В статье «Восприятие студентами библиотечно-информационного и других факультетов Университета Сунь Ятсена библиотечных программ обучения пользователей: cравнительное исследование» (A Comparative Study of Attitudes and Perceptions of LIS and non-LIS Students toward Library User Education at Sun Yat-Sen University) Патрика Ло (Patrick Lo), Цяньсю Лю (Qianxiu Liu), Брэдли Алларда (Bradley Allard) и Эндрю Дж. Старка (Andrew J. Stark) проанализированы результаты количественного анкетного опроса, призванного выявить отношение различных групп студентов к программам обучения пользователей библиотек. В исследовании проведено сравнение ответов студентов, обучающихся по библиотечно-информационным наукам и по другим направлениям, и выявлены их уникальные характеристики. Всего в ходе анкетирования опрошено 457 респондентов (231 – студенты библиотечно-информационной специализации, 226 – студенты других специальностей). Результаты исследования показывают, что группа студентов-библиотекарей придает большее значение программам обучения пользователей. Неожиданным результатом оказалось то, что студенты-библиотекари оценили некоторые аспекты профессиональной компетентности библиотекарей, занятых в программах обучения пользователей, ниже, чем это сделала вторая группа респондентов. Исследование содержит информацию, которая позволит эффективно разрабатывать библиотечные услуги, направленные на повышение академической успеваемости студентов библиотечно-информационной специализации.

  

УДК: 02:37

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1086/713044

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/713044

Профессор Деннис Н. Очолла (Dennis N. Ocholla ), представляющий факультет искусств Университета Зулуленда (Ричардс-Бей, ЮАР), в своей статье «Эхо пандемии. Опыт и перспективы библиотечно-информационного образования (LISE) во время пандемии COVID-19 в африканских странах» (Echoes down the corridor. Experiences and perspectives of library and information science education (LISE) during COVID-19 through an African lens) пишет, что пандемия COVID-19 привела к огромным проблемам, но также представила возможности, которые будут иметь значительные последствия в будущем. Автор анализирует опыт и перспективы работы преподавателей библиотечно-информационных наук в Африке во время пандемии и дает ответ на следующие вопросы: каковы последствия пандемии в библиотечно-информационном образовании? каковы представления, сформированные в течение этого периода? каковы проблемы и возможности? Статья Денниса Н. Очоллы представляет собой интерпретативистское качественное исследование, основанное на теориях борьбы со стихийными бедствиями. Оно включает в себя контент-анализ существующей литературы с акцентом на COVID-19 и высшее образование, в частности библиотечно-информационные науки, и оценку результатов открытого электронного анкетирования, проведенного среди отдельных преподавателей библиотечно-информационных наук из восьми стран Африки к югу от Сахары. В дополнение к интерпретированным в ходе исследования данным автор также приводит собственные наблюдения и делится личным опытом. Социально-экономические последствия пандемии в сочетании с введенными ограничениями и изоляцией во многом изменили мир, и библиотечно-информационное образование и деятельность высших учебных заведений являются частью этой непростой ситуации.

Интерпретативистская модель исследования предполагает прямое постижение социальной реальности через процесс поиска «правильного» языка толкования смысла и понимания значения социальной реальности.

  

УДК: 02:37

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-02-2021-0016

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2021-0016/full/html

Сотрудники факультета информационных технологий и коммуникационных наук Университета Тампере (Финляндия) Калерво Ярвелин (Kalervo Järvelin) и Пертти Ваккари (Pertti Vakkari) в статье «Исследования в области библиотечно-информационных наук: контент-анализ журнальных статей за пятидесятилетний период» (LIS research across 50 years: content analysis of journal articles) приводят результаты изучения тематического и методологического содержания публикаций по библиотечно-информационным наукам за 1965-2015 гг.

Авторы провели количественный анализ интеллектуального содержания 1210 статей, опубликованных более чем в 30 англоязычных научных профильных журналах. Использовались репрезентативные данные за 1965, 1985, 2005 и 2015 гг. Статьи были классифицированы по восьми параметрам, охватывающим их содержание и методологию – тематика, научность (соответствие критериям научного знания), социальный уровень объекта исследования, стратегия исследования, метод сбора данных, тип анализа, вид и тип исследования.

За прошедшие 50 лет заметно увеличились как доля, так и абсолютное количество научных статей в профильных журналах. Если в 1965 г. лишь 30% статей носили научный характер, то в 2015 г. соответствующий показатель составил 91%. Это означает, с одной стороны, развитие библиотечно-информационных наук как области исследований, а с другой – отражает ужесточение требований журналов к приему публикаций. Рост абсолютного числа научных статей означает увеличение исследовательской активности в целом. Что касается тематики публикаций – научно-профессиональная коммуникация стала самой популярной темой для исследований (37,4%), за ней следуют хранение и извлечение информации (22,9%), деятельность библиотечно-информационных служб (13,9%) и информационный поиск (13,9%). Этим четырем темам посвящено 88,1% всех научных статей. Авторы отмечают, что снижение количества публикаций, посвященных деятельности библиотечно-информационных служб связано с переориентацией учреждений с обслуживания на поиск информации и разработку соответствующих инструментов. В методологии исследований также произошли изменения – эмпирические стратегии пришли на смену концептуальным, и все большую популярность приобретают опросы, наукометрические методы, эксперименты, тематические и качественные исследования.

Интересно, что, хотя исследования в области библиотечно-информационных наук тематически все больше объединяются по четырем основным направлениям, методологически они становятся все более разнообразными. Авторы делают вывод, что за прошедшие 50 лет исследования в области библиотечно-информационных наук стали более универсальными, но при этом они создают более разностороннее и достоверное описание своих объектов исследования.

  

УДК: 02:002.6+[001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 83.03.45; 12.41.51

DOI: 10.1108/JD-03-2021-0062

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-03-2021-0062/full/html