Интегрированные ресурсы со временем изменяются таким образом, что их предыдущее содержимое заменяется обновленным. В научной работе «Расширение модели IFLA LRM для интегрированных ресурсов» (Extending the LRM Model to Integrating Resources) Тронд Ольберг (Trond Aalberg), Эдвард О'Нил (Edward O’Neill) и Майя Жумер (Maja Žumer) рассматривают проблему моделирования интегрированных ресурсов с использованием сущностей и связей эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM и их идентификации. В то время как монографии подвергались всестороннему анализу, интегрированным ресурсам уделялось очень мало внимания. Как показало исследование, применение неизмененной модели для таких ресурсов нецелесообразно ни с практической, ни с теоретической точки зрения. Авторы предлагают добавить в модель IFLA LRM две связи, учитывающие диахронические отношения между выражениями и проявлениями; в этом случае модель может применяться и для интегрированных ресурсов.

Интегрированный ресурс (integrating resource) – библиографический ресурс, который добавляется или изменяется посредством обновлений, интегрируемых в ресурс в целом. Примерами интегрированных ресурсов являются обновляемые веб-сайты и электронные обновляемые публикации.

  

УДК: 02:004+025.32

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1876802

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1876802

Авторы из Университета Иордании Фатен Хамад (Faten Hamad), Джордан Разан Аль-Аамр (Jordan Razan Al-Aamr), Джордан Синария Абдель Джаббар (Jordan Sinaria Abdel Jabbar), Джордан Хуссам Фахури (Jordan Hussam Fakhuri) опубликовали в мартовском номере IFLA Journal (том 47, выпуск 1) статью «Бизнес-аналитика в академических библиотеках Иордании: возможности и проблемы» (Business intelligence in academic libraries in Jordan: Opportunities and challenges). Академическим библиотекам важно понимать, как меняются потребности их пользователей – в этом им помогают бизнес-данные, на основе которых они обновляют свои услуги и процедуры. Для принятия решений и стратегического планирования данные должны быть преобразованы в информацию. Бизнес-аналитика предлагает мощные аналитические инструменты, такие как визуализация и интеллектуальный анализ данных, которые позволяют принимать обоснованные решения и впоследствии трансформировать пользовательский опыт, выводя его на более продвинутый уровень. Настоящее исследование рассматривает концепцию бизнес-аналитики с точки зрения ее восприятия сотрудниками отдела информации академических библиотек Иордании.

  

УДК: 027.7+004.62+005.52

ГРНТИ: 13.31; 20.53.19; 06.81.85

DOI: 10.1177/0340035220931882

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035220931882

Сотрудники факультета экономики и управления Университета Пардубице (Чешская Республика) Виктор Прокоп (Viktor Prokop) и Ян Стейскал (Jan Stejskal) в статье «Электронные книги в Чехии: анализ спроса и поведения читателей» (E-books in the Czech Republic: Analysis of demand and readers’ behavior) предлагают трехэтапную модель исследования особенностей предоставления электронных книг как одной из цифровых услуг в библиотеках. В качестве источника данных авторы используют уникальные данные онлайн-анкетирования читателей Городской библиотеки Праги в 2019 г. агентством Sociores. Результаты показывают, что пользователи, предпочитающие научную фантастику и фэнтези, представляют наиболее значительную группу читателей электронных книг в Городской библиотеке Праги, и что для них Facebook является наиболее предпочтительным способом связи. В заключительной части статьи авторы предлагают несколько практических рекомендаций, которые могут привлечь больше читателей электронных книг.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1177/0340035221989366

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035221989366

Управление исследовательскими данными является важной темой для университетов, научных работников и финансирующих их учреждений. Исследователи из Анкары (Турция) - доцент Ближневосточного технического университета Арсев Умур Айдиноглу (Arsev Umur Aydinoglu) и сотрудники Департамента управления информацией Университета Хаджеттепе, Гуледа Доган (Guleda Dogan) и Зехра Таскин (Zehra Taskin), в статье «Управление исследовательскими данными в Турции: исследование для создания эффективного национального хранилища данных» (Research data management in Turkey: A survey to build an effective national data repository) приводят результаты опроса 1577 научных сотрудников, зарегистрированных в информационной системе ARBİS, одного из крупнейших исследовательских хранилищ в Турции. В опросе, состоящем из 19 пунктов, были вопросы, например, о текущей практике использования и производства исследовательских данных; типах, форматах и размере данных, среде хранения данных. Целью этого опроса было выявить тенденции, проанализировать поведение и мысли исследователей, а также определить уровень знаний и образовательные потребности исследователей. В заключение авторы дают рекомендации, которые могут оказать положительное влияние на обработку и управление исследовательскими данными.

