В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html

Авторы статьи «Роль социальных сетей в информационном обслуживании: систематический обзор и экспертная оценка» (The Roles of Social Media in Information Services: Systematic Review and Expert Scrutiny), Хамид Кешаварц (Hamid Keshavarz ) Яхуб Норузи (Yaghoub Norouzi) и Али Шабани (Ali Shabani), утверждают, что социальные сети имеют большой потенциал для осуществления информационного обслуживания и предоставления информационных услуг, что позволило бы существенно сократить расходы на средства коммуникации. Исследование направлено на выявление потенциальных ролей социальных сетей в информационном обслуживании. Применена методика систематического обзора и метод метасинтеза. На базе выявленных ролей построена концептуальная модель, и методом шенноновской энтропии определены приоритетные направления. Обнаружено, что значимость функциональной, финансовой, стратегической, сервисной (связанной с обслуживанием пользователей) и информационной роли убывает (в порядке перечисления). На последнем этапе исследования было предпринято анкетирование 30 экспертов, активно занятых в онлайновом информационном обслуживании; предпринят анализ методом средневзвешенных величин с последующим сравнением с результатами систематического обзора. Значимость стратегической и информационной ролей, установленная методом шенноновской энтропии, совпала с результатами экспертной оценки; при этом эксперты подошли более глубоко к анализу финансовой и сервисной роли социальных сетей. Существенное различие в оценке касается функциональной роли, которая в первом случае получила первое место, а у экспертов — четвертое. Проведенное исследование является одной из первых попыток определения потенциала социальных сетей в информационном обслуживании.

  

УДК: 004.773.5/.7:002 + 077

ГРНТИ: 13.31.35; 20.51; 19.31

DOI: 10.1515/libri-2021-0124

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2021-0124/html

Статья Пийапат Джарусават (Piyapat Jarusawat) «Формирование культурного образовательного ресурса на основе потребностей общества» (Building a Cultural Learning Resource Based on the Community’s Needs) основывается на исследовании, посвященном изучению потребностей общества с целью формирования культурного образовательного ресурса королевского храма Ват Суандок, одной из буддистских святынь г. Чиангмай, Тайланд. Исследование построено на основе проведенных интервью, анализ которых основывался на концепции интерпретации культурного наследия, а также модели коммуникации Берло («источник-сообщение-канал-получатель», ИСКП). Выявлены потребности общества, классифицированные автором по 6 тематическим блокам: (1) личности, сыгравшие важную роль в истории королевского храма Ват Суандок; (2) выдающиеся произведения искусства и архитектуры; (3) религиозная святыня; (4) центр сообщества; (5) центр образования и туризма; и (6) культурные и образовательные ресурсы. Первые пять тем относятся к контенту культурных и образовательных ресурсов, шестая же охватывает рекомендации и элементы, необходимые и соответствующие культурному воспитанию, такие как целевая группа, тип, форма презентации. Благодаря этим ресурсам пользователи получают представление о культурном наследии своего сообщества и его важности, соответственно приобретая чувство принадлежности ему и ответственности за его сохранение и преумножение.

  

УДК: 008(593) + 002.1

ГРНТИ: 13.01.29; 20.15.17

DOI: 10.1515/libri-2023-0003

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2023-0003/html