Публичные библиотеки организуют и проводят все больше мероприятий и в связи с этим сталкиваются с очень важной, но часто игнорируемой проблемой оценки проводимых программ. В статье сотрудников факультета искусств Люблянского университета Яна Писански (Jan Pisanski) и Катарины Шваб (Katarina Švab) «Оценка мероприятий публичной библиотеки с использованием комбинации методов» (Evaluating Public Library Events using a Combination of Methods) представлены различные исследования, проведенные для оценки мероприятий для взрослых в крупнейшей публичной библиотеке Словении – Городской библиотеке Любляны. В исследованиях использовалась комбинация методов: анализ содержания веб-сайта библиотеки и рекламных брошюр, интервью как с читателями, так и с библиотекарями, наблюдение за событиями и подробное анкетирование. Кроме того, по результатам исследования были разработаны семь моделей пользователей или «персонажей», представляющих типичные пользовательские группы. Хотя в целом участники были очень довольны предлагаемыми мероприятиями, это исследование выявило возможности для улучшения существующей практики, особенно в отношении планирования мероприятий для конкретных групп пользователей, составления расписания и тематического разнообразия мероприятий, а также продвижения, нацеленного как на существующих, так и на потенциальных посетителей. На основе этого исследования Городская библиотека Любляны подготовила рекомендации для своих будущих мероприятий для взрослых. Кроме того, общий план оценки может быть полезен для любой библиотеки, независимо от ее типа, размера или местоположения.

  

УДК: 021.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1515/libri-2019-0149

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2019-0149/html

Многочисленные исследования демонстрируют, что низкое качество данных в библиографических и авторитетных записях является одним из основных препятствий в управлении данными. Бранка Бадовинац (Branka Badovinac) из Института информационных наук (Марибор, Словения) в статье «Определение качества данных в библиографических и авторитетных записях: тематическое исследование системы COBISS.SI» (Defining Data Quality in Bibliographic and Authority Records: A Case Study of the COBISS.SI System) представляет опыт словенских исследователей в разработке и применении на практике методов определения и измерения качества библиографических и авторитетных записей в базе данных COBIB. В статье приводятся результаты тематического исследования 2019 г., и оценивается применимость предлагаемой структуры контроля качества данных для регулярного и систематического обнаружения и решения как отдельных, так и системных проблем. Проведенное исследование показало, что этот подход позволяет наблюдать за качеством данных с течением времени и определять ключевые проблемы качества для анализа, оценки и дальнейшего развития каталога COBISS+.

COBISS (Co-operative Online Bibliographic System & Services) – библиотечная информационная система, разработанная и поддерживаемая Институтом информационных наук (IZUM). Эта организационная модель связывает отдельные библиотеки в единую библиотечную информационную систему с общей структурой каталогизации и общими инструментами. Она включает сводный каталог/библиографическую базу данных COBIB, локальные библиографические базы данных участвующих библиотек, базу данных COLIB по библиотекам, базу авторитетных записей CONOR и ряд других ресурсов. На конец 2019 г. словенский сегмент системы COBISS.SI включал в себя 916 национальных, университетских, публичных, специализированных и школьных библиотек.

  

УДК: 025.32:004

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1910603

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1910603

Пандемия вируса COVID-19 заставила архивы пересмотреть способы предоставления доступа к физическим коллекциям. Чтобы избежать ответственности за нарушения со стороны пользователей, архивы, как правило, возлагали на них ответственность за определение правообладателя и изготовление копий, опираясь на Раздел 17 Кодекса США, § 108. Поэтому если раньше сложные вопросы соблюдения авторского права, возникающие при воспроизведении документов, можно было обойти, потребовав, чтобы исследователи работали с архивными материалами лично, долгосрочное закрытие читальных залов и ограничение поездок на дальние расстояния означало, что архивам необходимо трансформировать рабочий процесс для обработки запросов пользователей на оцифровку материалов и предоставления доступа к коллекциям в удаленном режиме. Учитывая сложность подтверждения статуса авторского права, сотрудники архива часто основывают такие процедуры на оценке рисков.