  

УДК: 004.62+004.658

ГРНТИ: 20.53.19; 50.41.21

DOI: 10.1177/0340035220917985

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035220917985

Парламентские библиотеки во всем мире играют решающую роль в предоставлении информационной поддержки органам власти. Эти библиотеки столкнулись с беспрецедентной ситуацией из-за пандемии COVID-19. Многим из них пришлось существенно изменить свою привычную работу, чтобы продолжать обслуживать своих пользователей. В статье «Проблемы и возможности для парламентских библиотек во время пандемии COVID-19: пример библиотеки Национального собрания Квебека» (Challenges and opportunities for parliamentary libraries during COVID-19: A case study of the National Assembly of Quebec Library) автор Каролин Менар (Carolyne Ménard) рассказывает, как библиотека Национального собрания Квебека отреагировала на эту проблему и изменила свои услуги во время пандемии. Автор описывает проблемы и возможности, возникающие при адаптации виртуальных сервисов, переосмысление процесса обработки документов и способы улучшения взаимодействия между сотрудниками библиотеки, а также прогнозирует, с какими еще трудностями может столкнуться библиотека. В этом тематическом исследовании рассказывается о передовой практике и извлеченных уроках и даны рекомендации учреждениям, столкнувшимся с аналогичными проблемами во время пандемии.

Каролин Менар работает специалистом справочно-библиографической службы библиотеки Национального собрания правительства Квебека. Она имеет степень магистра в области библиотечных и информационных наук в Университете Макгилла (Монреаль, Канада). За время работы в библиотеке она внедрила систему управления запросами в справочную службу библиотеки, участвовала в работе библиотеки в социальных сетях и создании выставок, посвященных коллекциям библиотеки.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023079

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023079

В статье «Каталогизация в поддержку информационной грамотности: задачи пользователя эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM в контексте Концепции информационной грамотности для высшего образования» (Cataloging to Support Information Literacy: The IFLA Library Reference Model’s User Tasks in the Context of the Framework for Information Literacy for Higher Education) С. Рокелл Стрейдер (C. Rockelle Strader), доцент, специалист отдела контента и доступа библиотек Университета штата Огайо (США), анализирует, как методы каталогизации способствуют развитию информационной грамотности с ориентацией на пять пользовательских задач эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM (Найти, Идентифицировать, Выбрать, Получить, Исследовать). В 2016 г. Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек США утвердила и выпустила в свет руководство «Концепция информационной грамотности для высшего образования» для использования в информационных и учебных учреждениях высшего образования. Оно представляет собой концептуальные положения и практические рекомендации для библиотекарей, преподавателей и иных специалистов по планированию учебных занятий и программ, заданий, курсов и других мероприятий, способствующих продвижению информационной грамотности. Целью исследования С. Рокелл Стрейдер было согласование деятельности по каталогизации с принципами информационной грамотности и решение вопросов обеспечения постоянного доступа к ресурсам для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

  

УДК: 025.32

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1939828

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1939828

Развитие электронных ресурсов в конце 1990-х годов повлекло за собой масштабные проекты оцифровки и сохранения информации. В статье «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) авторы – сотрудники Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсма (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиин Клеппе (Martijn Kleppe) и Технологического университета Делфта Марция Лоддо (Marzia Loddo) – описывают два текущих проекта Национальной библиотеки Нидерландов, направленных на физическое сохранение библиотечных материалов и на обеспечение их доступности. Первый проект – организация высококачественного доступа к специальным коллекциям с помощью 360°-панорамы хранилища библиотеки, снятой на трехмерную камеру Insta360 EVO. Снимки с камеры были проанализированы и снабжены интерактивными элементами. С помощью этого инструмента библиотека в перспективе могла бы соединить каждую книгу на 360°-панорамном изображении с гиперссылками на оцифрованную копию, отчетом о сохранении, дополнительными изображениями и другими материалами. Второй проект – использование интерфейса виртуальной реальности в образовательных целях для доступа к детским книгам. С помощью гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest пользователи могут открывать книги, перемещать их и включать звуковые эффекты. Кроме того, можно перемещаться в виртуальном мире; ходить по виртуальным книгам и просматривать их под любым углом.

