В статье «Серьезные игры и игровые возможности для формирования информационной грамотности: итоги реализации европейского проекта NAVIGATE» (Playability of Serious Games in Information Literacy: The Findings of the European Project NAVIGATE) Марина Енчева (Marina Encheva), Николь Крюгер (Nicole Krüger) и Пламена Златкова (Plamena Zlatkova) рассматривают возможности «серьезных игр» для формирования информационной грамотности и их использования университетскими библиотеками и факультетами библиотековедения и информатики для проведения обучения. Можно ли сделать эти игры более привлекательными для учащихся и как этого добиться? В обзоре тематических публикаций, посвященных игровым методам, авторы рассматривают две противоположных стороны феномена игры в рамках спектра, предложенного Роже Кайуа (Roger Caillois): от «paidia» — «власти импровизации и веселья» до «ludus» (регламентированной игры, основанной на правилах и состязательности).

Роже Кайуа — французский писатель, эссеист, философ, социолог, автор книги «Игры и люди» (фр. Les jeux et les hommes). Кайуа рассматривает игру как культурообразующий феномен и анализирует природные мотивы, побуждающие человека к игре. Он даёт определение феномену игры и разрабатывает её классификацию.

Авторы предлагают гипотезу, согласно которой серьезные игры в обучении информационной грамотности не только привлекательны своей игровой составляющей, но и чем больше эта составляющая, тем легче студенты достигают целей обучения, поставленных преподавателями или библиотекарями. В рамках европейского проекта “NAVIGATE – информационная грамотность: игровая учебная методика для выявления фейкового контента” (NAVIGATE – Information Literacy: A Game-based Learning Approach for Avoiding Fake Content) были выявлены и подверглись оценке 70 игр, используемых в академических программах и библиотеках для обучения информационной грамотности. Были выбраны 20 лучших игр, которые затем были ранжированы по следующим критериям: игровая привлекательность, непрерывность, вовлеченность, пользовательский интерфейс, повествовательность (сторителлинг). Создана интерактивная база данных (https://www.navigateproject.eu/navigamesearch-tool/), наглядно представляющая перечень этих игр и названные характеристики. По результатам оценки лучших игр по обучению информационной грамотности и двух оригинальных игр, разработанных в рамках проекта (Information Trap Manager и Navigator), представлен анализ того, как в них соотносятся развлекательно-игровая и состязательно-игровая составляющие, а также их игровая привлекательность и достижения студентов. Предложены последующие этапы оценки игр по обучению информационной грамотности на платформе Playful Experiences (PLEX).

  

УДК: 377:02 + 377.016:004

ГРНТИ: 14.35.09; 20.01.45

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10572317.2023.2198882