В статье Кевина С. Хокинса (Kevin S. Hawkins) и Джули Джадкинс (Julie Judkins) из библиотеки Университета Северного Техаса «Разработка масштабируемого подхода к оцифровке архивов по запросам пользователей» (Formulating a Scalable Approach to Patron-Requested Digitization in Archives) предлагается модель рассмотрения запросов на оцифровку на основе оценки рисков в соответствии с законодательством США об авторском праве. В случаях, когда нет ограничений на доступ к коллекции (либо наложенных правообладателем, либо связанных с вопросами конфиденциальности или этики), предлагается применять масштабируемый рабочий процесс для проверки статуса авторских прав запрашиваемых материалов и, в случаях, когда у архива нет однозначного права на воспроизведение работы в полном объеме, частичную оцифровку документа в соответствии с определенными положениями Раздела 17 Кодекса США, § 108, или путем быстрой оценки рисков. Также авторы призывают Общество американских архивистов (Society of American Archivists) создать комитет экспертов для разработки типовой политики обслуживания удаленных пользователей архивных коллекций, которая будет востребована и по окончании кризиса COVID-19.

  

УДК: 930.25

ГРНТИ: 20.15.71

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14652

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/14652

В очередном номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья «Инструменты оценки релевантности в дискавери-средах» (A Framework for Measuring Relevancy in Discovery Environments). Авторы, Блейк Л. Гэлбрит (Blake L. Galbreath), Алекс Меррилл (Alex Merrill) и Кори М. Джонсон (Corey M. Johnson), представляют библиотечную систему Университета штата Вашингтон. Авторы отмечают, что университетские библиотеки повсеместно создают собственные среды обнаружения знаний, однако эффективность этих систем оценивается преимущественно по отзывам пользователей, их удовлетворенности, а также по результатам анализа выполнения задач. В данном исследовании представлены воспроизводимые методы оценки релевантности результатов поиска, а также общей эффективности дискавери-среды на примере платформы Primo компании Ex Libris, используемой в Университете штата Вашингтон. Для оценки релевантности поиска авторы проанализировали библиографию, приводимую в студенческих работах. В контексте данного исследования авторами была разработана и протестирована модель, охватывающая: (1) процесс машинного производства ключевых слов на основе корпуса научных работ с их последующим сравнением с ключевыми словами, созданными человеком, (2) машинный процесс запроса в дискавери-среду с получением поисковых результатов и сравнение последних со списками литературы, приводимой в студенческих работах и (3) четыре метрики для оценки сравнительной эффективности различных поисковых стратегий и релевантности их результатов. Данная модель позволяет выйти за рамки эмоциональной или задачно-ориентированной оценки и увидеть, насколько материалы, процитированные в студенческих работах, соответствуют результатам поиска в дискавери-среде. Поначалу совпадений было выявлено не так много, как ожидалось, и впоследствии, как было продемонстрировано, фасетный поиск оказался более результативным, чем поиск многовариантный. В будущем предполагается осуществить сравнительное (A/B) тестирование существующих конфигураций дискавери-систем обнаружения знаний и ограничителей с оценкой влияния локальных решений на эффективность извлечения информации на разных уровнях с указанием совпадений результатов при различных видах поиска.

  

УДК: 025.4.036

ГРНТИ: 20.23

DOI: 10.6017/ital.v40i2.12835

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12835

Статья Клэр Торп (Clare Thorpe) и Линделл Гантон (Lyndelle Gunton) «Цели устойчивого развития ООН в научных и университетских библиотеках» (Assessing the United Nation’s Sustainable Development Goals in academic libraries) представляет собой, исследование, выполненное методом ситуационного анализа. Повестка дня, утвержденная ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., включила в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые являются по сути детальным планом по достижению мира и благополучия каждого из людей и планеты в целом. В 2019 г. Библиотека Университета Южного Квинсленда предприняла попытку спланировать и реализовывать свою ежедневную практику и выстроить свою годовую стратегию с опорой на ЦУР. Предварительно были определены параметры оценки деятельности и показатели ее эффективности. Услуги, предоставляемые академической библиотекой, ее проекты и планы были соотнесены с ЦУР, что было донесено до сообщества. Деятельность библиотеки рассматривается в контексте общих усилий, предпринимаемых австралийским библиотечным сообществом, в том числе в контексте целей, намеченных библиотеками Австралии на период до 2030 г. Деятельность библиотеки Университета Южного Квинсленда со всеми существующими услугами, коллекциями и проектами соотносится с 8-ю из 17-ти ЦУР. Составление плана как «дорожной карты» для коллекций, услуг, проектов библиотеки с ориентацией на достижение Целей устойчивого развития позволило библиотеке еще раз показать, каким образом знания профессиональных библиотекарей и информационная инфраструктура интегрируются в образовательную и научно-исследовательскую деятельность Университета. Процесс планирования повысил осведомленность работников библиотеки в вопросе социокультурной значимости их работы. Цели устойчивого развития могут использоваться университетскими библиотеками как инструмент сравнительного анализа и как ориентир в постановке задач в свете повестки дня ООН.

