Журналист Тимоти Инклебаргер (Timothy Inklebarger) в своей статье «Борьба с распространением» (Fighting the Spread) описывает, как сотрудники библиотек сети больниц Orlando Health (Орландо, Флорида, США) продолжают бороться с пандемической паникой. На организованных ими открытых вебинарах они рассказывают, что следует учитывать перед тем, как покинуть дом во время пандемии, как правильно носить маски, почему необходимо поддерживать социальную дистанцию ​​и проходить тестирование после контакта с инфицированным человеком. Цель вебинаров – информирование населения и борьба с фейковыми новостями о пандемии, а в итоге – сохранение душевного спокойствия граждан. Таким образом, вебинары оказались идеальным способом взаимодействия с пациентами. Пациенты, которые опасались посещать врача лично, получили достоверную информацию и ответы на многие свои вопросы.

  

УДК: 614.2+001.102+616-036.2

ГРНТИ: 76.01; 20.01; 76.33.43

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/03/01/fighting-spread-covid-19-webinars/

Авторы из Маастрихтского университета (Нидерланды) Яро Пичель (Jaro Pichel), Баренд Ласт (Barend Last), Жюли де Ронде (Julie de Ronde), Алисия Гарбациак (Alicja Garbaciak), Генриетта Хейзен (Henrietta Hazen), Стефан Йонген (Stefan Jongen) в статье «Information-Wise - пример разработки научно-обоснованной программы информационной грамотности в Маастрихтском университете» (Information-Wise. A case for developing an evidence-informed information literacy programme at Maastricht University) рассказывают о создании программы информационной грамотности для студентов бакалавриата. Для организации процесса разработки программы была принята модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation – анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка). Этап анализа проводился путем сбора качественных и количественных данных. Этап проектирования состоял из разработки структуры программы информационной грамотности, которая соответствует концепции проблемно-ориентированного обучения, принятой в Маастрихтском университете. На этапе разработки был использован пятиэтапный экспериментальный подход для разработки учебных мероприятий и оценок, что дало возможность сопоставить эти мероприятия с содержанием предметных курсов, на которых проходили эти пилотные проекты. Часть программы информационной грамотности – это учебная онлайн-программа, состоящая из общих онлайн-модулей и модулей по конкретным дисциплинам. Что касается фазы внедрения, то в отчете представлены правила и нормы программы, а также описание будущей интеграции программы информационной грамотности в учебные планы факультетов. Фаза оценки проекта еще не завершена.

  

УДК: 004:378

ГРНТИ: 50.01.79

DOI: 10.11645/15.1.2845

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I1-5

В статье «Каталогизация в поддержку информационной грамотности: задачи пользователя эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM в контексте Концепции информационной грамотности для высшего образования» (Cataloging to Support Information Literacy: The IFLA Library Reference Model’s User Tasks in the Context of the Framework for Information Literacy for Higher Education) С. Рокелл Стрейдер (C. Rockelle Strader), доцент, специалист отдела контента и доступа библиотек Университета штата Огайо (США), анализирует, как методы каталогизации способствуют развитию информационной грамотности с ориентацией на пять пользовательских задач эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM (Найти, Идентифицировать, Выбрать, Получить, Исследовать). В 2016 г. Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек США утвердила и выпустила в свет руководство «Концепция информационной грамотности для высшего образования» для использования в информационных и учебных учреждениях высшего образования. Оно представляет собой концептуальные положения и практические рекомендации для библиотекарей, преподавателей и иных специалистов по планированию учебных занятий и программ, заданий, курсов и других мероприятий, способствующих продвижению информационной грамотности. Целью исследования С. Рокелл Стрейдер было согласование деятельности по каталогизации с принципами информационной грамотности и решение вопросов обеспечения постоянного доступа к ресурсам для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

  

УДК: 025.32

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1939828

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1939828

В статье «Серьезные игры для обучения информационной грамотности: точка зрения преподавателя» (Serious Games for Learning Information Literacy: The Teacher’s Point of View) авторы Мария Хоакина Валеро Гисберт (María Joaquina Valero Gisbert), Николетта Кабасси (Nicoletta Cabassi) и Элизабетта Лонги (Elisabetta Longhi) дают оценку навыкам информационной грамотности студентов бакалавриата. Методология разработана в рамках междисциплинарного проекта Navigate и использована, в частности, в игре «Navigator». Проект направлен на развитие навыков информационной грамотности студентов бакалавриата гуманитарного факультета. Авторы описывают три ключевых навыка, которые необходимы студентам бакалавриата по мнению преподавателей: умение оценивать источники информации с точки зрения их авторитетности (1), способность формулировать и аргументировать свою позицию, используя источники информации (2) и умение обобщать и структурировать информацию, полученную из разнородных источников (3). Авторы статьи также рассказывают о разработке и проведении интегрированных курсов информационной грамотности в Университете Пармы (Италия). Они показывают, как серьезные игры, одновременно увлекая и мотивируя студентов, стимулируют переход к активному преподаванию и обучению. Сотрудничество преподавателей и библиотекарей обеспечивает эффективность этих процессов.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.1080/10572317.2021.1909256

