В статье Кэтрин Смит (Catherine Smith) «Автоматизация и интеллектуальная свобода: искусственный интеллект, субъективизм и информационный ландшафт» (Automating intellectual freedom: Artificial intelligence, bias, and the information landscape) поднимаются проблемы интеллектуальной и личной свободы, возникающие в связи с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечные процессы. В данном случае искусственный интеллект рассматривается как потенциальный инструмент для применения в двух специфичных и взаимосвязанных областях: в описании ресурсов и поиске. Результат его применения должен выражаться в простоте обнаружения ресурса пользователями и доступа к нему. Если говорить об эффективности и качестве услуг, то технологии ИИ несут в себе огромные выгоды и для библиотек, и для их читателей — как это произошло с поисковыми системами. Безусловно, интеграция искусственного интеллекта в процесс описания ресурсов трансформирует цифровой информационный ландшафт — но при этом грозит потерей доверия пользователей. Описание ресурсов непосредственно влияет на то, как ресурсы будут представлены в библиотеке, а значит, на то, как пользователи будут воспринимать информацию и взаимодействовать с ней. Традиционные, вручную создаваемые каталоги неизбежно несли в себе ошибки культурного характера или обусловленные человеческим фактором, но искусственный интеллект может привнести искажения в невиданном ранее масштабе. Автоматизация может обернуться еще большей угрозой в сравнении с манипуляциями, источником которых являлся человек. Библиотекари должны увидеть риски, связанные с искусственным интеллектом, и узнать, какие меры следует предусмотреть, чтобы не навредить себе и своим пользователям, передавая функцию описания ресурсов искусственному интеллекту, который придет на смену «профессиональной основе», на которой обеспечивается доступ к библиотечным материалам, о чем говорится в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе IFLA (1999). В статье анализируются возможные методы использования ИИ в описании ресурсов и поисковой деятельности, дается оценка этическим вызовам, связанным с данной технологией, делаются предположения относительно контрмер, которые смягчат вред, которые данные трансформации могут нанести пользователям библиотек.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.31.23; 20.23, 20.51; 28.23

DOI: 10.1177/03400352211057145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211057145

В седьмом номере журнала опубликована рецензия Томаса М. Дузы (Thomas M. Dousa), специалиста по анализу метаданных Университета Чикаго (штат Иллинойс, США), на книгу профессора факультета информатики Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Джонатана Фернера «Информатика: исследования и другие провокации. Избранные выступления, 2000-2019» (Information Studies and Other Provocations: Selected Talks, 2000–2019, by Jonathan Furner. Sacramento, CA: Library Juice Press, 2021. viii, 320 pp. ISBN 978-1-63400-118-2.). Джонатан Фернер преподает в университете с 1998 г.; в сфере его научных интересов — «история и философия руководства в сфере культуры», область, охватывающая как общие вопросы философии информатики и информационного обслуживания, так и теорию, и историю организации знания. В рецензируемом издании собраны тексты тридцати выступлений Фернера на различных площадках. Тексты сгруппированы по шести тематическим кластерам: «Библиотековедение и информатика», «Философия информации», «Произведения, документы, записи», «Классификации», «Словари и фолксономии», «Информационный поиск и научная коммуникация». Они отражают широту научных интересов автора — ученого и эксперта в области библиотечно-информационных наук. В рецензии подчеркивается, что при всей актуальности проблематики, представленной в антологии, следует, однако, иметь в виду два момента: это их временной характер и жанровое своеобразие текстов, их несколько свободный стиль — это конференционные презентации, лекции, отдельные выступления, которые по существу не являются академическими работами и не вполне отвечают жестким стандартам. При этом в книге приведены ссылки на более формальные авторские версии текстов. Что же касается временного характера текстов, подчеркивает рецензент, то, безусловно, даже за 20 первых лет нового столетия ландшафт библиотечно-информационной теории и практики менялся неоднократно и порой очень существенно. Урок, который могут извлечь читатели – аналитическое осмысление проблем организации знания, приобретение полезной интеллектуальной привычки к аналитическому мышлению. Фернер не случайно назвал свою книгу «провокациями» — в положительном смысле этого слова, это стимул и приглашение к размышлению о проблемах организации знаний.

