Стратегия веб-контента является относительно новым направлением деятельности в промышленности, в высшем образовании и, соответственно, в библиотеках. Кортни Макдональд (Courtney McDonald), доцент и библиотекарь по работе с пользователями Университета Колорадо в Боулдере, и Хайди Буркхардт (Heidi Burkhardt), менеджер веб-проектов и специалист по контент-стратегии Мичиганского университета, провели интернет-опрос среди 208 специалистов университетских и научных библиотек. В задачи исследования входило выявление текущих тенденций в этой области профессиональной практики и степени институционального участия в стратегии веб-контента в библиотеках. В статье «Стратегия веб-контента на практике в университетских библиотеках» (Web Content Strategy in Practice within Academic Libraries) представлены результаты опроса и предложена построенная на них модель зрелости стратегии веб-контента CONTENT, предназначенная именно для университетских библиотек. Эта модель в настоящее время находится в стадии разработки и будет совершенствоваться на основе дальнейшего взаимодействия с практикующими специалистами.

  

УДК: 027.7:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.6017/ital.v40i1.12453

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/12453

Авторы из Университета Иордании Фатен Хамад (Faten Hamad), Джордан Разан Аль-Аамр (Jordan Razan Al-Aamr), Джордан Синария Абдель Джаббар (Jordan Sinaria Abdel Jabbar), Джордан Хуссам Фахури (Jordan Hussam Fakhuri) опубликовали в мартовском номере IFLA Journal (том 47, выпуск 1) статью «Бизнес-аналитика в академических библиотеках Иордании: возможности и проблемы» (Business intelligence in academic libraries in Jordan: Opportunities and challenges). Академическим библиотекам важно понимать, как меняются потребности их пользователей – в этом им помогают бизнес-данные, на основе которых они обновляют свои услуги и процедуры. Для принятия решений и стратегического планирования данные должны быть преобразованы в информацию. Бизнес-аналитика предлагает мощные аналитические инструменты, такие как визуализация и интеллектуальный анализ данных, которые позволяют принимать обоснованные решения и впоследствии трансформировать пользовательский опыт, выводя его на более продвинутый уровень. Настоящее исследование рассматривает концепцию бизнес-аналитики с точки зрения ее восприятия сотрудниками отдела информации академических библиотек Иордании.

  

УДК: 027.7+004.62+005.52

ГРНТИ: 13.31; 20.53.19; 06.81.85

DOI: 10.1177/0340035220931882

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035220931882

Открытый доступ к монографиям очень скоро может стать реальностью. Эта тенденция поддерживается спонсорской и донорской помощью в разработке соответствующей политики и документов. В статье Джоанны Болл (Joanna Ball), Грэма Стоуна (Graham Stone) и Сары Томпсон (Sarah Thompson) «Открытые библиотеки: трансформация нашей политики, практики, структуры» (Opening up the Library: Transforming our Policies, Practices and Structures) показано, что библиотеки играют существенную роль в процессе перехода к открытой науке; между тем это мало учитывается в политике комплектования библиотек, предусматривающей именно покупку контента. Библиотеки с энтузиазмом демонстрируют, что приобретенный ими за деньги контент релевантен потребностям пользователей, и часто рекомендуют в первую очередь «дорогие» коллекции, а не открытый общедоступный контент. Авторы призывают библиотеки пополнять свои коллекции открытым контентом и рекомендовать его пользователям, а не убирать открытые ресурсы из зоны видимости, задвигая их на второй план. Авторы отмечают, что некоторых случаях открытый контент является более актуальным, нежели платный. Переход к открытому доступу к монографиям потребует от библиотек признания концепции открытого контента как новой нормы, и перестройки всей политики, практики, организационной структуры, что сделает этот переход возможным и сообщит о нем сообществу. Кроме того, переход потребует совместных усилий международного сообщества.