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909256

В очередном номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья «Инструменты оценки релевантности в дискавери-средах» (A Framework for Measuring Relevancy in Discovery Environments). Авторы, Блейк Л. Гэлбрит (Blake L. Galbreath), Алекс Меррилл (Alex Merrill) и Кори М. Джонсон (Corey M. Johnson), представляют библиотечную систему Университета штата Вашингтон. Авторы отмечают, что университетские библиотеки повсеместно создают собственные среды обнаружения знаний, однако эффективность этих систем оценивается преимущественно по отзывам пользователей, их удовлетворенности, а также по результатам анализа выполнения задач. В данном исследовании представлены воспроизводимые методы оценки релевантности результатов поиска, а также общей эффективности дискавери-среды на примере платформы Primo компании Ex Libris, используемой в Университете штата Вашингтон. Для оценки релевантности поиска авторы проанализировали библиографию, приводимую в студенческих работах. В контексте данного исследования авторами была разработана и протестирована модель, охватывающая: (1) процесс машинного производства ключевых слов на основе корпуса научных работ с их последующим сравнением с ключевыми словами, созданными человеком, (2) машинный процесс запроса в дискавери-среду с получением поисковых результатов и сравнение последних со списками литературы, приводимой в студенческих работах и (3) четыре метрики для оценки сравнительной эффективности различных поисковых стратегий и релевантности их результатов. Данная модель позволяет выйти за рамки эмоциональной или задачно-ориентированной оценки и увидеть, насколько материалы, процитированные в студенческих работах, соответствуют результатам поиска в дискавери-среде. Поначалу совпадений было выявлено не так много, как ожидалось, и впоследствии, как было продемонстрировано, фасетный поиск оказался более результативным, чем поиск многовариантный. В будущем предполагается осуществить сравнительное (A/B) тестирование существующих конфигураций дискавери-систем обнаружения знаний и ограничителей с оценкой влияния локальных решений на эффективность извлечения информации на разных уровнях с указанием совпадений результатов при различных видах поиска.

  

УДК: 025.4.036

ГРНТИ: 20.23

DOI: 10.6017/ital.v40i2.12835

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12835

В литературе часто обсуждается использование инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности, причем одни комментаторы утверждают, что применение этих инструментов эффективно, а другие заявляют, что этому нет убедительных доказательств и что многие библиотекари неохотно используют Web 2.0, препятствуя всеобщему внедрению. Уильям Шайр (William Shire), помощник библиотекаря Колледжа Магдалины Оксфордского университета и Пэм Маккинни (Pam McKinney), преподаватель Информационной школы Шеффилдского университета, проанализировали представленные в данной дискуссии взгляды на применение инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности. Их статья опубликована в журнале Journal of Information Literacy под заголовком «Инструменты Web 2.0 и обучение информационной грамотности в университетских библиотеках Великобритании» (Web 2.0 tools and information literacy instruction in UK university libraries). В период с 13 по 29 мая 2019 г. авторы опросили 110 библиотекарей, работающих в сфере высшего образования Великобритании. Результаты опроса и интервью с библиотекарями показали, что: 1. Большинство опрошенных активно использует инструменты Web 2.0, полагая, что их применение эффективно для обучения информационной грамотности; 2. Меньшая часть опрошенных избегает использования инструментов Web 2.0 и активно против их использования в обучении; 3. Третья группа считает инструменты полезными, но использует их не так часто, как хотелось бы, из-за ряда препятствий, например, нехватки времени и поддержки со стороны руководства; 4. Существует взаимосвязь между позитивным восприятием библиотекарями инструментов Web 2.0 и их использованием.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.11645/15.2.2821

