В восьмом номере журнала за ноябрь-декабрь опубликован доклад Карсона Блока (Carson Block) «Применение инструментов Toward Gigabit Libraries» (Using the Toward Gigabit Libraries Toolkit). Инструментарий Toward Gigabit Libraries (TGL) – проект, реализованный изначально в рамках гранта Лоры Буш, присуждаемого Институтом музейного и библиотечного обслуживания США (Institute of Museum and Library Services, IMLS). Он предназначен для решения практических проблем, связанных с обеспечением высокоскоростного доступа в Интернет в библиотеках, а также для оценки соответствующих технических и технологических возможностей силами самих библиотек. Кроме того, владение данным инструментом дает библиотекам основание для отстаивания своих интересов в данной сфере. В шести главах доклада автор представляет инструментарий TGL, подробно рассказывает о его возможностях и особенностях, приводит примеры использования в работе библиотек с информационными технологиями, обучении и защите их интересов. Освещен также ход работы над проектом. Еще на первом этапе проекта (2015-2018 гг.) инструментарий TGL прошел экспертное тестирование в реальных условиях. Максимальная простота использования и дружественность инструментария были подтверждены в ходе испытаний в 58 сельских и этнических библиотеках, расположенных в 11 штатах страны. Важно было создать эффективный инструментарий для всех без исключения библиотек, и особенно – для сельских, этнических, малых и не имеющих достаточного финансирования и технологической поддержки. Инструментарий реализован в формате цифрового руководства или самоучителя, который позволяет детализировать проблему до необходимого масштаба и найти ответ на любой вопрос. Познакомиться с данным ресурсом и загрузить его можно по адресу: https://internet2.edu/community /community-anchor-program/cap-library-resources /toward-gigabit-libraries/. Он доступен по лицензии Creative Commons и может быть использован в некоммерческих целях не только в США, но и в других странах Еще один грант был выделен в 2020 г.; новый, находящийся в разработке (несколько замедлившейся в связи с пандемией COVID-19) проект, получивший название Gigabit Libraries and Beyond, нацелен на совершенствование инструментария для этнических и сельских библиотек и исследование возможностей его использования в городских библиотеках, расположенных в так называемых «технологических пустынях».

Автор доклада Карсон Блок на протяжении более чем двадцати пяти лет занимается библиотечными технологиями, является консультантом библиотечных ИТ-проектов. Занимал пост директора по общим вопросам и возглавлял специальную консультативную группу в ныне распущенной Ассоциации специализированных государственных и кооперативных библиотечных агентств (Association of Specialized Government and Cooperative Library Agencies, ASGCLA) Американской библиотечной ассоциации. Также являлся президентом Колорадского отделения Ассоциации публичных библиотек.

  

УДК: 02:004.77

ГРНТИ: 13.20.31; 19.31; 13.31.23, 13.31.91; 20.15.31, 20.51, 20.23.29

DOI: 10.5860/ltr.57n8

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/816

В этом же номере журнала опубликована статья Шона МакКэнна (Shawn McCann) и Ребеки Пикок (Rebeca Peacock) «Доступа нет: анализ распространенных ошибок в обеспечении доступности на веб-сайтах университетских библиотек» (Accessibility is not a feature: an analysis of common accessibility errors on academic library websites). Веб-сайт библиотеки — инструмент, необходимый всем пользователям библиотеки, и доступ к его контенту должен быть открыт для каждого, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Как институты, получающие государственное финансирование, университетские библиотеки несут за это ответственность. Базовый уровень доступности библиотечного сайта определяется Руководством по обеспечению доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG), разработанным Консорциумом Всемирной паутины (World Wide Web Consortium), а также требованиями национального законодательства; в частности, авторы ссылаются на Закон о защите прав американских граждан с ограниченными возможностями (The Americans with Disabilities Act, ADA). Эти права обеспечиваются доступностью не только физического пространства библиотеки, но и ее веб-сайта. В статье исследуется состояние веб-сайтов университетских библиотек, входящих в Ассоциацию научных библиотек США. Для оценки веб-сайтов 124 университетских библиотек был использован инструмент оценки доступности веб-контента WAVE. Данный инструмент позволяет обнаруживать ошибки по 24 категориям. В подавляющем числе случаев (112 сайтов) была обнаружена хотя бы одна ошибка, и только 10 веб-сайтов их не имели. На основании проанализированных данных и с учетом заявленных в статье ограничений, самыми распространенными ошибками представления веб-контента университетских библиотек являются неверно выбранная контрастность, «битые» ссылки, пустые заголовки, неработающие атрибуты ARIA и отсутствующий альтернативный текст. Представлены количественные результаты исследования, проанализированы общие ошибки, представлены способы их устранения.

  

УДК: 027.7:004.738.5

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31; 19.31; 20.23.29

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988465

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988465

В статье Касс Балзер (Cass Balzer) «Всплеск социальной активности в связи с соблюдением Первой поправки к Конституции США в публичных библиотеках» (Uptick in First Amendment Audits) рассказывается о феномене визитов «ревизорро» в публичные библиотеки США. Библиотекари все чаще сталкиваются с довольно агрессивным поведением этих лиц, которые заявляют, что занимаются проверкой соблюдения Первой поправки к Конституции США.

Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет: 1. Поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию. 2. Запрещать свободное вероисповедание. 3. Посягать на свободу слова. 4. Посягать на свободу прессы. 5. Ограничивать свободу собраний. 6. Ограничивать право народа обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Люди, называющие себя «аудиторами», «ревизорами», проходят в общественные здания, такие как полицейские участки и библиотеки, чтобы снять видео о нарушениях Первой поправки к Конституции США, как им это видится. Данное движение развивается уже на протяжении нескольких лет, однако Бюро интеллектуальных свобод (Office for Intellectual Freedom, OIF) Американской библиотечной ассоциации (ALA) отмечает всплеск данной активности в 2021 г. Несмотря на то, что эта практика давно известна библиотекарям, последние отмечают, что она становится все агрессивнее, организованнее и все чаще носит прицельный характер. Причем когда видео становится вирусным в соцсетях, бороться с последствиями и пытаться оправдать свое поведение или разъяснить правила для посетителей библиотекарям удается далеко не всегда.