  

УДК: 02:004+025.7/.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023080

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023080

Интересный опыт работы с читателями представлен Кристиной Риман-Мерфи (Christina Riehman-Murphy), Энн Холлоуэй (Anne Holloway) и Марком Маттсоном (Mark Mattson) в статье «Организация взаимодействия в эпоху пандемии: международный кулинарный конкурс на базе коллекции редких книг, организованный библиотеками Университета Пенсильвании и библиотекой Университета Монаша» (Cooking up engagement during a pandemic: The international Great Rare Books Bake Off between the Penn State and Monash University Libraries). В июле 2020 г., в самый разгар пандемии COVID-19, библиотеки-побратимы — библиотеки Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) и библиотеки Университета Пенсильвании (США) приняли решение о проведении международного мероприятия в продолжение своего давнего партнерского взаимодействия. Цель его — развитие сотрудничества и пропаганда специальных коллекций, принадлежащих этим организациям. Дружеское соревнование готовилось совместно обеими университетскими библиотеками. Пользователям было предложено принять участие в конкурсе на лучшее кулинарное изделие, приготовленное по рецептам из книг фонда библиотек. Участники должны были также презентовать свое блюдо в социальных сетях. Конкурс способствовал не только формированию осведомленности о сотрудничестве библиотек и об их коллекциях, но и позволил реализовать творческую энергию сообщества и поддержать его дух в столь трудное время. В статье, реализованной в формате тематического исследования, описаны этапы планирования, реализации и оценки проекта.

  

УДК: 027.7+616-036.2

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023087

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023087

С 2017 г. в университетских библиотеках Китая в связи с ростом количества патентных заявок было создано около 100 центров информационных услуг по интеллектуальной собственности. В статье «Информационные услуги в области интеллектуальной собственности и их влияние на трансформацию библиотек на примере университетских библиотек Китая» (Intellectual property information services and the impacts on academic libraries’ transformation from the perspective of Chinese university libraries) сотрудники библиотеки Китайского университета нефти (Пекин, КНР) Вэй Ян (Wei Yang) и Тяньлинь Лю (Tianlin Liu) анализируют, является ли создание центров информационных услуг по интеллектуальной собственности перспективным направлением деятельности для университетских библиотек. В статье рассказывается, как организована практика информационных услуг в области интеллектуальной собственности в США, Великобритании, Европе и Индии, а также рассматриваются основные тенденции и проблемы в этой сфере. Авторы отмечают, что благодаря центрам информационных услуг по интеллектуальной собственности университетские библиотеки могут превратиться из простых поставщиков информации в катализаторов инновационного процесса. Организация подобных центров поможет установить более тесные связи между университетами, сообществами и отраслями науки.

  

УДК: 02:004+027.7+347.77/.78

ГРНТИ: 13.31.23; 10.35, 10.41

DOI: 10.1177/03400352211025552

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211025552

Несмотря на проблемы и трудности, с которыми столкнулись все библиотеки во время пандемии вируса COVID-19, именно в это время появились новые передовые методы и инновационные способы оказания библиотечных услуг. Сотрудники подразделения библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари (Канада) Джеймс Э. Мерфи (James E Murphy), Карла Джей Льюис (Carla J. Lewis), Кристена МакКиллоп (Christena A. McKillop) и Марк Стокл (Marc Stoeckle) в статье «Развитие цифровых библиотечных и архивных услуг в библиотеках Университета Калгари в ответ на пандемию вируса COVID-19» (Expanding digital academic library and archive services at the University of Calgary in response to the COVID-19 pandemic) рассказывают о работе своей библиотеки в этот сложный период. В течение первых восьми месяцев пандемии в подразделение библиотек и культурных ресурсов Университета Калгари было добавлено четыре новые библиотеки, и в трех библиотеках была произведена значительная модернизация цифровых услуг. Среди результатов этой работы названы программа MyLibrarian, виртуальные 360°-панорамные туры, служба онлайн-чата библиотеки, учебные видео-инструкции, расширение перечня ответов на часто задаваемые вопросы, бесконтактное и безопасное обслуживание пользователей, доступ к цифровой библиотеке HathiTrust, программный инструмент для составления списков чтения Leganto и пр. Статья завершается обсуждением существующих ограничений и планов по предоставлению услуг в будущем.

  

УДК: 02:004+616-036.2

ГРНТИ: 31.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023067

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023067

Очередной выпуск журнала Library Technology Reports содержит доклад «Прикладные профили метаданных» (Metadata Application Profiles), представленный двумя сотрудниками библиотек Вашингтонского университета, руководителем отдела метаданных и проектов по каталогизации Теодором Геронтакосом (Theodore Gerontakos) и специалистом по метаданным Бенджамином Ризенбергом (Benjamin Riesenberg). Авторы разделяют профили на две больших категории — в зависимости от того, идет речь о связанных данных или нет. Задачи, которые решают прикладные профили метаданных, достаточно разнообразны, включая реализацию метаданных и их совместимость. Профили метаданных включают в себя четыре элемента: приложение, сущности, свойства, описывающие эти сущности, и значения, присвоенные этим сущностям. Создатели прикладных профилей метаданных собирают эти элементы из уже существующих источников, в том числе с использованием онтологий, схем, схем кодирования словарей, схем кодирования синтаксиса. Прикладные профили метаданных могут быть представлены в традиционном, машиночитаемом или гибридном формате. В докладе приводятся примеры, демонстрирующие специфические характеристики прикладных профилей метаданных.