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V15-I2-5

В статье специалистов Университета Канзаса Пола Томаса (Paul Thomas), Мэтью Ф. Джонса (Matthew F. Jones) и Спенсера Мэттингли (Spencer Mattingly) «Использование Википедии для обучения научному рецензированию. Творческий подход к открытой педагогике» (Using Wikipedia to teach scholarly peer review A creative approach to open pedagogy) описывается творческий проект, реализованный библиотеками и факультетом биологии Канзасского университета. Цель этого проекта, основанного на принципах открытой педагогики – практическое изучение студентами процесса научного рецензирования на примере свободной энциклопедии Википедия (Wikipedia.org). Студенты выбирали тему, статья по которой еще не была представлена в Википедии, проводили исследование и писали соответствующую энциклопедическую статью. Затем статьи передавались другим студентам из группы для первого раунда двойного слепого рецензирования. Получив анонимные комментарии от своих сокурсников, студенты пересматривали и отправляли свои статьи преподавателям курса. Как только статья признавалась преподавателями приемлемой, специалист библиотеки, знакомый с внутренней работой Википедии, загружал текст статьи на сайт Wikipedia.org. В течение всего этого процесса преподаватели курса выполняли функции редакторов журналов, ответственных за организацию двойного слепого рецензирования, общение с авторами статей, утверждение окончательного варианта и внесение последних изменений в статью. Используя свободную энциклопедию Википедия как тренировочную площадку, студенты не только получили возможность поучиться на практике и повысить уверенность в себе, но и создали объект открытого доступа, содействующий инициативам по распространению научных знаний.

  

УДК: 655.552

ГРНТИ: 19.51

DOI: 10.11645/15.2.2913

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I2-3

Мэттью Вайрик Джонсон (Matthew Weirick Johnson) и Меджи Лэшер (Meggie Lasher) представляют статью «Серия семинаров для сообщества в области библиотечно-информационных наук » (The Community Workshop Series: A Case Study for Community-Engaged Learning in LIS). Уже более десяти лет Университет Северной Каролины (University of North Carolina, UNC) в Чэпел Хилл проводит серию семинаров по обучению цифровой грамотности и компьютерным технологиям для местного сообщества. Это партнерская инициатива Университета Северной Каролины и публичных библиотек. Авторы статьи, студенты Школы информатики и библиотековедения, являются координаторами данной программы. Они рассматривают ее в контексте существующих публикаций по вопросам цифровой и информационной грамотности, а также с точки зрения взаимодействия с сообществом и своего собственного опыта как студентов, оценивая пользу программы и аналогичных проектов для подготовки библиотечных профессионалов, поддержки потребностей местного сообщества и расширения функционала публичных библиотек. После общего обзора программы авторы представляют исследование, в котором уделено внимание этапу разработки серии семинаров, ее реализации, а также практическим рекомендациям по подготовке аналогичных проектов, а также приводят дополнительные материалы и документы, которые помогут в создании других библиотечно-информационных программ с участием местных сообществ.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0045

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798022

В третьем выпуске журнала International Information and Library Review опубликована статья Нэнси С. Гибсон (Nancy S. Gibson), сотрудницы Библиотеки Феликса Дж. Вудворда Государственного университета Остина Пи (Кларксвилл, штат Теннесси, США), и Мэтью Т. Ригана (Matthew T. Regan), руководителя программы учебных услуг Библиотеки Ренне Государственного университета Монтаны (Бозман, штат Монтана, США), «На пути к созерцательной библиотеке: размышления профессионального сообщества практиков» (On the Journey to a Contemplative Library: Reflections from a Professional Community of Practice).

Нэнси С. Гибсон и Мэтью Т. Риган являются членами Группы созерцательной педагогики Ассоциации колледжей и научных библиотек США. Эта группа создана в 2016 г. (по состоянию на август 2021 г. в нее входят 647 членов) и занимается изучением применения концепции созерцательной педагогики и осознанности в библиотечном деле и исследовательской деятельности.

Созерцательная педагогика – философия образования, использующая созерцательные практики, которые позволяют учащемуся осознать свой внутренний мир, связать свое обучение со своими собственными интересами, ценностями и таким образом самому стать движущей силой своего обучения. Методы созерцательной педагогики включают в себя различные практики – это йога, медитация, осознанность, созерцание (сосредоточение внимания на изображении), созерцательное чтение и письмо, глубокое слушание (аутотренинг) и др. Эти практики могут помочь в улучшении концентрации и даже быть эффективными для более глубокого понимания содержания курса.

За последние два десятилетия, особенно после принятия двух руководств - «Стандартов компетентности в области информационной грамотности для высшего образования» (2000 г.) и «Концепции информационной грамотности для высшего образования» (2015 г.) - все больше внимания уделяется обучению студентов информационной грамотности и принципам библиотечно-информационных наук, а не исключительно базовым библиотечным или библиографическим навыкам. Такой подход позволяет достичь глубокого понимания учащимися способа и меры их участия в информационной среде.

В своей статье авторы рассказывают о возможных путях включения концепций созерцательной педагогики и осознанности в библиотечно-образовательную сферу. В практическом смысле это достигается, например, путем интеграции созерцательных практик в библиотечное обучение и организации библиотечных пространств и услуг, которые поддерживают эти практики. Авторы отмечают, что интерес к изучению и обсуждению созерцательной педагогики в последнее время возрастает и приглашают всех желающих присоединиться к Группе созерцательной педагогики для участия в будущих виртуальных мероприятиях: http://bit.ly/cpig-leadership.

