В своей статье «Применение теории графов в библиотечной сфере — построение фасетной структуры и обзор литературы по вопросу» (Application of graph theory in the library domain — Building a faceted framework based on a literature review) автор, Андреас Люшов (Andreas Lüschow), предлагает принципы структурирования, позволяющие применить теорию графов к библиотечной сфере. Библиотеки хранят огромное количество (мета)данных, между тем лишь малая их толика используется в научных исследованиях, однако другие провайдеры информации, такие как Web of Science, Scopus, Dimensions, Microsoft Academic Graph, Crossref и OpenCitations, выступают в роли систематического источника (мета)данных о научных публикациях и исследованиях. Между тем, библиотечные каталоги представляют собой не менее ценный и исчерпывающий источник информации. С начала 2000-х гг. наука о сетях развивается очень активно, и методы сетевого анализа применяются в изучении данных и феноменов реального мира. Множество источников данных можно представить в виде графа, описывая и сравнивая их характеристики. Такие библиографические данные, как ключевые слова, сведения о цитировании и соавторстве, являются объектом различных исследований и проектов. Поэтому целесообразно было бы и в сфере библиотековедческих исследований применять методы моделирования и анализа графов. Цель данной статьи — предложить ученым и библиотекарям стандартный инструментарий для структурирования научных работ. Для построения такой структуры применимы методы теории графов. Расширяемая структура состоит из множества фасетов, группируемых по пяти категориям (вершины графов, определения ребер графов, цели исследования, характеристики графов, методология), элементы которых могут вступать в произвольные комбинации. Имея в виду такие фасеты, библиотеки могут обращаться к ним как к опорным точкам, предлагая своим пользователям (мета)данные. В данной статье не приводятся формальные определения категорий в такой структуре и не рассматриваются вопросы интеграции с другими научными областями исследований, в которых графы активно используются (например, графы знаний), — это может стать объектом будущих исследований.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211036734

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211036734

В статье Кэтрин Смит (Catherine Smith) «Автоматизация и интеллектуальная свобода: искусственный интеллект, субъективизм и информационный ландшафт» (Automating intellectual freedom: Artificial intelligence, bias, and the information landscape) поднимаются проблемы интеллектуальной и личной свободы, возникающие в связи с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечные процессы. В данном случае искусственный интеллект рассматривается как потенциальный инструмент для применения в двух специфичных и взаимосвязанных областях: в описании ресурсов и поиске. Результат его применения должен выражаться в простоте обнаружения ресурса пользователями и доступа к нему. Если говорить об эффективности и качестве услуг, то технологии ИИ несут в себе огромные выгоды и для библиотек, и для их читателей — как это произошло с поисковыми системами. Безусловно, интеграция искусственного интеллекта в процесс описания ресурсов трансформирует цифровой информационный ландшафт — но при этом грозит потерей доверия пользователей. Описание ресурсов непосредственно влияет на то, как ресурсы будут представлены в библиотеке, а значит, на то, как пользователи будут воспринимать информацию и взаимодействовать с ней. Традиционные, вручную создаваемые каталоги неизбежно несли в себе ошибки культурного характера или обусловленные человеческим фактором, но искусственный интеллект может привнести искажения в невиданном ранее масштабе. Автоматизация может обернуться еще большей угрозой в сравнении с манипуляциями, источником которых являлся человек. Библиотекари должны увидеть риски, связанные с искусственным интеллектом, и узнать, какие меры следует предусмотреть, чтобы не навредить себе и своим пользователям, передавая функцию описания ресурсов искусственному интеллекту, который придет на смену «профессиональной основе», на которой обеспечивается доступ к библиотечным материалам, о чем говорится в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе IFLA (1999). В статье анализируются возможные методы использования ИИ в описании ресурсов и поисковой деятельности, дается оценка этическим вызовам, связанным с данной технологией, делаются предположения относительно контрмер, которые смягчат вред, которые данные трансформации могут нанести пользователям библиотек.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.31.23; 20.23, 20.51; 28.23

DOI: 10.1177/03400352211057145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211057145