  

УДК: 027.08

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.18352/lq.10360

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10882

В выпуске 1 журнала Technical Services Quarterly (том 38) опубликована рецензия редакторов Стива Келли (Steve Kelley) и Кэролин Маккаллум (Carolyn McCallum) на книгу «Связанные данные для сбитого с толку библиотекаря» (Linked data for the perplexed librarian) Скотта Карлсона (Scott Carlson), Кори Ламперт (Cory Lampert), Дарнелля Мелвина (Darnelle Melvin) и Энн Вашингтон (Anne Washington). Книга предназначена для нетехнического персонала учреждений GLAM (Galleries, Libraries, Archives, and Museums - галереи, библиотеки, архивы и музеи). Она разбита на 7 глав, в которых рассказывается о происхождении связанных данных; приводится справочная информация, касающаяся MARC, RDF, URI и сериализации; объясняется концепция онтологий; приводятся примеры связанных данных, в том числе в библиотеках, и наконец, предлагается несколько проектов связанных данных. Книга опубликована издательством ALA Editions при сотрудничестве Ассоциации библиотек и технических служб (ALCTS), подразделения Американской библиотечной ассоциации. Авторы рецензии отмечают, что книга успешно демонстрирует потенциал связанных данных, при этом не перегружая читателя техническими терминами или сложными примерами; это руководство для библиотекарей, которым необходимо разобраться в сложной концепции связанных данных и превратиться из «сбитых с толку библиотекарей» в уверенных и хорошо подготовленных профессионалов в области данных.

  

УДК: 02:004+025.321

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1080/07317131.2020.1854587

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2020.1854587

Цель исследования Джессики М. Моралес (Jessica M. Morales) и Кристины А. Бейс (Christina A. Beis) «Коммуникация в рамках жизненного цикла электронных ресурсов в университетских библиотеках» (Communication across the electronic resources lifecycle: a survey of academic libraries) состоит в выявлении распространенных проблем коммуникации, возникающих в рамках жизненного цикла электронного ресурса, и поиске эффективных стратегий управления такими ресурсами. В опросе специалистов университетских библиотек приняло участие 240 человек, которые оценивали по 5-бальной шкале Лайкерта эффективность коммуникации в своей организации на этапах комплектования, обеспечения доступа, управления, оценки и обновления. Исследование показало, что самыми проблемными с точки зрения коммуникации являются этапы комплектования, оценки и обновления электронных ресурсов. Самой положительной оказалась оценка коммуникации в процессе обслуживания и поддержки электронных ресурсов. В статье анализируются механизмы коммуникации, реализуемые университетскими библиотеками в рамках жизненного цикла электронных ресурсов.

  

УДК: 027.7:004+005.5

ГРНТИ: 13.31; 06.81

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1913841

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1913841

В томе 71, выпуске 1 журнала Libri опубликована статья Питера Лора (Peter Lor), Брэдли Уайлса (Bradley Wiles) и Йоханнеса Бритца (Johannes Britz) «Переосмысление информационной этики: правда, теории заговора и библиотеки в эпоху COVID-19» (Re-thinking Information Ethics: Truth, Conspiracy Theories, and Librarians in the COVID-19 Era). Пандемия вируса COVID-19 - это не имеющий прецедентов в прошлом веке международный кризис общественного здравоохранения. Новизна и быстрое распространение вируса сделали наличие надежной информации и ее доступность особенно актуальными. Как опытные и пользующиеся доверием поставщики надежной общественной информации, библиотекари пытались отреагировать на «инфодемию» фейковых новостей, дезинформации и пропаганды с помощью различных стратегий, но пандемия COVID-19 представляет собой уникальную проблему с высокой смертностью. Серьезность нынешней ситуации требует, чтобы библиотекари и связанные с ними профессионалы переоценили этическую основу своего подхода к предоставлению информации, чтобы противостоять растущему влиянию теорий заговора в публичной сфере и при принятии официальных решений. В этой статье анализируется мировоззрение заговора и конкретные теории заговора COVID-19 при обсуждении того, как библиотеки могут решать проблемы истины и неправды этически разумными способами. В качестве вклада в предлагаемую авторами переоценку в статье представлена ​​этическая концепция, основанная на алетических правах - или правах на истину - в том виде, в каком они были задуманы итальянским философом Франкой Д'Агостини, и как эти права могут повлиять на профессиональные подходы, поддерживающие личную безопасность, открытые знания и социальную справедливость.