В октябре 2019 г. OIF опубликовало в своем блоге пост, обобщив опыт, которым поделились директора нескольких библиотек. Это позволило лучше понять, на каких юридических основаниях могут действовать библиотекари, чтобы противостоять поведению, нарушающему правила библиотеки или права сотрудников и читателей. Кроме того, библиотекарям рекомендуют пересмотреть некоторые аспекты своего поведения и правила, связанные с фото- и видеосъемкой.

Готовность к такому визиту – лучшая защита от негативного результата или вирусного видео в соцсетях. Библиотекари могут принять меры заранее и свести к минимуму саму возможность нанести вред такой проверкой. Рекомендации для библиотек составлены директором OIF Деборой Колдвелл-Стоун (Deborah Caldwell-Stone).

Необходимо понимать, что роль библиотеки как общественного института ограничена определенными рамками. Эти ограничения выражаются в том, что свобода высказываний должна быть соотнесена с природой данного института. Другими словами, правила поведения в библиотеке и ее политика соблюдения неприкосновенности частной жизни часто преобладают над правом частного лица осуществлять видео- или фотосъемку в данном пространстве. Библиотеки могут сами устанавливать правила такой съемки внутри своих помещений, даже в тех случаях, когда речь идет о публичных библиотеках.

Рекомендуется изложить в письменном виде и принять правила поведения в библиотеке, если необходимо — пересмотреть существующие. Четко сформулированная политика позволяет сотрудникам библиотеки регулировать свое поведение таким образом, чтобы были соблюдены как неприкосновенность личности, так и безопасность в библиотеке. Как всегда, важную роль в этом процессе играют обучение персонала и консультации с библиотекой штата или юридической службой.

Библиотекарям следует знать свои права и обязанности. Работники публичных библиотек являются муниципальными или государственными служащими. В американской судебной практике зарегистрировано несколько случаев, когда было подтверждено право частных лиц на аудио- и видеосъемку государственных служащих во время исполнения последними служебных обязанностей в публичном пространстве, независимо от их согласия или несогласия. Однако это не является разрешением на преследование или оскорбление служащих.

Для посетителей должны быть точно обозначены все зоны, где соблюдается неприкосновенность частной жизни. Это все непубличные пространства внутри библиотечного здания, такие как туалеты, офисы сотрудников, комнаты отдыха, служебные помещения и резервируемые кабинеты для индивидуальных занятий. Четкая навигация позволяет выделить пространства, в которых «ревизор» нарушает политику библиотеки.

Нужно ясно понимать, когда вступать в контакт, а когда его избегать. Даже если «ревизор» не нарушает никаких правил поведения, постарайтесь все же избегать контакта. Очень часто такие лица имеют целью вывести библиотекаря из себя. Если сотрудники будут пресекать их попытки, то эти проверки с наибольшей вероятностью не причинят библиотеке неприятности.

  

УДК: 027:024.1/.6+347.12+316.752/.754

ГРНТИ: 13.31; 10.89, 10.27; 04.51; 15.41.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/01/03/uptick-in-first-amendment-audits-2/

В статье «Сравнение образовательных программ Хорватии и США в области библиотечного дела» (Comparison of library studies programs in Croatia and the USA) авторы Анжела Дэвис (Angela R. Davis), Стефани Диас (Stephanie A. Diaz) и Рассел Холл (Russell A. Hall) анализируют минимальные требования, предъявляемые к образовательным программам в области информатики и библиотековедения в Хорватии и США. Статья является логическим продолжением предыдущего исследования в области сравнительного образования и сравнительного библиотековедения. Выполнено комбинированное исследование и проанализированы аккредитованные программы уровня бакалавриата, реализуемые в колледжах и университетах Хорватии (3 учебных заведения) и США (53 вуза). Данные по образовательным программам в области библиотековедения и информатики являются общедоступными, поэтому авторы статьи сочли возможным использовать веб-сайты учебных заведений в качестве источников информации. Список американских вузов, имеющих аккредитацию Американской библиотечной ассоциации на реализацию учебных программ, также размещен на сайте ALA. Выявлены значительные различия и сходные характеристики в программах двух стран. Отмечено, что образовательный маршрут, заложенный в хорватских программах, более структурирован, и магистерской программе обязательно должен предшествовать бакалавриат. Также предполагается лицензирование новых специалистов. В США, как правило, действуют лишь программы послевузовского обучения. В обеих странах образовательные программы характеризуются гибкостью и высокой адаптивностью. От студентов требуется прохождение нескольких фундаментальных курсов в области библиотечного дела, однако в Хорватии акцент сделан на освоении дисциплин, связанных с библиотечными технологиями и управлением фондами. Напротив, американские образовательные программы в большей степени сфокусированы на руководстве и управлении. Кроме того, в США студенты пользуются большей свободой при выборе дисциплин для изучения. Предполагается, что полученные результаты открывают возможности для будущих исследований. Возможно, исследователям будет интересно углубиться в тему политического и исторического влияния на централизацию требований к высшему образованию, в целом, и к библиотечно-информационному образованию, в частности. Статья также будет полезна специалистам в области библиотечного образования нашей страны, так как даст им повод к анализу программ библиотечно-информационного образования и будущих потребностей в данной области.