Для читателей, желающих получить базовые знания о среде описания ресурсов (RDF), авторы доклада рекомендуют следующие материалы, содержащие доступное введение в основные концепции и полезные примеры:

1. Schreiber, Guus, and Yves Raimond, eds. “RDF 1.1 Primer.” W3C Working Group Note, World Wide Web Consortium. June 24, 2014. https://www.w3.org/TR/rdf11-primer

2. Cyganiak, Richard, David Wood, and Markus Lanthaler, eds. “RDF 1.1 Concepts and Abstract Syntax.” W3C Recommendation, World Wide Web Consortium. February 25, 2014. https://www.w3.org/TR/rdf11-concepts

  

УДК: 025.321

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.5860/ltr.57n6

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/807

Специальный выпуск IFLA Journal посвящен проблемам библиотечного обслуживания и библиотек коренных народов. В редакторской статье, подготовленной Стивеном Стреттоном (Stephen Stratton), секретарем секции библиотек коренных народов IFLA, и Камиллой Каллисон (Camille Callison), председателем секции, заявлено, что главной целью данного подразделения IFLA является поддержка коренных сообществ и их культур, международное сотрудничество в сферах библиотечно-информационного обслуживания, культуры, знаний, науки, что отвечает потребностям коренных сообществ и задачам сохранения преемственности поколений, культуры и языков коренных народов мира. Секция поощряет усилия библиотек в данной области, обмен опытом, обучение, образование и исследовательскую деятельность, поэтому так важна коммуникация, коллективные проекты и сотрудничество с другими секциями IFLA, национальными библиотечными ассоциациями коренных народов, Международным библиотечным форумом коренных народов, специалистами, занятыми сохранением культурной памяти. Идея спецвыпуска журнала IFLA родилась в ходе Всемирного библиотечного и информационного Конгресса 2019 г. (Афины, Греция). Согласно определению ООН, впервые сформулированному Хосе-Мартинесом Кобо (José Martínez Cobo), коренными являются «народы, имеющие неразрывную историческую связь с землей, до вторжения колонизаторов, на территории которой они издавна проживали; считающие себя отличными от иных общественных групп, которые в настоящее время превалируют на этих территориях или на отдельных ее частях. Коренные народы, образуя на данный момент меньшую часть общества, стремятся сохранить, развивать и передать грядущим поколениям наследственные земли и свою этническую особенность, как основу будущего существования в качестве коренного населения, в соответствии с культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».

Хосе Мартинес-Кобо — эквадорский антрополог, дипломат, в качестве специального докладчика выступал в ООН по вопросам дискриминации коренного населения.

В редакторском вступлении очерчен круг проблем, исследуемых авторами выпуска: теоретические и методические вопросы, исторические аспекты, связанные с влиянием колонизации на систему знаний коренного народа, обеспечение доступа к цифровым коллекциям, библиотечное обслуживание, использование традиционных ценностных моделей в библиотечном обслуживании, безопасность и доступность культурного наследия, интеграция его в библиотечную сферу, сторителлинг, культурное наследие в пространстве публичных библиотек и т.д. Следует отметить географию представленных статей — от Канады, Латинской Америки, Судана, Нигерии до Южной Африки и Австралии. Аннотации к отдельным статьям выпуска представлены, в том числе, на русском языке.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1720/1/ifla-journal-47-3_2021.pdf

В ноябрьском номере опубликовано тематическое исследование «Первичная оценка результатов онлайнового обучения в области управления научно-исследовательскими данными в Университете Нового Южного Уэльса» (An initial evaluation of research data management online training at the University of New South Wales). Авторы – Адриан В. Чу (Adrian W. Chew), Черри Цзин У (Cherry Zin Oo), Аделина Л. Вонг (Adeline LH Wong) и Джоанна Глэддинг (Joanne Gladding). Статья пополнила корпус существующей литературы, посвященной обучению в сфере управления научно-исследовательскими данными, и призвана помочь организациям в разработке подобных курсов для исследователей и аспирантов. Управление научными данными – процесс организации, хранения и обмена данными с момента начала исследовательского проекта до публикации и архивирования результатов исследования. В Университете Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) был разработан вводный онлайновый курс по управлению научными данными, предназначенный для аспирантов первого года обучения, кандидатов на получение ученой степени. В статье описан процесс разработки онлайнового курса и приведена методология первичной оценки, проведенной как аспирантами, так и преподавателями. В целом, большинство прошедших курс выразило удовлетворенность курсом и нашло его полезным и качественным. В статье последовательно освещаются контекст возникновения идеи курса, процесс его разработки, принятая стратегия ориентации на пользователя, его преимущества и ограничения, результаты. Как показано в статье, курс ориентирован на решение конкретных проблем управления научными данными в организации.