В седьмом номере журнала опубликована рецензия Томаса М. Дузы (Thomas M. Dousa), специалиста по анализу метаданных Университета Чикаго (штат Иллинойс, США), на книгу профессора факультета информатики Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Джонатана Фернера «Информатика: исследования и другие провокации. Избранные выступления, 2000-2019» (Information Studies and Other Provocations: Selected Talks, 2000–2019, by Jonathan Furner. Sacramento, CA: Library Juice Press, 2021. viii, 320 pp. ISBN 978-1-63400-118-2.). Джонатан Фернер преподает в университете с 1998 г.; в сфере его научных интересов — «история и философия руководства в сфере культуры», область, охватывающая как общие вопросы философии информатики и информационного обслуживания, так и теорию, и историю организации знания. В рецензируемом издании собраны тексты тридцати выступлений Фернера на различных площадках. Тексты сгруппированы по шести тематическим кластерам: «Библиотековедение и информатика», «Философия информации», «Произведения, документы, записи», «Классификации», «Словари и фолксономии», «Информационный поиск и научная коммуникация». Они отражают широту научных интересов автора — ученого и эксперта в области библиотечно-информационных наук. В рецензии подчеркивается, что при всей актуальности проблематики, представленной в антологии, следует, однако, иметь в виду два момента: это их временной характер и жанровое своеобразие текстов, их несколько свободный стиль — это конференционные презентации, лекции, отдельные выступления, которые по существу не являются академическими работами и не вполне отвечают жестким стандартам. При этом в книге приведены ссылки на более формальные авторские версии текстов. Что же касается временного характера текстов, подчеркивает рецензент, то, безусловно, даже за 20 первых лет нового столетия ландшафт библиотечно-информационной теории и практики менялся неоднократно и порой очень существенно. Урок, который могут извлечь читатели – аналитическое осмысление проблем организации знания, приобретение полезной интеллектуальной привычки к аналитическому мышлению. Фернер не случайно назвал свою книгу «провокациями» — в положительном смысле этого слова, это стимул и приглашение к размышлению о проблемах организации знаний.

Кураторство в сфере культуры – это ответственная деятельность, направленная на сохранение ценности произведения (например, литературного), объекта культуры (например, индивидуальных копий звукозаписей), а также культурных событий (например, отдельных инсценировок пьесы), а также обеспечение средств, благодаря которым люди в будущем смогут иметь возможность познакомиться с данной ценностью себе во благо.

  

УДК: 021.4+008

ГРНТИ: 13.31; 20.19, 20.23, 20.51

DOI: 10.1080/01639374.2021.1992555

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1992555

С начала 1990-х годов библиотеки осуществляют деятельность, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Библиотеки, вовлеченные в такую деятельность, получили название «зеленых библиотек». Статья Малгожаты Федорович-Крушевской (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) «Концептуализация понятий «зеленые библиотеки» и «зеленое библиотечное дело»» (Green libraries and green librarianship – Towards conceptualization) посвящена этой теме. Термин «зеленая библиотека» используется в научной, профессиональной и популярной литературе, однако определения его крайне расплывчаты и неоднозначны. Предварительный анализ контента публикаций на тему «зеленых библиотек» выявил достаточно скромное количество теоретических или синтетических текстов. Цель статьи — восполнить этот пробел. Автор ставит перед собой три задачи: (1) уточнение термина «зеленая библиотека», (2) концептуализация термина «зеленое библиотечное дело» и (3) определение границ области «зеленого библиотечного дела». Для решения этих задач автор, в первую очередь, проанализировала соответствующий дискурс, представленный научной библиотековедческой литературой, что позволило выделить показатели, определяющие библиотеку как «зеленую». Показатели были уточнены. Материалы собирались с использованием реферативно-библиографической базы данных по библиотековедению, информатике и технологиям (Library, Information Science & Technology Abstract, LISTA). Была проведена их тщательная выборка. В результате количество показателей и характеристик «зеленой библиотеки» увеличилось, что позволило уточнить определение для данного термина, сформулировать определение для «зеленого библиотековедения» и области, которое оно охватывает. Ценность данной статьи заключается в концептуализации терминов «зеленая библиотека и «зеленое библиотечное дело», а также расширении перечня показателей, которые могут быть использованы для контентного анализа документов в исследуемой области. Данное исследование может послужить основой для дальнейшей разработки методов оценки деятельности и развития «зеленых библиотек».

