В специальном выпуске журнала Journal of eScience Librarianship (том 10, выпуск 1) опубликованы материалы по итогам состоявшегося в марте 2020 г. саммита «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» (Research Data and Preservation, RDAP). Это была одна из первых конференций периода пандемии, состоявшихся в онлайн-формате. Главная тема саммита и номера журнала обозначена как «Взаимодействие через данные» (Connecting Through Data). На своих страницах журнал поместил комментарий к конференции Дженифер Чапут (Jennifer Chaput) «Виртуальное взаимодействие и будущие виртуальные конференции» (Virtual Connections and Virtual Futures), в котором рассмотрены сценарии и формы будущих виртуальных форумов.

Более подробную информацию о саммите «Научно-исследовательские данные и обеспечение их сохранности» можно узнать на сайте: https://rdapassociation.org/summit

  

УДК: 02+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1197

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss1/5

16 февраля 2021 г. вышла статья «Самая сложная работа в библиотеке» (Toughest job in the library) автора Яна Д. Гордона (Ian D. Gordon). Цель этой статьи – описание уникальной роли менеджеров среднего звена в библиотеках. Менеджеры среднего звена на оперативном уровне реализуют стратегические директивы, исходящие от высшего руководства библиотеки. Условия работы менеджеров среднего звена, в частности, библиотекарей книговыдачи, можно назвать уникальными, поскольку их работа характеризуется многофункциональностью, многозадачностью и вместе с тем нахождением на переднем крае обслуживания пользовательского сообщества. Вместе с тем библиотеки развиваются, меняют стратегию своей деятельности, внедряют новые услуги, удовлетворяя изменившиеся потребности пользователей. Такая специфика работы может привести к профессиональному выгоранию, изоляции, стрессу. Статья основана на личном разнообразном опыте автора и его размышлениях в качестве главы отдела обслуживания университетской библиотеки. В статье описываются возможности и проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари, а также навыки и компетенции, необходимые библиотекарям, возглавляющим функциональные отделы.

  

УДК: 023.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-04-2020-0072

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2020-0072/full/html

Управление исследовательскими данными является важной темой для университетов, научных работников и финансирующих их учреждений. Исследователи из Анкары (Турция) - доцент Ближневосточного технического университета Арсев Умур Айдиноглу (Arsev Umur Aydinoglu) и сотрудники Департамента управления информацией Университета Хаджеттепе, Гуледа Доган (Guleda Dogan) и Зехра Таскин (Zehra Taskin), в статье «Управление исследовательскими данными в Турции: исследование для создания эффективного национального хранилища данных» (Research data management in Turkey: A survey to build an effective national data repository) приводят результаты опроса 1577 научных сотрудников, зарегистрированных в информационной системе ARBİS, одного из крупнейших исследовательских хранилищ в Турции. В опросе, состоящем из 19 пунктов, были вопросы, например, о текущей практике использования и производства исследовательских данных; типах, форматах и размере данных, среде хранения данных. Целью этого опроса было выявить тенденции, проанализировать поведение и мысли исследователей, а также определить уровень знаний и образовательные потребности исследователей. В заключение авторы дают рекомендации, которые могут оказать положительное влияние на обработку и управление исследовательскими данными.

  

УДК: 004.62+004.658

ГРНТИ: 20.53.19; 50.41.21

DOI: 10.1177/0340035220917985

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035220917985

В первом номере журнала Journal of Electronic Resources за 2021 год опубликован небольшой аналитический обзор Денизы А. Гарофало (Denise A. Garofalo) «Советы с передовой» (Tips from the trenches), посвященный профессиональным публикациям по широкому кругу проблем, связанных с переходом библиотек от печатной информации к информации электронной. Это вопросы обнаружения информации и информационных продуктов, управления множественными базами знаний, которыми оперирует современная библиотека, пути, которыми библиотека приводит своих пользователей к необходимому им электронном контенту. Некоторые из рассмотренных автором публикаций характеризуют общие тенденции в развитии библиотечного обслуживания в связи его цифровизацией, а также общие проблемы управлениям цифровыми ресурсами. Другие работы посвящены конкретным методам управления ресурсами, в частности, множественными базами знаний и соответствующим инструментам. В освещаемой литературе отражены также вопросы нестабильности электронных ресурсов, взаимодействия систем, необходимости сотрудничества университетских и научных библиотек, выбора посредника для обеспечения пользователю доступа к контенту. Статья сопровождается библиографией.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1871197

