В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html