Кураторство в сфере культуры – это ответственная деятельность, направленная на сохранение ценности произведения (например, литературного), объекта культуры (например, индивидуальных копий звукозаписей), а также культурных событий (например, отдельных инсценировок пьесы), а также обеспечение средств, благодаря которым люди в будущем смогут иметь возможность познакомиться с данной ценностью себе во благо.

  

УДК: 021.4+008

ГРНТИ: 13.31; 20.19, 20.23, 20.51

DOI: 10.1080/01639374.2021.1992555

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1992555

С начала 1990-х годов библиотеки осуществляют деятельность, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Библиотеки, вовлеченные в такую деятельность, получили название «зеленых библиотек». Статья Малгожаты Федорович-Крушевской (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) «Концептуализация понятий «зеленые библиотеки» и «зеленое библиотечное дело»» (Green libraries and green librarianship – Towards conceptualization) посвящена этой теме. Термин «зеленая библиотека» используется в научной, профессиональной и популярной литературе, однако определения его крайне расплывчаты и неоднозначны. Предварительный анализ контента публикаций на тему «зеленых библиотек» выявил достаточно скромное количество теоретических или синтетических текстов. Цель статьи — восполнить этот пробел. Автор ставит перед собой три задачи: (1) уточнение термина «зеленая библиотека», (2) концептуализация термина «зеленое библиотечное дело» и (3) определение границ области «зеленого библиотечного дела». Для решения этих задач автор, в первую очередь, проанализировала соответствующий дискурс, представленный научной библиотековедческой литературой, что позволило выделить показатели, определяющие библиотеку как «зеленую». Показатели были уточнены. Материалы собирались с использованием реферативно-библиографической базы данных по библиотековедению, информатике и технологиям (Library, Information Science & Technology Abstract, LISTA). Была проведена их тщательная выборка. В результате количество показателей и характеристик «зеленой библиотеки» увеличилось, что позволило уточнить определение для данного термина, сформулировать определение для «зеленого библиотековедения» и области, которое оно охватывает. Ценность данной статьи заключается в концептуализации терминов «зеленая библиотека и «зеленое библиотечное дело», а также расширении перечня показателей, которые могут быть использованы для контентного анализа документов в исследуемой области. Данное исследование может послужить основой для дальнейшей разработки методов оценки деятельности и развития «зеленых библиотек».

  

УДК: 02+502.1

ГРНТИ: 13.31; 87.01.45; 20

DOI: 10.1177/0961000620980830

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620980830

В статье «Сравнение образовательных программ Хорватии и США в области библиотечного дела» (Comparison of library studies programs in Croatia and the USA) авторы Анжела Дэвис (Angela R. Davis), Стефани Диас (Stephanie A. Diaz) и Рассел Холл (Russell A. Hall) анализируют минимальные требования, предъявляемые к образовательным программам в области информатики и библиотековедения в Хорватии и США. Статья является логическим продолжением предыдущего исследования в области сравнительного образования и сравнительного библиотековедения. Выполнено комбинированное исследование и проанализированы аккредитованные программы уровня бакалавриата, реализуемые в колледжах и университетах Хорватии (3 учебных заведения) и США (53 вуза). Данные по образовательным программам в области библиотековедения и информатики являются общедоступными, поэтому авторы статьи сочли возможным использовать веб-сайты учебных заведений в качестве источников информации. Список американских вузов, имеющих аккредитацию Американской библиотечной ассоциации на реализацию учебных программ, также размещен на сайте ALA. Выявлены значительные различия и сходные характеристики в программах двух стран. Отмечено, что образовательный маршрут, заложенный в хорватских программах, более структурирован, и магистерской программе обязательно должен предшествовать бакалавриат. Также предполагается лицензирование новых специалистов. В США, как правило, действуют лишь программы послевузовского обучения. В обеих странах образовательные программы характеризуются гибкостью и высокой адаптивностью. От студентов требуется прохождение нескольких фундаментальных курсов в области библиотечного дела, однако в Хорватии акцент сделан на освоении дисциплин, связанных с библиотечными технологиями и управлением фондами. Напротив, американские образовательные программы в большей степени сфокусированы на руководстве и управлении. Кроме того, в США студенты пользуются большей свободой при выборе дисциплин для изучения. Предполагается, что полученные результаты открывают возможности для будущих исследований. Возможно, исследователям будет интересно углубиться в тему политического и исторического влияния на централизацию требований к высшему образованию, в целом, и к библиотечно-информационному образованию, в частности. Статья также будет полезна специалистам в области библиотечного образования нашей страны, так как даст им повод к анализу программ библиотечно-информационного образования и будущих потребностей в данной области.