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1871197

Цель исследования Джессики М. Моралес (Jessica M. Morales) и Кристины А. Бейс (Christina A. Beis) «Коммуникация в рамках жизненного цикла электронных ресурсов в университетских библиотеках» (Communication across the electronic resources lifecycle: a survey of academic libraries) состоит в выявлении распространенных проблем коммуникации, возникающих в рамках жизненного цикла электронного ресурса, и поиске эффективных стратегий управления такими ресурсами. В опросе специалистов университетских библиотек приняло участие 240 человек, которые оценивали по 5-бальной шкале Лайкерта эффективность коммуникации в своей организации на этапах комплектования, обеспечения доступа, управления, оценки и обновления. Исследование показало, что самыми проблемными с точки зрения коммуникации являются этапы комплектования, оценки и обновления электронных ресурсов. Самой положительной оказалась оценка коммуникации в процессе обслуживания и поддержки электронных ресурсов. В статье анализируются механизмы коммуникации, реализуемые университетскими библиотеками в рамках жизненного цикла электронных ресурсов.

  

УДК: 027.7:004+005.5

ГРНТИ: 13.31; 06.81

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1913841

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1913841

Парламентские библиотеки во всем мире играют решающую роль в предоставлении информационной поддержки органам власти. Эти библиотеки столкнулись с беспрецедентной ситуацией из-за пандемии COVID-19. Многим из них пришлось существенно изменить свою привычную работу, чтобы продолжать обслуживать своих пользователей. В статье «Проблемы и возможности для парламентских библиотек во время пандемии COVID-19: пример библиотеки Национального собрания Квебека» (Challenges and opportunities for parliamentary libraries during COVID-19: A case study of the National Assembly of Quebec Library) автор Каролин Менар (Carolyne Ménard) рассказывает, как библиотека Национального собрания Квебека отреагировала на эту проблему и изменила свои услуги во время пандемии. Автор описывает проблемы и возможности, возникающие при адаптации виртуальных сервисов, переосмысление процесса обработки документов и способы улучшения взаимодействия между сотрудниками библиотеки, а также прогнозирует, с какими еще трудностями может столкнуться библиотека. В этом тематическом исследовании рассказывается о передовой практике и извлеченных уроках и даны рекомендации учреждениям, столкнувшимся с аналогичными проблемами во время пандемии.

Каролин Менар работает специалистом справочно-библиографической службы библиотеки Национального собрания правительства Квебека. Она имеет степень магистра в области библиотечных и информационных наук в Университете Макгилла (Монреаль, Канада). За время работы в библиотеке она внедрила систему управления запросами в справочную службу библиотеки, участвовала в работе библиотеки в социальных сетях и создании выставок, посвященных коллекциям библиотеки.

  

УДК: 025.5

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023079

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023079

Развитие электронных ресурсов в конце 1990-х годов повлекло за собой масштабные проекты оцифровки и сохранения информации. В статье «Эксперименты с методами цифрового представления - 360°-панорамами и виртуальной реальностью - в качестве новых стратегий доступа к уязвимым с точки зрения сохранности фондам: два тематических исследования в Национальной библиотеке Нидерландов» (Experimenting with 360° and virtual reality representations as new access strategies to vulnerable physical collections: Two case studies at the KB, National Library of the Netherlands) авторы – сотрудники Национальной библиотеки Нидерландов Фукье Бурсма (Foekje Boersma), Карин Вингерхутс (Karin Vingerhoets), Мартиин Клеппе (Martijn Kleppe) и Технологического университета Делфта Марция Лоддо (Marzia Loddo) – описывают два текущих проекта Национальной библиотеки Нидерландов, направленных на физическое сохранение библиотечных материалов и на обеспечение их доступности. Первый проект – организация высококачественного доступа к специальным коллекциям с помощью 360°-панорамы хранилища библиотеки, снятой на трехмерную камеру Insta360 EVO. Снимки с камеры были проанализированы и снабжены интерактивными элементами. С помощью этого инструмента библиотека в перспективе могла бы соединить каждую книгу на 360°-панорамном изображении с гиперссылками на оцифрованную копию, отчетом о сохранении, дополнительными изображениями и другими материалами. Второй проект – использование интерфейса виртуальной реальности в образовательных целях для доступа к детским книгам. С помощью гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest пользователи могут открывать книги, перемещать их и включать звуковые эффекты. Кроме того, можно перемещаться в виртуальном мире; ходить по виртуальным книгам и просматривать их под любым углом.