  

УДК: 02:37+02:004

ГРНТИ: 13.31, 13.20.31

DOI: 10.1080/10572317.2021.1949523

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1949523

В своей статье «Включение курса по информационной грамотности в систему управления образовательным процессом: тематическое исследование» (Embedding an information literacy course into a learning management system: a case study), опубликованной в очередном выпуске журнала Library Management, Джанин Локхарт (Janine Lockhart) рассказывает о том, как разрабатывался курс по информационной грамотности, включенный затем в систему управления образовательным процессом с целью создания смешанной образовательной среды. Автор описывает процесс выбора платформы, выбор методов разработки учебного процесса, инструментарий и процессы, использованные открытые образовательные ресурсы, выбор лицензии Creative Commons, возможности использования и формат материалов. Онлайновый курс был впервые реализован в 2017 г. в двух группах учащихся, которым было также предложено заполнить онлайн-анкету, прокомментировать и оценить курс, который был весьма положительно встречен студенческой аудиторией. Результаты опроса продемонстрировали, что университет на правильном пути, внедряя данный курс в учебный процесс. Доля ответивших составила лишь 20%, что, однако, достаточно для принятия информированных решений. Курс может быть изменен с учетом различных потребностей студентов и социоэкономических факторов. Исследование проводилось на базе Университета Кейптауна (ЮАР). Обучение в университете проходят 34 тысяч студентов.

  

УДК: 02:378.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-09-2020-0129

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-09-2020-0129/full/html

Дискурс практической деятельности в сфере формирования информационной грамотности генерирует эпистемологические допущения относительно того, как должна осуществляться такая деятельность, кто ее осуществляет и каковы условия ее реализации. В статье «Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании» (Deconstructing information literacy discourse: Peeling back the layers in higher education) авторы, Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd), исследуют дискурсы информационной грамотности, представленные в профессиональной литературе, посвященной проблемам высшего образования. С этой точки зрения ими были проанализированы 16 учебных пособий и 4 англоязычные модели информационной грамотности. На основании анализа авторы делают предположение о том, что дискурс информационной грамотности формируется в рамках 2 конфликтующих нарративов. Во внешнеориентированном нарративе практика формирования информационной грамотности рассматривается как мотивирующий ресурс, из которого учащиеся черпают знания и навыки, которые потребуются им в сложных и динамичных информационных средах. В рамках нарратива, ориентированного внутрь, учащиеся рассматриваются как не располагающие достаточными компетенциями или знаниями. Последнее утверждение угрожает устойчивости процесса формирования информационной грамотности, поскольку он рассматривается как реализуемый в рамках иерархической модели, когда мотивация к овладению информационной грамотностью приходит в командно-приказном порядке. Данная статья является первой в рамках программы исследований, объектом которых станет эпистемологические предпосылки и дискурсы формирования информационной грамотности в высшем образовании. Авторы рассматривают дискурсы в высшем образовании, определяющие практику формирования информационной грамотности, в которой студенты выступают как обучающаяся сторона, а библиотекари — как специалисты-практики. Выявлена необходимость исследования концепции формирования информационной грамотности как концепции расширения возможностей учащихся. В качестве будущих направлений исследования называются поляризация двух нарративов, а также обращение к более общим проблемам субъекта, целей мотивации, условий выявления недостаточности знаний и к вопросу о преобладающих дискурсах. Вместе с тем, важно исследовать роль библиотекаря и его место в институциональном нарративе как ключевого игрока в деятельности по формированию информационной грамотности.

  

УДК: 001.102+378

ГРНТИ: 12.01; 14.01, 14.35; 20; 13.31.21, 13.31.23

DOI: 10.1177/0961000620966027

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620966027

Статья Анны Суорсы (Anna Suorsa), Дженни С. Боссалер (Jenny S. Bossaller) и Джона М. Бадда (John M. Budd) «Информационная грамотность, профессиональная деятельность и создание знаний: герменевтический феноменологический подход» (Information Literacy, Work, and Knowledge Creation: A Hermeneutic Phenomenological Point of View), опубликованная в октябрьском номере журнала, носит теоретический характер. Концептуальные основания исследовательской и практической деятельности по формированию информационной грамотности специалиста рассматриваются в статье в связи с изучением проблем создания знаний и сферы управления знаниями. Если говорить в целом об образовании, информационная грамотность — это готовность учащегося к жизни по окончании формального обучения. Однако можно ли совершить прыжок от информационной грамотности в контексте образования к успешному участию индивида в информационно-насыщенной профессиональной среде? Герменевтический феноменологический анализ информационной грамотности и создания знаний позволяет представить информационную грамотность как способность вести открытый диалог с миром, ощущать его и жить в нем. Такой подход дает некие инструменты, которые через информационную грамотность связывают две среды, как это показано в документе Ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек «Концепция информационной грамотности для высшего образования» (Framework for Information Literacy for Higher Education). Данное исследование строится на понимании информационной грамотности и создания знаний как ситуативного, эмпирического и коллективного феномена.

Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) является подразделением Американской библиотечной ассоциации (ALA). Это профессиональная ассоциация, объединяющая университетских библиотекарей и других заинтересованных специалистов. Главной целью ставит удовлетворение информационных потребностей сообщества высшего образования и повышение качества и эффективности образования, обучения и научно-исследовательской деятельности. Ассоциация осуществляет поддержку библиотекарей, работающих в научных библиотеках всех типов образовательных учреждений — от среднеспециальных, до библиотек колледжей и университетов, а также специалистов универсальных и специализированных научных библиотек. Это крупнейшее подразделение Американской библиотечной ассоциации насчитывает приблизительно 12 тысяч членов (около 20% от общего количества членов ALA), реализует множество программ для своего сообщества. Издает журнал College & Research Libraries.

  

ГРНТИ: 06.81.23; 14.35; 20.15.31; 13.31.23; 20.01.45

DOI: 10.1086/715916

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/715916

Статья Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd) «Угроза профессиональной практике: внешнеориентированное и внутренненаправленное позиционирование библиотекаря в обучении информационной грамотности» (Relegating expertise: The outward and inward positioning of librarians in information literacy education) является второй из серии работ, представляющих авторскую исследовательскую программу по изучению эпистемологических оснований и дискурсов обучения информационной грамотности в высшем образовании. В предыдущей статье («Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании») были рассмотрены дискурсы профессиональных нарративов, которые формируют практику обучения информационной грамотности в высшем образовании. В данной статье показано, как метод дискурс-анализа позволяет определить место библиотекаря в этой сфере. Пристальное изучение многочисленных источников позволило выявить два нарратива, по-разному определяющих роль, профессиональные знания и профессиональную деятельность библиотекаря по обучению этому виду грамотности. Внешнеориентированный нарратив на практике обычно исключает использование стандартизированных рекомендаций. В отличие от него, во внутренненаправленном нарративе библиотекари опираются на учебники, находятся в центре процесса обучения, однако при этом представляются как не обладающие компетенциями, необходимыми знаниями и навыками. Оба этих нарратива являются, по сути, формой обособления библиотекаря, угрожающей профессиональной практике.

Авторы рассматривают формирование информационной грамотности в высшем образовании как область на пересечении нескольких дискурсивных пространств и демонстрируют, как происходит позиционирование библиотекарей, осуществляющих обучение информационной грамотности, в организационном, семантическом и функциональном пространстве, как это реализуется в практической работе.

Будущие исследования могут быть направлены на анализ влияния новых моделей информационной грамотности на профессиональную практику в период, когда под вопросом оказалась сама профессионализация библиотечного дела. Следует также продолжить работу по изучению дискурса информационной грамотности, сформировавшегося в секторе высшего образования, жизнеспособности и устойчивости данных нарративов в сложной информационной среде. Статья сопровождается обширной библиографией.

  

УДК: 023.25:002+[378.091]:02

ГРНТИ: 13.31.21; 20.01.45; 14.35.07

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020104

В июле в журнале Library Management опубликована статья Деграфта Джонсона (De-Graft Johnson) и Франциски Йаба Асанте (Francisca Yaba Asante) «Роль университетских библиотек в достижении качественного образования как цели устойчивого развития» (Role of academic libraries in the achievement of quality education as a sustainable development goal). Объектом изучения стали библиотеки четырех университетов Ганы. В каждой из них было отобрано по четыре респондента, занимающих должности директора библиотеки, его заместителей и двух рядовых библиотекарей. Первичные данные были получены в рамках полуструктурированных интервью, наблюдений и изучения документов. Результаты были проанализированы, представлены в описательной форме и интерпретированы.

В ходе исследования было обнаружено, что в большинстве своем библиотекари осведомлены о Четвертой Цели устойчивого развития (ЦУР4). Библиотеки обеспечивают предоставление релевантных материалов для обучения студентов информационной грамотности и участие пользователей в систематических программах по данному профилю, поддерживая их осведомленность о ЦУР4. Поскольку библиотеки не имеют собственной стратегии в отношении ЦУР, они ориентируются в своей деятельности на документы ООН, посвященные повестке устойчивого развития, в целом, и ЦУР4, в частности; а также на политику своих университетов по информационному обслуживанию и обучению. Исследование было проведено на базе университетских библиотек Ганы с использованием методики целевой выборки, что не позволяет говорить о высокой степени обобщения. Результаты исследования помогут университетским библиотекам и библиотекарям в реализации ЦУР4, в том числе позволят сформулировать библиотечную политику в этом направлении. Кроме прочего, на этой же основе разработаны систематические рекомендации. Новизна данного исследования состоит в том, что утверждается роль университетских библиотек в актуализации ЦУР4 в Гане и разработке рекомендаций для библиотекарей и библиотек. Отечественным ученым будет полезным ознакомиться с кругом исследовательских проблем в области библиотечного дела, на стыке научных дисциплин и всемирной повестки устойчивого развития.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 30.31; 20.15.31, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2022-0013/full/html

