В том же номере опубликована статья «Устойчивость и лидерство библиотек в эпоху глобального кризиса» (Library Resilience and Leadership in a Global Crisis). Авторы – Найме Шахаи (Najmeh Shaghaei), Клэр Ноулс (Claire Knowles), Фиона Морли (Fiona Morley), Александра Эвели (Alexandra Eveleigh), Нурия Касалдалига (Núria Casaldàliga), Эмма Нолин (Emma Nolin), Андреа Татаи (Andrea Tatai), Марк Коэн (Marc Cohen), Мартин Пронк (Martine Pronk), Элке Гескуэр (Elke Ghesquière). Представленная в статье тема оказалась в центре внимания участников программы «Новые лидеры» (LIBER Emerging Leaders), тематических семинаров, группы обмена опытом, онлайн-конференции, группы в WhatsApp, — эти каналы коммуникации образовали по сути пан-европейскую сеть профессиональной поддержки.

Научные библиотеки, как и многие организации, оказались в период пандемии COVID-19 перед сложнейшей проблемой: как строить работу и минимизировать риски для своих сотрудников, сообществ, пользователей. Руководство библиотек стремилось разрабатывать и адаптировать стратегические планы с той гибкостью, которая позволяет охватить каждый аспект деятельности библиотеки и, возможно, позволит ей сохранить устойчивость в будущем. Это нашло выражение не только в возможности удаленной работы, но и в обучении специалистов, управлении и руководстве, корпоративной культуре, отношении к работе и поведении специалистов и руководителей, а также в некоем профессиональном консенсусе относительно работы в новых условиях. Акцент сделан на цифровизации, системах поддержки и инструментах коммуникации.

Данное исследование построено на методе тематического опроса и анализе данных, сгруппированных по четырем тематическим областям: стратегия, ценности, коммуникация, гибкие и гибридные методы работы. Главным вопросом исследования был вопрос о том, как руководители научных библиотек должны обеспечивать устойчивость своих организаций в условиях кризиса, подобного COVID-19.

На вопросы анкеты ответили всего 24 респондента; результаты представлены в статье в табличном виде. Кроме прочего, в своих выводах авторы опираются на многочисленные публикации.

Девяносто один процент респондентов высказался за то, что основные стратегические цели не теряют своего значения и в кризисный период. 30% респондентов отметили, что различные аспекты цифровизации, обозначенные в стратегических планах их библиотек, соответствуют «новой нормальности». Ускорение процесса цифровизации идет по таким направлениям, как цифровые ресурсы, внимание к электронной книге, цифровые инновации, цифровые услуги. Респонденты говорили и о том, что в эпоху быстрых перемен, как это было в период пандемии, необходимо сфокусироваться на пользователе, а 70% комментариев относилось к вопросам социальной ответственности, сотрудничества, внимания к пользовательским потребностям. Что же касается устойчивости, то руководители библиотек должны оставаться открытыми к возможности трансформации, поощрять коммуникацию между специалистами, обеспечивая в этом «дивном новом мире» устойчивую организацию работы и обслуживания как в физическом пространстве, так и онлайн.

  

УДК: 025.5:004.77-047.75

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51

DOI: 10.53377/lq.10930

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10930

Нареш Кумар (Naresh Kumar), помощник библиотекаря Центрального университета Харьяны (Индия), в статье «Лидерские качества и навыки сотрудников библиотек: тематическое исследование международной магистерской программы Digital Library Learning» (Library Leadership Qualities and Skills: The International Master Digital Library Learning Case Study) рассказывает о программе обучения работе с цифровыми библиотеками и ее эффективности для развития лидерских качеств молодых специалистов библиотечно-информационного профиля.

Digital Library Learning (DILL) – это двухлетняя международная магистерская программа для специалистов в области информации, призванная дать им навыки, необходимые для навигации по миру цифровых библиотек. Программа осуществляется в партнерстве с тремя европейскими университетами: Колледжем прикладных наук Осло и Акерсхуса (Норвегия), Таллиннским университетом (Эстония) и Университетом Пармы (Италия). В рамках программы студенты проводят три семестра в каждом из университетов-партнеров, а последний семестр, для написания диссертации – в выбранном ими университете. Кроме того, слушатели проходят обязательные отраслевые стажировки в организациях, сотрудничающих с консорциумом DILL. Подать заявку на участие в программе может любой желающий, обладающий необходимой квалификацией и прошедший отбор. Преподавание ведется на английском языке.