  

УДК: 616-036.2+316.77:004

ГРНТИ: 76.29; 20.01.04

DOI: 10.1515/libri-2020-0158

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2020-0158/html

Публичные библиотеки организуют и проводят все больше мероприятий и в связи с этим сталкиваются с очень важной, но часто игнорируемой проблемой оценки проводимых программ. В статье сотрудников факультета искусств Люблянского университета Яна Писански (Jan Pisanski) и Катарины Шваб (Katarina Švab) «Оценка мероприятий публичной библиотеки с использованием комбинации методов» (Evaluating Public Library Events using a Combination of Methods) представлены различные исследования, проведенные для оценки мероприятий для взрослых в крупнейшей публичной библиотеке Словении – Городской библиотеке Любляны. В исследованиях использовалась комбинация методов: анализ содержания веб-сайта библиотеки и рекламных брошюр, интервью как с читателями, так и с библиотекарями, наблюдение за событиями и подробное анкетирование. Кроме того, по результатам исследования были разработаны семь моделей пользователей или «персонажей», представляющих типичные пользовательские группы. Хотя в целом участники были очень довольны предлагаемыми мероприятиями, это исследование выявило возможности для улучшения существующей практики, особенно в отношении планирования мероприятий для конкретных групп пользователей, составления расписания и тематического разнообразия мероприятий, а также продвижения, нацеленного как на существующих, так и на потенциальных посетителей. На основе этого исследования Городская библиотека Любляны подготовила рекомендации для своих будущих мероприятий для взрослых. Кроме того, общий план оценки может быть полезен для любой библиотеки, независимо от ее типа, размера или местоположения.

  

УДК: 021.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1515/libri-2019-0149

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2019-0149/html

В майском номере журнала American Libraries помещен подробный многостраничный «Отчет о развитии библиотечных систем и технологий в сложный период» (2021 Library Systems Report. Advancing library technologies in challenging times). Отчет подготовлен Маршаллом Бридингом (Marshall Breeding) на основании анкетирования производителей информационных систем, а также анализа пресс-релизов, новостей и иной открытой информации. Маршалл Бридинг — независимый консультант, лектор и автор многих публикаций. Является редактором веб-сайта Library Technology Guides. Несмотря на непростые условия, библиотеки не прекращали инвестировать силы и средства в стратегические продукты, прежде всего, в интегрированные библиотечные системы, дискавери-cистемы и особенно в платформенные решения, позволяющие эффективно управлять ресурсами вне зависимости от формата. Автор отмечает мобильность производителей, поддержавших библиотеки в стремительном переходе к цифровому формату в условиях пандемии. В отчете подробно охарактеризованы положение дел и баланс сил в этой сильно консолидированной отрасли, присутствие в ней и активность таких гигантов, как EBSCO Information Services, Follett, OCLC, ProQuest. Названы их новейшие продукты, предложения и решения для библиотек различных типов. Приведена информация по продуктам американских производителей, таких как SirsiDynix, BiblioCommons, TLC, Auto-Graphics, Biblionix, InfoVision, действующих на международном рынке компаний Axiell, Baratz, Infor Library and Information Solutions, а также по предлагающим открытое программное обеспечение компаниям ByWater Solutions, Equinox Open Library Initiative, PTFS Europe. Отдельные разделы отчета посвящены университетским и научным библиотекам, специализированным, публичным и школьным библиотекам с точки зрения их потребностей и реализованных возможностей в отношении информационно-библиотечных систем и продуктов, и обслуживающим их компаниям. Приводятся статистические данные и ссылка на информацию по производителям. Ключевые слова: интегрированные библиотечные системы, дискавери-системы, библиотечные платформенные решения для библиотек, производители библиотечно-информационных систем, пандемия, EBSCO Information Services, Follett, OCLC, ProQuest, библиотеки

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/05/03/2021-library-systems-report/