  

УДК: 37.016:004.65

ГРНТИ: 14.85, 14.35.07, 14.35.09; 12.51; 20.23

DOI: 10.1177/03400352211054120

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211054120

В статье Кэтрин Смит (Catherine Smith) «Автоматизация и интеллектуальная свобода: искусственный интеллект, субъективизм и информационный ландшафт» (Automating intellectual freedom: Artificial intelligence, bias, and the information landscape) поднимаются проблемы интеллектуальной и личной свободы, возникающие в связи с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечные процессы. В данном случае искусственный интеллект рассматривается как потенциальный инструмент для применения в двух специфичных и взаимосвязанных областях: в описании ресурсов и поиске. Результат его применения должен выражаться в простоте обнаружения ресурса пользователями и доступа к нему. Если говорить об эффективности и качестве услуг, то технологии ИИ несут в себе огромные выгоды и для библиотек, и для их читателей — как это произошло с поисковыми системами. Безусловно, интеграция искусственного интеллекта в процесс описания ресурсов трансформирует цифровой информационный ландшафт — но при этом грозит потерей доверия пользователей. Описание ресурсов непосредственно влияет на то, как ресурсы будут представлены в библиотеке, а значит, на то, как пользователи будут воспринимать информацию и взаимодействовать с ней. Традиционные, вручную создаваемые каталоги неизбежно несли в себе ошибки культурного характера или обусловленные человеческим фактором, но искусственный интеллект может привнести искажения в невиданном ранее масштабе. Автоматизация может обернуться еще большей угрозой в сравнении с манипуляциями, источником которых являлся человек. Библиотекари должны увидеть риски, связанные с искусственным интеллектом, и узнать, какие меры следует предусмотреть, чтобы не навредить себе и своим пользователям, передавая функцию описания ресурсов искусственному интеллекту, который придет на смену «профессиональной основе», на которой обеспечивается доступ к библиотечным материалам, о чем говорится в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе IFLA (1999). В статье анализируются возможные методы использования ИИ в описании ресурсов и поисковой деятельности, дается оценка этическим вызовам, связанным с данной технологией, делаются предположения относительно контрмер, которые смягчат вред, которые данные трансформации могут нанести пользователям библиотек.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.31.23; 20.23, 20.51; 28.23

DOI: 10.1177/03400352211057145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211057145

Всемирная пандемия COVID-19 вызвала серьезные ограничения в образовательном процессе. Академические учреждения в Южной Африке были закрыты, однако студентам необходимо было дать возможность закончить учебный год, поэтому учебные заведения были вынуждены пересмотреть свои методы коммуникации, преподавания и обучения. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула (Кейптаун, ЮАР) смогли оказать информационную поддержку студентам с помощью онлайн-сервиса LibGuides. Система управления контентом LibGuides применяется в библиотеках Университета с 2012 г. в качестве средства предоставления студентам предметной информации с быстрыми ссылками на избранные ресурсы и информацию, дополняющую обучение информационной грамотности. Преподаватели используют ресурсы для подготовки лекций и подбора учебных материалов, а исследователи и аспиранты используют руководства по поддержке исследований при написании своих статей. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула Дебора Беккер (Deborah A. Becker), Джоанн Арендсе (Joanne Arendse), Велишва Тшетша (Veliswa Tshetsha), Сулейга Давидс (Zulaiga Davids) и Вуйокази Кива-Джонсон (Vuyokazi Kiva-Johnson) в статье «Разработка системы LibGuides в библиотеках Технологического университета Кейп-Пенинсула и влияние локдауна COVID-19 на ее использование» (The development of LibGuides at Cape Peninsula University of Technology Libraries and the impact of the COVID-19 lockdown on their usage) рассказывают об истории развития LibGuides в Университете, о ее использовании во время карантина, а также анализируют, удалось ли им удовлетворить информационные потребности студентов во время локдауна 2020 г. В исследовании были применены следующие методы: (1) онлайновые фокус-группы студентов четвертого курса педагогического факультета, и (2) онлайн-опрос сотрудников библиотеки, которые поддерживают и используют LibGuides. В целом, система LibGuides показала себя как надежный информационный ресурс помощи студентам и сотрудникам университета во время локдауна. Однако авторы отмечают, что система LibGuides уже была знакома пользователям до локдауна; кроме того, на первых курсах для студентов проводились тренинги по информационной грамотности.

