В январском выпуске Library Journal в рубрике «Библиотекарь года 2021» опубликована актуальная для библиотечного сообщества в данный период в статья «Борьба с инфодемией» (Battling the Infodemic: LJ’s 2021 Librarians of the Year). Термин «инфодемия» впервые появился в отчете Всемирной организации здравоохранения 2 февраля 2020 г. в связи с эпидемией вируса COVID-19. Инфодемия – это эпидемия информационного пространства: волна дезинформации, слухов, домыслов, сплетен, паники, отрицания. Библиотекарь отдела исследований, образования и общественного здравоохранения Тулейнского университета в Новом Орлеане Элейн Р. Хикс (Elaine R. Hicks) в марте 2020 г. создала организацию, призванную помочь Всемирной организации здравоохранения в обеспечении общества качественной и доступной для поиска информацией о вирусе COVID-19. Эта организация получила название Библиотечный резервный корпус (Librarian Reserve Corps). Библиотекарь справочной и учебной литературы Университета Джорджа Вашингтона (GWU) Школы медицины и медицинских наук (Бетесда, штат Мэриленд) Стейси Броуди (Stacy Brody) и медицинский библиотекарь Системы здравоохранения Святого Луки (Бойсе, штат Иллинойс) Сара Лори (Sara Loree) были одними из первых, кто откликнулся на призыв о наборе волонтеров. С апреля по июль 2020 г. Библиотечный резервный корпус обрабатывал в среднем 534 статьи ежедневно. С ноября 2020 г. библиотекари Корпуса проверяют качество данных, поступающих в базы данных ВОЗ, после их обработки при помощи искусственного интеллекта. Каждую неделю волонтеры просматривают от 363 до 1634 статей, в среднем 930 за неделю. Таким образом они проверили, проиндексировали и помогли распространить десятки тысяч источников медицинской информации о новом коронавирусе. За свой вклад в упорядочение информации, столь необходимой медицинским работникам, гуманитарным организациям, исследователям и общественности в этот критический момент истории, Элейн Хикс, Стейси Броуди и Сара Лори были названы библиотекарями года 2021 года по версии журнала Library Journal.

Присоединиться к Библиотечному резервному корпусу и узнать дополнительную информацию можно по ссылке: https://librarianreservecorps.libguides.com/home/

  

УДК: 02+001.102+614.2:004+616-036.2

ГРНТИ: 13.31; 20.01; 76.01.85, 76.33.43

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Battling-the-Infodemic-LJs-2021-Librarians-of-the-Year-covid-19

В этом же выпуске журнала в рубрике «Оборудование» размещена статья Лорен Стара (Lauren Stara) и Андреа Банкер (Andrea Bunker), специалистов по библиотечному строительству Массачусетского совета библиотечных комиссаров (Massachusetts Board of Library Commissioners), под заголовком «Передышка: решения для ОВиК и ресурсы для снижения риска COVID» (Breathing Room: HVAC Solutions and Resources for COVID Risk Mitigation) – о влиянии систем отопления, вентиляции и кондиционирования (ОВиК) на распространение вируса COVID-19. Авторы попросили инженеров, специалистов учреждений общественного здравоохранения и директоров библиотек поделиться своим опытом использования систем поддержания во внутренних помещениях параметров воздуха в заданных пределах температуры, влажности и химического состава, а также применения ультрафиолетового бактерицидного облучения для дезинфекции воздушной среды помещений. Очевидно, что системы ОВиК могут быть важным инструментом снижения риска заражения COVID-19 в библиотечных зданиях, поэтому практические советы по организации вентиляции и кондиционирования крайне важны для обеспечения хорошего качества воздуха в помещении и эффективной борьбы с передачей инфекций воздушно-капельным путем.