  

УДК: 02:004+025.7/.9

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1177/03400352211023080

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023080

В июньском выпуске журнала опубликована статья Дженнифер Франс Томпсон (Jennifer France Thompson) «Система управления электронными ресурсами в консорциум: выбор и реализация в Университете Миссури» (Selection and implementation of a consortial e-resource management system: The University of Missouri System’s experience).

Эффективность систем управления электронными ресурсами — задача, которую консорциумам приходится решать непрерывно. Бюро объединенных электронных ресурсов в системе Университета шт. Миссури (UMECO) управляет ресурсами консорциума. Выделенный на электронные ресурсы бюджет Университета составляет приблизительно 2,5 млн долларов на 45 лицензионных электронных ресурсов. Кроме того, в управлении UMECO находятся электронные ресурсы отдельных библиотек кампуса, а также ряда филиалов. Это 340 электронных ресурсов, подписка и оплата которых обходится в 4,7 млн долларов. К филиалам относятся местный колледж, три государственных университета, три частных университета и медицинская клиника с отделениями по всему штату. Бюро приняло решение о внедрении системы эффективного, прозрачного и коллективного управления лицензионными электронными ресурсами консорциума. Автор делится опытом выбора и реализации такой системы, отвечающей потребностям членов консорциума и установленным требованиям. Модули управления электронными ресурсами в автоматизированных библиотечных системах последнего поколения позволяют отслеживать лицензии и подписки, по необходимости возобновлять их, осуществлять сбор статистических данных, реализовывать функционал баз знаний. При этом функции управления электронными ресурсами множественных библиотек в рамках консорциума не всегда удается реализовать в равной или удовлетворительной степени. Однако в целом эффективное использование функциональных возможностей такой системы консорциуму активно участвовать в специальных проектах и привлекать дополнительные электронные ресурсы на благо участников.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1911452

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1911452

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

В том же выпуске в статье «Анализ фактологической базы в решении проблем обеспечения электронного доступа. Там, где наука встречается с практикой» (Exploring the evidence-base for electronic access troubleshooting: Where research meets practice) Линдси Лоури (Lindsey Lowry) предлагает новые направления для будущих исследований. Фактологическая база, содержащаяся в научной литературе, посвященной управлению доступом к электронным ресурсам и решению проблем, играет важную роль не только в научной, но в практической деятельности библиотек, поскольку факты, знания, опыт и данные исследований — это то, чем библиотекари могут обмениваться в профессиональном общении. На сегодняшний день литература, посвященная решению проблем электронного доступа, в частности, публикации в журналах, охватывающих вопросы технического и технологического обеспечения библиотек, изучена недостаточно. При помощи качественных методов контент-анализа автор проанализировала 35 статей, выявив тенденции и пробелы в формировании фактологической базы для будущих исследований. В частности, автор отмечает неоднозначность терминологии, указывает на необходимость стандартизации процессов и операций, подготовки специалистов, а также недоступность или отсутствие доступа к самой фактологической базе, по причине освещения данной проблематики в публикациях особого типа (например, в трудах конференций).

  

УДК: 02:004+004.771

ГРНТИ: 13.20.31; 19.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949153

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949153

Меган M. Руэнц (Megan M. Ruenz), специалист по управлению электронными ресурсами, Уитон Колледж (Чикаго, штат Иллинойс, США), подготовила статью «Использование Microsoft Teams в организации работы отдела электронных ресурсов в период пандемии и после нее» (Using Microsoft Teams to keep the E-resources department organized during a pandemic and beyond). Дружественная корпоративная платформа Microsoft Teams, как замена Microsoft Classroom, объединяет в рабочем пространстве чаты, голосовые сообщения, видео и файлы, которыми участники группы обмениваются в целях организации своей деятельности. С момента появления данной коммуникационной платформы появилось множество дополнительных функций, которые делают ее еще более эффективной. В статье освещаются основные функции Microsoft Teams, и рассказывается, как использует платформу группа описания ресурсов и цифровых проектов и управления электронными ресурсами библиотеки Басвелла, главной библиотеки Уитон Колледжа. Группе удалось адаптировать платформу для выполнения многочисленных специфических задач, например, общения и обмена документами; использовать ее в качестве канала профессионального развития и обеспечения доступа к корпоративным файлам в репозитории колледжа и общем сервисе хранения файлов Google Drive. На базе платформы обеспечивалась поддержка учебного процесса. Функционировал статистический канал.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949166