  

УДК: 377.016:02+377(497.5):377(73)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.91

DOI: 10.1177/03400352221103894

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221103894

В апреле в журнале Online Information Review опубликована статья «Почему в сети так много экстремистских высказываний. Эмпирический сопоставительный анализ ситуации в Японии, Корее и США» (Why are there so many extreme opinions online?: An empirical, comparative analysis of Japan, Korea and the USA) Шиничи Ямагучи (Shinichi Yamaguchi), сотрудника Центра глобальных коммуникаций Международного университета Японии в Минамиуонуме. В более ранних исследованиях рассматривались три причины, по которым в сети мы видим так много экстремальных и экстремистских высказываний — это избирательность восприятия; диалог в сети носит более агрессивный и экстремальный характер; агрессивные и экстремальные взгляды быстрее распространяются, чем умеренные. Автор выдвинул гипотезу: люди, имеющие экстремистские взгляды, чаще выражают их через социальные сети, чем люди, придерживающиеся умеренных взглядов. Он выстроил модель публикации в социальных сетях для оценки зависимости между экстремальными высказываниями и количеством постов. Модель охватывает пользователей социальных сетей Японии, Кореи и США. Такие географические рамки позволяют выявить различия между странами и подтвердить, что данный феномен является универсальным. Анкетирование было организовано онлайн. Для количественного анализа данных, полученных в результате анкетирования (5095 анкет), была применена модель Тобита. Установлено, что чем более экстремистский характер носят высказывания, тем больше постов по двум обозначенным темам (поправки к конституции в Японии, приток иностранцев в Японию, Корею, США) опубликовано в социальных сетях трех названных стран. Кроме того, чем выше интерес к теме, тем больше выражен данный эффект. Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение. Автор делает вывод, что пользователи должны быть готовы встретить в социальных сетях многочисленные экстремистские высказывания, однако компаниям-провайдерам следует осуществлять политику ограничения экстремизма высказываний.

  

УДК: 077:316+004.773

ГРНТИ: 19.31; 11.15.89; 04.51.54; 19.21.91

DOI: 10.1108/OIR-07-2020-0310

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2020-0310/full/html

В третьем выпуске журнала IFLA опубликована статья Габриэля Гарднера (Gabriel J Gardner) «Интеллектуальная свобода и альтернативные приоритеты в научных публикациях библиотечно-информационного профиля: лонгитюдное исследование» (Intellectual freedom and alternative priorities in library and information science research: A longitudinal study). В публикации представлены результаты библиометрического анализа научной литературы библиотековедческого и информационного профиля. В фокусе автора — место, которое занимают в научной литературе проблемы интеллектуальной свободы и нейтральности в сравнении с альтернативными и иными ценностями, провозглашаемыми библиотечным сообществом. Библиотечная работа строится на определенных этических императивах. Универсальные принципы включаются в профессиональные этические кодексы, провозглашаемые как национальными библиотечными ассоциациями, так и Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (например, Заявление IFLA о библиотеках и интеллектуальной свободе). Нейтральность — концепция, отличная от концепции интеллектуальной свободы, иначе реализуемая в практической деятельности библиотек. Их нейтральность определяется как объективность в предоставлении информации. Между тем, в библиотечной профессии действуют и иные, альтернативные приоритеты, также долгосрочные и необходимые. Плюрализм ценности — это метаэтическая теория, утверждающая примат морали для всего многообразия ценностей, не поддающихся сравнению и сомнению; напротив, ценностный монизм предполагает незыблемость одной-единственной ценности. Лонгитюдный анализ производился на основании фиксации количества результатов поисков по поисковым словам, связанным с принципами интеллектуальной свободы, нейтральности, многообразия, равенства и инклюзии. Временной охват публикаций, представленных в Web of Science — с 1993 по 2020 г., в базе данных Library, Information Science and Technology Abstracts (LISTA) — с 1970 по 2020 г. включительно.