  

УДК: 02+502.1

ГРНТИ: 13.31; 87.01.45; 20

DOI: 10.1177/0961000620980830

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620980830

В статье «Сравнение образовательных программ Хорватии и США в области библиотечного дела» (Comparison of library studies programs in Croatia and the USA) авторы Анжела Дэвис (Angela R. Davis), Стефани Диас (Stephanie A. Diaz) и Рассел Холл (Russell A. Hall) анализируют минимальные требования, предъявляемые к образовательным программам в области информатики и библиотековедения в Хорватии и США. Статья является логическим продолжением предыдущего исследования в области сравнительного образования и сравнительного библиотековедения. Выполнено комбинированное исследование и проанализированы аккредитованные программы уровня бакалавриата, реализуемые в колледжах и университетах Хорватии (3 учебных заведения) и США (53 вуза). Данные по образовательным программам в области библиотековедения и информатики являются общедоступными, поэтому авторы статьи сочли возможным использовать веб-сайты учебных заведений в качестве источников информации. Список американских вузов, имеющих аккредитацию Американской библиотечной ассоциации на реализацию учебных программ, также размещен на сайте ALA. Выявлены значительные различия и сходные характеристики в программах двух стран. Отмечено, что образовательный маршрут, заложенный в хорватских программах, более структурирован, и магистерской программе обязательно должен предшествовать бакалавриат. Также предполагается лицензирование новых специалистов. В США, как правило, действуют лишь программы послевузовского обучения. В обеих странах образовательные программы характеризуются гибкостью и высокой адаптивностью. От студентов требуется прохождение нескольких фундаментальных курсов в области библиотечного дела, однако в Хорватии акцент сделан на освоении дисциплин, связанных с библиотечными технологиями и управлением фондами. Напротив, американские образовательные программы в большей степени сфокусированы на руководстве и управлении. Кроме того, в США студенты пользуются большей свободой при выборе дисциплин для изучения. Предполагается, что полученные результаты открывают возможности для будущих исследований. Возможно, исследователям будет интересно углубиться в тему политического и исторического влияния на централизацию требований к высшему образованию, в целом, и к библиотечно-информационному образованию, в частности. Статья также будет полезна специалистам в области библиотечного образования нашей страны, так как даст им повод к анализу программ библиотечно-информационного образования и будущих потребностей в данной области.

  

УДК: 377.016:02+377(497.5):377(73)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.91

DOI: 10.1177/03400352221103894

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221103894

В очередном выпуске журнала опубликовано тематическое исследование «Большие надежды: адаптация исследовательской повестки библиотекаря к требованиям, предъявляемым к результатам научной деятельности» (Great expectations: Adapting a research agenda to changing scholarship requirements). Авторы — Джеремия Пашке-Вуд (Jeremiah Paschke-Wood) и Эллисон Галласпи (Allison F. Gallaspy) — опираются как на свой личный опыт сотрудников университетских библиотек, так и на современные научные публикации по данной проблеме.

При переходе из одной организации в другую молодые профессиональные библиотекари учитывают ряд факторов: уровень заработной платы и систему поощрений, месторасположение (комфортность жизни в тех или иных регионах при переезде), новое профессиональное сообщество. Однако библиотекарям, достигшим середины своего профессионального пути, следует увидеть не столь очевидный для многих аспект перехода на новое место работы: ожидания организации в отношении оригинальной исследовательской деятельности.

При перемене места работы меняются должностные обязанности и механизмы профессиональной поддержки. В малых университетах акцент делается на ежедневных рутинных операциях, и относительно малое внимание уделяется исследовательской деятельности библиотекарей. Напротив, в крупных научных организациях придают большое значение научно-исследовательским публикациям и иным формам представления результатов исследовательской деятельности. Не всегда эти требования декларируются официально или формулируются работодателями во время приема на работу; они становятся очевидными для работника лишь в процессе работы. При продвижении специалиста по карьерной лестнице в рамках одной организации ожидания по отношению к результатам его исследовательской деятельности (представленным метриками и импакт-фактором) также могут меняться.

В данной работе рассмотрены две главные характеристики, которые позволяют прогнозировать ожидания в отношении результатов научно-исследовательской деятельности: тип организации и должностная классификация. Определив интенсивность исследовательской деятельности в новой должности, библиотекарь может выстроить личную стратегию своей профессиональной деятельности.