  

УДК: 727+697

ГРНТИ: 67.29; 31; 67.53; 23; 25

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=Breathing-Room-HVAC-Solutions-and-Resources-for-COVID-Risk-Mitigation

В февральском выпуске Library Journal в специальном рекламном разделе Деннис Пирс (Dennis Pierce) в статье «Технологические инструменты – новый взгляд и новые возможности» (Tech Tools: Reopening and Beyond) приводит обзор новых и давно существующих продуктов и услуг, призванных экономить время, повышать эффективность работы библиотекарей и помогать обеспечить безопасность для читателей и библиотекарей в условиях пандемии. Среди них: сервис компании Unique – Unique Management Services (https://www.uniquelibrary.com); оборудование для возврата библиотечных книг SafeSystem компании Kingsley (https://www.kingsley.com); системы удаленной и бесконтактной печати, планирования потока посетителей и оплаты компании Comprise Technologies (https://www.comprisetechnologies.com); интегрированный набор облачных приложений для библиотек компании Communico (https://www.communico.us); программное обеспечение для библиотек компании Quipu Group (https://www.quipugroup.com); программные решения Gale Analytics и Gale Engage компании Gale (https://www.gale.com); сервисы OCLC (https://www.oclc.org); системы подсчета посетителей SafeSpace Occupancy Monitor компании SenSource (https://www.sensourceinc.com); автоматы для книг Lending Library и Library Media Box и санитайзеры для книг ILS Book Sanitizer компании International Library Services (https://www.internationallibraryservices.com) и автоматические бесконтактные киоски для ноутбуков и планшетов LaptopsAnytime (https://www.laptopsanytime.com).

  

УДК: 02+616-036.2+614.8.084

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 81.93.21

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=tech-tools-reopening-and-beyond

11 марта 2021 г. вновь избранный Президент США Джо Байден подписал Законопроект «Американский план спасения на 2021 г.» (American Rescue Plan Act for 2021). План предусматривает предоставление многомиллионной финансовой помощи библиотечной отрасли и образовательным учреждениям. Этой новости посвящен материал Лайзы Пит (Lisa Peet) в Library Journal от 11 марта 2021 г.

10 марта 2021 г. Конгресс США принял решение поддержать академические, публичные и школьные библиотеки, выделив на их развитие одномоментно беспрецедентную сумму. Помощь осуществляется в рамках «Плана спасения Америки» Президента Джо Байдена, предусматривающего выделение из бюджета 1,9 трлн долларов. Институт музейного и библиотечного дела (Institute of Museum and Library Services, IMLS) получит 200 млн долларов. Антикризисный пакет включает в себя также средства на программы с участием библиотек, в том числе, реализуемые Фондом экстренной помощи образованию (Emergency Education Connectivity Fund) по программе E-rate Федеральной комиссии связи (Federal Communications Commission).

E-Rate – неофициальное название Программы для школ и библиотек Фонда универсального обслуживания (Universal Service Fund). Программа осуществляется управляющей компанией фонда (Universal Service Administrative Company, USAC) под руководством Федеральной комиссии связи. В рамках программы предусмотрены специальные скидки на приобретение школами и школьными библиотеками и обслуживание технических средств доступа в Интернет, а также оплату высокоскоростного доступа к Интернет.

Из 200 млн долларов, предоставляемых IMLS, 178 млн будет направлено на реализацию закона о Библиотечном обслуживании и технологиях (Library Services and Technology Act, LSTA) и распределено между штатами пропорционально их населению при установленном минимуме 2 миллиона долларов каждому из штатов. Головные библиотеки штатов распределят средства по местным библиотекам, исходя из приоритетов, определяемых каждым штатом самостоятельно. Приоритетными являются следующие направления:

  • обеспечение более широкого доступа к технологиям, в том числе через цифровые сети и средства связи, приобретение точек доступа, компьютеров и цифрового контента;

  • создание мобильных цифровых лабораторий;

  • поддержка профессиональной подготовки соискателей и повышение квалификации;

  • обучение и техническая поддержка библиотек, в том числе помощь с безопасной работой с материалами.

Остальные 22 млн долларов пойдут на накладные расходы Института – оплату труда, научно-исследовательскую деятельность, дальнейшую реализацию проекта REALM (REopening Archives, Libraries, and Museums), в рамках которого библиотечные материалы тестируются на коронавирус, а также на общественные инициативы библиотек и музеев, направленные на решение социальных проблем.

На технические нужды библиотек будет направлено 7,172 млрд долларов из средств Фонда экстренной помощи. Библиотеки-участницы получат полную компенсацию расходов за точки доступа и иные устройства Wi-Fi, модемы, роутеры, ноутбуки, планшеты и тому подобные устройства для выдачи пользователям. Американская библиотечная ассоциация (ALA) выработает руководящие указания в установленный для реализации акта 60-дневный срок.