  

УДК: УДК 025.5:004.77+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1177/03400352211046025

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211046025

Специальный номер журнала IFLA Journal посвящен опыту библиотек, связанному с пандемией. Тема номера — «Библиотеки и COVID-19: возможности для инноваций» (Editorial: Libraries and COVID-19: Opportunities for innovation) — совпадает с заголовком передовой статьи, подготовленной приглашенными редакторами Миленой Добревой (Milena Dobreva) и Герминой Ангелеску (Hermina Anghelescu). Статья представляет собой обзор публикуемых статей.

С самого начала пандемии COVID-19 библиотечно-информационный сектор был вынужден адаптироваться к новым условиям. Весь этот период пандемии можно условно разделить на следующие этапы: закрытие, возобновление работы и адаптация к «новой норме».

По иронии судьбы локдаун случился в тот момент, когда библиотеки по всему миру осознали свою роль максимально открытого для сообщества «третьего места». В данном номере представлен, в частности, анализ первоначальных планов и инициатив на этапе закрытия библиотек в связи с пандемией, а также подготовленных библиотечными ассоциациями разных стран соответствующих документов и рекомендаций. Уже на этом этапе профессиональное сообщество задумывалось о том, в каком виде библиотеки откроются вновь, что они могут предложить пользователям, как их защитить. Отмечается, что в своих публикациях 2020 г. международная федерация IFLA также обобщила и проанализировала эти планы. Как правило, они лежат в четырех плоскостях – реорганизация пространства; службы и услуги; меры безопасности; санитарно-гигиенические мероприятия.

Постковидное будущее описывается авторами статей как «сложные времена», что связано отчасти с проблемами государственного финансирования. Кроме того, одна из основных тенденций в описании будущего — осознание того, что «виртуальность останется в библиотеках навсегда» — онлайновые виды обслуживания сохранят свою предпочтительность в сравнении с традиционными формами. В статьях, размещенных в номере, исследователи называют факторы, которые будут оказывать влияние на работу библиотекарей и информационных специалистов в 2022 г. Среди публикаций данного номера — тематические исследования, автоэтнографический анализ, обзоры, другие оригинальные статьи. Рассматриваются задачи библиотек различных видов и типов, проблемы, связываемые с произошедшими изменениями, технологические сценарии, кадровые вопросы. Отдельная группа статей посвящена вопросам пользовательского поведения и дезинформации — интересно, что последняя проблема освещается на основе данных 138 стран. Традиционно географический охват выпуска широк — от США и Канады до Бразилии, от Шотландии до ЮАР и Австралии, от Нигерии до Бангладеш и Китая.

Аннотации к статьям представлены на рабочих языках IFLA, в том числе на русском.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616.9COVID

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211031739

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1886/1/ifla-journal-48-1_2022.pdf

Специальный выпуск журнала IFLA Journal под названием «Стратегии сохранности и курирования» (Preservation storage and curation strategies) посвящен описанию различных методик хранения печатных и цифровых коллекций с учетом существующих конкретных ограничений и возможностей в различных типах библиотек. Редакторы этого выпуска, Рейнхард Альтенхонер (Reinhard Altenhöner) из Берлинской государственной библиотеки (Германия) и Джейкоб Надаль (Jacob Nadal) из Библиотеки Конгресса (США), подготовили подборку статей в поисках ответов на вопросы – какую стратегическую функцию в библиотеках играет хранилище? как взаимосвязаны выбор типа хранилища и весь спектр видов деятельности библиотеки, от сохранности до обеспечения доступа к данным?

Ежедневно библиотеки принимают осознанные решения о выборе моделей обслуживания, определяемые их ресурсами и целями и реализуемые в стратегии хранения. Сохранность фондов требует значительных финансовых расходов, однако библиотеки при эффективном управлении должны получать ощутимую выгоду от этих инвестиций. Проекты крупных учреждений, таких как Берлинская государственная библиотека и Библиотека Конгресса, помогают найти новые возможности и технологии в области сохранности данных, но они не могут быть унифицированным решением для всех библиотек.

В выпуск вошли следующие материалы:

1. Интервью с руководителем отдела по работе с фондами Национальной библиотеки Новой Зеландии Питером Уайтхедом (Peter Whitehead), а также архивариусом и главным советником маори по программе «Тахуху» Хинеранги Химионой (Hinerangi Himiona), «Тахуху: программа сохранения памяти нации» (Tāhuhu: Preserving the Nation’s Memory Programme).

2. Статья сотрудников отдела сохранности и консервации им. Барбары Голдсмит Библиотечной системы Нью-Йоркского университета (США) Шанталь Стайн (Chantal Stein), Джессики Пейс (Jessica Pace), Лоры Макканн (Laura McCann) «Идентификация и хранение пластиковых материалов в библиотеках и архивах» (Identification and storage of plastics in libraries and archives).