Library, Information Science & Technology Abstracts (LISTA) — бесплатная научная реферативная база данных EBSCO по библиотековедению и информатике, в которой представлены периодические издания, книги, доклады о научных исследованиях.

В исследовании зафиксирован резкий рост (начиная с 2015 г.) использования в библиотековедческой литературе широкого круга терминов, связанных с понятиями социальной справедливости, многообразия, равенства и инклюзии. Результаты анализа показали, что в сравнении с публикациями под этими рубриками количество работ с упоминанием принципов интеллектуальной свободы и нейтральности на протяжении исследуемого периода увеличивалось лишь незначительно. Безусловно, это отчасти объясняется личными убеждениями и профессиональными интересами исследователей. Автор также делает выводы относительно разногласий по вопросу нейтральности библиотек, их отношения к интеллектуальным свободам и свободе выражения. Помимо библиометрических результатов, в работе представлен анализ литературы по данному вопросу. Очевидно, что происходящий культурный сдвиг в отношении к свободе высказываний повлиял на библиотековедческую литературу, профессиональные приоритеты, и в частности на позицию Американской библиотечной ассоциации. Являются ли эти перемены лишь одним из относительных императивов среди многочисленных этических требований, предъявляемых сегодня к библиотекам, или же мы переживаем угасание риторики и практики обеспечения интеллектуальной свободы и отхода от принципа нейтральности, покажет лишь время.

  

УДК: [001.83:01]-047.44 + 172

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/034003522110611

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211061176

Привлекает внимание статья Сиджи Джордж (Sigy George) «Новый взгляд на пять законов библиотечной науки Шиали Рамамрита Ранганатана» (Re-looking at S. R. Ranganathan's Five Laws of Library Science). Принципы, провозглашенные Ш.Р. Ранганатаном (1892–1972) в книге «Пять законов библиотечной науки», опубликованной в 1931 г., на протяжении всего прошедшего времени задавали векторы развития библиотековедения и служили фундаментом библиотечной профессии. Сегодня необходимо взглянуть на них по-новому, переосмыслив их универсальный характер в свете появления цифровых библиотек и развития науки, технологий и общества. Автор делает попытку найти новое приложение классической теории в современной практике и переформулировать ее положения для современной библиотечной деятельности с учетом информационных потребностей «поколения Z». По мнению автора, каждый из пяти законов Ранганатана можно интерпретировать в приложении к цифровой реальности. Так, первый закон, «книги предназначены для пользования ими», по мнению автора может означать сегодня примат содержания над носителем — независимо от формата представления, информация предназначена для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Второй и третий законы, «каждому читателю — его книгу» и «каждой книге — её читателя», превращаются в вовлеченность пользователя в информационную деятельность, когда активное участие создается удовлетворенностью пользователя информационно-поисковой системой, точностью и полнотой результатов поиска, сформированным информационно-поисковым поведением, представлением библиотеки о пользователях. Четвертый принцип «экономии времени читателя» означает сегодня необходимость количественного анализа информации на основании количественных, статистических, библиометрических, альтметрических, наукометрических методов; пятый же принцип, «библиотека является растущим организмом», утверждает необходимость освоения библиотеками новых ролей, в частности, поддержки обучения и образования во всех формах, онлайн и оффлайн.