  

УДК: 025.11

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=American-Rescue-Plan-Act-of-2021-Includes-Billions-for-IMLS-Higher-Ed-E-Rate

Журналист Тимоти Инклебаргер (Timothy Inklebarger) в своей статье «Борьба с распространением» (Fighting the Spread) описывает, как сотрудники библиотек сети больниц Orlando Health (Орландо, Флорида, США) продолжают бороться с пандемической паникой. На организованных ими открытых вебинарах они рассказывают, что следует учитывать перед тем, как покинуть дом во время пандемии, как правильно носить маски, почему необходимо поддерживать социальную дистанцию ​​и проходить тестирование после контакта с инфицированным человеком. Цель вебинаров – информирование населения и борьба с фейковыми новостями о пандемии, а в итоге – сохранение душевного спокойствия граждан. Таким образом, вебинары оказались идеальным способом взаимодействия с пациентами. Пациенты, которые опасались посещать врача лично, получили достоверную информацию и ответы на многие свои вопросы.

  

УДК: 614.2+001.102+616-036.2

ГРНТИ: 76.01; 20.01; 76.33.43

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/03/01/fighting-spread-covid-19-webinars/

Грег Ландграф (Greg Landgraf), координатор коммуникаций и маркетинговой деятельности библиотек Джорджтаунского Университета (Вашингтон, США) является постоянным автором журнала American Libraries.

В статье «Насколько ваш вебсайт дружествен пользователю?» (User-Friendly Is Your Website?) автор обращается к различным источникам, цитирует многочисленных специалистов и обобщает их опыт, связанный с трансформацией обслуживания читателей через библиотечные вебсайты в период пандемии, которая заставила решать проблемы удобства использования вебсайтов пользователями, но при этом дала увидеть новые возможности. Функциональность и удобство использования, в том числе, через мобильные устройства, должны стать неотъемлемой характеристикой библиотечного сайта. Подчеркивается, что библиотеки, как и другие веб-разработчики, должны опираться на требования Консорциума Всемирной паутины (Web Content Accessibility Guidelines), которые библиотеки могут перевести в простые для реализации и доступные им опции, которые часто не требуют больших вложений. Тестирование найденных решений, которое в нынешних условиях приобретает несколько экстренный характер, может быть осуществлено на высокотехнологичных платформах с использованием искусственного образа пользователя, обратной связи с пользователями и библиотекарями и привлечением аналитических данных Google и Springshare (последняя – цифровая платформа, на которой построены системы LibGuides и LibAnswers).

  

УДК: 02+004.738.1

ГРНТИ: 13.31; 19.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/03/01/how-user-friendly-is-your-website/

В томе 71, выпуске 1 журнала Libri опубликована статья Питера Лора (Peter Lor), Брэдли Уайлса (Bradley Wiles) и Йоханнеса Бритца (Johannes Britz) «Переосмысление информационной этики: правда, теории заговора и библиотеки в эпоху COVID-19» (Re-thinking Information Ethics: Truth, Conspiracy Theories, and Librarians in the COVID-19 Era). Пандемия вируса COVID-19 - это не имеющий прецедентов в прошлом веке международный кризис общественного здравоохранения. Новизна и быстрое распространение вируса сделали наличие надежной информации и ее доступность особенно актуальными. Как опытные и пользующиеся доверием поставщики надежной общественной информации, библиотекари пытались отреагировать на «инфодемию» фейковых новостей, дезинформации и пропаганды с помощью различных стратегий, но пандемия COVID-19 представляет собой уникальную проблему с высокой смертностью. Серьезность нынешней ситуации требует, чтобы библиотекари и связанные с ними профессионалы переоценили этическую основу своего подхода к предоставлению информации, чтобы противостоять растущему влиянию теорий заговора в публичной сфере и при принятии официальных решений. В этой статье анализируется мировоззрение заговора и конкретные теории заговора COVID-19 при обсуждении того, как библиотеки могут решать проблемы истины и неправды этически разумными способами. В качестве вклада в предлагаемую авторами переоценку в статье представлена ​​этическая концепция, основанная на алетических правах - или правах на истину - в том виде, в каком они были задуманы итальянским философом Франкой Д'Агостини, и как эти права могут повлиять на профессиональные подходы, поддерживающие личную безопасность, открытые знания и социальную справедливость.