3. Статья доцента Университета Махараджи Бир Бикрам (Индия) Судипа Бхаттачарджи (Sudip Bhattacharjee) «Хранение рукописей в тропическом климате саванны на северо-востоке Индии» (Curation of manuscripts in the tropical savanna climate of north-eastern India).

4. Статья сотрудников Национальной библиотеки Франции Селин Аллен (Celine Allain) и Софи Герино (Sophie Guerinot) «Система защиты от наводнений в хранилище Национальной библиотеки Франции» (Preservation storage in a flood damage mitigation effort at the National Library of France).

5. Статья сотрудников Британской библиотеки (Великобритания) Паулины Кралки (Paulina Kralka) и Марии Музарт (Marya Muzart) «Свитки Дуньхуан: инновационные решения для хранения в Британской библиотеке» (Dunhuang scrolls: Innovative storage solutions at the British Library).

6. Статья помощника специалиста по профилактической консервации Центра Гарри Рэнсома Техасского университета в Остине (США) Женевьев Пирс (Genevieve Pierce) «Проект по обеспечению сохранности коллекции раскадровок Дэвида О. Селзника: тематическое исследование» (The David O. Selznick storyboard rehousing project: A case study).

7. Статья «Решаем, как принять решение: использование критериев цифровой сохранности» (Deciding how to decide: Using the Digital Preservation Storage Criteria) коллектива авторов: Сибил Шефер (Sibyl K. Schaefer) из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США); Нэнси Макговерн (Nancy Y. McGovern) из Библиотечной системы Массачусетского технологического института (США); Эльд Зирау (Eld M. O. Zierau) из Королевской библиотеки Дании; Андреа Геталс (Andrea L. Goethals) и Синтии Ву (Cynthia C. M. Wu) из Национальной библиотеки Новой Зеландии.

8. Статья «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) сотрудников Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсмы (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиина Клеппе (Martijn Kleppe) и сотрудницы Технологического университета Делфта Марции Лоддо (Marzia Loddo).

9. Статья специалиста Европейского исследовательского центра консервации и реставрации книг и документов Дунайского университета в Кремсе (Австрия) Патрисии Энгель (Patricia Engel) «Применимость традиционных народных методов обеспечения сохранности в современной библиотечной практике Индонезии» (Applicability of traditional storage methods in Indonesia for today’s conservation practice).

10. Статья «Натуральные антибактериальные средства для обработки фондов» (Natural ingredients for a bacteria-free library collection) двух специалистов библиотек индийских колледжей – Антонетт Мохан Лобо (Antonette Mohan Lobo), Колледж искусств, науки и торговли Южно-Индийского общества образования, и Мадхури Тикам (Madhuri Tikam), Торгово-экономический колледж Хассарама Риджхумала.

Редакторы выпуска отмечают, что сохранение коллективной памяти — будь то в печатной или цифровой форме — является общей задачей библиотек. Необходимость особого внимания к сохранности особенно важна в условиях стремления общества к обеспечению устойчивого развития, что изо дня в день ставит перед нами все более сложные задачи во многих аспектах нашей жизни.

Аннотации статей, вошедших в специальный выпуск, размещены в отдельном разделе с переводом на все рабочие языки IFLA, в том числе и на русский язык: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221099140

  

УДК: 022.4+025.7./9:005.922.7

ГРНТИ: 13.31.91; 20.17.17

DOI: 10.1177/03400352221093475

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/toc/iflb/48/2

В результате чрезвычайной ситуации, вызванной мировой пандемией COVID-19, университетским библиотекам Латинской Америки пришлось срочно корректировать и адаптировать различные виды своей деятельности, обслуживания и ресурсов. В течение первого учебного семестра 2020 г. решение о временном прекращении очного обучения в учебных заведениях коснулось почти 1,1 млрд студентов по всему миру. Всемирные агентства, такие как ЮНЕСКО, развернули ряд образовательных инициатив. Так, например, Глобальная коалиция по вопросам образования предложила новые подходы к разработке более открытых и гибких систем образования будущего.

Глобальная коалиция по вопросам образования организована для поддержки стран в расширении масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении наибольшего охвата детей и молодежи. Коалиция ставит целями:

• оказание помощи странам в мобилизации и внедрении инновационных и соответствующих специфике конкретной ситуации решений для дистанционного обучения с использованием высокотехнологичных, низкотехнологичных и нетехнологических подходов;

• поиск справедливых решений и обеспечение всеобщего доступа;

• обеспечение скоординированных мер реагирования и недопущение дублирования усилий;

• содействие возвращению учащихся в классные комнаты при возобновлении работы школ во избежание резкого увеличения показателей отсева учащихся.

