В январском выпуске Library Journal в рубрике «Библиотекарь года 2021» опубликована актуальная для библиотечного сообщества в данный период в статья «Борьба с инфодемией» (Battling the Infodemic: LJ’s 2021 Librarians of the Year). Термин «инфодемия» впервые появился в отчете Всемирной организации здравоохранения 2 февраля 2020 г. в связи с эпидемией вируса COVID-19. Инфодемия – это эпидемия информационного пространства: волна дезинформации, слухов, домыслов, сплетен, паники, отрицания. Библиотекарь отдела исследований, образования и общественного здравоохранения Тулейнского университета в Новом Орлеане Элейн Р. Хикс (Elaine R. Hicks) в марте 2020 г. создала организацию, призванную помочь Всемирной организации здравоохранения в обеспечении общества качественной и доступной для поиска информацией о вирусе COVID-19. Эта организация получила название Библиотечный резервный корпус (Librarian Reserve Corps). Библиотекарь справочной и учебной литературы Университета Джорджа Вашингтона (GWU) Школы медицины и медицинских наук (Бетесда, штат Мэриленд) Стейси Броуди (Stacy Brody) и медицинский библиотекарь Системы здравоохранения Святого Луки (Бойсе, штат Иллинойс) Сара Лори (Sara Loree) были одними из первых, кто откликнулся на призыв о наборе волонтеров. С апреля по июль 2020 г. Библиотечный резервный корпус обрабатывал в среднем 534 статьи ежедневно. С ноября 2020 г. библиотекари Корпуса проверяют качество данных, поступающих в базы данных ВОЗ, после их обработки при помощи искусственного интеллекта. Каждую неделю волонтеры просматривают от 363 до 1634 статей, в среднем 930 за неделю. Таким образом они проверили, проиндексировали и помогли распространить десятки тысяч источников медицинской информации о новом коронавирусе. За свой вклад в упорядочение информации, столь необходимой медицинским работникам, гуманитарным организациям, исследователям и общественности в этот критический момент истории, Элейн Хикс, Стейси Броуди и Сара Лори были названы библиотекарями года 2021 года по версии журнала Library Journal.

Присоединиться к Библиотечному резервному корпусу и узнать дополнительную информацию можно по ссылке: https://librarianreservecorps.libguides.com/home/

  

УДК: 02+001.102+614.2:004+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 20.01; 76.01.85, 76.33.43

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Battling-the-Infodemic-LJs-2021-Librarians-of-the-Year-covid-19

В майском номере журнала American Libraries помещен подробный многостраничный «Отчет о развитии библиотечных систем и технологий в сложный период» (2021 Library Systems Report. Advancing library technologies in challenging times). Отчет подготовлен Маршаллом Бридингом (Marshall Breeding) на основании анкетирования производителей информационных систем, а также анализа пресс-релизов, новостей и иной открытой информации. Маршалл Бридинг — независимый консультант, лектор и автор многих публикаций. Является редактором веб-сайта Library Technology Guides. Несмотря на непростые условия, библиотеки не прекращали инвестировать силы и средства в стратегические продукты, прежде всего, в интегрированные библиотечные системы, дискавери-cистемы и особенно в платформенные решения, позволяющие эффективно управлять ресурсами вне зависимости от формата. Автор отмечает мобильность производителей, поддержавших библиотеки в стремительном переходе к цифровому формату в условиях пандемии. В отчете подробно охарактеризованы положение дел и баланс сил в этой сильно консолидированной отрасли, присутствие в ней и активность таких гигантов, как EBSCO Information Services, Follett, OCLC, ProQuest. Названы их новейшие продукты, предложения и решения для библиотек различных типов. Приведена информация по продуктам американских производителей, таких как SirsiDynix, BiblioCommons, TLC, Auto-Graphics, Biblionix, InfoVision, действующих на международном рынке компаний Axiell, Baratz, Infor Library and Information Solutions, а также по предлагающим открытое программное обеспечение компаниям ByWater Solutions, Equinox Open Library Initiative, PTFS Europe. Отдельные разделы отчета посвящены университетским и научным библиотекам, специализированным, публичным и школьным библиотекам с точки зрения их потребностей и реализованных возможностей в отношении информационно-библиотечных систем и продуктов, и обслуживающим их компаниям. Приводятся статистические данные и ссылка на информацию по производителям. Ключевые слова: интегрированные библиотечные системы, дискавери-системы, библиотечные платформенные решения для библиотек, производители библиотечно-информационных систем, пандемия, EBSCO Information Services, Follett, OCLC, ProQuest, библиотеки