Далее, в этом же номере журнала в своей статье «Инструменты карьерного развития. Роль библиотек в повышении квалификации взрослого населения» (Tools for the Job. The role of libraries in upskilling adults) Фатма Гайлан (Fatma Ghailan) пишет о роли библиотек в образовании взрослого населения и помощи ему в приобретении навыков цифровой грамотности, которые будут признаны работодателями. Автор ссылается на посвященный этой теме отчет Американской библиотечной ассоциации за 2016 г., утверждая, что знания, полученные в рамках формальных образовательных программ библиотек, эффективнее стихийно полученных компьютерных навыков с точки зрения их использования в профессиональной деятельности и укрепления социальных связей. Помимо этих программ библиотеки в состоянии предложить взрослым пользователям языковые программы, в том числе направленные на интеграцию иммигрантов. Рассказывается об опыте Публичной библиотеки Квинса (Нью-Йорк, США) в реализации профессионально-ориентированных языковых программ, в том числе на базе платформ электронного обучения Voxy EnGen. Библиотека помогает прошедшим обучение пользователям в трудоустройстве. Подчеркивается, что эта работа финансируется государством.

  

УДК: 027.4:37

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2021/05/03/tools-for-the-job-library-digital-skills-training-programs/

В июне в журнале Library Journal также опубликована статья Деннис Пирс (Dennis Pierce) «Библиотеки XXI века: изменения с нуля» (21st Century Libraries: Changing from the Ground Up). Несмотря на то, что статья носит очевидный рекламный характер, интересно познакомиться с технологиями и сервисами, повсеместно внедренными в практику американских библиотек, и убедиться, что коммерческие компании активно заинтересованы в развитии библиотечных сервисов, предлагая библиотекам инновационные продукты, сервисы и дизайн. «Библиотеки больше не просто место для выдачи книг; это модные заведения с беспроводным Интернетом; здесь можно найти и швейные машины, и удочки, и многое другое… Они превратились в арену для творчества и программирования, для ведения блогов и записи подкастов, для изучения языков и подготовки к новому этапу профессиональной карьеры». В статье рассказывается, в частности, о таком коммерческом сервисе библиотек, как проверка ноутбуков, планшетов и мобильных устройств. Сервис реализован компанией Laptops Anytime. Она предлагает полностью автоматизированное решение – специальные киоски выдачи электронных устройств, что исключает попадание к пользователю неисправных и незаряженных планшетов, ноутбуков, электронных книг. Программное обеспечение LUNA — облачное решение для управления цифровыми ресурсами библиотеки и сохранения изображений, видеозаписей, аудиофайлов, PDF, оцифрованных книг и рукописей. Коллекции, опубликованные в LUNA, автоматически оптимизируются для поиска через Google и другие поисковые системы, а программное обеспечение интегрируется с Summon, WorldCat и др. Кроме того, на базе Luna Imaging создана глобальная коллекция загруженного в систему контента, LUNA Commons. Библиотеки-участницы могут представлять в ней свои цифровые ресурсы: www.lunaimaging.com/luna-commons. Важным аспектом деятельности библиотек является организация внутреннего пространства. В сотрудничестве со школьными и публичными библиотеками центральным для архитектурной компании Kodet Architectural Group является вопрос о том, как здание, построенное для сообщества, может помочь выстроить это самое сообщество. Австралийская компания FE Technologies продает терминалы книговыдачи, базирующиеся на использовании RFID-технологии, а также ворота контроля, терминалы самообслуживания, считывающие устройства. С 2008 г. компания Library Ideas (буквально — «библиотечные идеи») разрабатывает продукты, ориентированные на различные потребности читателей библиотек. Компания имеет более 5000 клиентов-библиотек более чем 20 странах мира. Ее первым продуктом был облачный музыкальный сервис Freegal Music, а сейчас компания основала собственное издательство — VOX Publishing, выпускающее аудио книги VOX Books, а также IR Books, книги, создающие иммерсивную реальность, предназначенные для детей 5-12 лет.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=2-st-century-lbraries-changing-from-the-ground-up-lj210616