  

УДК: 027.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211005528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211005528

В статье специалистов Университета Канзаса Пола Томаса (Paul Thomas), Мэтью Ф. Джонса (Matthew F. Jones) и Спенсера Мэттингли (Spencer Mattingly) «Использование Википедии для обучения научному рецензированию. Творческий подход к открытой педагогике» (Using Wikipedia to teach scholarly peer review A creative approach to open pedagogy) описывается творческий проект, реализованный библиотеками и факультетом биологии Канзасского университета. Цель этого проекта, основанного на принципах открытой педагогики – практическое изучение студентами процесса научного рецензирования на примере свободной энциклопедии Википедия (Wikipedia.org). Студенты выбирали тему, статья по которой еще не была представлена в Википедии, проводили исследование и писали соответствующую энциклопедическую статью. Затем статьи передавались другим студентам из группы для первого раунда двойного слепого рецензирования. Получив анонимные комментарии от своих сокурсников, студенты пересматривали и отправляли свои статьи преподавателям курса. Как только статья признавалась преподавателями приемлемой, специалист библиотеки, знакомый с внутренней работой Википедии, загружал текст статьи на сайт Wikipedia.org. В течение всего этого процесса преподаватели курса выполняли функции редакторов журналов, ответственных за организацию двойного слепого рецензирования, общение с авторами статей, утверждение окончательного варианта и внесение последних изменений в статью. Используя свободную энциклопедию Википедия как тренировочную площадку, студенты не только получили возможность поучиться на практике и повысить уверенность в себе, но и создали объект открытого доступа, содействующий инициативам по распространению научных знаний.

  

УДК: 655.552

ГРНТИ: 19.51

DOI: 10.11645/15.2.2913

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I2-3

В июньском выпуске журнала опубликована статья Дженнифер Франс Томпсон (Jennifer France Thompson) «Система управления электронными ресурсами в консорциум: выбор и реализация в Университете Миссури» (Selection and implementation of a consortial e-resource management system: The University of Missouri System’s experience).

Эффективность систем управления электронными ресурсами — задача, которую консорциумам приходится решать непрерывно. Бюро объединенных электронных ресурсов в системе Университета шт. Миссури (UMECO) управляет ресурсами консорциума. Выделенный на электронные ресурсы бюджет Университета составляет приблизительно 2,5 млн долларов на 45 лицензионных электронных ресурсов. Кроме того, в управлении UMECO находятся электронные ресурсы отдельных библиотек кампуса, а также ряда филиалов. Это 340 электронных ресурсов, подписка и оплата которых обходится в 4,7 млн долларов. К филиалам относятся местный колледж, три государственных университета, три частных университета и медицинская клиника с отделениями по всему штату. Бюро приняло решение о внедрении системы эффективного, прозрачного и коллективного управления лицензионными электронными ресурсами консорциума. Автор делится опытом выбора и реализации такой системы, отвечающей потребностям членов консорциума и установленным требованиям. Модули управления электронными ресурсами в автоматизированных библиотечных системах последнего поколения позволяют отслеживать лицензии и подписки, по необходимости возобновлять их, осуществлять сбор статистических данных, реализовывать функционал баз знаний. При этом функции управления электронными ресурсами множественных библиотек в рамках консорциума не всегда удается реализовать в равной или удовлетворительной степени. Однако в целом эффективное использование функциональных возможностей такой системы консорциуму активно участвовать в специальных проектах и привлекать дополнительные электронные ресурсы на благо участников.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1911452

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1911452

В том же выпуске журнала коллектив авторов – Димитриос Куис (Dimitrios Kouis), Константинос Киприаноc (Konstantinos Kyprianos), Фотейни Эфтимиу (Foteini Efthymiou), Александрос Кулурис (Alexandros Koulouris), Антониа Карабела (Antonia Karabela) – опубликовал статью «Переход к коллективно используемым библиотечным системам с точки зрения библиотекарей: оценка и выводы» (Migrating to a shared Library Management System: evaluation from the perspective of librarians and lessons learned). Авторы поставили перед собой задачу исследовать факторы, проблемы и преимущества перехода к коллективной библиотечной системе управления. Они предприняли обзор тематической литературы и провели количественный опрос с использованием структурированной анкеты. Доля ответивших на вопросы анкеты составила 44,7%. Ответы на вопросы анкеты предоставили информацию о подготовке респондентов, их актуальной специализации и опыте, мнении о локальных системах, которые использовались в их библиотеках ранее, о процессе миграции в новую АБИС и их оценке новой системы. В заключение респонденты дали оценку поддержке, которую они получают от централизованной службы, ответственной за повседневное функционирование коллективной системы. Полученные данные представлены в статье в виде таблиц и графиков.