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/05/03/2021-library-systems-report/

Профессор Деннис Н. Очолла (Dennis N. Ocholla ), представляющий факультет искусств Университета Зулуленда (Ричардс-Бей, ЮАР), в своей статье «Эхо пандемии. Опыт и перспективы библиотечно-информационного образования (LISE) во время пандемии COVID-19 в африканских странах» (Echoes down the corridor. Experiences and perspectives of library and information science education (LISE) during COVID-19 through an African lens) пишет, что пандемия COVID-19 привела к огромным проблемам, но также представила возможности, которые будут иметь значительные последствия в будущем. Автор анализирует опыт и перспективы работы преподавателей библиотечно-информационных наук в Африке во время пандемии и дает ответ на следующие вопросы: каковы последствия пандемии в библиотечно-информационном образовании? каковы представления, сформированные в течение этого периода? каковы проблемы и возможности? Статья Денниса Н. Очоллы представляет собой интерпретативистское качественное исследование, основанное на теориях борьбы со стихийными бедствиями. Оно включает в себя контент-анализ существующей литературы с акцентом на COVID-19 и высшее образование, в частности библиотечно-информационные науки, и оценку результатов открытого электронного анкетирования, проведенного среди отдельных преподавателей библиотечно-информационных наук из восьми стран Африки к югу от Сахары. В дополнение к интерпретированным в ходе исследования данным автор также приводит собственные наблюдения и делится личным опытом. Социально-экономические последствия пандемии в сочетании с введенными ограничениями и изоляцией во многом изменили мир, и библиотечно-информационное образование и деятельность высших учебных заведений являются частью этой непростой ситуации.

Интерпретативистская модель исследования предполагает прямое постижение социальной реальности через процесс поиска «правильного» языка толкования смысла и понимания значения социальной реальности.

  

УДК: 02:37

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-02-2021-0016

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2021-0016/full/html

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

В том же номере опубликована статья Клэр Залки (Claire Zulkey) «Большие идеи для малого бизнеса. Библиотечные программы в поддержку малого бизнеса для тех, кто нуждается в них больше всего» (Big Ideas for Small Business. How libraries strengthened their small business programs to reach those who needed them most).

Когда в начале 2020 г. разразилась пандемия, многие малые компании в США столкнулись с ситуацией финансовой нестабильности. Согласно исследованию, проведенному JPMorgan Chase, резерв приблизительно половины таких компаний покрывал не более 2 недель их существования. Федеральная программа кредитования, призванная спасти компании от закрытия, иногда оказывалась недоступной для владельцев малых предприятий, для которых английский язык не является родным. Таких компаний оказалось на 60% больше, чем компаний, владельцы которых не могут быть причислены к этническим меньшинствам и определенным социальным группам населения. Эти данные получены в результате исследования, проведенного в августе 2020 г. Торговой палатой США совместно со страховой компанией MetLife. Более того, было установлено, что вероятность закрытия малых предприятий в собственности представителей меньшинств в результате пандемии также больше на 10%. В статье рассказано о программах, развернутых на базе конкретных американских библиотек, призванных оказывать онлайн-услуги малым компаниям, сориентировать их в федеральных и местных программах финансовой поддержки в период пандемии, с фокусом на представителях цветного и женского населения, иммигрантах и иных социальных группах, представленных в малом бизнесе. Программы финансируются через систему грантов, выделяемых в рамках национальной инициативы Американской библиотечной ассоциации, получившей название Libraries Build Business (LBB) («Библиотеки строят бизнес»). На странице инициативы в Интернет (https://www.ala.org/advocacy/workforce/grant) доступны обучающие материалы, инструменты оценки, модели адаптируемых программ для библиотек. Автор дает характеристику принципам реализации таких программ, отсылает к инструментам методической, юридической, организационной поддержки.

