Статья Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd) «Угроза профессиональной практике: внешнеориентированное и внутренненаправленное позиционирование библиотекаря в обучении информационной грамотности» (Relegating expertise: The outward and inward positioning of librarians in information literacy education) является второй из серии работ, представляющих авторскую исследовательскую программу по изучению эпистемологических оснований и дискурсов обучения информационной грамотности в высшем образовании. В предыдущей статье («Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании») были рассмотрены дискурсы профессиональных нарративов, которые формируют практику обучения информационной грамотности в высшем образовании. В данной статье показано, как метод дискурс-анализа позволяет определить место библиотекаря в этой сфере. Пристальное изучение многочисленных источников позволило выявить два нарратива, по-разному определяющих роль, профессиональные знания и профессиональную деятельность библиотекаря по обучению этому виду грамотности. Внешнеориентированный нарратив на практике обычно исключает использование стандартизированных рекомендаций. В отличие от него, во внутренненаправленном нарративе библиотекари опираются на учебники, находятся в центре процесса обучения, однако при этом представляются как не обладающие компетенциями, необходимыми знаниями и навыками. Оба этих нарратива являются, по сути, формой обособления библиотекаря, угрожающей профессиональной практике.

Авторы рассматривают формирование информационной грамотности в высшем образовании как область на пересечении нескольких дискурсивных пространств и демонстрируют, как происходит позиционирование библиотекарей, осуществляющих обучение информационной грамотности, в организационном, семантическом и функциональном пространстве, как это реализуется в практической работе.

Будущие исследования могут быть направлены на анализ влияния новых моделей информационной грамотности на профессиональную практику в период, когда под вопросом оказалась сама профессионализация библиотечного дела. Следует также продолжить работу по изучению дискурса информационной грамотности, сформировавшегося в секторе высшего образования, жизнеспособности и устойчивости данных нарративов в сложной информационной среде. Статья сопровождается обширной библиографией.

  

УДК: 023.25:002+[378.091]:02

ГРНТИ: 13.31.21; 20.01.45; 14.35.07

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020104