Результаты исследования показывают, что при переходе к новым коллективно используемым библиотечным системам следует, в первую очередь, оценить качество переносимых в эту систему данных, обеспечить обучение персонала и определить структуру подразделения, которое будет заниматься поддержкой такой системы. В качестве преимуществ называются эффективность с точки зрения использования бюджета библиотек и временных затрат сотрудников в рамках их повседневной работы. Оригинальность и значение данного исследования состоит в оценке преимуществ, которое принесет коллективное использование библиотечной системы, а также в постановке и анализе проблем, связанных с таким переходом, что позволит специалистам, реализующим аналогичные проекты, избежать ошибок и недоработок.

  

УДК: 023

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-12-2020-0177

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-12-2020-0177/full/html

В ноябрьском номере опубликовано тематическое исследование «Первичная оценка результатов онлайнового обучения в области управления научно-исследовательскими данными в Университете Нового Южного Уэльса» (An initial evaluation of research data management online training at the University of New South Wales). Авторы – Адриан В. Чу (Adrian W. Chew), Черри Цзин У (Cherry Zin Oo), Аделина Л. Вонг (Adeline LH Wong) и Джоанна Глэддинг (Joanne Gladding). Статья пополнила корпус существующей литературы, посвященной обучению в сфере управления научно-исследовательскими данными, и призвана помочь организациям в разработке подобных курсов для исследователей и аспирантов. Управление научными данными – процесс организации, хранения и обмена данными с момента начала исследовательского проекта до публикации и архивирования результатов исследования. В Университете Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) был разработан вводный онлайновый курс по управлению научными данными, предназначенный для аспирантов первого года обучения, кандидатов на получение ученой степени. В статье описан процесс разработки онлайнового курса и приведена методология первичной оценки, проведенной как аспирантами, так и преподавателями. В целом, большинство прошедших курс выразило удовлетворенность курсом и нашло его полезным и качественным. В статье последовательно освещаются контекст возникновения идеи курса, процесс его разработки, принятая стратегия ориентации на пользователя, его преимущества и ограничения, результаты. Как показано в статье, курс ориентирован на решение конкретных проблем управления научными данными в организации.

  

УДК: 37.016:004.65

ГРНТИ: 14.85, 14.35.07, 14.35.09; 12.51; 20.23

DOI: 10.1177/03400352211054120

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211054120

В четвертом номере журнала Library Quarterly опубликована рецензия координатора служб комплектования и сериальных изданий Библиотеки Роберта Х. Годдарда Университета Кларка Бритни Бергхольм (Brittney Bergholm) на книгу «Библиотечные технологии: адаптация к меняющейся среде» (Library Technical Services: Adapting to a Changing Environment) под редакцией комплектатора Американского университета (Вашингтон, США) Стейси Мариен (Stacy Marien).

Книга состоит из 26 глав, в которых специалисты университетских библиотек США делятся тем, как их технологические подразделения адаптировались к меняющимся условиям. Главы сгруппированы в шесть подразделов: эволюция библиотечной каталогизации и метаданных, улучшение оценки коллекций и управления ими, переосмысление использования библиотечного пространства, кадровое обеспечение, управление коллекциями государственных документов в цифровую эпоху и адаптация библиотечных технологий к будущему. Такое разделение должно помочь читателям выбрать для ознакомления главы, отвечающие их профессиональным интересам.

Стейси Мариен отмечает, что библиотеки успешно воспользовались возможностями глобализации доступа к знаниям. Повседневная деятельность и услуги библиотек изменились благодаря доступу к сети Интернет и возможности предоставлять контент в электронных форматах. Технологические службы библиотек служат соединительным элементом между физическими и электронными коллекциями. Профессиональные навыки сотрудников также должны развиваться, например, возрастает значение услуг, связанных с языками кодирования и схемами метаданных. Стейси Мариен надеется, что читатели книги найдут в ней вдохновляющие идеи, практические советы и примеры решения проблем, с которыми сталкиваются их подразделения.