Еще до пандемии многие библиотекари осуществляли обучение пользователей в онлайновом режиме с использованием видео- и интерактивных материалов. Но насколько хороши те учебные материалы, которые мы используем? В июльском номере журнала опубликован доклад Ивонны Мэри (Yvonne Mery) «Разработка учебных материалов по информационной грамотности: советы, методы, тенденции» (Designing Information Literacy Tutorials: Tips, Techniques, and Trends), в котором данная тема рассмотрена с точки зрения эффективности обучения. В первую очередь, автор знакомит читателя с новейшими гибкими моделями, реализующими теории обучения взрослых. Она подробно останавливается на двух из них, эффективных, но недостаточно известных: это модель SAM (Successive Approximation Model, модель последовательных приближений), предусматривающая быструю разработку прототипа и получение обратной связи от пользователей, и нелинейная модель дизайн-мышления, ориентированная на пользователя и апеллирующая к нему на всех этапах разработки. Рассказано о разработанной Ассоциацией библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries) платформе обучения информационной грамотности в высших учебных заведениях. Во второй главе представлена эффективная методика — микрообучение. В целом, микрообучение требует меньше времени; материал подается небольшими блоками и узкими темами, его усвоение не требует чрезмерных усилий. Этот вид обучения коррелируется с современными режимами потребления информации новым поколением студентов (автор ссылается на такие потребляемые учащимися форматы представления научной информации, как онлайновые TED-лекции, видеоролики на YouTube, тексты на веб-сайтах). Даются советы, как контролировать результаты обучения, какие задания предлагать студентам, как разрабатывать учебные пособия в рамках модели микрообучения. С точки зрения навыков информационной грамотности, микрообучение лучше всего работает на формирование отдельных навыков, например, создание поисковых стратегий, но неэффективно для реализации концепций, таких как принципы информационной грамотности. В главе третьей рассматриваются проблемы доступности и универсального дизайна. Принципами универсальной доступности являются:

- равноправное использование;

- гибкость использования;

- простое и интуитивное использование;

- обнаруживаемость информации;

- терпимость к ошибкам;

- умеренность усилий;

- возможность реализации в различных масштабах, пространствах и с использованием различных средств.

Принципами универсального дизайна учебных материалов автор называет:

- обеспечение различных средств для участия пользователей (то, как студенты взаимодействуют с преподавателями, контентом, другими учащимися);

- обеспечение различных средств представления (то, как учебные материалы попадают к учащимся);

- обеспечение различных средств для действий и выражения (как студенты демонстрируют результаты своего обучения).

Две последние главы доклада включают в себя анализ обратной связи с пользователями и рекомендации по выбору полезных инструментов по цифровому обучению, которые позволят библиотекарям создавать эффективные учебные пособия. Охарактеризованы такие инструменты, как LibGuides, Arist, Sidecar Learning, LibWizard, Articulate и продукты Rise и Storyline, Adobe Captivate, Vyond и Powtoon, Actionbound, Jotform и Playposit.

  

УДК: 021.4:374.7.018.43:004

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.01.87; 20.23.29, 20.51; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n5

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/834

Во втором выпуске журнала Journal of eScience Librarianship опубликована статья Меган Бреснахан (Megan M. Bresnahan) и Дианны Броу (Dianne N. Brow) «Научить учителя: практическое руководство для библиотекарей сферы управления научными данными по эффективным, критическим методам обучения информационной грамотности» (Train the Teacher: Practical guidance for effective, critical teaching approaches for science and data librarians). В ней описан метод руководства подготовкой библиотекарей и практические навыки, существенные для эффективного обучения в контексте задач формирования информационной грамотности и грамотности в сфере работы с научными данными. Авторы статьи разработали и провели два семинара, на каждом из которых участники-библиотекари знакомились с фундаментальными теориями обучения и применяли практические инструменты, такие как планирование, документирование результатов, проектирование учебной деятельности, оценка результатов, работа в классе, педагогическая рефлексия. На базе содержательной части семинаров, отзывов участников и опыта авторов проанализированы принципы построения стратегии и тактики организации программы обучения научно-исследовательской и информационной грамотности для специалистов в области точных и естественных наук. Библиотекари, выступающие как партнеры в научно-образовательной деятельности, должны совершенствовать педагогические навыки и развивать свою педагогическую идентичность, в том числе, овладевая базовыми педагогическими теориями и направлениями. Одним из таких направлений, также описанных в статье, является критическая педагогика, поощряющая развитие у учащихся критического мышления. В рамках библиотековедения и библиотечной практики общее понятие критической культурной грамотности включает в себя эмоциональную грамотность, творческую грамотность, медиаграмотность, расовую грамотность и так далее. Авторы подчеркивают также важность практики педагогической рефлексии (модель «обучение-рефлексия-пересмотр-обучение») как для обновления контента, так и актуализации педагогического опыта.