  

УДК: 023.5:331.108.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102527

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200043X

В третьем выпуске журнала IFLA опубликована статья Габриэля Гарднера (Gabriel J Gardner) «Интеллектуальная свобода и альтернативные приоритеты в научных публикациях библиотечно-информационного профиля: лонгитюдное исследование» (Intellectual freedom and alternative priorities in library and information science research: A longitudinal study). В публикации представлены результаты библиометрического анализа научной литературы библиотековедческого и информационного профиля. В фокусе автора — место, которое занимают в научной литературе проблемы интеллектуальной свободы и нейтральности в сравнении с альтернативными и иными ценностями, провозглашаемыми библиотечным сообществом. Библиотечная работа строится на определенных этических императивах. Универсальные принципы включаются в профессиональные этические кодексы, провозглашаемые как национальными библиотечными ассоциациями, так и Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (например, Заявление IFLA о библиотеках и интеллектуальной свободе). Нейтральность — концепция, отличная от концепции интеллектуальной свободы, иначе реализуемая в практической деятельности библиотек. Их нейтральность определяется как объективность в предоставлении информации. Между тем, в библиотечной профессии действуют и иные, альтернативные приоритеты, также долгосрочные и необходимые. Плюрализм ценности — это метаэтическая теория, утверждающая примат морали для всего многообразия ценностей, не поддающихся сравнению и сомнению; напротив, ценностный монизм предполагает незыблемость одной-единственной ценности. Лонгитюдный анализ производился на основании фиксации количества результатов поисков по поисковым словам, связанным с принципами интеллектуальной свободы, нейтральности, многообразия, равенства и инклюзии. Временной охват публикаций, представленных в Web of Science — с 1993 по 2020 г., в базе данных Library, Information Science and Technology Abstracts (LISTA) — с 1970 по 2020 г. включительно.

Library, Information Science & Technology Abstracts (LISTA) — бесплатная научная реферативная база данных EBSCO по библиотековедению и информатике, в которой представлены периодические издания, книги, доклады о научных исследованиях.

В исследовании зафиксирован резкий рост (начиная с 2015 г.) использования в библиотековедческой литературе широкого круга терминов, связанных с понятиями социальной справедливости, многообразия, равенства и инклюзии. Результаты анализа показали, что в сравнении с публикациями под этими рубриками количество работ с упоминанием принципов интеллектуальной свободы и нейтральности на протяжении исследуемого периода увеличивалось лишь незначительно. Безусловно, это отчасти объясняется личными убеждениями и профессиональными интересами исследователей. Автор также делает выводы относительно разногласий по вопросу нейтральности библиотек, их отношения к интеллектуальным свободам и свободе выражения. Помимо библиометрических результатов, в работе представлен анализ литературы по данному вопросу. Очевидно, что происходящий культурный сдвиг в отношении к свободе высказываний повлиял на библиотековедческую литературу, профессиональные приоритеты, и в частности на позицию Американской библиотечной ассоциации. Являются ли эти перемены лишь одним из относительных императивов среди многочисленных этических требований, предъявляемых сегодня к библиотекам, или же мы переживаем угасание риторики и практики обеспечения интеллектуальной свободы и отхода от принципа нейтральности, покажет лишь время.

  

УДК: [001.83:01]-047.44 + 172

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/034003522110611

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211061176

В четвертом выпуске журнала опубликована статья австралийских авторов Эмилии Белл (Emilia C. Bell) и Мэри Энн Кеннан (Mary Anne Kennan), озаглавленная «Библиотека как агент «мягкой силы»: обзор литературы (The library as soft-power actor: A review). Публикация будет интересна теоретикам науки, в том числе, с точки зрения обоснования миссии библиотек в современных условиях. Обширный повествовательный обзор литературы призван обосновать принадлежность библиотек к источникам и агентам «мягкой силы» и «публичной и культурной дипломатии». Междисциплинарная природа исследования определила его жанр и методологию: обзор литературы на пересечении дисциплин «международные отношения», «библиотековедение и информатика». Приведены определения ключевых концепций: «мягкая сила», «публичная дипломатия» и «культурная дипломатия».

«Мягкая сила» или «мягкая власть» (soft power) — теория, разработанная во второй половине 1980-х годов Дж. Наем (Joseph S. Nye) — форма политической власти, предполагающая способность кого-либо добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, а не принуждения. Она направлена на формирование привлекательной культурной или идеологической повестки и подразумевает добровольный выбор тех, на кого она обращена. Практическим инструментом реализации такой силы является публичная дипломатия.