  

УДК: 377.016:02+377(497.5):377(73)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.91

DOI: 10.1177/03400352221103894

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221103894

В апреле в журнале Online Information Review опубликована статья «Почему в сети так много экстремистских высказываний. Эмпирический сопоставительный анализ ситуации в Японии, Корее и США» (Why are there so many extreme opinions online?: An empirical, comparative analysis of Japan, Korea and the USA) Шиничи Ямагучи (Shinichi Yamaguchi), сотрудника Центра глобальных коммуникаций Международного университета Японии в Минамиуонуме. В более ранних исследованиях рассматривались три причины, по которым в сети мы видим так много экстремальных и экстремистских высказываний — это избирательность восприятия; диалог в сети носит более агрессивный и экстремальный характер; агрессивные и экстремальные взгляды быстрее распространяются, чем умеренные. Автор выдвинул гипотезу: люди, имеющие экстремистские взгляды, чаще выражают их через социальные сети, чем люди, придерживающиеся умеренных взглядов. Он выстроил модель публикации в социальных сетях для оценки зависимости между экстремальными высказываниями и количеством постов. Модель охватывает пользователей социальных сетей Японии, Кореи и США. Такие географические рамки позволяют выявить различия между странами и подтвердить, что данный феномен является универсальным. Анкетирование было организовано онлайн. Для количественного анализа данных, полученных в результате анкетирования (5095 анкет), была применена модель Тобита. Установлено, что чем более экстремистский характер носят высказывания, тем больше постов по двум обозначенным темам (поправки к конституции в Японии, приток иностранцев в Японию, Корею, США) опубликовано в социальных сетях трех названных стран. Кроме того, чем выше интерес к теме, тем больше выражен данный эффект. Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение. Автор делает вывод, что пользователи должны быть готовы встретить в социальных сетях многочисленные экстремистские высказывания, однако компаниям-провайдерам следует осуществлять политику ограничения экстремизма высказываний.

  

УДК: 077:316+004.773

ГРНТИ: 19.31; 11.15.89; 04.51.54; 19.21.91

DOI: 10.1108/OIR-07-2020-0310

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2020-0310/full/html

В сдвоенном номере журнала за май-июнь опубликован доклад Фрэнка Доннелли (Frank Donnelly) «Перепись населения в США: концепции и использование результатов в дальнейших исследованиях» (US Census Data: Concepts and Applications for Supporting Research). Перепись населения в США – одно из старейших в мире демографических исследований и мероприятий по подсчету населения такого масштаба. Перепись проводится раз в 10 лет Федеральной службой государственной статистики (она же — Бюро переписи, Census Bureau). В задачи Бюро входит, в том числе, пропорциональное перераспределение между штатами мест в Палате представителей США. На основе статистических данных создан фонд высококачественных, географически привязанных данных, описывающих демографические и социоэкономические характеристики населения США. Данные поступают в режиме реального времени и анализируются по категориям. Доклад знакомит с основами сбора и предоставления статистических данных: концепциями организации переписи, основными наборами данных, обеспечением доступа к ним онлайн и через API, вопросами использования географических информационных систем, данных за прошлые годы и микроданных. Данные представлены на многочисленных порталах и веб-сайтах, которые отражают статистическую информацию в различных аспектах и форматах, что делает ее релевантной потребностям самых разных групп пользователей, в том числе ученых и исследователей. Доклад содержит многочисленные ссылки на эти ресурсы, объединенные соответственно своим источникам, назначению и тематике. Богатейший массив данных является общественным достоянием, доступ к нему открыт и предоставляется бесплатно. Автор уделяет особое внимание возможностям библиотек по работе со статистическими данными, рассказывает, как организовать обслуживание пользователей, о том, как использовать эти данные в планировании развития библиотеки и ее исследовательской деятельности. Библиотеки осуществляют поддержку мероприятий, организуемых Бюро переписи, работают с сообществом (особенно при проведении национальной переписи населения), являются собственно местом ее проведения, предоставляя помещения, компьютерную технику, волонтеров. Библиотеки помогают пользователям находить и интерпретировать статистические данные в научных целях. Эта форма обслуживания получила особое развитие в университетских библиотеках. Кроме того, библиотеки выступают как потребители статистической информации, отражающей возрастной, гендерный, расовый, языковой и образовательный состав пользовательского сообщества, что позволяет создавать дополнительные функциональные сервисы, такие как визуализация данных, производные наборы данных и т.д. Доклад носит просветительско-информационный характер.

  

УДК: 311.3:021(73)

ГРНТИ: 05.21.21; 04.15

DOI: 10.5860/ltr.58n4

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/viewIssue/832/598

В последнее время библиотечным сообществом активно обсуждаются вопросы обеспечения интеллектуальных свобод. В журнале American Libraries опубликован обзор виртуального совещания Ассоциации публичных библиотек США (Public Library Association), посвященного проблемам защиты интеллектуальных свобод в американских библиотеках: «Чем ответить на вызов» (Facing the Challenge).

Семинар прошел 14 марта 2022 г. Его проведение связано с тем, что библиотеки, школы и университеты США вынуждены противостоять беспрецедентным атакам на свободу чтения. Те библиотекари, которые уже имели дело с попытками запрета книг и принятия ограничительных актов, зачастую не знают, что они могут им противопоставить. В рамках совещания участники обсудили пути эффективного отражения охвативших страну атак и попыток цензурировать чтение и комплектование библиотек. В том же номере журнала опубликованы свидетельства библиотекарей о подобной практике.

На совещании выступили Кэти Кэрролл (Kathy Carroll), в 2020-2021 гг. президент Американской ассоциации школьных библиотек (American Association of School Librarians (AASL); Мелани Хаггинс (Melanie Huggins), исполнительный директор Библиотеки Ричланда в Колумбии, шт. Южная Каролина, нынешний Президент Ассоциации, а также Деб Сика (Deb Sica) – заместитель директора Библиотеки округа Аламеда, шт. Калифорния.