Ознакомиться с обзором книги Стейси Мариен «Библиотечные технологии: адаптация к меняющейся среде» издательства Purdue University Press и приобрести ее можно по ссылке: https://docs.lib.purdue.edu/purduepress_previews/57

  

УДК: 02:004.77+001.103.2

ГРНТИ: 19.51; 13.31, 13.41; 20.23.29

DOI: 10.1086/715917

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/715917

В этом же выпуске опубликована статья Леонидаса Писпирингаса (Leonidas Pispiringas), Димитриса А. Дервоса (Dimitris A. Dervos) и Георгиоса Евангелидиса (Georgios Evangelidis) «Обнаружение междужурнальных связей на основе цитирования в микрокосме консорциума университетских библиотек» (Citation based journal-to-journal associations in the microcosm of an academic libraries consortium). Рейтинг научных журналов, как правило, строится на основе количества цитирований, и этот рейтинг непосредственно влияет на развитие научных исследований. В статье акцент сделан на цитировании как на средстве обнаружения междужурнальных связей. Консорциумы академических библиотек могут использовать полученную таким образом информацию в планировании коллекций журналов (подписок) для более полного удовлетворения потребностей пользовательского сообщества. В данном исследовании показатели научной значимости журнала рассматриваются в контексте конкретного сообщества (Целевая авторская группа, ЦАГ) Консорциума грекоязычных университетских библиотек (Hellenic Academic Libraries Link, HEAL-Link Consortium); они используются для обнаружения междужурнальных связей, а также журналов, имеющих междисциплинарную значимость, в частности в микрокосме данного сообщества ЦАГ. Результаты исследования представлены также в форме интерактивных графов на веб-сервисе J2J-GR (https://j2j.heal-link.gr). Эти результаты могут оказаться полезными не только для руководства консорциума HEAL-Link, но и для других заинтересованных специалистов, как в Греции, так и за рубежом.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102463

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001543

В том же выпуске опубликована статья «Оценка тенденций и современного состояния открытых образовательных ресурсов: библиометрический анализ» (Assessment of trend and current pattern of open educational resources: A bibliometric analysis). Авторский коллектив — Маноранджан Мишра (Manoranjan Mishra), Манож Кумар Даш (Manoj Kumar Dash), Десул Сударсан (Desul Sudarsan), Челсо Аугусто Гимарес Сантос (Celso Augusto Guimaraes Santos), Шайлендра Кумар Мишра (Shailendra Kumar Mishra), Дипика Кар (Dipika Kar), Икбал Ахмад Бхат (Iqbal Ahmad Bhat), Бандита Кумари Панда (Bandita Kumari Panda), Мрутьюнжай Сети (Mrutyunjay Sethy), Рикарде Маркес да Силва (Richarde Marques da Silva).

С развитием открытых образовательных ресурсов (ООР) образовательный ландшафт подвергся огромным трансформациям. Данная миссия — сделать образовательные ресурсы открытыми и доступными — находит отражение в научной литературе, что представляет собой серьезную тенденцию. В настоящем исследовании выполнен библиометрический анализ и оценка задач научных публикаций о развитии сферы ООР. В качестве главного источника библиографических данных выбрана база данных Scopus; выделены 5 главных подтем: открытые учебные публикации, открытые онлайновые курсы, открытые материалы к учебным курсам, программное обеспечение с открытым исходным кодом для открытого образования, открытое социальное обучение. Библиометрический анализ проведен по нескольким темам, например, тенденции в научных исследованиях и распределение научно-исследовательский тематики. В статье сделаны выводы о развитии ООР в период 2002-2020 гг., приведен краткий обзор материалов, названы ограничения и задачи развития исследований в области открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования широко интерпретируются и представлены наглядно в графическом и табличном виде.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 14.01.87; 20.19.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102520

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000362

Авторы статьи «Роль социальных сетей в информационном обслуживании: систематический обзор и экспертная оценка» (The Roles of Social Media in Information Services: Systematic Review and Expert Scrutiny), Хамид Кешаварц (Hamid Keshavarz ) Яхуб Норузи (Yaghoub Norouzi) и Али Шабани (Ali Shabani), утверждают, что социальные сети имеют большой потенциал для осуществления информационного обслуживания и предоставления информационных услуг, что позволило бы существенно сократить расходы на средства коммуникации. Исследование направлено на выявление потенциальных ролей социальных сетей в информационном обслуживании. Применена методика систематического обзора и метод метасинтеза. На базе выявленных ролей построена концептуальная модель, и методом шенноновской энтропии определены приоритетные направления. Обнаружено, что значимость функциональной, финансовой, стратегической, сервисной (связанной с обслуживанием пользователей) и информационной роли убывает (в порядке перечисления). На последнем этапе исследования было предпринято анкетирование 30 экспертов, активно занятых в онлайновом информационном обслуживании; предпринят анализ методом средневзвешенных величин с последующим сравнением с результатами систематического обзора. Значимость стратегической и информационной ролей, установленная методом шенноновской энтропии, совпала с результатами экспертной оценки; при этом эксперты подошли более глубоко к анализу финансовой и сервисной роли социальных сетей. Существенное различие в оценке касается функциональной роли, которая в первом случае получила первое место, а у экспертов — четвертое. Проведенное исследование является одной из первых попыток определения потенциала социальных сетей в информационном обслуживании.

