В том же выпуске опубликована статья Шао–Фэн Су (Shiao-Feng Su) «Использование студентами университетов электронных учебников: опыт, ожидания, предпочтения, отношение» (Exploring students’ attitudes toward university e-textbooks: Experiences, expectations, and preferences). Университеты Тайваня активно используют электронные учебники, пытаясь таким образом решить проблему высокой стоимости печатных учебных материалов. В представленном исследовании анализируется отношение студентов к использованию электронных учебников. Для исследования был проведен анкетный опрос случайным образом выбранных 324 студентов, представляющих восемь университетов Северного, Центрального, Южного и Восточного Тайваня. На основании ответов респондентов на 62 вопроса анкеты были выявлены их ожидания в отношении библиотек, обеспечивающих их учебными материалами, а также проанализировано поведение и отношение к приобретению электронных изданий. Важными факторами выбора были названы возможность получения скидки, предварительное ознакомление с электронным учебником, его практичность. Названы внутренние и внешние мотивы выбора электронных учебных материалов, определены их предпочтительные форматы. Обнаружено, что студенты как на западе, так и на востоке страны имеют одинаковые ожидания относительно доступа к учебным материалам. Электронные книги предпочтительнее печатных изданий из фонда библиотеки, однако приобретать в личную собственность молодые люди стремятся именно традиционные книги. Исследование подтвердило, что учащиеся согласны с тем, что в бурно развивающемся виртуальном образовательном пространстве именно библиотека должна предоставлять электронные учебники, что стало особенно очевидно во время пандемии. Для чтения электронных учебников студентами выбирают мобильные устройства с большим экраном, такие как ноутбуки и планшеты. Опрошенные студенты считают, что электронные учебники пока несовершенны и могут быть улучшены. Молодые люди отмечают также, что они не всегда способны контролировать себя при чтении таких изданий и часто отвлекаются на посторонние интернет-сайты. Автор заключает, что, возможно, требуется разработать мотиваторы, помогающие студенту сосредоточиться на учебном материале. Результаты опроса и их анализ представлены в таблицах и диаграммах. Приведена обширная библиография и анализ тематической литературы.

  

УДК: 027.7(529)+(075.8):004.738.5

ГРНТИ: 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020096

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211020096

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1