В опубликованной в мае статье мексиканских авторов Лурдес Ферии Басурто (Lourdes Feria Basurto), Умберто Мартинеса-Камачо (Humberto Martinez-Camacho) и Алехандры Кальдерон-Свейн (Alejandra Calderon-Swain) «Технологические сценарии новой нормальности в университетских библиотеках Латинской Америки» (Technological scenarios for the new normality in Latin American academic libraries) приводятся количественные характеристики процессов, затронувших латиноамериканские библиотеки в связи с пандемией. Авторы представляют результаты исследования, посвященного восприятию библиотекарями проблем и результатов трансформации деятельности библиотек. Исследование строилось на основе анкетирования университетских библиотек. Приведен обзор литературы, представленной в базах данных Scopus, Web of Science, ERIC (Education Resources Information Center) и Directory of Open Access Journals , а также найденной при помощи поисковых систем Google Scholar, Semantic Scholar и Microsoft Academic. Обнаружено, что технологическая карта университетских библиотек Латинской Америки не обладает однородностью. В статье систематизированы направления трансформации технологической среды университетских библиотек в 2020 г. Отмечено, что произошли значительные изменения в использовании цифровых приложений, в сервисах, поддержке пользователей и обучении библиотечных специалистов, а также в среднесрочных планах библиотек. В условиях цифровой трансформации большую активность проявили как библиотечные специалисты, так и пользователи, а присутствие технологий в библиотеках стало более очевидным и для тех, и для других. Респондентами отмечены также такие моменты, как присутствие библиотек в социальных сетях, обновление библиотечных веб-сайтов и расширение доступа к ним, подготовка обучающих материалов, информационное обучение и оцифровка фондов. Значительный процент респондентов-библиотекарей высоко оценил практику онлайнового обучения, широко развернутую в латиноамериканском библиотечном сообществе в период пандемии. Ожидаемо высоким был отклик на возможность скачивать электронные книги и научные статьи. Неожиданно популярным оказались справочные сервисы — что авторы связывают с традиционной для Латинской Америки культурой межличностного общения. Авторы делают вывод о том, что «новая нормальность» находит место в библиотеках Латинской Америки и ее университетских сообществах.

  

УДК: 025.5:004.77+004:027/7(7/8=134)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 14.35.07

DOI: 10.1177/03400352211035412

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211035412

В статье «Сравнение образовательных программ Хорватии и США в области библиотечного дела» (Comparison of library studies programs in Croatia and the USA) авторы Анжела Дэвис (Angela R. Davis), Стефани Диас (Stephanie A. Diaz) и Рассел Холл (Russell A. Hall) анализируют минимальные требования, предъявляемые к образовательным программам в области информатики и библиотековедения в Хорватии и США. Статья является логическим продолжением предыдущего исследования в области сравнительного образования и сравнительного библиотековедения. Выполнено комбинированное исследование и проанализированы аккредитованные программы уровня бакалавриата, реализуемые в колледжах и университетах Хорватии (3 учебных заведения) и США (53 вуза). Данные по образовательным программам в области библиотековедения и информатики являются общедоступными, поэтому авторы статьи сочли возможным использовать веб-сайты учебных заведений в качестве источников информации. Список американских вузов, имеющих аккредитацию Американской библиотечной ассоциации на реализацию учебных программ, также размещен на сайте ALA. Выявлены значительные различия и сходные характеристики в программах двух стран. Отмечено, что образовательный маршрут, заложенный в хорватских программах, более структурирован, и магистерской программе обязательно должен предшествовать бакалавриат. Также предполагается лицензирование новых специалистов. В США, как правило, действуют лишь программы послевузовского обучения. В обеих странах образовательные программы характеризуются гибкостью и высокой адаптивностью. От студентов требуется прохождение нескольких фундаментальных курсов в области библиотечного дела, однако в Хорватии акцент сделан на освоении дисциплин, связанных с библиотечными технологиями и управлением фондами. Напротив, американские образовательные программы в большей степени сфокусированы на руководстве и управлении. Кроме того, в США студенты пользуются большей свободой при выборе дисциплин для изучения. Предполагается, что полученные результаты открывают возможности для будущих исследований. Возможно, исследователям будет интересно углубиться в тему политического и исторического влияния на централизацию требований к высшему образованию, в целом, и к библиотечно-информационному образованию, в частности. Статья также будет полезна специалистам в области библиотечного образования нашей страны, так как даст им повод к анализу программ библиотечно-информационного образования и будущих потребностей в данной области.

  

УДК: 377.016:02+377(497.5):377(73)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.91

DOI: 10.1177/03400352221103894

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352221103894