  

УДК: 004.773.5/.7:002 + 077

ГРНТИ: 13.31.35; 20.51; 19.31

DOI: 10.1515/libri-2021-0124

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2021-0124/html

В своей статье «Оценка временных затрат на курирование данных» (Measuring the time spent on data curation) исследователи Аня Перри (Anja Perry) и Себастиан Нетчер (Sebastian Netscher) пишут о том, что финансирование процессов курирования данных в научно-исследовательских проектах должно основываться на информации о временных затратах на данный процесс, в частности, на фильтрацию и документирование количественных данных, предназначенных для совместного доступа. Авторами разработаны рекомендации по выбору стоимостных показателей в управлении научно-исследовательскими данными. Они использовали материалы пилотного исследования, проведенного Архивом данных по социальным наукам GESIS (Германия) в период декабрь 2016 г. – сентябрь 2017 г. На протяжении этого времени кураторы данных Института социальных наук им. Лейбница ежедневно документировали свою деятельность, связанную с фильтрацией и документированием данных по десяти количественным обзорным исследованиям. На этом основании выявлены влияющие на стоимость факторы, которые способны также увеличить или сократить временные затраты на названные выше операции. Обнаружено, что на них влияют главным образом два фактора: объем данных и информация персонального характера, содержащаяся в них. Фактором, влияющим на временные затраты, является также неоднородность данных и самообучение кураторов в случае обработки аналогичных наборов данных или повторения процедур. Оригинальность и ценность данного исследования состоит в том, что в рамках процесса курирования данных были выделены различные операции и задачи, что может служить моделью для планирования процесса кураторства данных в исследовательских проектах; определено время, затраченное на обработку уникальных данных по социальным наукам, найдена взаимозависимость между временными затратами на отдельных этапах курирования, а также между временем и качеством обработки и сложностью данных.

  

УДК: 004.65 + 001.891

ГРНТИ: 20.21

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0167

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0167/full/html

В статье Сары Трайбелхорн (Sarah K. Tribelhorn) «Предварительное исследование осведомленности об устойчивости и деятельности в этом направлении университетских библиотек США» (Preliminary Investigation of Sustainability Awareness and Activities among Academic Libraries in the United States) рассматривается вопрос об осведомленности университетских библиотек США о целях устойчивого развития и возможности оценки их деятельности в этой области. Автор уточняет, что означает «устойчивость» в отношении библиотек, в частности, университетских библиотек. Она анализирует также, каким образом применение инструментов оценки и ключевых показателей эффективности может способствовать усилиям по достижению устойчивости в библиотеках данного типа. Американская библиотечная ассоциация и ряд других ассоциаций декларируют принципы устойчивости как базовую ценность и разрабатывают соответствующую политику и направления их реализации. Однако сложность концепции чаще всего позволяет библиотеке реализовывать лишь отдельные принципы устойчивости (такие как социальное равенство, экономическая эффективность, информационная грамотность, качественное образование, экологическое лидерство) вне их взаимодействия с другими. Описываются инструменты, позволяющие оценить то или иное направление «устойчивой» деятельности университетских библиотек. Такие инструменты разработаны, например, в рамках Инициативы по развитию устойчивых библиотек, а также программы экологической сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании). Система LEED разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council). Для академических библиотек направлениями оценки при сертификации являются несколько характеристик: вовлеченность в жизнь кампуса, вовлеченность сообщества, социальное благополучие и стабильность, финансовая устойчивость, фонды и сервисы, рациональное использование ресурсов окружающей среды. Повестка Целей устойчивого развития, предложенная ООН, также дает библиотекам некоторые инструменты оценки. Кроме того, разработана модель оценки устойчивости в области библиотечно-информационных дисциплин, охватывающая такие направления, как структура управления, сохранение окружающей среды, социальные, экономические и культурные аспекты деятельности с учетом эффективности финансирования, образования, коммуникации, руководства и обеспечения равенства. Также есть возможность использовать метрики таких известных моделей, как Интегрированная система данных о третичном образовании (Integrated Postsecondary Education Data System, IPEDS), анкета Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) и стандарты ACRL для библиотек системы высшего образования. Таким образом, существует целый пул инструментов, позволяющий оценивать деятельность библиотек в области устойчивого развития.