  

УДК: 616-036.2+316.77:004

ГРНТИ: 76.29; 20.01.04

DOI: 10.1515/libri-2020-0158

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2020-0158/html

Парламентские библиотеки во всем мире играют решающую роль в предоставлении информационной поддержки органам власти. Эти библиотеки столкнулись с беспрецедентной ситуацией из-за пандемии COVID-19. Многим из них пришлось существенно изменить свою привычную работу, чтобы продолжать обслуживать своих пользователей. В статье «Проблемы и возможности для парламентских библиотек во время пандемии COVID-19: пример библиотеки Национального собрания Квебека» (Challenges and opportunities for parliamentary libraries during COVID-19: A case study of the National Assembly of Quebec Library) автор Каролин Менар (Carolyne Ménard) рассказывает, как библиотека Национального собрания Квебека отреагировала на эту проблему и изменила свои услуги во время пандемии. Автор описывает проблемы и возможности, возникающие при адаптации виртуальных сервисов, переосмысление процесса обработки документов и способы улучшения взаимодействия между сотрудниками библиотеки, а также прогнозирует, с какими еще трудностями может столкнуться библиотека. В этом тематическом исследовании рассказывается о передовой практике и извлеченных уроках и даны рекомендации учреждениям, столкнувшимся с аналогичными проблемами во время пандемии.

Каролин Менар работает специалистом справочно-библиографической службы библиотеки Национального собрания правительства Квебека. Она имеет степень магистра в области библиотечных и информационных наук в Университете Макгилла (Монреаль, Канада). За время работы в библиотеке она внедрила систему управления запросами в справочную службу библиотеки, участвовала в работе библиотеки в социальных сетях и создании выставок, посвященных коллекциям библиотеки.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023079

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023079

Пандемия вируса COVID-19 заставила архивы пересмотреть способы предоставления доступа к физическим коллекциям. Чтобы избежать ответственности за нарушения со стороны пользователей, архивы, как правило, возлагали на них ответственность за определение правообладателя и изготовление копий, опираясь на Раздел 17 Кодекса США, § 108. Поэтому если раньше сложные вопросы соблюдения авторского права, возникающие при воспроизведении документов, можно было обойти, потребовав, чтобы исследователи работали с архивными материалами лично, долгосрочное закрытие читальных залов и ограничение поездок на дальние расстояния означало, что архивам необходимо трансформировать рабочий процесс для обработки запросов пользователей на оцифровку материалов и предоставления доступа к коллекциям в удаленном режиме. Учитывая сложность подтверждения статуса авторского права, сотрудники архива часто основывают такие процедуры на оценке рисков.

В статье Кевина С. Хокинса (Kevin S. Hawkins) и Джули Джадкинс (Julie Judkins) из библиотеки Университета Северного Техаса «Разработка масштабируемого подхода к оцифровке архивов по запросам пользователей» (Formulating a Scalable Approach to Patron-Requested Digitization in Archives) предлагается модель рассмотрения запросов на оцифровку на основе оценки рисков в соответствии с законодательством США об авторском праве. В случаях, когда нет ограничений на доступ к коллекции (либо наложенных правообладателем, либо связанных с вопросами конфиденциальности или этики), предлагается применять масштабируемый рабочий процесс для проверки статуса авторских прав запрашиваемых материалов и, в случаях, когда у архива нет однозначного права на воспроизведение работы в полном объеме, частичную оцифровку документа в соответствии с определенными положениями Раздела 17 Кодекса США, § 108, или путем быстрой оценки рисков. Также авторы призывают Общество американских архивистов (Society of American Archivists) создать комитет экспертов для разработки типовой политики обслуживания удаленных пользователей архивных коллекций, которая будет востребована и по окончании кризиса COVID-19.