Участниками отмечалось, что Американская библиотечная ассоциация еще с 1939 г. руководствуется Библиотечным биллем о правах (Library Bill of Rights). Этот одностраничный документ пережил войны, политические взлеты и падения, но актуален до сих пор. Его дополняет пакет из 28 пояснительных документов, которые позволяют оценивать содержание литературы, обеспечивать защиту частной жизни, прореживать фонды, обрабатывать и маркировать книги соответственно контенту, и так далее. Эти документы иллюстрируют историческую первооснову того, через что приходится проходить сегодня библиотекам. Присутствующие подчеркивали, что Библиотечный билль о правах применим к деятельности библиотек всех типов, в том числе школьных. В реализации принципов свободы библиотекам может помочь Бюро по интеллектуальным свободам (ALA Office for Intellectual Freedom). Такую же работу проводят региональные библиотечные ассоциации США через свои комитеты по интеллектуальным свободам или иные специализированные группы. Участники рекомендовали библиотекарям также опираться на местные общественные группы, школьные и опекунские советы.

  

УДК: 021.1:342.732

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/11/01/facing-the-challenge/

В том же номере журнала Джейн Хаммонс (Jane Hammons) из Университета шт. Огайо, США, публикует исследование, построенное на анализе тематических публикаций и озаглавленное «Модель информационной грамотности с ориентацией на потребности преподавательского состава. Обзор публикаций по проблеме повышения квалификации преподавателей» (The faculty-focused model of information literacy. Insights from the faculty development literature). В модели информационной грамотности (ИГ), ориентированной на профессорско-преподавательский состав (которую описывают иногда как задачу «научить учителя»), библиотекари играют ключевую роль и отдают этой работе значительную часть своего времени. Условием принятия данного подхода является доказанная эффективность такого обучения и позитивные перемены в образовательном процессе, затрагивающие как преподавателей, так и учащихся. Автор рассматривает тематическую литературу с точки зрения потенциала реализации подхода, ориентированного на преподавательский состав образовательного учреждения, в области информационной грамотности. Кроме того, в рассмотренной литературе автором выделены такие вопросы, как подготовка, опыт, личностные качества библиотекарей, осуществляющих такое обучение. Публикации первоначально отбирались с использованием сервисов EBSCO Discovery и Google Scholar, а затем к выборке были добавлены последние публикации из журналов, посвященные проблемам повышения квалификации преподавателей вузов To Improve the Academy, International Journal for Academic Development и Journal of Faculty Development. Анализ показал, что модель обучения ИГ с фокусом на преподавательскую аудиторию способствует внедрению обучения ИГ в академические программы, а также утверждению ключевой роли библиотекарей на этом направлении. Однако вместе с тем выявлены проблемы, связанные со статусом и идентичностью библиотекаря-преподавателя и оценкой результатов его труда. Исследование может стать отправной точкой для дальнейших исследований модели «научить учителя» и будущего ИГ.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 20.01.04; 14.37.27; 13.31.16

DOI: 10.11645/16.2.3222

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-2

Статья Лео Ло (Leo S. Lo), Джейсона Коулмана (Jason Coleman) и Лис Пэнкл (Lis Pankl) «Коллегиальность и постоянный контракт: результат национального опроса, проведенного среди специалистов университетских библиотек США» (Collegiality and tenure: Results of a national survey of academic librarians) касается вопросов компетенций и сферы ответственности специалистов университетских библиотек. В частности, авторы говорят о корректности использования понятия «коллегиальность» и связанных с ним конструктов как фактора, влияющего на карьерный рост университетских библиотекарей. Их функциональные обязанности сами по себе подразумевают многовекторное сотрудничество как с библиотечными коллегами, так и с преподавателями и учеными университета. Признав центральную роль коммуникации и кооперации в работе специалистов, можно предположить, что осознание и реализация работником принципа коллегиальности должны каким-либо образом влиять на решение о бессрочном контракте. Проведен опрос университетских библиотекарей, призванный прояснить их оценку того влияния, которое коллегиальность влияет на срок службы библиотекарей в их организации. Всего было опрошено 165 библиотекарей. Было, в частности, обнаружено, что 1) приблизительно 55% респондентов, в документах чьих организаций упомянута концепция «коллегиальности», считают, что имеют о ней правильное представление; 2) приблизительно 42% респондентов считают, что коллегиальность должна быть включена в документы организации, определяющие условия карьерного продвижения и назначения контрактных сроков.

  

УДК: 023.5 + 331.54:02

ГРНТИ: 13.31.16, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102589

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001057

Автор статьи «Библиотеки за то, что действительно важно: референдумы 2022 года» (Fighting for What Matters: Referenda 2022) Джон Чрастка (John Chrastka) является основателем и директором действующего в США политического комитета защиты интересов библиотек EveryLibrary.

После паузы, связанной с пандемией COVID-19, вопросы о библиотеках — вновь в повестке дня налогоплательщиков США. В 2021 г. голосование о финансировании библиотек проведено в 89 округах — беспрецедентно низкая цифра. В 2022 г. она вновь приблизилась к среднему показателю и составила 175. Однако и в 2022 г. обсуждалось в основном возобновление функционирования в нормальном режиме, а не новые бюджеты на заработную плату, развитие фондов, реализацию программ и технологий.

Всего в 2022 г. на голосование, которое коснулось 164 библиотек, было поставлено 174 вопроса. Из них 134 относились к функционированию библиотек, в 32 случаях на голосование были поставлены строительные инициативы, остальные вопросы были административно-организационного характера (например, передача библиотеки округу). Лишь в одном случае было принято решение о поддержке библиотек путем выпуска облигаций, обеспеченных гарантией властей штата (Нью-Мексико). Всего принято 87 процентов предложений, касающихся функционирования библиотек, что близко к среднему десятилетнему показателю, равному 90%.