Автор представляет результаты опроса, освещающего осведомленность библиотекарей о возможности оценки деятельности университетских библиотек в области устойчивого развития. Несмотря на весьма ограниченный отклик, результаты опроса показали, что немногие библиотеки имеют целостное представление о принципах устойчивости или применяют какие-либо инструменты оценки своей деятельности в этом направлении; зачастую эта работа лишена руководящего начала. Решение этих задач лежит в принятии библиотеками принципов устойчивости, разработке последовательной процедуры и инструментария оценки, воспитании культуры устойчивого развития.

  

УДК: 027.7(73): 502.131.1 + 021.1

ГРНТИ: 13.31.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102661

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200177X

Статья Лай Ма (Lai Ma) «Платформизация научной информации и борьба с ней» (The Platformisation of Scholarly Information and How to Fight It) посвящена анализу ситуации в сфере научных публикаций. Автор заявляет, что контроль научно-исследовательской деятельности и академических публикаций со стороны определенного числа олигополистических компаний тормозит развитие движения за открытый доступ и нарушает этические принципы доступности информации и конфиденциальности. В последние годы вертикальная интеграция издательств и иных провайдеров информационных сервисов в цикл научно-исследовательской деятельности привела к так называемой платформизации, которая понимается как зависимость деятельности организаций и государственных структур, а также экономических процессов от цифровой платформы. Платформизация научно-издательской деятельности характеризуется «датафикацией» и товаризацией научной информации, подобно тому, как это происходит на платформах социальных сетей. К научным публикациям относятся как к сгенерированному пользователями контенту, используемому для отслеживания и контроля данных с целью получения на этой основе приносящих издательствам прибыль продуктов и разработки сервисов оценки результатов научной деятельности, эталонных тестов и отчетности.

Автор утверждает, что такие платформы, как Scopus и Web of Science в значительной степени контролируют научную информацию — или научное знание, — индексируя журналы/ издательства в своих базы данных или исключая из них. Авторитетность и обоснованность такого поведения как бы гарантируется существующей системой оценки результативности научной деятельности ученых, которая в большинстве стран оперирует наличием публикаций на этих платформах. Те же работы, которых нет на этих платформах, считаются менее качественными, а иногда даже хищническими. Между тем, надо помнить, что в названных базах данных представлены публикации на английском языке, а основным фактором оценки является цитирование и соответствующие метрики.

В большинстве своем ученые не имеют представления о бизнес-моделях, реализуемых коммерческими издательствами, не видят различия между зеленой, золотой и бриллиантовой моделями открытого доступа — по крайней мере, до тех пор, пока не сталкиваются с требованиями финансирующей стороны. И конечно же, ученые часто не имеют представления о том, какие гигантские прибыли получают некоторые из издательств.

В данной статье предложены четыре направления борьбы с платформизацией научной информации и рассмотрено их потенциальное влияние на библиоразнообразие, доступ к информации и конфиденциальность данных: (1) ознакомление ученых исследователей с принципами функционирования коммерческих издательств и систем управления процессами; (2) выделение бюджета библиотек на поддержку издательской деятельности как самих ученых, так и библиотек; (3) активное участие библиотек в развитии государственных научно-исследовательских организаций и реформировании авторского права; и (4) поддержка реформирования моделей оценки результатов научно-исследовательской деятельности.

Автор характеризует такие реализуемые модели развития инфраструктуры открытой науки, как DSpace, Fedora, Omeka, Open Journal Systems (OJS), the Digital Preservation Network, LOCKSS, Directory of Open Access Journals (DOAJ), CrossRef, а также организации, выступающие в их защиту, такие как SPARC и Конфедерация репозиториев открытого доступа (Confederation of Open Access Repositories). Кроме того, описаны платформы для открытого контента, например, ArXiv и Hathitrust, а также План развития модели бриллиантового доступа (Action Plan for Diamond Open Access), опубликованный. Ассоциацией Science Europe.

  

УДК: 021.6(100) + 34:02 + 347.78.03

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.20; 10.41.29

DOI: 10.53377/lq.13561

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/13561

Статья «Оценка качества междисциплинарных исследований в зависимости от дисциплины» (Does the perceived quality of interdisciplinary research vary between fields?) опубликована коллективом авторов. Это Майк Телвол (Mike Thelwall), Кайван Коуша (Kayvan Kousha), Эмма Стюарт (Emma Stuart), Мейко Макита (Meiko Makita), Махшид Абдоли (Mahshid Abdoli), Пол Уилсон (Paul Wilson) и Джонатан Левитт (Jonathan M. Levitt). Авторы сравнивают оценку опубликованных рецензированных журнальных статей, данную экспертами, принадлежащими к различным отраслям науки. Исследователями принята общая шкала и показатели оценки, основанные на блоках показателей, включенных в REF 2021 (Research Excellence Framework), Рамочную программу оценки качества исследований, принятую в Великобритании. Первоначально для исследования было отобрано 8015 журнальных статей, опубликованных в 2014-2020 гг., и проведена оценка по нескольким блокам показателей с дальнейшим сравнением показателей согласованности, подвергшихся множественной оценке в рамках одного блока.

