelligence (AI) in Libraries: From Training to Innovation).

  

УДК: [02:061(73)]:021

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/07/20/2022-annual-wrap-up/

В своей статье «Новая нормальность в глобальном масштабе. «Новая модель библиотеки» OCLC» (A Global New Normal. Applying the OCLC New Model Library to international institutions) Кэрри Смит (Carrie Smith) представила обзор одного из мероприятий состоявшихся в рамках ежегодной конференции ALA. Пандемия COVID-19 отступила, но библиотеки не перестают находить новые способы реализации своей миссии, которые отражают их непосредственный опыт функционирования в экстремальных условиях. Этому на Ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (Чикаго, США, 22–27 июня 2023 г.) была посвящена сессия «От пандемии к эндемии: мировой опыт и перспективы в рамках «Новой модели библиотеки» OCLC», которая собрала представителей трех континентов и собственно разработчиков модели. В задачи проведенного OCLC исследования входил поиск сходства и ключевых различий в связанном с пандемией опыте библиотек всего мира. В 2020 г. исследователи OCLC обратились к руководителям библиотек в 29 странах с вопросами о том, как они преодолевают ограничения, связанные с COVID-19. Результаты опроса позволили нарисовать картину того, как библиотеки адаптируются к изменениям, в частности, в отношении условий труда, физических и цифровых ресурсов, межличностной коммуникации. Результаты исследования были опубликованы в конце 2021 года под заголовком «Новая модель библиотеки: пандемия и направления развития библиотек» (New Model Library: Pandemic Effects and Library Directions). В этом документе полученные данные были сгруппированы по четырем разделам: адаптивность, сотрудничество, виртуализация и пространство. «Новая модель библиотеки» призвана помочь библиотекам находить общий язык с коллегами и партнерами, внедрять новые идеи и развиваться в новых направлениях, а также делиться своим опытом в наступившей эпохе перемен.

  

УДК: 021.6(100) + 004:02

ГРНТИ: 13.13.17, 13.13.19; 20.15.17

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/blogs/the-scoop/a-global-new-normal/

В статье «Тенденции рынка библиотечных продуктов и услуг: базовые предложения и рост интереса к технологиям искусственного интеллекта» (Trending Upward. Library marketplace sees an attendance boost, mainstay products, and growing interest in AI) редактор раздела «Технологии» Маршалл Бридинг (Marshall Breeding) дает обширный обзор продуктов и услуг, представленных на Ежегодной конференции и выставке Американской библиотечной ассоциации (ALA Annual Conference and Exhibition, 22-27 июня 2023 г., Чикаго, США). На конференцию зарегистрировались 15 851 участник и около 600 представителей компаний-производителей продуктов и услуг для библиотечно-информационной отрасли.

На выставке состоялось множество демонстрационных и рекламных акций, игр, презентаций, — всего того, что позволяет производителям выстраивать и поддерживать взаимодействие со своими клиентами, как имеющимися, так и потенциальными.

Автор отмечает некоторое затишье на библиотечно-информационном рынке и отсутствие громких слияний и поглощений одних компаний другими и, как следствие, появления прорывных библиотечных технологий; тем не менее, участники выставки смогли продемонстрировать свежесть взгляда на развитие отрасли и предъявить свои многочисленные разработки.

Автор подробно описывает представленные на выставке ALA продукты и услуги, сгруппировав их по различным направлениям: от печатных материалов до технологий, поддерживаемых искусственным интеллектом. Решения для цифрового контента, в том числе научного характера, представили такие лидеры рынка, как Elsevier, Oxford University Press, Sage, Springer Nature, Taylor & Francis и Wiley, а также OverDrive l, Bibliotheca, Hoopla и Library Ideas.

Что касается библиотечных автоматизированных систем и платформ, автор отмечает многообразие интересных предложений, в том числе связанных с уже запатентованными продуктами и сервисами, средствами поддержки решений для продуктов с открытым исходным кодом и надстройками для существующих платформ.

Так, компания Clarivate представила несколько продуктов от своих вновь приобретенных подразделений: например, Ex Libris демонстрировала флагманские библиотечно-сервисные платформы Alma и Primo, приложение для совместного использования ресурсов Rapido, а также систему Leganto, предназначенную для управления списком ресурсов. Компания Innovative выставила новые продукты Vega для поиска информации и привлечения клиентов, интегрированные с информационно-библиотечными системами Polaris и Sierra; ProQuest представила широкий ряд баз и массивов данных и коллекций первичных источников, а также свою платформу электронных книжных изданий. Автор характеризует также продукты и сервисы таких компаний, как SirsiDynix, Library Corporation.