  

УДК: 021.2:[37.016:002]

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.35.09

DOI: 10.7191/jeslib.617

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/617/

В очередном номере журнала опубликована статья Хейди Джулиена (Heidi Julien), Мелиссы Гросс (Melissa Gross) и Дона Лэтем (Don Latham) «Сложности образовательной роли специалистов университетских библиотек» (Teaching and its discontents. How academic librarians are negotiating a complicated role). Интерес авторов к проблеме объясняется тем, что обучение информационной грамотности относится к основным функциональным обязанностям библиотекаря образовательного учреждения, особенно университетского типа. Несмотря на это, большинство специалистов оказываются формально не подготовленными к этой роли и сталкиваются с существенными проблемами, к которым относится и взаимодействие с коллегами по кампусу. Цель представленного исследования – выяснить, как библиотекари университетских библиотек — группа, изученная очевидно недостаточно — понимает свою образовательную роль. Состоялось 30 онлайновых полуструктурированных интервью длительностью 15-74 минуты со специалистами, осуществляющими обучение информационной грамотности (ИГ) в университетах штатов Нью-Йорк и Флорида (США). Заданные респондентам вопросы относились к практической стороне их образовательной работы; записи интервью были расшифрованы и проанализированы с использованием качественных параметров. Участники исследования отмечали позитивность отношений со студентами и существенные проблемы во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и администрацией. Недостаточность формальной подготовки к преподавательской роли приводит к тому, что библиотекари не в состоянии оценить результаты своей работы и прогресс обучаемых. Необходимая подготовка к реализации образовательной роли, овладение набором навыков придаст специалистам уверенности, позволит повысить качество обучения ИГ как одному из основных условий успешной учебы, карьерного и личностного роста. Авторы утверждают, что профессиональная подготовка должна включать в себя овладение навыками педагогического проектирования и разработки учебных программ, оценки и демонстрации результатов обучения, защиты интересов библиотечной профессии. Когда образовательная роль библиотекаря будет признана центральной, значимой и сложной, требующей серьезной подготовки, только тогда будут формироваться высокоэффективные, уважительные взаимоотношения между библиотекарями, преподавателями и администрацией университетов и только тогда можно ожидать позитивных результатов в обучении студентов информационной грамотности.

Ролевая теория (или теория ролей) — теория в социальной психологии и социологии, позволяющая описывать личность через социальные функции и модели поведения, то есть через роли, обусловленные социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

  

УДК: 027.7:[37.016:002] + 023.5

ГРНТИ: 13.31.16; 20.01.04

DOI: 10.11645/16.2.3189

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-3

В том же номере журнала Джейн Хаммонс (Jane Hammons) из Университета шт. Огайо, США, публикует исследование, построенное на анализе тематических публикаций и озаглавленное «Модель информационной грамотности с ориентацией на потребности преподавательского состава. Обзор публикаций по проблеме повышения квалификации преподавателей» (The faculty-focused model of information literacy. Insights from the faculty development literature). В модели информационной грамотности (ИГ), ориентированной на профессорско-преподавательский состав (которую описывают иногда как задачу «научить учителя»), библиотекари играют ключевую роль и отдают этой работе значительную часть своего времени. Условием принятия данного подхода является доказанная эффективность такого обучения и позитивные перемены в образовательном процессе, затрагивающие как преподавателей, так и учащихся. Автор рассматривает тематическую литературу с точки зрения потенциала реализации подхода, ориентированного на преподавательский состав образовательного учреждения, в области информационной грамотности. Кроме того, в рассмотренной литературе автором выделены такие вопросы, как подготовка, опыт, личностные качества библиотекарей, осуществляющих такое обучение. Публикации первоначально отбирались с использованием сервисов EBSCO Discovery и Google Scholar, а затем к выборке были добавлены последние публикации из журналов, посвященные проблемам повышения квалификации преподавателей вузов To Improve the Academy, International Journal for Academic Development и Journal of Faculty Development. Анализ показал, что модель обучения ИГ с фокусом на преподавательскую аудиторию способствует внедрению обучения ИГ в академические программы, а также утверждению ключевой роли библиотекарей на этом направлении. Однако вместе с тем выявлены проблемы, связанные со статусом и идентичностью библиотекаря-преподавателя и оценкой результатов его труда. Исследование может стать отправной точкой для дальнейших исследований модели «научить учителя» и будущего ИГ.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 20.01.04; 14.37.27; 13.31.16