Публичная дипломатия — меры, нацеленные на изучение и информирование зарубежной аудитории и на установление контактов.

Культурная дипломатия — вид публичной дипломатии и часть политики «мягкой силы», включающая в себя «обмен идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры между государствами и населяющими их народами с целью укрепления взаимопонимания». Задача культурной дипломатии заключается в укреплении отношений, повышении социально-культурного сотрудничества, продвижении национальных интересов, понимания национальных идеалов и институций и поддержки своих политических и экономических целей.

Данный обзор состоит из четырех частей: в первой охарактеризованы исследования, посвященные истории вопроса; во второй рассмотрены теоретические вопросы, связанные с глобализацией и деятельностью международных библиотечно-информационных организаций. Третья часть посвящена культурной дипломатии и соответствующей деятельности галерей, архивов, музеев и библиотек. В фокусе четвертой части — анализ взаимосвязи мягкой силы и языка, главным образом, на основе анализа межбиблиотечных коммуникаций. Подчеркивается значение дискурса «мягкой силы», отсутствующего в методологии соответствующих библиотечно-информационных исследований. В целом, автор указывает на недостающие звенья в массиве данных исследований. Во-первых, публикации на эту тему крайне немногочисленны; более того, роль библиотек в культурной дипломатии остается недооцененной. Во-вторых, те немногие источники, которые существуют по этому вопросу, являются преимущественно историографическими и игнорируют современный контекст. И наконец, в литературе по данному вопросу часто преобладает институционально-либеральный взгляд, часто игнорирующий негативные и гегемонистские аспекты действия «мягкой силы». Таким образом, тема библиотек и их роли как игроков на поле «мягкой силы» является областью, представляющей большие возможности для будущих исследований, направленных на понимание миссии и задач библиотек на политической и международной аренах.

  

УДК: 021.1 + 02(100)

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/03400352211054113

 

Источник:

https://repository.ifla.org/handle/123456789/2317

Привлекает внимание статья Сиджи Джордж (Sigy George) «Новый взгляд на пять законов библиотечной науки Шиали Рамамрита Ранганатана» (Re-looking at S. R. Ranganathan's Five Laws of Library Science). Принципы, провозглашенные Ш.Р. Ранганатаном (1892–1972) в книге «Пять законов библиотечной науки», опубликованной в 1931 г., на протяжении всего прошедшего времени задавали векторы развития библиотековедения и служили фундаментом библиотечной профессии. Сегодня необходимо взглянуть на них по-новому, переосмыслив их универсальный характер в свете появления цифровых библиотек и развития науки, технологий и общества. Автор делает попытку найти новое приложение классической теории в современной практике и переформулировать ее положения для современной библиотечной деятельности с учетом информационных потребностей «поколения Z». По мнению автора, каждый из пяти законов Ранганатана можно интерпретировать в приложении к цифровой реальности. Так, первый закон, «книги предназначены для пользования ими», по мнению автора может означать сегодня примат содержания над носителем — независимо от формата представления, информация предназначена для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Второй и третий законы, «каждому читателю — его книгу» и «каждой книге — её читателя», превращаются в вовлеченность пользователя в информационную деятельность, когда активное участие создается удовлетворенностью пользователя информационно-поисковой системой, точностью и полнотой результатов поиска, сформированным информационно-поисковым поведением, представлением библиотеки о пользователях. Четвертый принцип «экономии времени читателя» означает сегодня необходимость количественного анализа информации на основании количественных, статистических, библиометрических, альтметрических, наукометрических методов; пятый же принцип, «библиотека является растущим организмом», утверждает необходимость освоения библиотеками новых ролей, в частности, поддержки обучения и образования во всех формах, онлайн и оффлайн.