  

УДК: 930.25

ГРНТИ: 20.15.71

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14652

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/14652

Профессор Деннис Н. Очолла (Dennis N. Ocholla ), представляющий факультет искусств Университета Зулуленда (Ричардс-Бей, ЮАР), в своей статье «Эхо пандемии. Опыт и перспективы библиотечно-информационного образования (LISE) во время пандемии COVID-19 в африканских странах» (Echoes down the corridor. Experiences and perspectives of library and information science education (LISE) during COVID-19 through an African lens) пишет, что пандемия COVID-19 привела к огромным проблемам, но также представила возможности, которые будут иметь значительные последствия в будущем. Автор анализирует опыт и перспективы работы преподавателей библиотечно-информационных наук в Африке во время пандемии и дает ответ на следующие вопросы: каковы последствия пандемии в библиотечно-информационном образовании? каковы представления, сформированные в течение этого периода? каковы проблемы и возможности? Статья Денниса Н. Очоллы представляет собой интерпретативистское качественное исследование, основанное на теориях борьбы со стихийными бедствиями. Оно включает в себя контент-анализ существующей литературы с акцентом на COVID-19 и высшее образование, в частности библиотечно-информационные науки, и оценку результатов открытого электронного анкетирования, проведенного среди отдельных преподавателей библиотечно-информационных наук из восьми стран Африки к югу от Сахары. В дополнение к интерпретированным в ходе исследования данным автор также приводит собственные наблюдения и делится личным опытом. Социально-экономические последствия пандемии в сочетании с введенными ограничениями и изоляцией во многом изменили мир, и библиотечно-информационное образование и деятельность высших учебных заведений являются частью этой непростой ситуации.

Интерпретативистская модель исследования предполагает прямое постижение социальной реальности через процесс поиска «правильного» языка толкования смысла и понимания значения социальной реальности.

  

УДК: 02:37

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-02-2021-0016

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2021-0016/full/html

В очередном номере Library Management опубликована статья-призыв «Не теряйте потенциала кризиса» (Never waste a good crisis). Автор — Линда О’Брайен (Linda O’Brien), Школа бизнеса, Университет Гриффита (Саутпорт, Австралия). Всякий кризис, утверждает она, несет в себе не только угрозы, но и возможности, и в этом смысле пандемия COVID-19 – не исключение. Благодаря экстремальной ситуации, многие изменения, которые уже должны были произойти и планировались, стали происходить в ускоренном темпе; на вопросы, которые стояли перед нами, пришлось срочно искать ответы; мы призвали весь свой творческий потенциал для поисков новых методов работы. Во многом статья — итог размышлений автора на протяжении 30-летней профессиональной деятельности. Автор выделяет две группы возможностей, которые предлагает нам нынешняя ситуация: это движение в сторону открытого доступа на принципах FAIR (Findable, Accessible, Interoperable and Reusable – легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования); вторая возможность позволяет нам вдохнуть новую жизнь в библиотечную профессию, использовать цифровые методы работы. Все эти перемены назревали десятилетиями, но произошли, как это обычно бывает, почти мгновенно.

  

УДК: 022.42+27.9

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-11-2020-0165

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-11-2020-0165/full/html

Несмотря на проблемы и трудности, с которыми столкнулись все библиотеки во время пандемии вируса COVID-19, именно в это время появились новые передовые методы и инновационные способы оказания библиотечных услуг. Сотрудники подразделения библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари (Канада) Джеймс Э. Мерфи (James E Murphy), Карла Джей Льюис (Carla J. Lewis), Кристена МакКиллоп (Christena A. McKillop) и Марк Стокл (Marc Stoeckle) в статье «Развитие цифровых библиотечных и архивных услуг в библиотеках Университета Калгари в ответ на пандемию вируса COVID-19» (Expanding digital academic library and archive services at the University of Calgary in response to the COVID-19 pandemic) рассказывают о работе своей библиотеки в этот сложный период. В течение первых восьми месяцев пандемии в подразделение библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари было добавлено четыре новые библиотеки, и в трех библиотеках была произведена значительная модернизация цифровых услуг. Среди результатов этой работы названы программа MyLibrarian, виртуальные 360°-панорамные туры, служба онлайн-чата библиотеки, учебные видео-инструкции, расширение перечня ответов на часто задаваемые вопросы, бесконтактное и безопасное обслуживание пользователей, доступ к цифровой библиотеке HathiTrust, программный инструмент для составления списков чтения Leganto и пр. Статья завершается обсуждением существующих ограничений и планов по предоставлению услуг в будущем.