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949166

В четвертом номере журнала Library Quarterly опубликована рецензия координатора служб комплектования и сериальных изданий Библиотеки Роберта Х. Годдарда Университета Кларка Бритни Бергхольм (Brittney Bergholm) на книгу «Библиотечные технологии: адаптация к меняющейся среде» (Library Technical Services: Adapting to a Changing Environment) под редакцией комплектатора Американского университета (Вашингтон, США) Стейси Мариен (Stacy Marien).

Книга состоит из 26 глав, в которых специалисты университетских библиотек США делятся тем, как их технологические подразделения адаптировались к меняющимся условиям. Главы сгруппированы в шесть подразделов: эволюция библиотечной каталогизации и метаданных, улучшение оценки коллекций и управления ими, переосмысление использования библиотечного пространства, кадровое обеспечение, управление коллекциями государственных документов в цифровую эпоху и адаптация библиотечных технологий к будущему. Такое разделение должно помочь читателям выбрать для ознакомления главы, отвечающие их профессиональным интересам.

Стейси Мариен отмечает, что библиотеки успешно воспользовались возможностями глобализации доступа к знаниям. Повседневная деятельность и услуги библиотек изменились благодаря доступу к сети Интернет и возможности предоставлять контент в электронных форматах. Технологические службы библиотек служат соединительным элементом между физическими и электронными коллекциями. Профессиональные навыки сотрудников также должны развиваться, например, возрастает значение услуг, связанных с языками кодирования и схемами метаданных. Стейси Мариен надеется, что читатели книги найдут в ней вдохновляющие идеи, практические советы и примеры решения проблем, с которыми сталкиваются их подразделения.

Ознакомиться с обзором книги Стейси Мариен «Библиотечные технологии: адаптация к меняющейся среде» издательства Purdue University Press и приобрести ее можно по ссылке: https://docs.lib.purdue.edu/purduepress_previews/57

  

УДК: 02:004.77+001.103.2

ГРНТИ: 19.51; 13.31, 13.41; 20.23.29

DOI: 10.1086/715917

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/715917

В октябрьском номере журнала помещен доклад Джейсона Бенгстона (Jason Bengtson) «Управление библиотечными ИТ-подразделениями в период кризиса» (Library IT Management in Times of Crisis). В нем описаны различные проблемы, с которыми сталкивается библиотека в кризисной ситуации, и показано, как информационные технологии помогают их разрешить в той или иной мере, и что в связи с этим необходимо и полезно знать руководителям и работникам ИТ–подразделений. Кризисная ситуация в библиотеке определяется автором как обстоятельства, которые приводят к существенным и масштабным нарушениям в функционировании служб, от которых зависит работа специалистов или удовлетворение потребностей пользователей — или и то, и другое одновременно. Таким кризисом может стать не только пандемия, но и пожар, и подтопление библиотечного здания. У автора есть опыт пребывания в таких ситуациях, на который он опирается в данной публикации. Он предлагает выработать план, который позволит в будущем управлять действиями ИТ-подразделения в условиях кризиса. Необходимо расставить приоритеты и мобилизовать силы для решения первоочередных задач (технических, технологических), которые позволят библиотеке сохранить свои ресурсы и обеспечить доступ к ним пользователям и сотрудникам; необходимо наладить коммуникацию как с пользователями, так и со штатными специалистами, решить вопрос с использованием оборудования; обеспечить переход на цифровые услуги и операции Следует учитывать человеческий фактор, стресс, недостаток общения и сложности организации профессиональной коммуникации в нестандартной ситуации. Умение работать в команде, делегирование полномочий, коллективность обсуждений, координация работы сотрудников ИТ-подразделения — все это не менее важно, чем технические вопросы, вопросы логистики, бюджета. Автор подчеркивает, что управление кризисной ситуацией возможно на основе четкого плана действий.