DOI: 10.11645/16.2.3222

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-2

Во втором номере журнала также опубликована статья Джейн Cекер (Jane Secker) и Элизабет Тилли (Elizabeth Tilley) «Студенты, чтение учебной литературы и информационная грамотность в период пандемии COVID» (Students, academic reading and information literacy in a time of COVID). В ней представлены материалы экспертной дискуссии, прошедшей в рамках очередной конференции LILAC 2022 (Librarians’ Information Literacy Annual Conference), организованной Группой информационной грамотности Института библиотечных и информационных специалистов (CILIP). В статье использованы данные двух опросов: организованного Международным комитетом по проведению опросов по проблемам форматов академического чтения (Academic Reading Formats International Survey, ARFIS) и опроса Библиотечного форума колледжей Университета Кембриджа (Cambridge Colleges Libraries Forum, CCLF) с привлечением некоторых других количественных данных (фокус-группы студентов Кембриджа). Всего было обработано 600 анкет, в том числе 373 из британского университета. Экспертов LILAC интересовали следующие вопросы: Повлияло ли на отношение студентов к традиционному и электронному форматам чтения учебной литературы почти полное отсутствие выбора форматов? Изменилось ли читательское и образовательное поведение студентов в указанный период? Как предпочтения в форматах и поведение студентов, принявших участие в опросах, отличаются от аналогичных результатов, полученных до пандемийных ограничений? Есть ли различие в этой ситуации между Великобританией и США? Приводятся количественные данные, в целом подтверждающие тот факт, что в результате ограничений учащиеся практически полностью перенесли чтение учебной литературы в электронный формат. Однако, как и ранее, значительное большинство студентов отдает предпочтение печатным материалам. Студенты признались, что в условиях закрытия физического пространства библиотек (что также оценивается большинством как негативный фактор) они читают меньше того, что им задают, ссылаются на усталость и иные негативные последствия долгой работы перед экранами электронных устройств. Авторы делают выводы, которые могли бы оказать влияние на политику комплектования библиотек (в том числе, необходимость развития фонда печатных изданий), на организацию учебного процесса (использование различных видов учебных материалов — видео, подкасты и проч.). Авторы предполагают также, что специалисты по информационной грамотности увидят свою задачу в том, чтобы научить студентов различать форматы представления онлайновой информации, совершать выбор между платформами, определять надежность информации, действовать в этически ориентированном и законном поле.

  

УДК: 025.5:004.77 + 028.1:378.4-052

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.35, 13.31.19; 20.51.17; 19.51.41

DOI: 10.11645/16.2.3291

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V16-I2-1

Цель исследования Марека Дежи (Marek Deja) «Информационная культура университетской администрации: как превратить бюрократов в профессиональных высокоэффективных чиновников» (Information culture of university administration: Making personnel bureaucracy a professional bureaucracy) состоит в описании информационной культуры университетских чиновников в контексте их профессиональной деятельности. Несмотря на то, что административную работу в университете связывают прежде всего с документооборотом, главным элементом административной системы являются люди, которые должны демонстрировать конкурентное групповое информационное поведение, реализуемое ежедневно в форме обмена и использования знаний и информации как стратегических ресурсов университета. В опросе по теме информационной культуры приняли участие 345 респондентов — офисных работников трех польских вузов. Результаты опроса были подвергнуты анализу и тесту Краскела-Уоллиса, с определением коэффициента ранговой корреляции Спирмена и проведением порядкового/линейно-регрессионного анализа. Благодаря использованию 7-балльной шкалы объективной оценки распределения профессиональных компетенций удалось эффективно и с высокой степенью надежности выделить 4 типа информационной культуры специалистов управления высшим образованием: замкнутая, открыто-инновационная, профессионально-бюрократическая, высшая руководящая. Главным ограничивающим моментом настоящего исследования является то, что в его фокусе оказалось лишь информационное поведение чиновников низших звеньев. Между тем, в университетской среде наблюдается высокий уровень профессиональной стратификации чиновников администрации. Рост профессионального уровня чиновников, а значит, и уровень их информационной культуры, зависит от их внутренней открытости (социализации), интернализации (усвоения) знаний, выстраивания профессиональных связей.

  

УДК: 378.4.091.113:005.336.2(438)+005.912:004(438)+378.4:005.92(438)

ГРНТИ: 20.01.04; 14.01.79

DOI: 10.1177/09610006221145931

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221145931