  

УДК: 02:004+616-036.2

ГРНТИ: 31.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023067

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023067

В 2020 г. о пандемии COVID-19 было опубликовано множество научных статей. Количество научных публикаций по этой теме демонстрирует экспоненциальный рост во многих дисциплинах, от медицины до социальных наук. В юриспруденции также наблюдается значительный рост в этом направлении, и это представляет собой благодатную почву для изучения и интерпретации множества мер, принимаемых на национальном и европейском уровнях для борьбы с пандемией. В третьем выпуске журнала International Information and Library Review в рубрике «Цифровое наследие: Европа в центре внимания» опубликована статья сотрудников Института правовой информатики и судебных систем Национального исследовательского совета (Флоренция, Италия) Джиневры Перуджинелли (Ginevra Peruginelli), Сары Конти (Sara Conti), Кьяры Фиораванти (Chiara Fioravanti) и Лоренцо Баччи (Lorenzo Bacci) «Правовые научные публикации о COVID-19: анализ статей в итальянских юридических журналах» (Legal Scholarship Production on COVID-19: An Analysis on Italian Law Journals’ Articles). В ней авторы исследуют научную публикационную деятельность в области права в период пандемии COVID-19. Источником справочной информации для этого исследования послужила библиографическая база данных DoGi (Dottrina Giuridica).

DoGi - Dottrina Giuridica - справочная база данных статей, опубликованных в итальянских юридических журналах. Для каждой статьи запись DoGi предоставляет библиографическую информацию, а также: аннотацию и/или резюме статьи; классификационные коды по системе индексирования DoGi, разработанной специально для юридических дисциплин; подборку ссылок на законодательные и юридические источники, цитируемые в статье; дополнительные метаданные, описывающие наиболее существенные особенности статьи; ссылку на полный текст, если он доступен в Интернете. http://www.ittig.cnr.it/dogi/

Анализ этого библиографического ресурса позволил выявить юридические журналы, содержащие публикации по заданной тематике, их распределение во времени и актуальные тенденции в правовых научных публикациях. Эта статья – еще один шаг к выявлению и изучению вопросов и проблем, которые кризис COVID-19 ставит перед юристами сегодня и в обозримом будущем.

  

УДК: 025.355+616-036.2+34

ГРНТИ: 13.31; 76.33.43; 10.67

DOI: 10.1080/10572317.2021.1949522

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1949522

В сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликовано тематическое исследование доцента Университета Южного Миссисипи (Хаттисбург, штат Миссури, США) Дженнифер Элейн Стил (Jennifer Elaine Steele) «Роль университетского библиотекаря в реализации онлайн-курсов» (The role of the academic librarian in online courses: A case study). В 2020 г. из-за пандемии вируса COVID-19 число студентов, обучающихся дистанционно, в США выросло до небывало высокого уровня, что привело к тому, что онлайн-услуги университетских библиотек стали более востребованными, чем когда-либо прежде. Дженнифер Элейн Стил провела онлайн-опрос студентов, преподавателей, а также библиотекарей Университета Южного Миссисипи по ряду вопросов: какие библиотечные онлайн-услуги в настоящее время предоставляются студентам? какие стратегии вовлечения библиотекарей в онлайн-обучение были использованы? какие передовые методы можно применять для использования ресурсов университетских библиотек в онлайн-образовании? В частности, результаты опроса показали, что поскольку каждый год онлайн-обучение охватывает все больше студентов, библиотекарям, если они хотят иметь право голоса в дискуссии о будущем дистанционного образования, следует уделять особое внимание предоставлению высококачественных виртуальных справочных услуг и согласованной работе со студентами и преподавателями.

  

УДК: 02:004+027.7+37:004

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23; 14.85.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102384

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000756

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

Весной 2020 года, когда все высшие учебные заведения и библиотеки были вынуждены работать в условиях пандемии COVID-19, в подразделении библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари (Канада) для перехода к онлайн-обучению был использован новый программный инструмент - Ex Libris Leganto.