Джейсон Бенгстон в течение семи лет работает в ИТ-подразделении библиотек Вашингтонского университета. В качестве главы такого подразделения в течение его карьеры пришлось дважды столкнуться с серьезными кризисными ситуациями. Дж. Бенгстон -- автор книги «Разработка библиотечного веб-сайта: не только секреты и советы» (Library Web Development: Beyond Tips and Tricks). Он является также редактором журнала International Journal of Library and Information Services.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.21, 13.31.23; 19.31; 20.23.29, 20.15.31, 20.51

DOI: 10.5860/ltr.57n7

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/812

Статья «Самообразование специалистов университетских научных библиотек в рамках системы управления библиотекой: анализ опыта библиотекарей» (Exploring library management support for enhancing self-directed learning: narratives from research-support librarians), опубликованная в очередном, сдвоенном номере журнала за 2021 г., посвящена проблемам совершенствования среды самообразования библиотекарей, занятых в сфере поддержки научной деятельности. Авторы статьи — Назринда А. Самах (Nazrinda A. Samah), Локман Мод Тахир (Lokman Mohd Tahir) и Ван Али Ван Юсоф Ван Мамат (Wan Ali @ Wan Yusoff Wan Mamat). В рамках данного качественного исследования для глубинных интервью были отобраны девять библиотекарей университетских библиотеки Малайзии. Ответы были проанализированы по методике Майлза и Губермана, что подразумевает преобразование данных опроса, их представление, построение выводов и верификацию. Для анализа и интервью было определено 5 тем и 31 подтема. Все респонденты выразили свое согласие с тем, что в рамках системы управления в их библиотеках в целом создана среда для профессионального роста и развития их компетенций как специалистов университетских библиотек. Каналами и платформами обмена компетенциями являются рутинные совещания, презентации, социальные сети. В библиотеках реализуются учебные мероприятия, принято наставничество над молодыми специалистами. Библиотекарей поощряют к посещению мотивационных и профессиональных курсов, участию в семинарах и конференциях, связанных с их должностными обязанностями; повышая квалификацию, они сами затем могут обучать своих коллег на рабочих местах. Однако в ходе исследования респонденты обозначили также некоторые проблемы и указали на барьеры, сдерживающие инициативы и ограничивающие поддержку их усилий по самообразованию. Они отмечали, в частности, что им сложно заниматься профессиональным развитием и исследованиями постоянно и последовательно, в качестве проблем назвали отсутствие ясности в выборе своих учеников, негативное отношение некоторых коллег, недостаточную мотивацию в рамках системы поощрения, а также фаворитизм и, традиционно, временные и финансовые ограничения. Респонденты высказали свои предложения о том, как улучшить среду поддержки самообразования в государственных университетских библиотеках. При некоторой ограниченности охвата и исследуемого материала статья очерчивает круг проблем, во многом характерных для университетских библиотек, и указывает на возможные направления будущих исследований.

  

УДК: 331.108.45+377:02

ГРНТИ: 13.31, 13.01.21; 20.15.31; 14.37.29

DOI: 10.1108/LM-07-2021-0058

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-07-2021-0058/full/html

В октябрьском номере опубликована статья канадских специалистов Хезер Геншорн (Heather Ganshorn) и Зары Премжи (Zahra Premji) «Управление данными для систематических обзоров: необходимость в руководстве» (Data Management for Systematic Reviews: Guidance is Needed). Управление данными — компетенция, соответствующая роли, которую библиотекари могут играть в реализации систематических обзоров (под систематическим обзором авторы понимают все формы синтеза знаний). К данной компетенции авторы относят такие навыки, как использование программного обеспечения сервисов цитирования и систематических обзоров, инструментов извлечения данных, архивация данных и процессов, в том числе отслеживание версий и сбор данных по методу PRISMA. Управление данными в рамках подготовки систематических обзоров и в целях иных способов синтеза знаний осуществляется по-разному: некоторые обзоры базируются на принципах открытой науки, другие остаются недоступными для широкого круга пользователей, что оставляет знание непрозрачным и невоспроизводимым. Стандарты представления полученных данных позволили повысить уровень детализации публикуемых обзоров, а также способствовали более открытому обмену данными, полученными на разных этапах процесса подготовки обзора. Так же, как при планировании любого проекта или при заполнении формы соответствия этическим стандартам, специалисты, выполняющие систематический обзор, должны составить план управления данными, который будет дополнять протокол исследования. В статье приведено краткое описание схемы такого плана по управлению данными конкретно при проведении систематических обзоров. Также представлено сопровождающее данный план руководство LibGuide с примерами, в который пользователи могут вносить собственные дополнения и рекомендации. Разработка модели осуществлена при финансовой поддержке Portage Network.

