В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.

  

УДК: 502.131.1:02+37:502/504

ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45

DOI: 10.1108/LM-04-2022-0041

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html

Статья О. К. Бинси (O.K. Bincy) и Т. М. Васудевана (T.M. Vasudevan) «Экологическая устойчивость: информированность и практический опыт библиотечных специалистов Университета Каликута» (Environmental sustainability: Awareness and practices among library professionals in University of Calicut) поднимает актуальные проблемы, связанные с устойчивостью развития. Термины «зеленая информационная грамотность» и «экологическая грамотность» используются в исследовании как отличные друг от друга и взаимосвязанные концепции. В то время как концепция «информационной грамотности» для библиотекарей не нова, «зеленая информационная грамотность» мало им знакома, хотя количество литературы по этому вопросу продолжает расти. Зеленая информационная грамотность предполагает, в том числе, знания индивидов, связанные с вопросами экологичности и экологической устойчивости, а также понимание ими важности решений и действий в отношении окружающей среды. Цель воспитания зеленой информационной грамотности, повышения осведомленности в вопросах устойчивого развития и обучения критическому мышлению — изменение поведения индивидов и организаций в отношении окружающей среды. В настоящем исследовании анализируются информированность, установки, практические мероприятия, связанные с экологической устойчивостью и реализуемые библиотекой Университета Каликута (Индия). Исследование охватило библиотечных специалистов, представляющих как центральную библиотеку Университета, так и 35 факультетских библиотек и 20 учебных центров. Данные получены на базе анализа 70 анкет. Как выяснилось, большинство библиотекарей не вполне знакомо с процедурами, отвечающими достижению экологической устойчивости. Тем не менее, идея экологической устойчивости в библиотеках находит у специалистов позитивный отклик. Установлена положительная корреляция информированности библиотечных специалистов об экологических проблемах с реальной «зеленой» активностью и практикой библиотек. Соответствующие инициативы предпринимаются для сохранения шаткого равновесия между библиотечной системой и окружающей средой в широком смысле слова. Зеленые библиотеки стремятся к максимально возможному эффективному использованию природных и возобновляемых ресурсов, минимизации потребления воды и электроэнергии, интеграции естественного ландшафта и растений в архитектурный дизайн библиотеки, чистоте воздуха в помещениях на благо читателей и сотрудников и т.п. В рамках зеленого движения библиотеки создают зеленые комитеты, развивают программы осведомленности о целях устойчивости для библиотечных специалистов, разрабатывают проекты озеленения и иные зеленые проекты, изучают степень осведомленности специалистов и читателей. Таким образом, любая библиотека способна проявить инициативу в рамках зеленого движения с поправкой на локальные и пространственно-временные требования.

Несмотря на то, что экологическая устойчивость не является новой концепцией, общество по-прежнему уделяет не слишком много внимания защите окружающей среды. Тем не менее, это наша общая ответственность перед будущими поколениями.

Представлен обширный обзор литературы по данной теме; полученные данные исследования сведены в таблицы.

  

УДК: 021.1:502.12

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102748

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000873