  

УДК: 021 + 002.2

ГРНТИ: 13.31.07, 13.31.19, 13.31.35; 20.51

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.258

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/258

В статье «Векторы совершенствования программ стажировки студентов в области библиотечного дела и информатики: систематический обзор литературы» (Indicators for Modernising the LIS Internship: Evidences from a systematic literature review) авторы, Нурул Аида Нур Азизи (Nurul Aida Noor Azizi) и Киран Каур (Kiran Kaur), предприняли систематический обзор литературы, освещающей программы стажировки студентов библиотечно-информационного профиля обучения. Для анализа применялся метод оценки совокупности доказательств по результатам реалистического и метанарративного обзора RAMESES (Realist and Meta-Narrative Evidence Syntheses: Evolving Standards). В качестве источника данных были выбраны массивы данных Scopus, Web of Science и Google Scholar. На начальном этапе было отобрано 54 документа из базы данных Scopus, 17 документов — из Web of Science и 107 документов — из Google Scholar. В этом массиве было выявлено 5 основных тем, на которых сосредоточен, главным образом анализ программ студенческих стажировок: удовлетворенность (5 подтем), образовательный эффект (4 подтемы), образовательная среда (2 подтемы), разработка программы (4 подтемы) и роль заинтересованных сторон (3 подтемы). Три основных этапа систематического обзора сопровождались абстрактным представлением и анализом данных. Модернизация программ стажировки в области библиотековедения и информатики требует большего внимания к разработке структуры программ с акцентом на результаты обучения с учетом готовности к профессиональной карьере. Взаимное обучение, практическое обучение, личная целеустремленность, — все это оказывает положительное влияние на результат обучения. Вместе с тем выявлена потребность учета интересов всех участников процесса, а не только студентов. В анализируемой авторами литературе содержатся рекомендации по более пристальному изучению результатов данной формы обучения. Подчеркивается заинтересованность студентов в стажировках, выявлены их требования, такие как универсальность, приобретение практических навыков, структурированность на начальных этапах и большая свобода на финальных. Кроме того, в литературе часто ставится вопрос об ответственности кураторов таких стажировок на местах. Дальнейшие исследования по данной тематике, в частности, касающиеся роли участников и разработки программ стажировок в библиотеках различных типов позволят точнее оценивать и совершенствовать данную форму обучения.

  

УДК: 02:37.091.313+004:37.091.313+37.091.214:[004+02]

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.1177/09610006231154536

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231154536

Дауд Хан (Daud Khan), Мохаммад Ашар (Mohammad Ashar) и Майанк Юварадж (Mayank Yuvaraj) провели полномасштабное исследование, посвященное проблеме оценки цитирования публикаций открытого и закрытого доступа в области библиотечно-информационных наук. Результаты исследования представлены в статье «Выше ли показатели цитирования для журналов открытого доступа: анализ журналов библиотечно-информационного профиля» (Do open access journals have a greater citation impact? A study of journals in library and information science). Для анализа на веб-сайте Scimago было отобрано 116 журналов, из них половина (58) открытого доступа. При помощи программы Publish or Perish осуществлен поиск публикаций и их цитирований в научной литературе. Поиск журналов в базе данных Google Scholar за период 2011-2018 гг. производился по международному стандартному номеру сериальных изданий (ISSN). Обнаружено, что журналы по библиотечно-информационным дисциплинам, находящиеся вне открытого доступа, имеют существенно более высокие показатели цитирования (по автору или по публикации, более высокий G-индекс научной продуктивности, индекс Хирша, нормализованный индивидуальный hI и годовой hI), по сравнению с журналами открытого доступа. Проведенное исследование имеет как научное, так и прикладное значение.

  

УДК: 02:001.103.2+[002+02]:316.77+004.22.072.4.057.8:[001:316.77]