Систематический обзор – вид научного исследования, представляющий собой анализ опубликованных законченных работ, выполненных учёными или практикующими специалистами с целью оценки и обобщения данных в рамках чётко сформулированного вопроса с использованием заранее определённых методологии и протокола, позволяющих исключить случайные и систематические ошибки, а также для обеспечения полного отчета обо всех имеющихся исследованиях по данной теме, включая серую литературу.

  

УДК: 02:004+004.65

ГРНТИ: 13.31.23; 20.19.21, 20.15.31, 20.23.17, 20.23.21

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1220

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss4/3

Управление различными этапами жизненного цикла электронных ресурсов библиотеки является сложной задачей и включает в себя администрирование нескольких рабочих процессов. Авторы из библиотеки Университета Мальмё (Швеция) Шарлотта Херцберг (Charlotte Hertzberg) и Карин Эриксон Лагерас (Karin Ericson Lagerås) в статье «Путь к ROAM: сотрудничество с системным провайдером в разработке и внедрении системы управления электронными ресурсами» (A road to ROAM: collaborating with a system provider in developing and implementing an electronic resource management system) делятся своим опытом участия в проекте разработки новой системы управления электронными ресурсами ROAM (Research Output & Acquisition Management - управление результатами исследований и комплектованием), с этапа первоначального обсуждения и до внедрения. Работы по проекту велись совместно с компанией Subscription People.

Авторы отмечают важность осведомленности о внутренних и внешних процессах жизненного цикла электронных ресурсов, основанного на технологиях для систем управления электронными ресурсами (Techniques for Electronic Resource Management Systems, TERMS). TERMS – это совокупность рабочих процессов, формирующая основу системы управления электронными ресурсами. К ней, в частности, предъявляются следующие требования:

- хранение информации о лицензиях, включая количество пользователей, даты, сроки и т.д.;

- отображение информации о лицензии в меню определителя ссылок;

- получение напоминаний о предстоящих обновлениях;

- сохранение копий лицензий (в виде PDF-файлов);

- сохранение административной информации (ссылки на URL-адреса, идентификаторы пользователей и пароли);

- отображение списков заголовков приобретенных материалов;

- отображение финансовой информации и ее динамики за последние несколько лет;

- сохранение информации об испытаниях продуктов и новых предложениях электронных ресурсов (период, результаты и решения);

- сбор и сохранение статистики использования.

Инструмент оптимизации рабочих процессов ROAM используется в библиотеке Университета Мальмё с осени 2019 г. для управления электронными ресурсами: для получения сведений о подписке, доступа к логинам и другой административной информации, создания финансовых отчетов и других отчетов и т.п. Самый важный урок, извлеченный за первые годы использования ROAM, заключается в том, что нужно быть готовым к переоценке и корректировке процессов и процедур. Авторы делают вывод о том, что наиболее эффективна система, поддерживающая гибкий и итеративный подход к рабочим процессам библиотеки, а не жесткая система, которая не предусматривает никаких отклонений. ROAM поддерживает самые важные потребности библиотеки Университета Мальмё в управлении электронными ресурсами, обеспечивая эффективную работу.

  

УДК: 025.2-028.27

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31, 20.23

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988467

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988467

Цифровой контент и цифровые технологии ставят перед информационными учреждениями серьезную задачу, связанную с отбором, обеспечением сохранности и доступа к информационным ресурсам. Ее решение требует от сотрудников библиотек новых профессиональных навыков и скоординированной совместной работы. Поэтому существует острая необходимость повышения осведомленности о новых тенденциях партнерского сотрудничества между научно-исследовательскими сообществами и университетскими библиотеками.