EBSCO Information Services рассказала о новых сервисах на библиотечно-сервисной платформе FOLIO с открытым исходным кодом и тех ее компонентах, которые делают ее оптимальным выбором для университетских библиотек, продемонстрировала сервис обнаружения EBSCO Discovery Service, базы данных EBSCOhost databases, а также сервисы подписки на журналы.

Важным элементом библиотечной работы является взаимодействие с читателями и пользователями библиотечно-информационных сервисов. К этой сфере относятся, например, продукты BiblioCommons (дискавери-интерфейс BiblioCore, средство создания мобильных приложений для библиотек BiblioApps).

На волне интереса к возможностям искусственного интеллекта ведутся активные разработки и в библиотечной сфере: так, Clarivate объявила о партнерском соглашении с компанией, специализирующейся на обработке естественных языков AI21 Labs с целью создания новых сервисов на основе своих продуктов и обширных контент-ресурсов.

В современном мире решения принимаются на основе данных, поэтому библиотекам важно иметь инструменты измерения и анализа эффективности своих процессов и сервисов. Инструментарий, представляющий большой интерес для библиотек, демонстрировали такие компании, как LibraryIQ (платформа сбора данных, формирования отчетов и визуализации метрик библиотечных процессов); компания Counting Opinions (порталы сбора и анализа библиотечной статистики LibPAS и LibStat); компания SimplyAnalytics (интернет-платформа визуализации, структурирования и анализа данных для библиотек, образовательных учреждений и бизнеса).

Выставка показала себя масштабным, эффективным и продуктивным мероприятием. Автор подчеркивает, что в фокусе внимания библиотек и их партнеров в сфере информационного бизнеса остаются продукты и сервисы, связанные с управлением физическими ресурсами и цифровым контентом, между тем можно отметить и растущий интерес к продуктам с открытым исходным кодом, сервисам, ориентированным на пользователей библиотек, а также продуктам и сервисам с использованием искусственного интеллекта.

  

УДК: 021(73) + 004.77:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.19

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/07/19/trending-upward/

Чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT представлен широкой публике семь месяцев назад, и с тех пор находится в фокусе внимания как обычных пользователей, так и специалистов в различных сферах. Американская библиотечная ассоциация в лице экспертной группы также не обошла вниманием это событие и приняла решение провести традиционное заседание, на котором обычно обсуждаются разнообразные тенденции развития отрасли, на этот раз посвятив его исключительно генеративному искусственному интеллекту, его перспективным возможностям и проблемам. Сессия под названием «Ведущие тенденции топ-технологий: библиотеки осваивают ChatGPT» (Core Top Technology Trends: Libraries Take on ChatGPT) состоялась в рамках ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации в Чикаго (22-27 июня 2023 г.). Обзор, озаглавленный «Искусственный интеллект, ChatGPT на заседании по ведущим тенденциям в области библиотечных технологий на ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации 2023 г.» (AI, ChatGPT Are Focus at Top Tech Trends Panel. ALA Annual 2023), представил Мэтт Энис (Matt Enis), редактор колонки «Технология».

Участники дискуссии (представители университетов и крупных публичных библиотек) отметили, что библиотекам уже пришлось столкнуться с проблемой ложной информации, сгенерированной ИИ, с отсутствием прозрачности/ясности относительно того, как работают подобные инструменты, и того, в каких источниках они черпают информацию, а также с проблемами этики, конфиденциальности, фальсификации в академической сфере и т.п. При этом никто из экспертов не выразил сомнения относительно жизнеспособности технологии, которую придется осваивать библиотекарям, по крайней мере, для того, чтобы поддержать на этом пути пользователей — как в ближайшей перспективе, так и в будущем. Но уже на нынешнем этапе университетские библиотеки могут указать студентам на данный инструмент как на вспомогательный в процессе обучения.

Тем не менее, прежде обращения к инструментам ИИ студенты должны обрести прочную опору в виде информационной грамотности, которая поможет им понять, в чем проблемы и ограничения этих инструментов. Эксперты отмечали, что ChatGPT не способен уловить контекст многих вопросов, задаваемых ему пользователями, а на требование указать источники сгенерированной ИИ информации, он способен «выдумать» авторов, которых не существует в природе.

При этом в отношении практических навыков студенты уже опередили библиотекарей, причем они используют платформы, подобные ChatGPT, не для того, чтобы схалтурить и получить готовую работу. Напротив, они формулируют вопросы и на основании полученных ответов и информации подготавливают собственную работу; также они используют ChatGPT, чтобы познакомиться с контраргументами, сгенерированными ИИ. Но даже и в этом случае следует знать, что ИИ не всегда надежен — сам по себе он не источник информации, а лишь инструмент ее получения.