Парламентские библиотеки во всем мире играют решающую роль в предоставлении информационной поддержки органам власти. Эти библиотеки столкнулись с беспрецедентной ситуацией из-за пандемии COVID-19. Многим из них пришлось существенно изменить свою привычную работу, чтобы продолжать обслуживать своих пользователей. В статье «Проблемы и возможности для парламентских библиотек во время пандемии COVID-19: пример библиотеки Национального собрания Квебека» (Challenges and opportunities for parliamentary libraries during COVID-19: A case study of the National Assembly of Quebec Library) автор Каролин Менар (Carolyne Ménard) рассказывает, как библиотека Национального собрания Квебека отреагировала на эту проблему и изменила свои услуги во время пандемии. Автор описывает проблемы и возможности, возникающие при адаптации виртуальных сервисов, переосмысление процесса обработки документов и способы улучшения взаимодействия между сотрудниками библиотеки, а также прогнозирует, с какими еще трудностями может столкнуться библиотека. В этом тематическом исследовании рассказывается о передовой практике и извлеченных уроках и даны рекомендации учреждениям, столкнувшимся с аналогичными проблемами во время пандемии.

Каролин Менар работает специалистом справочно-библиографической службы библиотеки Национального собрания правительства Квебека. Она имеет степень магистра в области библиотечных и информационных наук в Университете Макгилла (Монреаль, Канада). За время работы в библиотеке она внедрила систему управления запросами в справочную службу библиотеки, участвовала в работе библиотеки в социальных сетях и создании выставок, посвященных коллекциям библиотеки.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023079

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023079

В журнале Journal of Academic Librarianship опубликована статья сотрудников Библиотеки Хесбурга, Университета Нотр-Дам (США) Микалы Нарлок (Mikala Narlock), Дэниела Джонсона (Daniel Johnson) и Джули Веккио (Julie Vecchio) «Обеспечение цифровой сохранности в цифровых научных центрах» (Digital preservation services at digital scholarship centers). Услуги университетских библиотек по поддержке цифровой научной деятельности продолжают расширяться и развиваться, и на сегодняшний день уже созданы большие объемы информации в рамках сотрудничества библиотек и информационных подразделений научных центров. Основываясь на обзоре литературы и результатах пилотного исследования-опроса, проведенного в 2018 г. в цифровых научных центрах высших учебных заведений США, авторы анализируют существующую ситуацию и взаимодействие между заинтересованными сторонами по вопросам сохранения цифровых данных и обозначают будущие направления исследований в этой сфере цифровой науки, распространения информации о цифровом хранении, разработки новых (или реализации существующих) ресурсов для привлечения преподавателей и студентов к деятельности по цифровой сохранности.

В контексте данной статьи цифровая наука определяется как «использование цифровых доказательств и методов, цифровая публикация, цифровое курирование и сохранность, а также цифровое использование и повторное использование научных знаний вне зависимости от дисциплины».

  

УДК: 027.7+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102334

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000252?via%3Dihub

В связи с ростом затрат и ограниченным бюджетом университетских библиотек на комплектование становится все более важным принимать разумные и эффективные решения о приобретении ресурсов, отвечающих потребностям пользователей в обучении, преподавании и исследованиях. В этом же выпуске журнала, в статье Саманты Лим Ли Мин (Samantha Lim Li Min) из библиотеки Сингапурского университета менеджмента и д-ра Бидди Кассельден (Biddy Casselden) из Нортумбрийского университета (Великобритания) «Применение смешанного подхода к оценке коллекций на примере библиотек Сингапурского университета менеджмента» (A case study of Singapore Management University Libraries: Adopting a mixed methods approach towards collection evaluation) делается попытка проанализировать, эффективен ли подход к закупкам, основанный на запросах читателей, и удовлетворяет ли исследовательские потребности пользователей Сингапурского университета менеджмента применение смешанных методов анализа фондов. Анализ фондов впервые был проведен по ссылкам на публикации библиотек университета за период с 2017 по 2018 гг. с использованием базы данных Scopus. Для подтверждения достоверности и надежности результатов исследования также был проанализировано качество библиотечных услуг за 2018 г., и дополнительно проведены интервью с отобранной группой студентов и аспирантов. Триангуляция результатов позволила провести сравнение и анализ по ряду измерений. Результаты показали, что фонды библиотеки в значительной степени удовлетворяют потребностям пользователей, однако отсутствует осведомленность о библиотечных ресурсах и о том, как их эффективно использовать.

