В очередном номере Library Management опубликована статья-призыв «Не теряйте потенциала кризиса» (Never waste a good crisis). Автор — Линда О’Брайен (Linda O’Brien), Школа бизнеса, Университет Гриффита (Саутпорт, Австралия). Всякий кризис, утверждает она, несет в себе не только угрозы, но и возможности, и в этом смысле пандемия COVID-19 – не исключение. Благодаря экстремальной ситуации, многие изменения, которые уже должны были произойти и планировались, стали происходить в ускоренном темпе; на вопросы, которые стояли перед нами, пришлось срочно искать ответы; мы призвали весь свой творческий потенциал для поисков новых методов работы. Во многом статья — итог размышлений автора на протяжении 30-летней профессиональной деятельности. Автор выделяет две группы возможностей, которые предлагает нам нынешняя ситуация: это движение в сторону открытого доступа на принципах FAIR (Findable, Accessible, Interoperable and Reusable – легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования); вторая возможность позволяет нам вдохнуть новую жизнь в библиотечную профессию, использовать цифровые методы работы. Все эти перемены назревали десятилетиями, но произошли, как это обычно бывает, почти мгновенно.

  

УДК: 022.42+27.9

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-11-2020-0165

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-11-2020-0165/full/html

В публикации «Университетские библиотеки: основные стратегии и сервисы в период пандемии COVID-19» (Academic libraries’ main strategies and services during the COVID-19 pandemic) иранские авторы Реза Раджабали Беглу (Reza Rajabali Beglou) и Сомайе Садат Ахшик (Somaye Sadat Akhshik) представляют результаты исследования, призванного выявить наиболее значительные виды деятельности университетских библиотек в период пандемии COVID-19. Исследование было проведено с использованием метода качественного анализа контента, касающегося проблем информационной поддержки высшего образования и научных исследований, а также социальной ответственности библиотек в период кризиса. Для исследования была составлена случайная выборка из 301 университетских библиотек в 16 странах мира. Анализ основан на информации, представленной на веб-сайтах библиотек, а также на научных публикациях, посвященных роли библиотек в названный период. Продемонстрировано, что библиотеки применяли четыре стратегии поддержки науки и образования: создание новых сервисов и видов деятельности, их совершенствование, их трансформация, а также поддержка научных исследований, связанных с распространением вируса COVID-19. Внутри этих стратегий выделены 7 направлений, относящихся к сфере социальной ответственности университетских библиотек: документирование событий, подготовка рекомендаций, текущее информирование общества, фейковая/реальная информация о COVID-19, предоставление медицинской информации о COVID-19. Определены сервисы и виды для каждого из направлений. Выводы, сделанные исследователями, будут полезны как в текущей ситуации, так и в формировании политики библиотек в периоды возможных кризисов будущего.

  

УДК: 027.7:025.5 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.35

DOI: 10.1177/03400352221130778

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/03400352221130778

В фокусе авторов статьи «Государственные и подписные медиа, социальные сети, их потребление и доверие к государственной политике в период кризиса COVID-19» (Mainstream, on-demand and social media consumption and trust in government handling of the COVID crisis), Тал Лаор (Tal Laor) и Сабины Лисицы (Sabina Lissitsa), — анализ связи, существующей между отношением потребителей масс-медиа к контенту, связанному с COVID-19, представленному в основных средствах массовой информации, подписных сервисах и социальных сетях, и доверием к способности государства противостоять кризису. Исследование основано на онлайновом анкетировании 1005 (репрезентативная выборка) израильских граждан старше 18 лет. По результатам анкетирования исследователи делают выводы относительно восприятия потребителями медиа контента как источника информации, социальной солидарности, критики и тревоги. Согласно ответам респондентов, главным источником информации о пандемии являлись государственные/основные средства массовой информации. Положительная зависимость обнаружена между восприятием государственных масс медиа как источника критики и доверием к действиям правительства. Отрицательные ассоциации связаны с социальными сетями и подписными сервисами. Позитивная связь определяется также между представлениями о том, что социальные сети способствуют формированию социальной солидарности и доверия к правительственным действиям. Авторы делают вывод о том, что восприятие реальности есть результат синергетических усилий различных видов медиа, которые оказывают огромное влияние как на общество, так и на государство. Авторы применяют несколько теорий: теорию медийного недомогания, теорию порочного круга, теорию эхо-камеры, — для объяснения существующей зависимости между потреблением средств массовой информации и общественным доверием в условиях многообразия средств массовой информации и в период мирового кризиса.

Теория медийного недомогания — теория пагубного воздействия масс-медиа на общество, вызывающее его политическую апатию и отчуждение. Теория была предложена в 1976 году М. Робинсоном (Michael J. Robinson).

Э́хо-ка́мера — в теории СМИ — ситуация, при которой определённые идеи, убеждения усиливаются путём передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы (партия, круг единомышленников, субкультура). При этом подобные сообщения заглушают другие аналогичные информационные потоки.

Статья может быть интересна специалистам в сфере библиотековедения с точки зрения проблем формирования информационной грамотности в самом общем смысле, а также решения задач, связанных с распространением фейковой информации в период кризиса, подобного пандемии COVID-19.

  

УДК: 077:316 + 316.77

ГРНТИ: 19.45, 19.31, 19.51; 11.15.89; 04.51.54; 13.31.21

DOI: 10.1108/OIR-06-2021-0299

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-06-2021-0299/full/html