Эксперты предложили библиотекарям использовать для обучения онлайновые программы на таких платформах, как Coursera, университетские курсы и иные онлайновые возможности, а также заводить собственные пользовательские аккаунты, чтобы экспериментировать с ChatGPT и другими новейшими инструментами ИИ.

Несмотря на то, что участники дискуссии не могли спрогнозировать, в каком же направлении будет продвигаться коммерческое развитие ИИ и выражали свою озабоченность относительно проблем целостности академического образования, дегуманизации научной работы, ответственности корпораций ИИ относительно этики использования ИИ, — все они выразили согласие с тем, что библиотекарям следует освоить данную технологию и, по мере развития коммерческой отрасли ИИ, занять в ней достойную нишу.

Чтобы мотивировать корпорации к привлечению библиотек к решению названных проблем и развитию данной сферы, следует указать им на то, что у библиотек имеется для них самое важное — надежные данные, созданные и организованные человеческими существами.

  

УДК: 004.8:02 + 004.773.6:004.89

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/ai-chatgpt-are-focus-at-top-tech-trends-panel-ala-annual-2023

В сдвоенном номере журнала за ноябрь-декабрь опубликована статья Эмили Драбински (Emily Drabinski), президента Американской библиотечной ассоциации (ALA), доцента Высшей школы библиотековедения и информатики Колледжа Квинса (шт. Нью-Йорк, США). Статья озаглавлена «Наша общая миссия. Функции меняются, ценности остаются незыблемыми» (Our Shared Mission. While our work varies, our values remain steadfast), и в ней освещены как фундаментальные цели, так и некоторые актуальные аспекты библиотечной работы, которые поддерживает ALA. Автор подчеркивает, что главная роль, которую исполняет Ассоциация с момента своего основания в 1876 г., — это роль лидера развития, продвижения и совершенствования библиотечно-информационного обслуживания и библиотечной профессии, поддержки образования и обеспечения доступа к информации для всех и каждого.

Ключевые ценности Ассоциации должны отражать ответственность библиотек перед трансформирующимся миром, и в 2022 г. Совет ALA учредил специальную рабочую группу по их пересмотру. Группа выделила 5 основных ценностей библиотечного обслуживания — доступ, равенство, интеллектуальная свобода, общественное благо, устойчивость. Они также станут предметом обсуждения на заседании вновь избранного совета на конференции 2024 LibLearnX, которая состоится в январе 2024 г. в Балтиморе (шт. Мэриленд, CIF).

Автор подчеркивает, что работа библиотек и библиотекарей находится под пристальным вниманием граждан и государства, и в данный критический момент истории библиотеки помогают решать текущие задачи, стоящие перед обществом. Под этим углом освещаются отдельные проекты и направления работы ALA, такие как Круглый стол по правительственным документам (Government Documents Round Table, GODORT), решающий вопросы сохранения и доступа к государственной информации, в том числе с учетом развития цифрового государства. Отмечены инициативы таких подразделений ALA, как Круглый стол по играм, Объединенный комитет по вопросам аутентификации [пользователей], Историческая секция Ассоциации по справочному обслуживанию (Reference and User Services Association), подразделение Ассоциация библиотечного обслуживания молодежи (Young Adult Library Services Association), секция редких книг и рукописей Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries).

Автор неоднократно заявляет о необходимости публичного признания важности работы Ассоциации для библиотечных специалистов и сообществ.

  

УДК: 021.6(73)

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.91

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/11/01/our-shared-mission/

В статье «Исследование ALA: люди в возрасте до 40 лет предпочитают бумажные книги, посещают библиотеки для чтения, участия в программах и общения» (ALA Survey: People Under 40 Prefer Print Books; Visit Libraries for Browsing, Programs, and Socializing) редактор рубрики «Технология» журнада Мэтт Энис (Matt Enis) анализирует вышедший недавно отчет, подготовленный преподавателями Университета штата в Портленде (шт. Орегон, США) Кэти Инман Беренс (Kathi Inman Berens) и Рэйчел Нурдой (Rachel Noorda) и посвященный проблеме использования библиотек. Отчет об исследовании носит название «Поколение Z и поколение двухтысячных: как они пользуются публичными библиотеками и какие медиа-носители предпочитают» (Gen Z and Millennials: How They Use Public Libraries and Identify Through Media Use). К названным поколениям авторы относят людей в возрасте 13—40 лет. В целом, данная категория читателей продемонстрировала предпочтение в отношении печатных книг, показав, что ими прочитывается и приобретается в два раза больше бумажных книг, чем произведений на иных носителях.

