Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

В статье специалистов Университета Канзаса Пола Томаса (Paul Thomas), Мэтью Ф. Джонса (Matthew F. Jones) и Спенсера Мэттингли (Spencer Mattingly) «Использование Википедии для обучения научному рецензированию. Творческий подход к открытой педагогике» (Using Wikipedia to teach scholarly peer review A creative approach to open pedagogy) описывается творческий проект, реализованный библиотеками и факультетом биологии Канзасского университета. Цель этого проекта, основанного на принципах открытой педагогики – практическое изучение студентами процесса научного рецензирования на примере свободной энциклопедии Википедия (Wikipedia.org). Студенты выбирали тему, статья по которой еще не была представлена в Википедии, проводили исследование и писали соответствующую энциклопедическую статью. Затем статьи передавались другим студентам из группы для первого раунда двойного слепого рецензирования. Получив анонимные комментарии от своих сокурсников, студенты пересматривали и отправляли свои статьи преподавателям курса. Как только статья признавалась преподавателями приемлемой, специалист библиотеки, знакомый с внутренней работой Википедии, загружал текст статьи на сайт Wikipedia.org. В течение всего этого процесса преподаватели курса выполняли функции редакторов журналов, ответственных за организацию двойного слепого рецензирования, общение с авторами статей, утверждение окончательного варианта и внесение последних изменений в статью. Используя свободную энциклопедию Википедия как тренировочную площадку, студенты не только получили возможность поучиться на практике и повысить уверенность в себе, но и создали объект открытого доступа, содействующий инициативам по распространению научных знаний.

  

УДК: 655.552

ГРНТИ: 19.51

DOI: 10.11645/15.2.2913

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I2-3

В журнале Liber Quarterly опубликована статья «Система журналов открытого доступа как педагогический инструмент в обучении научной публикации. Опыт библиотеки университета Хельсинки» (Open Journal Systems as a pedagogical tool to teach and learn scholarly publishing. The Helsinki University Library experience). Авторы статьи – Киммо Коскинен (Kimmo Koskinen), Маркку Ройнила (Markku Roinila) и Кати Сивалахти (Kati Syvälahti). Университетские библиотеки играют важную роль в реализации концепции открытой науки, в том числе, осуществляя поддержку научных исследований и образования. Библиотека университета Хельсинки на постоянной основе информирует пользователей об открытых образовательных ресурсах и сервисах.

Система Editori – журнальный сервис открытого доступа, созданный в университете Хельсинки и ориентированный на цели образования. Одновременно в нем реализована издательская функция, что отвечает современной тенденции к издательской подготовке научных ресурсов на базе самих университетов и их библиотек. Сервис, подобный этому, основанному на системе журналов открытого доступа (OJS), может быть использован в обучении студентов навыкам подготовки и издания научных работ. В 2019 г. библиотека университета Хельсинки запустила пилотный проект в форме семинара в рамках докторантуры факультета философии, искусств и общественных наук. Названы педагогические результаты данного проекта, связанные с формированием навыков научной коммуникации: докторанты попробовали себя не только в роли авторов, но и рецензентов, познакомились с издательским процессом и принципами научной этики, научились принимать критику и адекватно реагировать на нее в процессе подготовки научных статей. Приведены отзывы преподавательского состава и аспирантов, сделаны предположения относительно будущего данного сервиса. В целом, студенты и преподаватели считают платформу Editori интуитивно понятной и простой в использовании, при этом, однако, интенсивность обучения на начальном этапе признается преподавателями чрезмерной. Авторы отмечают вклад проекта в развитие открытого образования. Практика открытости, реализованная в рамках проекта, позволила опробовать инновационные педагогические модели. Докторанты выступили как равноправные создатели научного знания и участники научно-издательской деятельности, а библиотека — как равноправный партнер и участник образовательного процесса.

  

УДК: 022.42

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.18352/lq.10375

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10881

В третьем выпуске журнала International Information and Library Review опубликована статья Нэнси С. Гибсон (Nancy S. Gibson), сотрудницы Библиотеки Феликса Дж. Вудворда Государственного университета Остина Пи (Кларксвилл, штат Теннесси, США), и Мэтью Т. Ригана (Matthew T. Regan), руководителя программы учебных услуг Библиотеки Ренне Государственного университета Монтаны (Бозман, штат Монтана, США), «На пути к созерцательной библиотеке: размышления профессионального сообщества практиков» (On the Journey to a Contemplative Library: Reflections from a Professional Community of Practice).

Нэнси С. Гибсон и Мэтью Т. Риган являются членами Группы созерцательной педагогики Ассоциации колледжей и научных библиотек США. Эта группа создана в 2016 г. (по состоянию на август 2021 г. в нее входят 647 членов) и занимается изучением применения концепции созерцательной педагогики и осознанности в библиотечном деле и исследовательской деятельности.

Созерцательная педагогика – философия образования, использующая созерцательные практики, которые позволяют учащемуся осознать свой внутренний мир, связать свое обучение со своими собственными интересами, ценностями и таким образом самому стать движущей силой своего обучения. Методы созерцательной педагогики включают в себя различные практики – это йога, медитация, осознанность, созерцание (сосредоточение внимания на изображении), созерцательное чтение и письмо, глубокое слушание (аутотренинг) и др. Эти практики могут помочь в улучшении концентрации и даже быть эффективными для более глубокого понимания содержания курса.

За последние два десятилетия, особенно после принятия двух руководств - «Стандартов компетентности в области информационной грамотности для высшего образования» (2000 г.) и «Концепции информационной грамотности для высшего образования» (2015 г.) - все больше внимания уделяется обучению студентов информационной грамотности и принципам библиотечно-информационных наук, а не исключительно базовым библиотечным или библиографическим навыкам. Такой подход позволяет достичь глубокого понимания учащимися способа и меры их участия в информационной среде.

В своей статье авторы рассказывают о возможных путях включения концепций созерцательной педагогики и осознанности в библиотечно-образовательную сферу. В практическом смысле это достигается, например, путем интеграции созерцательных практик в библиотечное обучение и организации библиотечных пространств и услуг, которые поддерживают эти практики. Авторы отмечают, что интерес к изучению и обсуждению созерцательной педагогики в последнее время возрастает и приглашают всех желающих присоединиться к Группе созерцательной педагогики для участия в будущих виртуальных мероприятиях: http://bit.ly/cpig-leadership.

  

УДК: 02:37+02:004

ГРНТИ: 13.31, 13.20.31

DOI: 10.1080/10572317.2021.1949523

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1949523