Всегда непросто проходит голосование по повышению объемов финансирования — в данном случае из 11 предложений принято лишь 8. Обычно наибольшую поддержку избирателей получают крупные городские библиотеки. Автор отмечает индивидуальные случаи – решение о налогообложении Публичной библиотеки Монровилла (шт. Огайо), которое будет действовать на протяжении 10 лет, повышение налога с продаж по библиотечным услугам (округ Мендосино, шт. Калифорния), а также введение ограничения на налогообложение на библиотеки округа Южный Роут в Оук Крик, шт. Колорадо.

Инициативы по строительству библиотечных зданий получили меньшую поддержку, чем функциональные сервисы — принято лишь 56% предложений, что намного меньше среднего показателя за 10 лет (67%).

В некоторых штатах и округах на голосование ставились вопросы, связанные с цензурированием литературы и запрещением книг определенной тематики. В некоторых случаях снять эти вопросы библиотекам удалось через судебную процедуру, при этом финансирование нескольких, хотя далеко не всех, библиотек было существенно обрезано. Согласно отчетам OCLC «От осведомленности к финансированию» (From Awareness to Funding) в период с 2008 по 2018 г. поддержка, выражаемая избирателями в отношении библиотек, снизилась с 75% до 55%. Одновременно упали показатели по таким характеристикам, как доверие, признание, контактность. Настоящая схватка разгорелась вокруг таких вопросов, как контент, цензура, запрещение книг в школьных и публичных библиотеках.

В сентябре 2022 г., по итогам опроса избирателей, проведенного некоммерческой исследовательской библиотечной организацией EveryLibrary Institute, были получены данные о том, что 95% демократов, 80% независимых кандидатов и 53% республиканцев выступают против запрета книг и будут учитывать этот фактор при голосовании. При этом всего 51% избирателей высказываются категорически против запрета книг и цензуры, а восемь процентов не скрывают своей поддержки таких запретов. Оставшиеся 41% считают, что в некоторых случаях могут быть запрещены отдельные книги. Урок, который должны извлечь библиотеки из результатов голосования этого года, состоит в том, что они первыми должны вставать на защиту своих интересов и свободы слова, чтобы противостоять цензуре и запрету. В статье приведены многочисленные статистические данные по проведенным голосованиям.

Интересно, что автор статьи Дж. Чрастка является также автором книги «Перед голосованием: формирование политической поддержки финансирования библиотек» (Before the Ballot: Building Political Support for Library Funding), с которой можно ознакомиться по ссылке: https://www.alastore.ala.org/content/ballot-building-political-support-library-funding. В ней автор подчеркивает, что все решения по финансированию библиотек неизбежно являются политическими. В политике же факторы, определяющие поддержку кандидатов и тех или иных вопросов избирателями, лежат на пересечении индивидуальных ценностей и коллективной идентичности. Чтобы получить поддержку избирателей, кандидаты или кампании должны продемонстрировать, что они придерживаются системы ценностей избирателей.

  

УДК: 021.9(73)

ГРНТИ: 13.31.91, 13.31.15

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/publiclibraries/Fighting-for-What-Matters-referenda-2022

Статья Нэнси Куи (Nancy Cooey) и Эми Филлипс (Amy Phillips) «Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США: посткоординированное будущее» (Library of Congress Subject Headings: A Post-Coordinated Future) подготовлена по запросу руководства Библиотеки Конгресса США с целью сравнения моделей предкоординированной и посткоординированной предметной каталогизации. Авторы утверждают, что недостатки предкоординированных цепочек известны специалистам уже много лет и продолжают сдерживать развитие каталогизации, между тем посткоординированная предметная каталогизация приобретает все новые преимущества и создает новые возможности для каталогизаторов и конечных пользователей. Использование предкоординированных рубрик на данном этапе в длительной перспективе будет иметь тяжелые последствия, которые перевесят кратковременные решения, связанные с переходом к новой практике каталогизации. Библиотека Конгресса и другие библиотеки выиграют от внедрения посткоординированных фасетных словарей.

  

УДК: 025.34

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.1080/01639374.2023.2193584

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2023.2193584?scroll=top&needAccess=true&role=tab&aria-labelledby=full-article

В статье Сары Трайбелхорн (Sarah K. Tribelhorn) «Предварительное исследование осведомленности об устойчивости и деятельности в этом направлении университетских библиотек США» (Preliminary Investigation of Sustainability Awareness and Activities among Academic Libraries in the United States) рассматривается вопрос об осведомленности университетских библиотек США о целях устойчивого развития и возможности оценки их деятельности в этой области. Автор уточняет, что означает «устойчивость» в отношении библиотек, в частности, университетских библиотек. Она анализирует также, каким образом применение инструментов оценки и ключевых показателей эффективности может способствовать усилиям по достижению устойчивости в библиотеках данного типа. Американская библиотечная ассоциация и ряд других ассоциаций декларируют принципы устойчивости как базовую ценность и разрабатывают соответствующую политику и направления их реализации. Однако сложность концепции чаще всего позволяет библиотеке реализовывать лишь отдельные принципы устойчивости (такие как социальное равенство, экономическая эффективность, информационная грамотность, качественное образование, экологическое лидерство) вне их взаимодействия с другими. Описываются инструменты, позволяющие оценить то или иное направление «устойчивой» деятельности университетских библиотек. Такие инструменты разработаны, например, в рамках Инициативы по развитию устойчивых библиотек, а также программы экологической сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании). Система LEED разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council). Для академических библиотек направлениями оценки при сертификации являются несколько характеристик: вовлеченность в жизнь кампуса, вовлеченность сообщества, социальное благополучие и стабильность, финансовая устойчивость, фонды и сервисы, рациональное использование ресурсов окружающей среды. Повестка Целей устойчивого развития, предложенная ООН, также дает библиотекам некоторые инструменты оценки. Кроме того, разработана модель оценки устойчивости в области библиотечно-информационных дисциплин, охватывающая такие направления, как структура управления, сохранение окружающей среды, социальные, экономические и культурные аспекты деятельности с учетом эффективности финансирования, образования, коммуникации, руководства и обеспечения равенства. Также есть возможность использовать метрики таких известных моделей, как Интегрированная система данных о третичном образовании (Integrated Postsecondary Education Data System, IPEDS), анкета Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) и стандарты ACRL для библиотек системы высшего образования. Таким образом, существует целый пул инструментов, позволяющий оценивать деятельность библиотек в области устойчивого развития.