  

УДК: 025.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102330

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000215

Пакистанские авторы Аиша Халид (Aesha Khalid), Гулам Фарид Малик (Ghulam Farid Malik) и Халид Махмуд (Khalid Mahmood) посвятили статью «Устойчивое развитие и библиотеки: систематический обзор литературы (2000-2020)» (Sustainable development challenges in libraries: A systematic literature review (2000–2020)) анализу повестки устойчивого развития — сравнительно новой как для самих библиотек, так и для библиотечно-информационной науки, — во всей сложности и многообразии данной проблематики. Анализ строился на принципах PRISMA (выбора предпочтительных компонентов для подготовки систематических обзоров и метаанализов). После уточнения критериев включения-исключения, в базах данных LISA, LISTA, Scopus, Web of Science и Google Scholar за период с 2000 по 2020 г. были отобраны, а затем идентифицированы и рассмотрены объекты-публикации. Результаты анализа выявили многообразие задач, стоящих перед библиотечно-информационной отраслью в связи с повесткой устойчивого развития. Отсутствие стратегии жизнеустойчивости у самих библиотек, в том числе в организации их деятельности, обслуживании, дизайне библиотечных зданий, потребление библиотеками существенных объемов энергетических ресурсов, развитие компьютерных и цифровых технологий как причина быстрого устаревания библиотечного оборудования и чрезмерного по современным меркам «углеродного следа» деятельности библиотек, а также недостаточное представление данной проблематики в библиотечном образовании, — вот задачи, которые предстоит решать библиотекам и ученым отрасли. Сопротивление переменам мешает библиотекам осуществлять долгосрочное планирование с учетом целей устойчивого развития. Преодолев названные ограничительные факторы, библиотеки выиграют и обеспечат свое будущее. Данный обзор поможет библиотекам и руководителям отрасли реализовывать инициативы устойчивого развития, сообразуя их с конкретной спецификой. Авторы также обосновывают необходимость включить повестку устойчивого развития в проблематику библиотечно-информационной науки.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102347

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000380?via%3Dihub

В статье «Серьезные игры для обучения информационной грамотности: точка зрения преподавателя» (Serious Games for Learning Information Literacy: The Teacher’s Point of View) авторы Мария Хоакина Валеро Гисберт (María Joaquina Valero Gisbert), Николетта Кабасси (Nicoletta Cabassi) и Элизабетта Лонги (Elisabetta Longhi) дают оценку навыкам информационной грамотности студентов бакалавриата. Методология разработана в рамках междисциплинарного проекта Navigate и использована, в частности, в игре «Navigator». Проект направлен на развитие навыков информационной грамотности студентов бакалавриата гуманитарного факультета. Авторы описывают три ключевых навыка, которые необходимы студентам бакалавриата по мнению преподавателей: умение оценивать источники информации с точки зрения их авторитетности (1), способность формулировать и аргументировать свою позицию, используя источники информации (2) и умение обобщать и структурировать информацию, полученную из разнородных источников (3). Авторы статьи также рассказывают о разработке и проведении интегрированных курсов информационной грамотности в Университете Пармы (Италия). Они показывают, как серьезные игры, одновременно увлекая и мотивируя студентов, стимулируют переход к активному преподаванию и обучению. Сотрудничество преподавателей и библиотекарей обеспечивает эффективность этих процессов.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.1080/10572317.2021.1909256