  

УДК: 021.8+334.7.012.64

ГРНТИ: 13.31; 06.56.25; 20.15.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/11/01/big-ideas-for-small-business/

В этом же номере журнала Library Management опубликована статья доцента Департамента архивов, библиотечного дела и музееведения Ионического университета Петроса Костажиоласа (Petros Kostagiolas) и сотрудницы Публичной центральной исторической библиотеки Корфу Анны Кацани (Anna Katsani) «Управление публичными библиотеками во время пандемии COVID-19: систематический обзор литературы по методу PRISMA» (The management of public libraries during COVID-19 pandemic: a systematic literature review through PRISMA method). В статье представлен анализ литературы о воздействии пандемии коронавируса COVID-19 на деятельность публичных библиотек и о мерах, предпринятых руководством библиотек во время пандемии и в постпандемическую эпоху. Он основан на методе предпочтительных параметров отчетности для систематических обзоров и мета-анализов (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses, PRISMA) и охватывает публикации на английском языке, появившиеся в научных онлайн-ресурсах в период с января 2020 г. по июнь 2021 г. Использовались публикации, размещенные в библиографических базах данных (например, Scopus, Pubmed и Google Scholar), в базах данных международных научных, технических и медицинских издательств (например, Emerald Group Publishing, Elsevier-ScienceDirect, Springer, журналы SAGE, Taylor & Francis Online и т.д.), а также в отдельных цифровых репозиториях и онлайн-ресурсах ассоциаций и организаций. Обзор содержит анализ существующих парадигм управления публичными библиотеками, которые можно использовать на организационном, национальном или международном уровне при разработке стратегии для публичных библиотек по окончании пандемии COVID-19. Библиотеки стремятся реагировать на существующий кризис в области здравоохранения как современные, доступные, устойчивые, конкурентоспособные и надежные центры информационных ресурсов, сохраняющие культурное наследие и принципы демократии. В статье подчеркивается особый вклад публичных библиотек в жизнь сообщества, они предоставляют онлайн-услуги и программы, достоверную информацию о здоровье, культуре и образовании, способствуют распространению исследований о COVID-19, информационной грамотности и инновациям.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 20.15.3

DOI: 10.1108/LM-08-2021-0068

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-08-2021-0068/full/html

Очередной номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 5 октября 2021 г., посвящен теме работы с метаданными во время пандемии. Своим опытом делятся следующие авторы:

1. Джейн Дэниелс (Jane Daniels), библиограф Кардиффского университета Метрополитен (Великобритания), в докладе «От слов к делу: этика каталогизации в эпоху пандемии» (Walking the talk: cataloguing ethics in an era of pandemic) рассказывает, как основные положения Кодекса этики каталогизации повлияли на ее работу во время пандемии, и представляет краткий отчет о работе Руководящего комитета по этике каталогизации в 2021 г. В заключение доклада Джейн Дэниелс предложила всем заинтересованным специалистам представить в Руководящий комитет свои тематические исследования, иллюстрирующие практическое применение принципов Кодекса этики каталогизации, проблемы и действия, предпринятые для их решения: https://sites.google.com/view/cataloging-ethics/home/case-studies.