Автор статьи отмечает, что программа DILL сочетает в себе профессиональное обучение, междисциплинарный подход, практическое обучение, наставничество и использование опыта сверстников в мультикультурном сообществе, и это отличает ее от традиционных программ обучения. Опрос преподавателей программы показал, что международная структура классов совместно с академической, профессиональной и социальной деятельностью позволила студентам развить лидерские качества и навыки для работы с цифровыми библиотеками. Такой формат обучения помогает учащимся принимать решения, справляться с поставленными задачами и адаптироваться к многообразному культурному контексту.

  

УДК: 023.5+377:02

ГРНТИ: 14.35, 14.37, 14.91; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1080/10572317.2022.2025671

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2022.2025671

В очередном выпуске журнала опубликована статья «Идеальное место работы для библиотекаря. Анализ организационных функций университетских библиотек Южной Кореи» (What makes a “happy” workplace for librarians? Exploring the organizational functions of academic libraries in South Korea). Авторы – Гиёнг Ким (Giyeong Kim), Хоа Ким (Chohae Kim), Го Юн Ли (Go Eun Lee), Джиун Йен (Jieun Yeon), Джи Йен Ли (Jee Yeon Lee). Целью их исследования является анализ функций и проблем организации университетских библиотек Южной Кореи. Университетские библиотеки призваны поддерживать учебный процесс, отвечая на информационные запросы преподавателей и студентов и формируя у них навыки информационной грамотности. Достижение этих целей обеспечивается внутренними кадровыми ресурсами библиотек, их организационной структурой, рабочими процессами, а также внешней средой. С развитием и внедрением новейших технологий, с изменением роли библиотеки в образовательном пространстве неизбежно меняются и ее организационные функции. Организационная функция — процесс распределения обязанностей и координации усилий работников для обеспечения максимальной эффективности в достижении целей деятельности. Это подразумевает постановку задач, разработку организационной структуры, делегирование полномочий, привлечение исполнителей и ресурсов; формирование материального и социального каркаса организации, обеспечение внутренней и внешней коммуникации. Проведены развернутые интервью с 19 библиотекарями, выполнен контент-анализ этих интервью. В результате выявлены организационные характеристики, присущие внутренним функциям библиотеки (такие как коммуникация, лидерство, мотивация, командная работа), и ее внешним функциям (такие характеристики, как сотрудничество с внешними административными подразделениями, использование персональных профессиональных связей). Обнаружены взаимозависимости между функциями. В частности, лидерская, инициативная позиция руководства, эффективная коммуникация специалистов и их сотрудничество – необходимые условия последовательной мотивации сотрудников и повышения эффективности работы коллектива в целом, что также положительно влияет на репутацию университетской библиотеки; между тем, признание роли библиотеки со стороны университетской администрации влияет на ее финансирование и функционирование.

  

УДК: 023.5 + 005.96:021

ГРНТИ: 13.31.15, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102594

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322001100

Статья Магдалены Бак-Майер (Magdalena Bak-Maier) «Пять советов о том, как повысить исследовательскую культуру» (Five Tips to Improve Your Research Culture) предназначена руководителям научно-исследовательских подразделений. Автор пишет о том, что может помочь им выстроить эффективную рабочую среду, здоровый устойчивый коллектив, в котором научные сотрудники демонстрируют высокий результат и обладают необходимыми знаниями и навыками. Основой этого служит культура научно-исследовательской деятельности, компетенции и установки лидера-руководителя. К культуре научно-исследовательской деятельности относят поведение, ценности, ожидания, установки и нормы, принятые в том или ином сообществе. Культура зависит от многих факторов: это ее история, внешние и внутренние ожидания, ценности и культурные нормы, а также динамика отношений и системы управления. Автор предлагает вниманию читателей пять практических советов, которые могут помочь оздоровить и укрепить культуру научно-исследовательского коллектива.

• Трезвая оценка существующего уровня научно-исследовательской культуры, индивидуальной и коллективной.

• Выявление главных ценностей данного научно-исследовательского коллектива. Это может быть и «результат любой ценой», но и доверие, честность, профессионализм, командная работа, открытость к дискуссиям, эффективное разрешение конфликтов.

• Выстраивание коммуникации, принятие общего плана действий.

• Умение лидера критиковать без излишних негативных оценок, без покушений на мотивацию, моральное состояние и самооценку сотрудников, с целью достижения взаимопонимания, результативности работы, поддержания здоровых отношений.

• Понимание культурных различий и разнообразия, существующего в коллективе.

Позитивное и сознательное поведение, систематическая рефлексия, обратная связь, — все это необходимые условия формирования культуры эффективного научно-исследовательского коллектива.

  

УДК: 001.8:001.32+001.89:005

ГРНТИ: 12.41.31, 12.21.69, 12.31, 12.21.45, 12.79.65, 12.21.65

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/five-tips-to-improve-your-research-culture_lj230315