Автор представляет результаты опроса, освещающего осведомленность библиотекарей о возможности оценки деятельности университетских библиотек в области устойчивого развития. Несмотря на весьма ограниченный отклик, результаты опроса показали, что немногие библиотеки имеют целостное представление о принципах устойчивости или применяют какие-либо инструменты оценки своей деятельности в этом направлении; зачастую эта работа лишена руководящего начала. Решение этих задач лежит в принятии библиотеками принципов устойчивости, разработке последовательной процедуры и инструментария оценки, воспитании культуры устойчивого развития.

  

УДК: 027.7(73): 502.131.1 + 021.1

ГРНТИ: 13.31.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102661

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200177X

В своей статье «Библиотеки, демократия и гражданское общество: двадцать лет после 11 сентября» (Libraries, Democracy, and Citizenship: Twenty Years after 9/11) декан библиотек Университета Ситон-Холл, шт. Нью-Джерси, США, Джон Бушман (John Buschman) предлагает обширный обзор литературы, посвященной теме демократического нарратива в библиотечно-информационных науках и предпринимает глубокий политико-философский анализ концепции существования библиотек при современном состоянии демократии в американском обществе. Демократический нарратив, культивировавшийся в публикациях о библиотеках, утверждает автор, должен измениться коренным образом; он предлагает отказаться от точки зрения, в которой рассматривается «демократия в жизни библиотек», и принять альтернативно установку «библиотеки для существования демократии». В статье описан определяющий нарратив гражданской позиции республиканского типа (то есть активной позиции).

Теория демократии в деятельности библиотек построена на следующих установках: информированное общество есть сама основа демократии; библиотеки создают возможности для приобретения гражданами навыков, необходимых для доступа к информации всех видов и эффективного ее использования; библиотеки распространяют информацию с тем, чтобы граждане могли участвовать в процессах управления, что подразумевает доступ к информации правительства для отслеживания работы выборных должностных лиц и использования собранных и распространяемых данных; демократия есть идеология и язык взаимодействия информированных граждан, обеспечивающий развитие гражданского общества; современная демократия не может рассматриваться вне развития технологий.

Как показывает современный исторический и политический процесс, библиотеки не являются «краеугольным камнем» демократии. Важно понимать, что реально представляет собой современная демократия и каким образом ей помогают библиотеки. В современной теории демократии отмечено некое противоречие: институты (в т. ч. библиотеки) могут рассматриваться как «комбинация практик», которые сами по себе способствуют «общей практике, обслуживающей демократические функции и дающей демократический эффект»: признание прав других людей, совещательность, представительность, выборность, объединение (создание союзов), конкурентность и отчетность. Современная демократия имеет социальные корни гораздо более глубокие и давние, чем они укрепились в таких общественных институтах, как школы, университеты, библиотеки. С точки зрения политической теории, проблемы гражданского республиканизма и активного гражданского участия существенно меняют нарративную традицию библиотечной демократии и аксиомы, принятые в библиотечно-информационной сфере и затрудняют определение места библиотек в рамках демократических процессов. Библиотеки, в том, что они делают и как они существуют в обществе, являются социальным ресурсом, необходимым для функционирования демократического общества — что означает, что невзирая на нарративную традицию, описывающую предназначение библиотечных сервисов и фондов, библиотеки как таковые поддерживают демократическое общество. Такая формулировка не является ни привлекательной, ни библиотекоцентричной, однако важна и отражает реальную картину. Такой нарратив подчеркивает роль, которую библиотеки могут играть на своем месте, и указывает, какие блага (какой результат) мы стремимся получить; как формировать партнерские отношения и какие необходимы коллективные действия, чтобы выйти за пределы индивидуальных желаний; где пестуются демократические ценности, сообщество и доверие.

В заключение автор указывает на факторы, действующие в последние два десятилетия в пользу демократии в библиотеках и против нее.

  

УДК: 021.1 + 342.72/.73

ГРНТИ: 13.31.21; 10.15.59

DOI: 10.1086/723850

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/723850

Саллиэнн Прайс (Sallyann Price) подготовила «Презентацию дизайна библиотечных зданий 2023. Новые и обновленные библиотеки США» (2023 Library Design Showcase/ The year’s most impressive new and renovated libraries). Ежегодно журнал American Libraries’ представляет на своих страницах новые и обновленные библиотечные здания, отвечающие потребностям читателей эффективной функциональностью и вместе с тем являющиеся в той или иной степени архитектурными достижениями. Автор отмечает, что работы 2023 г. знаменуют возвращение к постпандемийному, нормальному режиму работы библиотек и устремленность в будущее; это новые физические пространства, призванные соединять и сплачивать общество. Это здания, построенные и реновированные с учетом местных традиций, архитектурного своеобразия города или региона и разнообразия естественной среды, в которую они искусно вписаны. Стоимость реализованных проектов — от 3 до 62 млн долларов.

Удачный пример реновации представляет собой здание Публичной библиотеки Цинциннати и округа Гамильтон (шт. Огайо), отделение Уолнат-Хиллз, возведенное в 1906 г. в стиле французского Ренессанса. Максимально сохранившее свой внешний вид и традиционную внутреннюю отделку, здание приобрело новые общественные пространства и дополнительную парковку. Площадь реновации — 2120 кв. м.

Отделение библиотек округа Сан-Матео в Атертоне (шт. Калифорния), Библиотека находится во вновь построенном комплексе общественного центра, имеет внешнее и внутреннее пространство, помещения для творчества и мероприятий, вписана в окружающий лесной ландшафт. Выполнена адаптация строений 1920-х годов в классическом калифорнийском миссионерском стиле. Площадь реновации — 1100 кв. м.