  

УДК: 021 + 002.2

ГРНТИ: 13.31.07, 13.31.19, 13.31.35; 20.51

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.258

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/258

Дауд Хан (Daud Khan), Мохаммад Ашар (Mohammad Ashar) и Майанк Юварадж (Mayank Yuvaraj) провели полномасштабное исследование, посвященное проблеме оценки цитирования публикаций открытого и закрытого доступа в области библиотечно-информационных наук. Результаты исследования представлены в статье «Выше ли показатели цитирования для журналов открытого доступа: анализ журналов библиотечно-информационного профиля» (Do open access journals have a greater citation impact? A study of journals in library and information science). Для анализа на веб-сайте Scimago было отобрано 116 журналов, из них половина (58) открытого доступа. При помощи программы Publish or Perish осуществлен поиск публикаций и их цитирований в научной литературе. Поиск журналов в базе данных Google Scholar за период 2011-2018 гг. производился по международному стандартному номеру сериальных изданий (ISSN). Обнаружено, что журналы по библиотечно-информационным дисциплинам, находящиеся вне открытого доступа, имеют существенно более высокие показатели цитирования (по автору или по публикации, более высокий G-индекс научной продуктивности, индекс Хирша, нормализованный индивидуальный hI и годовой hI), по сравнению с журналами открытого доступа. Проведенное исследование имеет как научное, так и прикладное значение.

  

УДК: 02:001.103.2+[002+02]:316.77+004.22.072.4.057.8:[001:316.77]

ГРНТИ: 13.31; 12.41.51, 12.21.65

DOI: 10.1108/CC-03-2022-0010

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-03-2022-0010/full/html

Специалистам библиотечного дела и широкому кругу читателей будет интересно познакомиться с публикацией Джаваида Ахмада Вагая (Javaid Ahmad Wagay) и Саурабха Дутты (Saurabh Dutta) «Книга Эндрю Петтегри и Артура дер Ведувена «Библиотека: хрупкая история. Обзор»» (Book review: Andrew Pettegree and Arthur der Weduwen, The Library: A Fragile History). Это, по мнению авторов рецензии, выдающееся издание [Pettegree Andrew and Weduwen Arthur der. The Library: A Fragile History. New York: Basic Books, 2021; 528 pp. ISBN 9781541600775] знакомит читателя с богатой и разнообразной историей библиотек и их ролью в сохранении и передаче знаний. Оно позволяет увидеть ценность библиотек как хранилища знаний, их трансформирующее воздействие на общество и влияние на них различных исторических процессов. Книга построена на основе скрупулезной исследовательской работы и разнообразия документальных материалов. Авторы книги, Петтегри и дер Ведувен, демонстрируют исключительную компетентность, широту знаний и энтузиазм.

Эндрю Петтегри (Andrew Pettegree) — профессор истории в Университете Сент-Эндрюса (Шотландия, Великобритания), автор исследований «Европа XVI века» (2002), «Реформация и культура убеждения» (2005) и «Книга в эпоху Возрождения» (2010). Артур дер Ведувен (Arthur der Weduwen) — автор книги «Голландские и фламандские газеты семнадцатого века, 1618-1700», опубликованной в 2017 г. в двух томах. Исследователи подготовили ряд совместных работ, посвященных издательской индустрии Нидерландов, происхождению рекламы и новостей, бизнеса и общественной информации. На русском языке издан их труд «Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе» (М.: АСТ, 2021. ISBN -978-5-17-127024-7).

Сжатость повествования позволяет окинуть взглядом практически всю историю книжных собраний. Авторы не обходят вниманием историю книги — глиняные таблички, папирус, пергамент, рукописные книги и, наконец, печатные издания. Они демонстрируют, как и почему принимались те или иные решения, позволившие сохранять информацию в ее физических форматах, и освещают функциональные характеристики этих форматов. Они привлекают легенды и нарративы, говорят о личностях, институтах и событиях, формировавших библиотеки как хранилища знаний и очаги культуры. Повествовательный характер книги напоминает исторический жанр, столь популярный в конце XIX- XX вв. В книге упоминается немало исторических персонажей, любителей древностей и филантропов, создававших величайшие книжные коллекции мира, отражен расцвет и закат модных течений и вкусов, описаны преступления и авантюры, на которые решались в погоне за редкими и ценными манускриптами. Красной нитью через все повествование проходит авторская мысль о том, что перед лицом истории библиотеки никогда не были неуязвимым, постоянным и неизменным институтом. Книга разбита на шесть частей, организованных как хронологически, так и в значительной мере тематически, и подробно охарактеризованных рецензентами.

Тематический и временной охват, повествовательность, компетентность авторов, документальность, — все это делает книгу полезной и интересной как библиотечным специалистам, так и обычным читателям. Книгу можно использовать как вспомогательный источник в рамках учебных курсов, посвященных истории книги и библиотек.

