В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html

В том же выпуске журнала опубликована статья «Должностные обязанности специалиста по данным в библиотеке и его взгляд на управление научно-исследовательскими данными» (Data Services Librarians’ Responsibilities and Perspectives on Research Data Management). Авторы — Брэдли Уэйд Бишоп (Bradley Wade Bishop), Эшли Орехек (Ashley M. Orehek), Кристофер Икер (Christopher Eaker), Плато Смит (Plato L. Smith). Данное исследование является частью серии работ, посвященных роли библиотекарей и перспективам развития сервисов управления научно-исследовательскими данными в высшем образовании. На основе анализа опыта специалистов определяются функции, которые выполняет библиотекарь в рамках реализации данного сервиса, а также возможности их совершенствования для удовлетворения потребностей академического сообщества. На базе предшествующих исследований авторы определяют контекст, в котором реализуются данные сервисы, а также очерчивают круг данных, которые понадобились им для качественного исследования должностных обязанностей специалистов и задач, которые они решают. Специалисты, принявшие участие в опросе, представляли 10 государственных и 10 частных университетов, вошедших в рейтинг лучших университетов США 2020 г. Им было задано 30 вопросов об их должностных обязанностях и перспективах управления научно-исследовательскими данными. Интервью были записаны и расшифрованы. Стенограммы подверглись анализу в NVivo с использованием методов обоснованной теории: открытого, осевого и избирательного кодирования. На основании ответов респондентов и синонимичных значений была проведена классификация и определены основные направления работы и развития данных сервисов. Построена матрица должностных обязанностей библиотечных специалистов по данным, на основании которой могут строиться дальнейшие исследования и учебные курсы, происходить специализация в профессиональной сфере. Эти обязанности включают в себя: поиск вторичных данных, анализ планов по управлению данными, осуществление информирования, обучение управлению научно-исследовательскими данными. В некоторых случаях к этим обязанностям относится также курирование данных и управление репозиторием организации. Результаты исследования могут оказаться полезными для подготовки библиотечных кадров, при приеме специалистов на работу, при решении задач управления научно-исследовательскими данными.

  

УДК: 023.5:027.7; 004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 14.35; 12.41.55

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1226

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/4/