Публичная библиотека округа Канова (шт. Западная Виргиния), главная библиотека в Чарльстоне. Федеральное здание 1911 г. постройки передано библиотеке в 1960-х гг. Реновация затронула внешние помещения при сохраненном фасаде. Добавлены помещения входной группы, кафе, творческие мастерские, пространство для подростков. Площадь реновации —7400 кв. м.

Библиотека колледжа Рамапо в шт. Нью-Джерси, учебный центр Питера Мерсера в г. Мауа. Произведены реновация и строительство бывшей библиотеки Джорджа Потера, ставшей частью учебного центра П. Мерсера. Отстроен новый фасад здания — он обращен в сторону гор, при этом библиотека вписана в современный городской пейзаж. Использованные материалы, стекло и металл, поддерживают световой и тепловой режим библиотеки. Площадь реновации и строительства — 7400 кв. м.

Общественный колледж Центрального Пьемонта, Библиотека Хагемейера в Шарлотте, шт. Северная Каролина. Новая библиотека Хагемейера открыла свои двери в Центре Парра. В библиотеке предусмотрены творческое пространство, студии для записи видеоблогов и подкастов, внутренние и внешние зоны для учебных занятий. В самом общественном центре также расположен театр, художественная галерея, столовая. Открывается вид на центр города. Площадь строительства — ок. 600 кв. м.

Университет Алабамы, Библиотека бизнеса им. Анжело Бруно в Таскалусе. Библиотека сохранила свой классический фасад, но внутреннее пространство преображено кардинальным образом. Выстроен Центр бизнес-аналитики Джонса с огромным биржевым аппаратом, передающим котировки ценных бумаг, лабораторией Блумберга для моделирования работы биржи, — все это для студентов, готовящихся к карьере на Уолл-стрит. Площадь строительства и реновации — ок. 6500 кв. м.

Библиотечная система округа Альбукерке Берналилло (шт. Нью-Мексико), отделение Международного района. Библиотечное здание повторяет архитектуру и интерьерные детали некогда стоявшего на исторической трассе Route 66 ночного клуба, культивировавшего музыку в стиле кантри. Площадь проекта — ок. 2300 кв. м.

Центральная публичная библиотека округа Буллитт в Шепердсвилле (шт. Кентукки). Новая Центральная библиотека задумывалась как экологичный оазис в центре городских кварталов с многочисленными магазинами. Здание оборудовано геотермальной системой обогрева и кондиционирования, насажены растения тропического леса, на крыше, установлено 620 солнечных коллекторов, обеспечивающих до 50% потребляемой энергии. Вокруг разбито 4 сада с региональными растениями, каждый из которых олицетворяет одну из 4 стихий и одно из четырех времен года. Площадь проекта— ок. 4200 кв. м.

Библиотека Нью-Канаана (шт. Коннектикут). Нью-Канаан сохраняет традиции архитектуры середины XX века. В городе расположены такие архитектурные шедевры как Стеклянный Дом Филипа Джонсона, Нойес-Хаус, здание с ленточной крышей Ривер-хаус в Грейс-Фармз. Здание библиотеки подхватывает эти традиции: выразительные стеклянные элементы подчеркивают тяжесть массивных каменных стен, а декоративные медные трубы символизируют леса Новой Англии. На плоской крыше укреплены солнечные панели, сами крыши нависают над зданием, обеспечивая тень и снижая потребление энергии. Окружает здание вновь разбитый парк. Площадь проекта — почти 4000 кв. м.

Библиотека округа Контра Коста (шт. Калифорния), отделение в г. Плезант Хилл. Новое здание библиотеки частично раскинулось на равнине, 100 лет подвергающейся затоплениям, поэтому в проекте предусмотрены меры безопасности перед стихией потопа, например, резервуары для ливневых и дренажных вод. Выбран энергоэффективный дизайн, стремящийся к нулевому уровню выброса углерода: использованы местные материалы, кленовая и кедровая древесина, установлены системы панельно-лучистого отопления и охлаждения, предусмотрена естественная вентиляция и использование солнечных панелей. Площадь проекта — почти 22000 кв. м.

Публичная библиотека Мидл Кантри в Сентериче, шт. Нью-Йорк. Эта библиотека на Лонг-Айленде существует с 1972 г. Полномасштабная реновация подарила ей современное, прекрасно оборудованное творческое пространство, студию аудио- и видеозаписи, шумоизолированные конференц-залы. Площадь проекта— почти 743 кв. м. Этот самый недорогой из представленных проектов обошелся в 3,4 млн долларов.

Публичная библиотека Фриско (шт. Техас). Масштабный и самый дорогой проект, реализованный в пригородах Далласа на базе бывшей фабрики и складов. Дизайн здания напоминает о крытых переходах между домами, традиционных для архитектуры техасских прерий. В окружающий ландшафт вписаны местные растения; создана биологическая система очистки воды при помощи болотных растений. Площадь проекта: почти 14487 кв. м, стоимость — 62 млн долларов.