  

УДК: 02(091) + 002.2 + 09(091)

ГРНТИ: 13.31.09, 13.41.09

DOI: 10.1177/09610006231190132

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231190132

Анализу развития современного состояния библиотечно-информационных дисциплин посвящена исследовательская работа «Рост и старение публикаций в области информатики и библиотековедения: анализ на основе данных Индекса цитирования социальных наук SSCI» (Growth and aging study on literatures of information science & library science based on SSCI data). Авторы — Пенг-Хуэй Лю (Peng-Hui Lyu), Лу-Шуань Гуо (Lu-Xuan Guo) и Ли-На Жу (Li-Na Zhu).

Литература по библиотековедению и информатике демонстрирует сегодня существенную тенденцию к росту, и это относится как к теории, так и к практике. В данной работе осуществлен комплексный историческо-статистический анализ работ в области двух этих смежных наук. Для поиска данных, относящихся к периоду 1900-2022 гг., была использована база данных Web of Science Core Collection как крупнейшая база данных цитирования, включающая в себя SCI (Индекс научного цитирования — Science Citation Index), SSCI, A&HCI (Индекс цитирования в области искусства и социальных наук — Arts and Humanities Citation Index) и другие поисковые инструменты. Эта база данных обеспечивает эффективность анализа результатов поиска и позволяет четко классифицировать данные по стране публикации, ее дате и проч. В базе данных SSCI было выявлено 138658 релевантных записей.

Выведены кривые роста и старения публикаций в области библиотековедения и информатики, проанализированы движущие силы, определяющие ситуацию с публикациями в области этих наук, связанные со спецификой стран, институтов, индивидуальных авторов. Согласно результатам данного исследования, рост литературы в данной области описывается кривой экспоненциального роста Прайса. На втором этапе, согласно предложенному Прайсом делению, происходит постоянный экспоненциальный рост — именно этой стадии соответствует современное состояние научных знаний в области библиотековедения и информатики.

Дерек Джон де Солла Прайс (Derek John de Solla Price, 1922-1983) — британо-американский историк науки, основоположник наукометрии, показавший, что пространственные модели науки могут конструироваться из библиографических данных. Автор книги «Малая наука, большая наука» (1963).

Цитирование работ подчиняется закону отрицательного экспоненциального распределения. При увеличении темпов старения цитирования количество цитирований сначала резко вырастает, но затем быстро приобретает нисходящую тенденцию. Обнаружено, что большинство работ, опубликованных после 1957 г. в области интересующих нас дисциплин, не используется повторно, – за исключением классических произведений. Количество цитирований достигает своего пика на третий год после публикации. Доля ссылок на работы последних 20 лет достигает 92%. Подсчитано, что индекс Прайса для 2022 г. составляет 0, 348, полупериод жизни научной статьи составляет почти 7 лет.

Можно спрогнозировать, что количество литературы в области библиотековедения и информатики продолжит расти экспоненциально, и эти дисциплины еще только должны будут достигнуть своей зрелости. На данном же этапе еще больше ученых будет задействовано в научных исследованиях, генерируя более релевантную литературу, что обеспечит рост и зрелость дисциплин. Ученым следует воспользоваться уникальной возможностью — сегодня они располагают всем современным исследовательским инструментарием и знакомятся с самыми инновационными концепциями и подходами.

  

УДК: 02 + [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 13.31.07; 20.51.23

DOI: 10.1177/09610006231196891

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231196891

В контексте появления и развития технологий, при реорганизации или ликвидации тех или иных библиотек и даже в связи с уменьшением количества читателей библиотек встает вопрос о будущем библиотечной профессии и библиотек как таковых. Збигнев Грушка (Zbigniew Gruszka) поднимает эту тему в своей работе «Видение развития библиотек в мире: многоуровневое сравнение» (Do We Have Any L-Vision? Multi-Level Comparison of Selected Global Library Visions). Автор подробно анализирует имеющиеся в мире концепции будущего библиотек, классифицирует их, называет их авторов, анализирует социальные роли, которые предлагаются сегодня библиотекам, с точки зрения социологической и праксеологической теории Пьера Бурдьё, создателя таких концепций, как культурный и социальный капитал, Бурдьё также ввел в употребление термин «праксеология» (от греческого praksis – практика), которым обозначают теорию эффективной организации деятельности.

  

УДК: 021.1

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1515/libri-2021-0049

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2021-0049/html