2. Мэри Коу (Mary Coe), специалист по метаданным Австралийского института здравоохранения и социального обеспечения, в докладе «Отдел метаданных и национального реестра MEteOR Австралийского института здравоохранения и социального обеспечения: на переднем крае в период пандемии COVID-19» (AIHW’s Metadata and METeOR Unit: on the metadata frontline during the COVID-19 pandemic) описывает работу отдела метаданных по разработке и поддержке стандартов, обеспечивающих качество, сопоставимость и согласованность данных о здоровье и благосостоянии. Эти стандарты обеспечивают национальную инфраструктуру для сбора и анализа данных, представляющих достоверную информацию о здоровье и социальном обеспечении. Специалисты по метаданным института курируют систему METeOR - онлайновый национальный реестр метаданных, а также предоставляют технические консультации и заключения по согласованию стандартов метаданных с ISO/IEC 11179 (международными руководящими принципами, которые лежат в основе реестров метаданных), консультируют и оказывают помощь клиентам в разработке данных и процессах управления данными.

3. Карен Ф. Пирс (Karen F. Pierce), каталогизатор библиотеки Кардиффского университета (Великобритания), в докладе «Удаленная работа и красивый вид из окна: влияние пандемии COVID-19 на каталогизацию в Кардиффском университете» (A nicer view from the window: the impact of the COVID-19 pandemic on cataloguing at Cardiff University) рассказывает о том, как сотрудники университета справлялись с локдаунами и удаленной работой, и как, несмотря на трудности, специалисты по работе с метаданными продолжали работать, чтобы обеспечить работу других служб или внести свой вклад в борьбу с вирусом. Карен Ф. Пирс отмечает, что хотя удаленная работа имеет свои преимущества, например, красивый вид из окна – она скучает по традиционной работе с печатными изданиями, особенно с редкими книгами.

4. Арвен Кэдди (Arwen Caddy), руководитель службы библиотек и информации компании Reckitt в докладе «Ускорение науки равно ускорению классификации: обзор контролируемого словаря Embase® для COVID-19 за первые месяцы пандемии» (Sped-up science equals sped-up classification: tracking the Embase® controlled vocabulary for COVID-19 in the early months of the pandemic) рассказывает, как стремительно происходило развитие и пополнение контролируемого словаря в этот период. Огромные изменения в его функциональности в период с апреля 2020 г. по сентябрь 2021 г. демонстрируют, насколько важны высококачественные, хорошо поддерживаемые метаданные для передовых исследований.

5. Каталогизаторы Библиотечно-информационного центра Университета Македонии (Греция) Элизабет Чантавариду (Elisavet Chantavaridou), Эваггелия Семку (Evaggelia Semkou) и Афина Кесиду (Athina Kesidou) представляют отчет о проекте по обновлению тематических рубрик в каталоге университета. Сотрудники старались учитывать не только глобальные тенденции изменений в терминологии, но и местные политические и лингвистические соображения.

  

УДК: 025.3+001.103.2+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 12.01; 76.33.43; 20.15.31; 13.41; 20.23.29

 

Источник:

https://cdn.ymaws.com/www.cilip.org.uk/resource/collection/5ABCDF83-CAD6-442F-88AC-19396BECA4DC/C&I_204.pdf

Специальный номер журнала IFLA Journal посвящен опыту библиотек, связанному с пандемией. Тема номера — «Библиотеки и COVID-19: возможности для инноваций» (Editorial: Libraries and COVID-19: Opportunities for innovation) — совпадает с заголовком передовой статьи, подготовленной приглашенными редакторами Миленой Добревой (Milena Dobreva) и Герминой Ангелеску (Hermina Anghelescu). Статья представляет собой обзор публикуемых статей.

С самого начала пандемии COVID-19 библиотечно-информационный сектор был вынужден адаптироваться к новым условиям. Весь этот период пандемии можно условно разделить на следующие этапы: закрытие, возобновление работы и адаптация к «новой норме».