В своей статье «Быстрое внедрение инструмента для составления резервных списков чтения в ответ на пандемию COVID-19» (A Rapid Implementation of a Reserve Reading List Solution in Response to the COVID-19 Pandemic) сотрудники Университета Калгари - Мэтью Блэк (Matthew Black), специалист по дискавери-системам, и Сьюзан Пауэлсон (Susan Powelson), младший библиотекарь отдела цифровых технологий и дискавери-систем, описывают весь процесс работы с Ex Libris Leganto и делают выводы, которые будут полезны другим библиотекам, рассматривающим возможность ускоренного внедрения онлайн-систем управления списками чтения или других систем. Переход на Ex Libris Leganto обычно занимает восемь-двенадцать недель, но в 2020 году компания Ex Libris сумела сократить сроки внедрения примерно на четыре-пять недель.

Ex Libris Leganto - это облачное решение для составления списков чтения, полностью интегрированное с системой управления библиотекой Alma Ex Libris. Оно позволяет обрабатывать списки чтения непосредственно в Alma и предоставляет интерфейс для создания списков чтения и работы с ними. Ex Libris Leganto дает возможность добавлять в списки чтения различные физические и электронные ресурсы, находящиеся в Alma; ресурсы Ex Libris discovery index (с помощью их индексов CDI); интернет-источники (любой URL-адрес, может быть добавлен вручную или с помощью инструмента закладок Cite It! в браузере) или загруженные преподавателем документы и ресурсы.

Авторы отмечают, что пока неясно, было ли внедрение Ex Libris Leganto успешным, возможно, использование инструмента оказалось слишком сложным для некоторых конечных пользователей и создало дополнительную рабочую нагрузку для университетского персонала. Однако его внедрение удовлетворило некоторые неотложные потребности Университета Калгари, и теперь надо продолжать пересматривать и улучшать стратегии взаимодействия, рабочие процессы и интеграции, чтобы максимально использовать инвестиции в Ex Libris Leganto.

  

УДК: 616-036.2+027.7+02:004

ГРНТИ: 76.33.43; 13.31, 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i3.13209

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13209

Весной 2021 г. специалисты библиотеки Университета Мальмё, Швеция, Лотти Дортэ (Lotti Dorthé), Элизабет Бергенас (Elisabeth Bergenäs), организовали две фокус-группы из сотрудников библиотеки для разговора о том, как на их работу повлияла пандемия. В статье «Слушать и слышать: эффективное и устойчивое библиотечное обслуживание в пост-пандемийную эпоху» (Why the simple act of listening will help us design strong and sustainable post pandemic library services) они делятся тем, что им удалось узнать. Для участия было отобрано 12 библиотекарей, представляющих разные направления библиотечного обслуживания и различные профессиональные компетенции. Состоялась открытая дискуссия, которая позволила составить картину того, как в новых обстоятельствах изменилась библиотека, рутинные операции, которые выполняют ее сотрудники, и те сервисы, с которыми взаимодействуют читатели. Для обсуждения было предложено два вопроса: как изменились рабочие задачи библиотекарей во время пандемии? какой опыт приобрели специалисты библиотек? Дискуссия развернулась по трем тематическим направлениям: цифровизация, работа в удаленном режиме, а также библиотека как «третье место». Обобщая мнения опрошенных специалистов, авторы статьи указывают на то, что некоторые из процессов оказались более эффективными для онлайн-формата, чем остальные — например, короткие совещания, обучающие и образовательные мероприятия, семинары для научных работников. Тем не менее, физическое присутствие библиотекаря в библиотеке по-прежнему необходимо. Формальное и неформальное общение помогает воспитывать профессиональную культуру и находить взаимопонимание, внушает чувство сопричастности. Следует прислушаться к мнению библиотекарей, каких бы малых деталей оно ни касалось, каким бы многослойным ни был их опыт — он укажет направление для устойчивого развития библиотек.

