Дискурс практической деятельности в сфере формирования информационной грамотности генерирует эпистемологические допущения относительно того, как должна осуществляться такая деятельность, кто ее осуществляет и каковы условия ее реализации. В статье «Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании» (Deconstructing information literacy discourse: Peeling back the layers in higher education) авторы, Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd), исследуют дискурсы информационной грамотности, представленные в профессиональной литературе, посвященной проблемам высшего образования. С этой точки зрения ими были проанализированы 16 учебных пособий и 4 англоязычные модели информационной грамотности. На основании анализа авторы делают предположение о том, что дискурс информационной грамотности формируется в рамках 2 конфликтующих нарративов. Во внешнеориентированном нарративе практика формирования информационной грамотности рассматривается как мотивирующий ресурс, из которого учащиеся черпают знания и навыки, которые потребуются им в сложных и динамичных информационных средах. В рамках нарратива, ориентированного внутрь, учащиеся рассматриваются как не располагающие достаточными компетенциями или знаниями. Последнее утверждение угрожает устойчивости процесса формирования информационной грамотности, поскольку он рассматривается как реализуемый в рамках иерархической модели, когда мотивация к овладению информационной грамотностью приходит в командно-приказном порядке. Данная статья является первой в рамках программы исследований, объектом которых станет эпистемологические предпосылки и дискурсы формирования информационной грамотности в высшем образовании. Авторы рассматривают дискурсы в высшем образовании, определяющие практику формирования информационной грамотности, в которой студенты выступают как обучающаяся сторона, а библиотекари — как специалисты-практики. Выявлена необходимость исследования концепции формирования информационной грамотности как концепции расширения возможностей учащихся. В качестве будущих направлений исследования называются поляризация двух нарративов, а также обращение к более общим проблемам субъекта, целей мотивации, условий выявления недостаточности знаний и к вопросу о преобладающих дискурсах. Вместе с тем, важно исследовать роль библиотекаря и его место в институциональном нарративе как ключевого игрока в деятельности по формированию информационной грамотности.

  

УДК: 001.102+378

ГРНТИ: 12.01; 14.01, 14.35; 20; 13.31.21, 13.31.23

DOI: 10.1177/0961000620966027

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620966027