Сотрудники Университета Иордании Манал Ахмад Авамлех (Manal Ahmad Awamleh) и Фатен Хамад (Faten Hamad) в июне-июле 2021 г. провели опрос среди работников библиотек десяти государственных университетов Иордании (150 респондентов). Целью этого исследования было изучение: (1) степени осведомленности о цифровой сохранности, (2) восприятия сотрудниками важности цифровой сохранности, (3) политики цифровой сохранности, которой придерживаются в университетских библиотеках Иордании, (4) требований к цифровой сохранности и, наконец, (5) трудностей и проблем при обеспечении цифровой сохранности. Анализ результатов опроса приводится в статье «Цифровая сохранность информационных ресурсов в университетских библиотеках Иордании с точки зрения библиотекаря» (Digital preservation of information sources at academic libraries in Jordan: an employee’s perspective). Авторы отмечают, что все респонденты признали преимущества цифровой сохранности и ее значение для обеспечения длительного и надежного доступа к информации для пользователей библиотеки. Поэтому крайне важно повысить осведомленность библиотечного персонала о тенденциях и достижениях в области цифрового хранения, а также необходима четкая политика обучения сотрудников методам обеспечения сохранения и передовой практике в этой области. Библиотекам нужно выделять больше средств из своего бюджета на сохранение цифрового контента, и особенно на необходимое оборудование и аренду облачного хранилища для цифровых ресурсов. И наконец, важно наладить сотрудничество с другими библиотеками и научно-исследовательскими центрами для создания институциональных хранилищ на национальном уровне.

  

УДК: 004.658:027+004:02

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23; 81.93.29

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0088

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0088/full/html

В том же выпуске журнала опубликована статья «Должностные обязанности специалиста по данным в библиотеке и его взгляд на управление научно-исследовательскими данными» (Data Services Librarians’ Responsibilities and Perspectives on Research Data Management). Авторы — Брэдли Уэйд Бишоп (Bradley Wade Bishop), Эшли Орехек (Ashley M. Orehek), Кристофер Икер (Christopher Eaker), Плато Смит (Plato L. Smith). Данное исследование является частью серии работ, посвященных роли библиотекарей и перспективам развития сервисов управления научно-исследовательскими данными в высшем образовании. На основе анализа опыта специалистов определяются функции, которые выполняет библиотекарь в рамках реализации данного сервиса, а также возможности их совершенствования для удовлетворения потребностей академического сообщества. На базе предшествующих исследований авторы определяют контекст, в котором реализуются данные сервисы, а также очерчивают круг данных, которые понадобились им для качественного исследования должностных обязанностей специалистов и задач, которые они решают. Специалисты, принявшие участие в опросе, представляли 10 государственных и 10 частных университетов, вошедших в рейтинг лучших университетов США 2020 г. Им было задано 30 вопросов об их должностных обязанностях и перспективах управления научно-исследовательскими данными. Интервью были записаны и расшифрованы. Стенограммы подверглись анализу в NVivo с использованием методов обоснованной теории: открытого, осевого и избирательного кодирования. На основании ответов респондентов и синонимичных значений была проведена классификация и определены основные направления работы и развития данных сервисов. Построена матрица должностных обязанностей библиотечных специалистов по данным, на основании которой могут строиться дальнейшие исследования и учебные курсы, происходить специализация в профессиональной сфере. Эти обязанности включают в себя: поиск вторичных данных, анализ планов по управлению данными, осуществление информирования, обучение управлению научно-исследовательскими данными. В некоторых случаях к этим обязанностям относится также курирование данных и управление репозиторием организации. Результаты исследования могут оказаться полезными для подготовки библиотечных кадров, при приеме специалистов на работу, при решении задач управления научно-исследовательскими данными.

  

УДК: 023.5:027.7; 004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 14.35; 12.41.55

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1226

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/4/

Автор Черн Лай Лью (Chern Li Liew) (Школа управления информацией, Университет Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия) представляет статью «Национальные институты по сохранению наследия: политика в сфере социальных сетей и управление рисками. Контент-анализ» (National memory institutions' social media policies and risk management: a content analysis). В современных дискурсах социальные сети воспринимаются организациями как некая возможность, которую необходимо использовать, но иногда и как риск, которого следует избегать или свести к абсолютному минимуму. Автор задается вопросом о том, как строится политика организаций по управлению рисками при взаимодействии с социальными сетями, каким образом происходит регулирование и управление этими процессами и связанными с этим практиками. В настоящее время отсутствует литература, посвященная управлению данными рисками в организациях, призванных сохранять культурную память (библиотеках, архивах, музеях, галереях), для которых, однако, взаимодействие с социальными сетями является необходимостью, продиктованной требованиями гражданского общества. В данном исследовании сделана попытка ликвидировать этот пробел. Названы потенциальные риски (юридические, репутационные, поведенческие) и стратегии их преодоления, принимаемые национальными институтами.