Авторы получили 53-процентный показатель согласованности между разными блоками оценки по четырехбалльной шкале качества и 70% согласованности в рамках одного блока. Это показывает, что оценка качества междисциплинарных исследований со стороны экспертов, представляющих разные отрасли знания, может различаться. Также обнаружена некоторая иерархия, существующая между отраслями, в том смысле, что в рамках некоторых блоков оценка статей выше, чем в рамках других заданных блоков.

Подчеркивается ограниченный характер исследования, поскольку полученные результаты относятся к работам, опубликованным лишь в одной стране, и к одной схеме оценки качества. Процентный показатель согласованности вычислялся исходя из недоказанных предположений относительно возможности сравнения баллов, присвоенных одним и тем же статьям в рамках REF, так что выводы относительно показателей согласованности можно считать предварительными. Тем не менее, результаты исследования указывают на необходимость правильного выбора релевантной предметной области для оценки того или иного междисциплинарного исследования.

  

УДК: 001.83 + 001.891

ГРНТИ: 12.41.51, 12.01.07

DOI: 10.1108/JD-01-2023-0012

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-01-2023-0012/full/html

В статье «Оценка эффективности хранилищ высокой плотности хранения с точки зрения системы обслуживания читателей библиотеки» (Assessing access: Surveying user services at library high density storage facilities) Дженнифер Мэддокс Эббот (Jennifer A. Maddox Abbott) предлагает взглянуть на библиотечное хранение как на элемент системы обслуживания читателей научной или университетской библиотеки.

Библиотечные хранилища содержат миллионы единиц материалов. Хранилища с высокой плотностью хранения материалов преимущественно располагают материалы на полках по формату, а не по индексам, максимально используя физическое пространство хранения, не предусматривают непосредственного доступа к нему читателей и обычно отделены от основного хранилища, а иногда и от университетского кампуса. Кроме того, в них поддерживается особый режим окружающей среды с температурой хранения около 10 градусов Цельсия и относительной влажностью 30%. В большинстве высота полок составляет около 10 м, а материалы хранятся в поддонах, которые оператор снимает при помощи автопогрузчика с подъемником. Действуют специальные автоматизированные системы хранения и поиска, когда книжные тома хранятся в корзинах и извлекаются с помощью роботизированного механизма. При этом каждое хранилище уникально и отвечает потребностям конкретной библиотеки. Индивидуальный дизайн и функционирование систем хранения зависят от сервисов, которые доступны в основном физическом пространстве библиотеки в форме традиционных видов обслуживания — книговыдачи, сканирования для МБА и т.п.; а также связаны с расширенным спектром функций и сервисов — с работой читального зала, компьютерного и издательского оборудования, со справочно-библиографическим обслуживанием.

В исследовании поставлен вопрос о том, насколько эффективно библиотеки обеспечивают доступ к материалам из таких хранилищ, и проведен анализ эффективности библиотечных сервисов, связанных с хранением и обслуживанием ученых и студентов в период до пандемии, во время пандемии и в настоящее время, когда библиотеки адаптируются к новой нормальности и строят свои планы на будущее. Объектом исследования стали крупные научные библиотеки Северной Америки. Было получено 66 откликов; 44 участника ответили на большинство вопросов; 65 откликов (98%) подтвердили наличие в библиотеках организации хранилища высокой плотности хранения, а в одном случае обозначены планы по строительству такого хранилища. Кроме того, проведено сравнение с предшествующими исследованиями, что позволяет описать исторические тенденции, связанные с доступом к хранящимся в библиотеках материалам. Представление о пользовательских сервисах как элементе библиотечной системы хранения позволит библиотекам в полной мере удовлетворять потребности ученых и исследователей и составит основу планирования обеспечения хранения и доступа в библиотеках. Исследование подтвердило, что необходимо выстраивать высокоэффективную систему сервисов, в которой хранилища с высокой плотностью хранения материалов рассматриваются как живой, активно используемый, доступный фонд.

  

УДК: 025.7/.9 + 024-027.235

ГРНТИ: 13.31.29, 13.31.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102718

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133323000575