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909256

Статья Клэр Торп (Clare Thorpe) и Линделл Гантон (Lyndelle Gunton) «Цели устойчивого развития ООН в научных и университетских библиотеках» (Assessing the United Nation’s Sustainable Development Goals in academic libraries) представляет собой, исследование, выполненное методом ситуационного анализа. Повестка дня, утвержденная ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г., включила в себя 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые являются по сути детальным планом по достижению мира и благополучия каждого из людей и планеты в целом. В 2019 г. Библиотека Университета Южного Квинсленда предприняла попытку спланировать и реализовывать свою ежедневную практику и выстроить свою годовую стратегию с опорой на ЦУР. Предварительно были определены параметры оценки деятельности и показатели ее эффективности. Услуги, предоставляемые академической библиотекой, ее проекты и планы были соотнесены с ЦУР, что было донесено до сообщества. Деятельность библиотеки рассматривается в контексте общих усилий, предпринимаемых австралийским библиотечным сообществом, в том числе в контексте целей, намеченных библиотеками Австралии на период до 2030 г. Деятельность библиотеки Университета Южного Квинсленда со всеми существующими услугами, коллекциями и проектами соотносится с 8-ю из 17-ти ЦУР. Составление плана как «дорожной карты» для коллекций, услуг, проектов библиотеки с ориентацией на достижение Целей устойчивого развития позволило библиотеке еще раз показать, каким образом знания профессиональных библиотекарей и информационная инфраструктура интегрируются в образовательную и научно-исследовательскую деятельность Университета. Процесс планирования повысил осведомленность работников библиотеки в вопросе социокультурной значимости их работы. Цели устойчивого развития могут использоваться университетскими библиотеками как инструмент сравнительного анализа и как ориентир в постановке задач в свете повестки дня ООН.

  

УДК: 027.2

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/09610006211005528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211005528

Для устранения неравенства в доступе к публичным библиотекам многие библиотечные учреждения предоставляют населению услуги мобильных библиотек, которые взаимодействуют напрямую с членами сообщества и оказывают сильную социальную, образовательную и эмоциональную поддержку нуждающимся в легкодоступных библиотечных ресурсах. Патрик Ло (Patrick Lo) из Университета Цукуба (Япония) и Эндрю Старк (Andrew Stark) из Школы Саутпорта (Австралия) провели серию углубленных интервью с сотрудниками мобильных библиотек из разных регионов мира. В статье «Изучение взаимосвязи между социальной включенностью и мобильными библиотеками в эпоху Интернета: качественное исследование» (Examining the relationship between social inclusion and mobile libraries in the age of Internet connectivity: A qualitative study of mobile librarians around the globe) представлены результаты этого опроса. В нем приняли участие девять библиотекарей из Австралии, Китая, Хорватии, Греции, Исландии, Индии, Японии, США и Зимбабве. Читатели этих девяти мобильных библиотек – беженцы, обездоленные дети, семьи мигрантов и люди, пострадавшие от стихийных бедствий. Результаты опроса, проведенного в ходе исследования, показывают, что мобильные библиотеки играют важную роль в предоставлении ресурсов различным группам пользователей, находящимся в неблагоприятном положении, а также в предоставлении тем, кто имеет ограниченный доступ к учебным заведениям и программам чтения, возможностей выжить и развиваться. Мобильные библиотеки не только обеспечивают своим читателям доступ к ресурсам и альтернативным программам обучения грамоте, соответствующим возрасту и образовательным потребностям, но и создают новые пространства для социальных связей для членов сообщества. Таким образом, мобильные библиотеки обладают потенциалом для функционирования в качестве "социального уравнителя", распространяя философию социального равенства и устраняя социальные, экономические и образовательные барьеры за счет предоставления равных возможностей для обучения грамоте и развития членам сообщества всех возрастов, способностей и происхождения.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/0961000620935476

