Дискурс практической деятельности в сфере формирования информационной грамотности генерирует эпистемологические допущения относительно того, как должна осуществляться такая деятельность, кто ее осуществляет и каковы условия ее реализации. В статье «Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании» (Deconstructing information literacy discourse: Peeling back the layers in higher education) авторы, Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd), исследуют дискурсы информационной грамотности, представленные в профессиональной литературе, посвященной проблемам высшего образования. С этой точки зрения ими были проанализированы 16 учебных пособий и 4 англоязычные модели информационной грамотности. На основании анализа авторы делают предположение о том, что дискурс информационной грамотности формируется в рамках 2 конфликтующих нарративов. Во внешнеориентированном нарративе практика формирования информационной грамотности рассматривается как мотивирующий ресурс, из которого учащиеся черпают знания и навыки, которые потребуются им в сложных и динамичных информационных средах. В рамках нарратива, ориентированного внутрь, учащиеся рассматриваются как не располагающие достаточными компетенциями или знаниями. Последнее утверждение угрожает устойчивости процесса формирования информационной грамотности, поскольку он рассматривается как реализуемый в рамках иерархической модели, когда мотивация к овладению информационной грамотностью приходит в командно-приказном порядке. Данная статья является первой в рамках программы исследований, объектом которых станет эпистемологические предпосылки и дискурсы формирования информационной грамотности в высшем образовании. Авторы рассматривают дискурсы в высшем образовании, определяющие практику формирования информационной грамотности, в которой студенты выступают как обучающаяся сторона, а библиотекари — как специалисты-практики. Выявлена необходимость исследования концепции формирования информационной грамотности как концепции расширения возможностей учащихся. В качестве будущих направлений исследования называются поляризация двух нарративов, а также обращение к более общим проблемам субъекта, целей мотивации, условий выявления недостаточности знаний и к вопросу о преобладающих дискурсах. Вместе с тем, важно исследовать роль библиотекаря и его место в институциональном нарративе как ключевого игрока в деятельности по формированию информационной грамотности.

  

УДК: 001.102+378

ГРНТИ: 12.01; 14.01, 14.35; 20; 13.31.21, 13.31.23

DOI: 10.1177/0961000620966027

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620966027

В майском выпуске опубликована статья Элизабет Парк (Elizabeth E. Park) «Расширение возможностей справочно-библиографического обслуживания с использованием видеоматериалов с опорой на когнитивную теорию мультимедийного обучения» (Expanding reference through cognitive theory of multimedia learning videos). Многие годы библиотекари используют обучающие видеоматериалы, однако не всегда использование таких видео эффективно. Когнитивная теория мультимедийного обучения (КТМО) помогает библиотекарям опереться на научно-обоснованные принципы при разработке учебных видео, что позволяет им расширить границы справочно-библиографического обслуживания академической аудитории. Мультимедийное обучение может происходить с использованием книг или компьютерных ресурсов, содержащих изображения и тексты. В общих словах, когнитивная теория мультимедийного обучения описывает то, как визуальный нарратив воспринимается пользователем и как затем соединяется с уже существующим у пользователя знанием, образуя новое знание. В своем исследовании автор использовала принципы КТМО при создании видеоматериалов к курсовым заданиям, рассылая видео студентам через систему управления образовательным контентом. Это происходило в стратегически выверенный момент благодаря сотрудничеству с преподавателями, которые разъясняли студентам, каким образом материал видео соотносится с учебным курсом. Исследование носило характер квазиэксперимента с неравнозначной контрольной группой. К участию было привлечено 62 студента; кроме того, были получены данные по контрольной студенческой группе (55 человек). В результате знакомства с видеоматериалами случаи включения материалов из базы данных библиотеки увеличились в экспериментальной группе на 12%, в контрольной группе, не получившей видеоматериалов — немного меньше (3%).

По результатам исследования библиотекарям предложен инновационный метод справочно-библиографического обслуживания студенческой аудитории, строящийся на принципах КТМО, который расширяет возможности обучения в индивидуальной, онлайновой и гибридной образовательной среде.

  

УДК: 025.5:004+004.032.6:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.41.52; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102522

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000386