ГРНТИ: 13.31; 12.41.51, 12.21.65

DOI: 10.1108/CC-03-2022-0010

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-03-2022-0010/full/html

С проблемой избыточности информации и перенасыщенности информацией столкнулся каждый пользователь; она известна и библиотечным специалистам и вызывает растущий интерес научного сообщества, в том числе в сферах информационных и компьютерных наук. Этому посвящена статья «Информационная перенасыщенность: концептуальный анализ» (Information overload: a concept analysis) Мохамеда Амина Белаббес (Mohamed Amine Belabbes), Иана Рутвена (Ian Ruthven), Яшара Мошфеги (Yashar Moshfeghi), Дианы Расмуссен Пеннингтон (Diane Rasmussen Pennington). Авторы отмечают, тем не менее, что четкое понимание этого явления отсутствует, как и отсутствует консенсус на этот счет. Целью данного исследования является определение концепции «информационного перенасыщения». Проведен концептуальный анализ по методике Роджера. Он выполнен на базе корпуса документов, опубликованных между 2010 г. и сентябрем 2020 г.; в 151 документе речь идет о перенасыщенности информацией, а в 10 — о когнитивной перегруженности. Все эти документы относятся к сфере компьютерных и информационных наук и содержатся в базах данных ACM Digital Library, Scopus и Library and Information Science Abstracts (LISA). Термин «когнитивная перегруженность» предложен в качестве замещающего для «информационного перенасыщения». Проведенный анализ позволил выявить триггеры, проявления и последствия информационного перенасыщения. Триггеры относятся к информационным характеристикам, информационным потребностям, рабочей среде, индивидуальным когнитивным способностям и информационной среде. Авторы различают эмоциональные и когнитивные проявления информационного перенасыщения, его внутренние и внешние последствия.

  

УДК: 001.102+002:159.9+004

ГРНТИ: 20.01.07, 20.23

DOI: 10.1108/JD-06-2021-0118

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-06-2021-0118/full/html

Журнал опубликовал статью Джонатана Фёрнера (Jonathan Furner) и Бёрджера Хьорланда (Birger Hjorland) «Информационная наука и организация знаний в предметных рубриках Библиотеки Конгресса» (The coverage of information science and knowledge organization in the Library of Congress Subject Headings). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса (Library of Congress Subject Headings, LCSH) – самая популярная в мире система предметизации и наглядный пример контролируемого словаря. Основываясь на своих экспертных знаниях в области информационной науки и систем организации знаний, авторы анализируют Предметные рубрики Библиотеки Конгресса. Они уточняют, присутствуют ли базовые концепции информационной дисциплины как области знания в упомянутой системе классификации. В случае отсутствия в ней этих концепций необходимо было определить, содержат ли LCSH альтернативные термины, которые можно использовать при поиске документов, соответствующих отсутствующей концепции; с этой же целью проанализированы книги, проиндексированные Библиотекой Конгресса. Наконец, выявлены семантические отношения между предметными рубриками. Результаты продемонстрировали фундаментальные проблемы в логике представления информационных наук и организации знаний в LCSH. Авторы обсуждают общие вопросы практического использования контролируемого словаря.

  

УДК: 025.4.05 + 002:004

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.1108/JD-11-2022-0256

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-11-2022-0256/full/html

В том же номере журнала опубликована статья Нины Ямар (Nina Jamar) «Читаемость рефератов в журналах библиотечно-информационного профиля» (The readability of abstracts in library and information science journals). Целью исследования является выявление различий в показателях читаемости рефератов и аннотаций, опубликованных в научных журналах библиотечно-информационного профиля с вычисляемым импакт-фактором и без него. Автор сравнивает рефераты из журнала Journal of Documentation, для которого рассчитывается импакт-фактор, и словенского журнала Knjižnica («Библиотека»), не имеющего импакт-фактора. Для количественной оценки читаемости использована формула оценки легкости чтения по Флешу. Было проведено статистическое сравнение показателей читаемости между рефератам двух указанных журналов.

Были установлены некоторые статистически значимые различия между рефератами, опубликованными в Journal of Documentation и журнале Knjižnica; они относятся к количеству слов и предложений в рефератах и к читаемости рефератов, рассмотренных в данном исследовании. Принимая во внимание, в том числе, корреляцию между цитированием и импакт-фактором, автор утверждает, что чем больше и содержательнее реферат статьи, тем больше она цитируется, из чего следует, что есть статистически значимая разница между рефератами в журналах с импакт-фактором и без него.