По иронии судьбы локдаун случился в тот момент, когда библиотеки по всему миру осознали свою роль максимально открытого для сообщества «третьего места». В данном номере представлен, в частности, анализ первоначальных планов и инициатив на этапе закрытия библиотек в связи с пандемией, а также подготовленных библиотечными ассоциациями разных стран соответствующих документов и рекомендаций. Уже на этом этапе профессиональное сообщество задумывалось о том, в каком виде библиотеки откроются вновь, что они могут предложить пользователям, как их защитить. Отмечается, что в своих публикациях 2020 г. международная федерация IFLA также обобщила и проанализировала эти планы. Как правило, они лежат в четырех плоскостях – реорганизация пространства; службы и услуги; меры безопасности; санитарно-гигиенические мероприятия.

Постковидное будущее описывается авторами статей как «сложные времена», что связано отчасти с проблемами государственного финансирования. Кроме того, одна из основных тенденций в описании будущего — осознание того, что «виртуальность останется в библиотеках навсегда» — онлайновые виды обслуживания сохранят свою предпочтительность в сравнении с традиционными формами. В статьях, размещенных в номере, исследователи называют факторы, которые будут оказывать влияние на работу библиотекарей и информационных специалистов в 2022 г. Среди публикаций данного номера — тематические исследования, автоэтнографический анализ, обзоры, другие оригинальные статьи. Рассматриваются задачи библиотек различных видов и типов, проблемы, связываемые с произошедшими изменениями, технологические сценарии, кадровые вопросы. Отдельная группа статей посвящена вопросам пользовательского поведения и дезинформации — интересно, что последняя проблема освещается на основе данных 138 стран. Традиционно географический охват выпуска широк — от США и Канады до Бразилии, от Шотландии до ЮАР и Австралии, от Нигерии до Бангладеш и Китая.

Аннотации к статьям представлены на рабочих языках IFLA, в том числе на русском.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616.9COVID

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211031739

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1886/1/ifla-journal-48-1_2022.pdf

Каждый год, в январе, журнал Library Journal присуждает награду «Библиотекарь года» специалисту или коллективу библиотекарей Северной Америки, чья работа воплощает в себе самые значимые достижения в библиотечной профессии. Библиотекарями года становились сотрудники различных типов библиотек, от директоров до рядовых работников; все они продемонстрировали успехи, отражающие их приверженность принципам свободного доступа к информации для всех групп пользователей и укреплению роли библиотек в обществе.

Прошлый год потребовал от библиотекарей значительных усилий. Пандемия COVID-19 продолжает создавать беспрецедентные проблемы, и сотрудникам библиотек приходится балансировать между потребностями посетителей и студентов и собственной безопасностью, а также безопасностью своих коллег и близких. Библиотекари раздавали еду, подгузники и тесты на COVID-19 нуждающимся, создавали точки доступа в Интернет, участвовали в организации дистанционного обучения и проектов телемедицины. Развивались новые цифровые услуги, библиотеки колледжей разрабатывали открытые образовательные ресурсы для преподавателей и студентов. Проводилась работа над расширением доступа к информации для заключенных в тюрьмах.

Лиза Пит (Lisa Peet), старший редактор раздела «Новости», в статье «Коллективная поддержка: библиотекари 2022 года по версии журнала Library Journal» (Collective Support: LJ’s 2022 Librarians of the Year) сообщает, что в этом году победителями в этой номинации признаны абсолютно все библиотекари. Именно они помогали Всемирной организации здравоохранения в управлении огромным объемом медицинских ресурсов, посвященных коронавирусу, и участвовали в оценке источников информации на предмет достоверности. Это решение призвано отдать дань уважения всем библиотекарям, которые в непростое время оказывали обществу всемерную поддержку.