Данное исследование строится на обширном обзоре литературы и анализе политики управления рисками при взаимодействии с социальными сетями в различных сферах деятельности. На этой основе выявлены сопоставляемые характеристики. Названо восемь моделей политики, принятых национальными институтами по сохранению культурного наследия. В рамках контент-анализа определены 8 базовых направлений разработки стратегии организации и 36 характеристик, которые так или иначе должны быть приняты во внимание. К стратегическим направлениям относятся такие вопросы, как управление профилями, управление пользовательской аудиторией, правила использования, защита институциональных интересов, юридическая основа, цели, природа постов в сетях и информация, отсылающая к источнику. Обозначены проблемы в данной области, на которые будет направлено внимание будущих исследователей.

  

УДК: 004.773:316.77

ГРНТИ: 19.31; 13.31, 13.51, 13.71; 31.93.29

DOI: 10.1108/OIR-09-2020-0421

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-09-2020-0421/full/html

Также в майском номере опубликованы отрывки из книги Мэри Миллер (Mary E. Miller) и Сюзанны Уорд (Suzanne M. Ward) «Каким быть объему фонда?» (Rightsizing Your Collection). Мэри Миллер – директор по развитию и сохранности фондов библиотек Университета Миннесоты в Миннеаполисе. Сюзанна Уорд до 2017 г. являлась сотрудником библиотек Университета Пердью (шт. Индиана, США).

Многие века библиотеки осуществляли доступ к знаниям, приобретая и сохраняя печатные издания, которые непосредственно предоставлялись читателям. Авторы размышляют о том, как сделать процесс управления фондами университетских библиотек более целенаправленным и как ориентировать его на потребности пользователя. Проблема объема фондов всегда стояла перед университетскими библиотеками, которые утверждают приоритет качества перед количеством и опираются на базовую коллекцию библиотечных материалов.

Сегодня фонды часто оказываются избыточными, и большая их часть не используется никогда. Определение необходимых и достаточных объемов библиотечного фонда — непрерывный процесс, позволяющий поддерживать оптимальный физический состав коллекций за счет сбалансированного сочетания следующих методик:

• Текущее комплектование изданиями с высоким потенциалом использования в кратко- и среднесрочной перспективе;

• Предпочтительное приобретение цифровых ресурсов относительно печатных изданий;

• Выявление неординарных местных коллекций и фондов;

• Участие в совместных издательских программах с целью уменьшения количества малоиспользуемой литературы в рамках консорциума или региона, с хранением достаточного количества рабочих копий для предоставления по требованию;

• Списание единиц хранения в физических форматах, дублирующих те же материалы в стабильном электронном доступе.

Все больше библиотек рассматривает развитие коллективных фондов как ключевой элемент управления объемами фондов с ориентацией на пользователя. Коллективные фонды, развивающиеся в рамках программ совместного использования печатных материалов, позволяют библиотекам, преимущественно университетским и научным, сохранять и развивать свои фонды в физических форматах. Консолидируя процесс хранения малоиспользуемой литературы, рассредоточенной по некоторому множеству институтов, библиотеки защищают научные данные, по-новому организуя библиотечное пространство и сокращая расходы за счет исключения дублирующих материалов.

В 2014 г. корпорация OCLC подготовила «Руководство по оптимизации объемов [фонда]: кооперация в развитии фондов печатных материалов на различных уровнях» (Right-Scaling Stewardship: A Multi-Scale Perspective on Cooperative Print). Достижение и поддержание консенсуса относительно продуманных и выверенных критериев списания документов позволяет избежать многочисленных ошибок. Также важно видеть стратегические преимущества сокращения физического объема фондов и не волноваться чрезмерно из-за нескольких изданий, которые можно запросить где-то еще или приобрести в случае необходимости.

  

УДК: 025.21

ГРНТИ: 13.31.23, 13.31.91; 20.15.31, 20.23.29

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/05/02/rightsizing-your-collection/