Из всех опрошенных в возрасте до 40 лет 54% подтвердили, что за последний год посещали библиотеку, при этом 43% представителей данной демографической категории не относят себя к читателям — такие лица считают библиотеку «безопасным, открытым пространством, в котором приятно провести время», в котором можно найти ресурсы – например, для поиска работы, изучения языка, воспитания ребенка, а также где можно воспользоваться пространством для творчества, записи подкастов, компьютером, бесплатным Интернетом и т.п. Библиотеки предлагают программы, интересные для подростков (поколение Z) и их родителей (старшие представители поколения Z и двухтысячных). Так, в период между 2014-2019 гг. отмечен рост (23%) числа участников таких программ, которые предполагают обращение к книгам, но не всегда книги являются их фокусом.

Всего 37% опрошенных обращаются к цифровым коллекциям публичных библиотек и в большинстве своем считают время ожидания книги слишком большим, причем 21% считает неоправданно долгим любое время ожидания предоставления электронной книги. Вероятно, эта претензия справедлива, учитывая возможность купить книгу на маркетплейсе «в один клик» или самостоятельно приобрести подписку на аудио- или электронные книги, что также отмечено в отчете как одна из проблем, которую необходимо решать публичным библиотекам.

Исследователи обнаружили, что 32% опрошенных представителей этих демографических категорий загружают или читают электронные книги через нелицензированные источники; такие «пираты» являются сверхпотребителями контента, активными пользователями и генераторами контента во всевозможных социальных сетях.

Авторы считают, что было бы полезно давать пользователям ссылку на веб-сайт их публичной библиотеки или каким-то способом сообщать об уникальных ресурсах библиотек в приложениях, предназначенных для покупки или чтения электронных книг.

Количественные данные получены путем опроса 2075 представителей «поколения Z» и поколения двухтысячных с учетом расовой, гендерной и региональной принадлежности, отражающей в целом демографические характеристики данной возрастной группы населения США.

Полностью отчет опубликован на веб-сайте ALA.

  

УДК: 021.1 + 028:316.3

ГРНТИ: 13.31.21

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/ala-survey-people-under-40-prefer-print-books-visit-libraries-for-browsing-programs-and-socializing

Грейс Лю (Grace Liu), Шошана Франк (Shoshana Frank), Элизабет Дайсон (Elizabeth Dawson) и Оланике Оланийи (Olanike Olaniyi) обсуждают проблемы профессиональной коммуникации в статье «Участие в международных библиотечных конференциях: установки, потребности и барьеры. Опрос членов ALA» (Librarians’ Attitudes, Needs, and Barriers to Participating in International Conferences: A Survey of ALA Members). Представлены результаты исследования, проведенного среди членов Американской библиотечной ассоциации с целью выявления интересов, барьеров, влияющих на решения факторов, потребностей в поддержке, предпочтений библиотекарей, связанных с участием в международных конференциях. В приложении приведена анкета, состоящая из 20 многовариантных вопросов с возможностью выбора одного ответа, нескольких ответов, а также позволяющих сформулировать собственный ответ. Опрос состоялся в мае 2022 г. Анкета была разослана по каналу ALA Connect 43100 членам ALA. Было получено 282 отклика, из них 277 полностью заполненных анкет. Приведены характеристики респондентов по специализации в библиотеке, по типу библиотеки, по профессиональному опыту. Основным барьером на пути к личному участию в международных мероприятиях названо отсутствие финансовой поддержки – 82% процента библиотекарей заявили об этом. Также названы языковые барьеры, стоимость поездки (виза, бронирование), необходимость использовать личное время, отсутствие поддержки руководителей, незнание чужой страны, соображения безопасности. Проведено сравнение между участием с личным присутствием и участием в онлайн-конференциях. В целом, исследование показало, что несмотря на то, что большинство библиотекарей выражает большую заинтересованность в участии в таких конференциях, более половины из них никогда в них не участвовало или участвовало крайне редко. Основной довод в пользу таких конференций — это знакомство с библиотечным опытом других стран и перспективами развития библиотечного дела в мире. Такие факторы, как масштаб конференции, ее тематика и репутация, доступность финансирования, серьезно влияют на решение об участии. Авторы рекомендуют профессиональным организациям активно менять ситуацию, обеспечивая финансирование, защиту профессиональных интересов специалистов, информационную поддержку. В целом, исследование продемонстрировало наличие существенного потенциала для расширения профессионального горизонта библиотекарей и их профессионального развития через участие в международных конференциях, а также необходимость интенсивной поддержки и ресурсов для участия в международных конференциях.

  

УДК: 02:005.745(100) + 02:001.83(100)

ГРНТИ: 13.31.17

DOI: 10.23974/ijol.2023.vol8.3.304

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/304