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0961000620935476

В литературе часто обсуждается использование инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности, причем одни комментаторы утверждают, что применение этих инструментов эффективно, а другие заявляют, что этому нет убедительных доказательств и что многие библиотекари неохотно используют Web 2.0, препятствуя всеобщему внедрению. Уильям Шайр (William Shire), помощник библиотекаря Колледжа Магдалины Оксфордского университета и Пэм Маккинни (Pam McKinney), преподаватель Информационной школы Шеффилдского университета, проанализировали представленные в данной дискуссии взгляды на применение инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности. Их статья опубликована в журнале Journal of Information Literacy под заголовком «Инструменты Web 2.0 и обучение информационной грамотности в университетских библиотеках Великобритании» (Web 2.0 tools and information literacy instruction in UK university libraries). В период с 13 по 29 мая 2019 г. авторы опросили 110 библиотекарей, работающих в сфере высшего образования Великобритании. Результаты опроса и интервью с библиотекарями показали, что: 1. Большинство опрошенных активно использует инструменты Web 2.0, полагая, что их применение эффективно для обучения информационной грамотности; 2. Меньшая часть опрошенных избегает использования инструментов Web 2.0 и активно против их использования в обучении; 3. Третья группа считает инструменты полезными, но использует их не так часто, как хотелось бы, из-за ряда препятствий, например, нехватки времени и поддержки со стороны руководства; 4. Существует взаимосвязь между позитивным восприятием библиотекарями инструментов Web 2.0 и их использованием.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.11645/15.2.2821

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V15-I2-5

Автор статьи «Все закончится к Рождеству» (It will all be over by Christmas) Кристин Маккензи (Christine Mackenzie) – президент Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений ИФЛА (IFLA). Кристин Маккензи 12 лет, до 2016 г. занимала пост генерального директора региональной библиотеки Ярра Пленти (Yarra Plenty Regional Library) в Мельбурне (Австралия). В ее статье говорится о том, что столкновение трех больших проблем нашего времени – изменение климата, пандемия и неравенство – сделало 2020 год крайне сложным для всех. И надежды на то, что в ближайшее время мы вернемся к прежнему нормальному состоянию, угасают. «Мы можем скатиться в мрачное будущее и отчаяние, – пишет автор, – или мы можем показать, как библиотеки помогают создавать лучший, более устойчивый мир. Повестка дня Организации Объединенных Наций на период до 2030 г. в области Целей устойчивого развития актуальна как никогда и служит основой наших действий». Далее автором рассматриваются события, формировавшие мир в 2020 г., и исследуется их влияние на работу публичных библиотек. Автор приводит в пример три новые библиотеки в Нидерландах, которые своей работой показывают миру, какими могут быть библиотеки. В своей работе они переосмысливают миссию публичных библиотек и побуждают нас придерживаться профессиональных ценностей — доступа к информации и знаниям, грамотности и инновациям — и отстаивать их. Однако надо отметить, что статья представляет личные взгляды Кристин Маккензи, и не является выражением официальной позиции ИФЛА.

  

УДК: 027.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-07-2020-0106

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-07-2020-0106/full/html

Весенний номер журнала Library Trends посвящен проблемам публичных библиотек. Доступ к материалам журнала предоставляется на платной основе, однако с ними можно ознакомиться по подробным фрагментам или аннотациям. Джойс М. Лэтем (Joyce M. Latham) и Ной Ленстра (Noah Lenstra) в своей вводной статье «Исследуя практический опыт/Практикуя исследовательскую деятельность: партнерство публичных библиотек с научным сообществом» (Researching Practice/Practicing Research: The Public Library in Partnership with Academia) пишут об изменениях, которые происходят в деятельности публичных библиотек, и о необходимости восполнить пробел и привлечь к исследованию данной области ученых и практических специалистов библиотечно-информационной сферы. Предложен обзор профессиональной литературы. В некоторых анализируемых работах указывается на недостаток профессиональных площадок для подобных публикаций и авторов, пишущих по данной проблематике. Особенно важно, чтобы проблема освещалась изнутри — самими библиотекарями публичных библиотек, которых должно поддержать академическое сообщество. Авторы статьи считают, что стремление свести деятельность публичной библиотеки исключительно к информационному обслуживанию, является ошибочным, между тем общественно-значимые инициативы публичных библиотек становятся объектом исследований за пределами библиотечной науки. В шести статьях, размещенных в весеннем номере журнала, проблемы публичных библиотек рассматриваются глазами самих библиотекарей.

  

УДК: 027.4:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1353/lib.2020.0043

 

Источник:

https://muse.jhu.edu/article/798020