  

УДК: 023.4+021.1

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/Collective-Support-LJs-2022-Librarians-of-the-Year

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236

В публикации «Университетские библиотеки: основные стратегии и сервисы в период пандемии COVID-19» (Academic libraries’ main strategies and services during the COVID-19 pandemic) иранские авторы Реза Раджабали Беглу (Reza Rajabali Beglou) и Сомайе Садат Ахшик (Somaye Sadat Akhshik) представляют результаты исследования, призванного выявить наиболее значительные виды деятельности университетских библиотек в период пандемии COVID-19. Исследование было проведено с использованием метода качественного анализа контента, касающегося проблем информационной поддержки высшего образования и научных исследований, а также социальной ответственности библиотек в период кризиса. Для исследования была составлена случайная выборка из 301 университетских библиотек в 16 странах мира. Анализ основан на информации, представленной на веб-сайтах библиотек, а также на научных публикациях, посвященных роли библиотек в названный период. Продемонстрировано, что библиотеки применяли четыре стратегии поддержки науки и образования: создание новых сервисов и видов деятельности, их совершенствование, их трансформация, а также поддержка научных исследований, связанных с распространением вируса COVID-19. Внутри этих стратегий выделены 7 направлений, относящихся к сфере социальной ответственности университетских библиотек: документирование событий, подготовка рекомендаций, текущее информирование общества, фейковая/реальная информация о COVID-19, предоставление медицинской информации о COVID-19. Определены сервисы и виды для каждого из направлений. Выводы, сделанные исследователями, будут полезны как в текущей ситуации, так и в формировании политики библиотек в периоды возможных кризисов будущего.

  

УДК: 027.7:025.5 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.35

DOI: 10.1177/03400352221130778

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/03400352221130778

В очередном номере журнала опубликовано исследование Амелии Родарт (Amelia Rodarte) и Эбби Мор (Abby Moore) «Эффективность удаленной работы глазами специалистов университетских библиотек в период пандемии COVID-19» (Academic Librarians’ Perceptions of Productivity While Working from Home During the COVID-19 Pandemic), проведенное в форме опроса. Анкеты были разосланы по электронной почте членам Ассоциации библиотек колледжей и университетских библиотек США (Association of College and Research Libraries). Библиотечные сервисы в этих заведениях реализуются, как правило, в физическом пространстве библиотек, но с началом пандемии библиотекарям пришлось адаптироваться к новой рабочей среде с весьма ограниченной поддержкой других специалистов и преподавателей. В целях исследования предпочтение было отдано образовательным учреждениям с количеством студентов очной формы обучения не менее 15000 человек. Отмечается большой интерес библиотекарей к опросу. Было обработано 107 анкет, при этом получено еще 112 откликов из малых учебных заведений, которые в будущем также можно включать в подобные исследования. Для опроса был использован формат IWPQ (Individual Work Performance Questionnaire — анкета для определения индивидуальной производительности труда). Вопросы были сгруппированы по трем разделам: организация рабочего времени, профессиональная деятельность и развитие, а также контрпродуктивный стиль работы (контрпродуктивная деятельность). Приведены многочисленные количественные данные, в публикацию включены диаграммы и таблицы. Представлена история исследований по вопросу удаленной работы библиотекарей. Проведенное исследование показало, что большинство библиотекарей оценивает собственную работу в условиях локдауна как высокоэффективную, при этом их удовлетворенность работой напрямую зависит от ее эффективности. Данное исследование поможет формировать организационную политику библиотек с учетом возможности удаленной работы специалистов. Интересно будет также проследить, как возвращение к нормальному графику повлияет на производительность труда библиотекарей и их удовлетворенность работой.