  

УДК: 02:004+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43

DOI: 10.18352/lq.10931

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10931

Всемирная пандемия COVID-19 вызвала серьезные ограничения в образовательном процессе. Академические учреждения в Южной Африке были закрыты, однако студентам необходимо было дать возможность закончить учебный год, поэтому учебные заведения были вынуждены пересмотреть свои методы коммуникации, преподавания и обучения. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула (Кейптаун, ЮАР) смогли оказать информационную поддержку студентам с помощью онлайн-сервиса LibGuides. Система управления контентом LibGuides применяется в библиотеках Университета с 2012 г. в качестве средства предоставления студентам предметной информации с быстрыми ссылками на избранные ресурсы и информацию, дополняющую обучение информационной грамотности. Преподаватели используют ресурсы для подготовки лекций и подбора учебных материалов, а исследователи и аспиранты используют руководства по поддержке исследований при написании своих статей. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула Дебора Беккер (Deborah A. Becker), Джоанн Арендсе (Joanne Arendse), Велишва Тшетша (Veliswa Tshetsha), Сулейга Давидс (Zulaiga Davids) и Вуйокази Кива-Джонсон (Vuyokazi Kiva-Johnson) в статье «Разработка системы LibGuides в библиотеках Технологического университета Кейп-Пенинсула и влияние локдауна COVID-19 на ее использование» (The development of LibGuides at Cape Peninsula University of Technology Libraries and the impact of the COVID-19 lockdown on their usage) рассказывают об истории развития LibGuides в Университете, о ее использовании во время карантина, а также анализируют, удалось ли им удовлетворить информационные потребности студентов во время локдауна 2020 г. В исследовании были применены следующие методы: (1) онлайновые фокус-группы студентов четвертого курса педагогического факультета, и (2) онлайн-опрос сотрудников библиотеки, которые поддерживают и используют LibGuides. В целом, система LibGuides показала себя как надежный информационный ресурс помощи студентам и сотрудникам университета во время локдауна. Однако авторы отмечают, что система LibGuides уже была знакома пользователям до локдауна; кроме того, на первых курсах для студентов проводились тренинги по информационной грамотности.

  

УДК: УДК 025.5:004.77+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1177/03400352211046025

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211046025

Обсуждение тем, связанных с управлением и обменом научными данными, их совместным и повторным использованием и сохранением, является актуальной задачей для сообщества университетских библиотек. Это задача решается, в том числе, через личное общение, участие в консультациях, программах обучения и тематических мероприятиях, таких как Love Data Week. Это ежегодное международное событие, проводимое библиотеками и другими информационными организациями в США и по всему миру. Из-за пандемии COVID-19 оно прошло в онлайн-формате с 8 по 12 февраля 2021 г. Тема 2021 года: «Данные для лучшего будущего» (Data: Delivering a Better Future).

В статье «Love Data Week 2021 во время COVID-19: контент-анализ мероприятий» (Love Data Week in the time of COVID-19: A content analysis of Love Data Week 2021 events) авторы – Алиса Б. Род (Alisa B. Rod), Марсела Й. Исустер (Marcela Y. Isuster), Мартин Чендлер (Martin Chandler) – анализируют характер и контекст мероприятий в рамках Love Data Week 2021 и дают обзор текущих тенденций в области предоставления научных данных, в частности, о влиянии пандемии COVID-19. Авторы собрали качественную информацию о 242 мероприятиях, проведенных в 37 организациях, и закодировали информацию с помощью метода ручного контент-анализа. Большинство из этих организаций (30) – университеты, а из оставшихся – пять организаций, связанных с информацией (например, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований, Национальная медицинская библиотека и Служба данных Великобритании), и еще две – поставщики ресурсов (LabArchives и Springer Nature).

Контент-анализ – это систематический метод кодирования, анализа и вывода значения из качественных типов данных, в том числе неструктурированного текста, такого как описания каких-либо событий. В статье представлены описательные результаты контент-анализа, включая основные темы мероприятий (программное обеспечение или цифровые инструменты, управление исследовательскими данными, осведомленность об услугах или продуктах) и основной формат проведения мероприятий (семинары). Авторы обсуждают значение для будущих исследований проведения Love Data Week и тематических недель в целом как успешного способа увеличения охвата, создания сообщества и отслеживания возникающих тенденций в контексте сервисов научно-исследовательских данных. Материалы, используемые авторами, находятся в открытом доступе на портале Scholars Portal Dataverse: https://doi.org/10.5683/SP3/LZ1GYN

Следующая неделя Love Data Week пройдет с 14 по 18 февраля 2022 г. Тема 2022 года: «Данные для всех» (Data is for everyone) #LoveData22

Регистрация для участия: https://myumi.ch/7ejG9

  

УДК: 002:004+004.65

ГРНТИ: 13.20.31; 20.51; 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.19

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102449

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001403#!