Формула Флеша подразумевает, что чем длиннее предложения и слова, тем труднее читается текст. Однако результаты исследования показали, что рефераты из журнала Knjižnica (в которых в среднем больше слов и предложений) дают лучшие показатели читаемости в сравнении с рефератами из Journal of Documentation (в которых в среднем меньше слов и предложений на один реферат). Сегодня, когда количество документов растет огромными темпами, а времени на знакомство с ними все меньше, реферирование приобретает особое значение. Поэтому феномен реферирования следует изучать дальше и глубже. Будущие исследования, касающиеся читаемости рефератов в библиотечно-информационных дисциплинах, могут быть, например, посвящены различиям показателей читаемости рефератов на родном и иностранном языках.

  

УДК: 002-047.44 + 001.103:(048.3)

ГРНТИ: 20.19.19; 12.41.55

DOI: 10.1108/JD-05-2022-00

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-05-2022-0098/full/html

Анализу развития современного состояния библиотечно-информационных дисциплин посвящена исследовательская работа «Рост и старение публикаций в области информатики и библиотековедения: анализ на основе данных Индекса цитирования социальных наук SSCI» (Growth and aging study on literatures of information science & library science based on SSCI data). Авторы — Пенг-Хуэй Лю (Peng-Hui Lyu), Лу-Шуань Гуо (Lu-Xuan Guo) и Ли-На Жу (Li-Na Zhu).

Литература по библиотековедению и информатике демонстрирует сегодня существенную тенденцию к росту, и это относится как к теории, так и к практике. В данной работе осуществлен комплексный историческо-статистический анализ работ в области двух этих смежных наук. Для поиска данных, относящихся к периоду 1900-2022 гг., была использована база данных Web of Science Core Collection как крупнейшая база данных цитирования, включающая в себя SCI (Индекс научного цитирования — Science Citation Index), SSCI, A&HCI (Индекс цитирования в области искусства и социальных наук — Arts and Humanities Citation Index) и другие поисковые инструменты. Эта база данных обеспечивает эффективность анализа результатов поиска и позволяет четко классифицировать данные по стране публикации, ее дате и проч. В базе данных SSCI было выявлено 138658 релевантных записей.

Выведены кривые роста и старения публикаций в области библиотековедения и информатики, проанализированы движущие силы, определяющие ситуацию с публикациями в области этих наук, связанные со спецификой стран, институтов, индивидуальных авторов. Согласно результатам данного исследования, рост литературы в данной области описывается кривой экспоненциального роста Прайса. На втором этапе, согласно предложенному Прайсом делению, происходит постоянный экспоненциальный рост — именно этой стадии соответствует современное состояние научных знаний в области библиотековедения и информатики.

Дерек Джон де Солла Прайс (Derek John de Solla Price, 1922-1983) — британо-американский историк науки, основоположник наукометрии, показавший, что пространственные модели науки могут конструироваться из библиографических данных. Автор книги «Малая наука, большая наука» (1963).

Цитирование работ подчиняется закону отрицательного экспоненциального распределения. При увеличении темпов старения цитирования количество цитирований сначала резко вырастает, но затем быстро приобретает нисходящую тенденцию. Обнаружено, что большинство работ, опубликованных после 1957 г. в области интересующих нас дисциплин, не используется повторно, – за исключением классических произведений. Количество цитирований достигает своего пика на третий год после публикации. Доля ссылок на работы последних 20 лет достигает 92%. Подсчитано, что индекс Прайса для 2022 г. составляет 0, 348, полупериод жизни научной статьи составляет почти 7 лет.

Можно спрогнозировать, что количество литературы в области библиотековедения и информатики продолжит расти экспоненциально, и эти дисциплины еще только должны будут достигнуть своей зрелости. На данном же этапе еще больше ученых будет задействовано в научных исследованиях, генерируя более релевантную литературу, что обеспечит рост и зрелость дисциплин. Ученым следует воспользоваться уникальной возможностью — сегодня они располагают всем современным исследовательским инструментарием и знакомятся с самыми инновационными концепциями и подходами.

  

УДК: 02 + [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 13.31.07; 20.51.23

DOI: 10.1177/09610006231196891

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231196891