  

УДК: 022(73) + 727:02

ГРНТИ: 13.31.11

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/09/01/2023-library-design-showcase/

Кейтлин Тейлор (Caitlin Taylor) и Даниэла Диджакомо (Daniela DiGiacomo) предприняли анализ литературы по одной из основополагающих проблем реализации информационной грамотности в образовательной среде. Их статья носит название «Формирование концепций информационной грамотности в контекстах начального, среднего и высшего образования. Обзор современных научных публикаций» (Approaches to information literacy conceptualisation in primary, secondary, and higher education contexts. A review of current scholarly literature). Информационный ландшафт XXI века требует от учащихся как от пользователей и творцов информации ответственности, что подразумевает овладение информационной грамотностью (ИГ). Лежащие в основании ИГ концепции влияют на образовательную практику и обучение соответствующим навыкам студентов и школьников. Авторы статьи поставили перед собой задачу проанализировать научные публикации, в которых идеи ИГ концептуализируются в рамках формальной образовательной среды. В целях данного обзора для выбора литературы были выбраны две библиотековедческие базы данных (Library Literature and Information Science Full Text и Library, Information Science and Technology Abstracts), две базы данных образовательной направленности (ProQuest Education Database и ProQuest Eric), а также две универсальных поисковых системы (сервис обнаружения Университета Кентукки и Google Scholar). Собственно поиск был осуществлен в феврале 2021 г.; в выборку попали научные рецензированные статьи на английском языке, опубликованные между 2010 и 2021 гг.

При помощи методов качественного систематического и дедуктивного анализа ими изучены 38 публикаций, что дало представление о концептуализации идеи ИГ в начальном, среднем и высшем образовании. В результате анализа выявлено 5 базовых подходов к концептуализации ИГ в образовании: (1) разработка адаптированных критериев, (2) сравнение признанных моделей, (3) оценка представлений заинтересованных сторон, (4) изучение информационных принципов в основе учебных дисциплин, и (5) развитие информационной практики для информированного выбора критериев. Авторы указывают на факторы и контекст (образовательный, профессиональный, социальный) концептуализации ИГ, а также на теоретические ее основания (феноменография, социокультурная теория, дискурсный анализ), которые объясняют различные аспекты практической реализации концепции.

Изученная литература по вопросам ИГ сосредоточена, главным образом, на эмпирическом материале и информационной среде высшего образования. Всего одна статья в выборке рассматривает контекст начального образования, пять статей сосредоточены на контексте среднего образования и четыре — на образовательной среде начального и среднего образования. Одна статья рассматривает одновременно контекст среднего и высшего образования, и всего две статьи охватывают систему образования полного цикла — от начального до высшего образования. В целом, данное исследование указывает на динамичность концептуализации идеи ИГ.

Несмотря на отсутствие консенсуса у исследователей, библиотекарей, педагогов, профессиональных организаций относительно определения и конструкта ИГ, авторы обзора высказывают предложение о необходимости разнообразия моделей ИГ. При концептуализации ИГ важно признавать многообразие информационных ценностей в глобальном ландшафте и академических контекстах, а также роль личностного фактора и степень влияния сообществ на информационную практику. Это позволит говорить об инклюзивных моделях и конструктах ИГ.

  

УДК: 37.026:002 + 001.83-047.44

ГРНТИ: 14.07.03; 20.01.04

DOI: 10.11645/17.1.3258

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/12

Редактор рубрики «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) подготовил текущий обзор событий библиотечно-информационной отрасли «Новые участники программы Subscribe to Open - проект MUSE, партнеры компании Clarivate и EveryLibrary. Новости октября» (Subscribe to Open Grows with Project MUSE, Clarivate Partners with EveryLibrary, and more. News in Brief). Так, проект MUSE объявил, что 50 журналов от более чем 20 издательств приняли решение об участии в программе проекта Subscribe to Open (S2O) [«Подпишись и открой»] в 2025 г. Программа S2O – это модель открытого доступа, которая позволяет сделать общедоступными научные подписные журналы, не взимая с авторов плату за обработку статей. «Ежегодно в рамках проекта MUSE будут устанавливаться минимальная сумма, необходимая в текущем году для финансирования [из полученных от участников средств] журналов, входящих в S2O. При условии сбора данной суммы контент текущего года становится открытым для всех читателей. На веб-сайте MUSE отмечается, что программа не потребует инвестирования со стороны библиотек.

Clarivate Plc, материнская компания для ProQuest, Web of Science, ScholarOne и нескольких других информационных и аналитических компаний, объявила о партнерском соглашении, заключенном с неправительственной организацией EveryLibrary, защищающей интересы библиотек в целях поддержки и развития американских библиотек. Предполагается, в том числе, и финансовая поддержка.

Компания Springer Nature приобрела научное подразделение нидерландской компании Slimmer AI, занимающейся разработками в области искусственного интеллекта, с которой Springer сотрудничает уже с 2015 г. ИИ помогает ускорить и улучшить издательский процесс, «выявляя и рекомендуя наилучших рецензентов для представленных рукописей и обеспечивая чистоту научных результатов через автоматизацию процесса выявления потенциальных проблем, таких как плагиат».

EBSCO Information Services представила свое новое подразделение EBSCOlearning, которое будет заниматься продуктами в области образования как для действующих специалистов, в том числе, пользователей публичных библиотек, так и учащихся школ, студентов и аспирантов. Упор делается на подачу учебного материала малыми блоками в режиме реального времени.

Sage запустила новый ресурс, призванный противостоять росту дезинформации и вводящему в заблуждение контенту (Literacy Information Microsite). Кроме того, в сотрудничестве с разработчиком платформ виртуальной реальности Bodyswaps компания Sage запустила серию моделей виртуальной реальности по обучению переговорной деятельности и управлению конфликтами для студентов школ бизнеса.

Издательская компания Gale, являющаяся подразделением Cengage Group, выпустила первое издание из серии, которая охватит оцифрованные первичные источники по земельному праву, использованию ресурсов, бизнес-практике и защите окружающей среды, знаменующие собой начало современного экологического движения в США: «Environmental History: Conservation and Public Policy in America, 1870–1980».

Корнэллский университет объявил о том, что архив научных статей открытого доступа и бесплатный сервис arXiv получил гранты на сумму 10 млн долларов от Фонда Саймонса и Национального научного фонда. В настоящее время в репозитории хранится более 2 млн статей.

  

УДК: 002.1-021.341 + 004.774.6:02(73)

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/subscribe-to-open-grows-with-project-muse-clarivate-partners-with-everylibrary-and-more-news-in-brief-october-2023