  

УДК: 027.7:[025.5:004.77]

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.16; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.230

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/230

В своей статье «Новая нормальность в глобальном масштабе. «Новая модель библиотеки» OCLC» (A Global New Normal. Applying the OCLC New Model Library to international institutions) Кэрри Смит (Carrie Smith) представила обзор одного из мероприятий состоявшихся в рамках ежегодной конференции ALA. Пандемия COVID-19 отступила, но библиотеки не перестают находить новые способы реализации своей миссии, которые отражают их непосредственный опыт функционирования в экстремальных условиях. Этому на Ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (Чикаго, США, 22–27 июня 2023 г.) была посвящена сессия «От пандемии к эндемии: мировой опыт и перспективы в рамках «Новой модели библиотеки» OCLC», которая собрала представителей трех континентов и собственно разработчиков модели. В задачи проведенного OCLC исследования входил поиск сходства и ключевых различий в связанном с пандемией опыте библиотек всего мира. В 2020 г. исследователи OCLC обратились к руководителям библиотек в 29 странах с вопросами о том, как они преодолевают ограничения, связанные с COVID-19. Результаты опроса позволили нарисовать картину того, как библиотеки адаптируются к изменениям, в частности, в отношении условий труда, физических и цифровых ресурсов, межличностной коммуникации. Результаты исследования были опубликованы в конце 2021 года под заголовком «Новая модель библиотеки: пандемия и направления развития библиотек» (New Model Library: Pandemic Effects and Library Directions). В этом документе полученные данные были сгруппированы по четырем разделам: адаптивность, сотрудничество, виртуализация и пространство. «Новая модель библиотеки» призвана помочь библиотекам находить общий язык с коллегами и партнерами, внедрять новые идеи и развиваться в новых направлениях, а также делиться своим опытом в наступившей эпохе перемен.

  

УДК: 021.6(100) + 004:02

ГРНТИ: 13.13.17, 13.13.19; 20.15.17

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/blogs/the-scoop/a-global-new-normal/

В статье «Перемены в управлении библиотечными подразделениями университетских библиотек в период пандемии COVID-19» (Management Practice Changes in Academic Library Technical Services Departments during the COVID-19 Pandemic) Шон Кеннеди (Sean P. Kennedy) и Мелани Макгур (Melanie J. McGurr) представляют итоги проведенного исследования. Пандемия COVID-19 принесла университетским библиотекам множество нежданных перемен. Функциональные библиотечные подразделения оказались в наиболее сложном положении именно по роду своей деятельности. В ответ на перемены, продиктованные пандемией, менеджеры библиотечных подразделений вынуждены были искать пути сохранения эффективности обслуживания и одновременно управления изменившимися условиями труда и взаимодействия с сотрудниками, работающими удаленно. В статье приводится и анализируется задокументированная информация, полученная от менеджеров библиотечных подразделений. Участниками онлайнового опроса стали представители восьми академических библиотек, и руководители подразделений, откликнувшиеся на электронную рассылку (ALA Core, ACRL Tech Srv, ACRL ULS, AUTOCAT, Eril-l, OCLC-CAT, OVGTSL и Core Metadata), проведенную летом 2021 г. Всего 126 человек предоставили данные в полном объеме, достаточном для анализа. Руководители подразделений отмечали высокую степень влияния происходивших перемен на их обычные методы управления. Самые большие перемены были связаны с коммуникацией и балансом работа/жизнь. Довольное большое место в ответах занимала тема ментального благополучия сотрудников, которое приходилось поддерживать, внедряя новые практики. В целом, изменения коснулись четырех основных сфер в практике управления названными подразделениями: это коммуникация, ресурсы и поддержка сотрудников, характер работы. Наиболее заметными стали перемены в сфере коммуникации, интенсивность которой возросла вместе с потребностью диверсификации каналов ее распространения. Возвращение университетских библиотек к нормальным, предпандемийным условиям работы потребует от руководителей подразделений умения сочетать прежние ожидания в отношении работы с новой реальностью, к которой сотрудники привыкли в период пандемии. Данное исследование поможет другим библиотекарям при возникновении кризисных ситуаций.

  

УДК: 027.7:[025.5:004.77-048.35]

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.5860/lrts.67n3

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8087/11243