В статье Кэтрин Смит (Catherine Smith) «Автоматизация и интеллектуальная свобода: искусственный интеллект, субъективизм и информационный ландшафт» (Automating intellectual freedom: Artificial intelligence, bias, and the information landscape) поднимаются проблемы интеллектуальной и личной свободы, возникающие в связи с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечные процессы. В данном случае искусственный интеллект рассматривается как потенциальный инструмент для применения в двух специфичных и взаимосвязанных областях: в описании ресурсов и поиске. Результат его применения должен выражаться в простоте обнаружения ресурса пользователями и доступа к нему. Если говорить об эффективности и качестве услуг, то технологии ИИ несут в себе огромные выгоды и для библиотек, и для их читателей — как это произошло с поисковыми системами. Безусловно, интеграция искусственного интеллекта в процесс описания ресурсов трансформирует цифровой информационный ландшафт — но при этом грозит потерей доверия пользователей. Описание ресурсов непосредственно влияет на то, как ресурсы будут представлены в библиотеке, а значит, на то, как пользователи будут воспринимать информацию и взаимодействовать с ней. Традиционные, вручную создаваемые каталоги неизбежно несли в себе ошибки культурного характера или обусловленные человеческим фактором, но искусственный интеллект может привнести искажения в невиданном ранее масштабе. Автоматизация может обернуться еще большей угрозой в сравнении с манипуляциями, источником которых являлся человек. Библиотекари должны увидеть риски, связанные с искусственным интеллектом, и узнать, какие меры следует предусмотреть, чтобы не навредить себе и своим пользователям, передавая функцию описания ресурсов искусственному интеллекту, который придет на смену «профессиональной основе», на которой обеспечивается доступ к библиотечным материалам, о чем говорится в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе IFLA (1999). В статье анализируются возможные методы использования ИИ в описании ресурсов и поисковой деятельности, дается оценка этическим вызовам, связанным с данной технологией, делаются предположения относительно контрмер, которые смягчат вред, которые данные трансформации могут нанести пользователям библиотек.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.31.23; 20.23, 20.51; 28.23

DOI: 10.1177/03400352211057145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211057145

В третьем выпуске журнала IFLA опубликована статья Габриэля Гарднера (Gabriel J Gardner) «Интеллектуальная свобода и альтернативные приоритеты в научных публикациях библиотечно-информационного профиля: лонгитюдное исследование» (Intellectual freedom and alternative priorities in library and information science research: A longitudinal study). В публикации представлены результаты библиометрического анализа научной литературы библиотековедческого и информационного профиля. В фокусе автора — место, которое занимают в научной литературе проблемы интеллектуальной свободы и нейтральности в сравнении с альтернативными и иными ценностями, провозглашаемыми библиотечным сообществом. Библиотечная работа строится на определенных этических императивах. Универсальные принципы включаются в профессиональные этические кодексы, провозглашаемые как национальными библиотечными ассоциациями, так и Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (например, Заявление IFLA о библиотеках и интеллектуальной свободе). Нейтральность — концепция, отличная от концепции интеллектуальной свободы, иначе реализуемая в практической деятельности библиотек. Их нейтральность определяется как объективность в предоставлении информации. Между тем, в библиотечной профессии действуют и иные, альтернативные приоритеты, также долгосрочные и необходимые. Плюрализм ценности — это метаэтическая теория, утверждающая примат морали для всего многообразия ценностей, не поддающихся сравнению и сомнению; напротив, ценностный монизм предполагает незыблемость одной-единственной ценности. Лонгитюдный анализ производился на основании фиксации количества результатов поисков по поисковым словам, связанным с принципами интеллектуальной свободы, нейтральности, многообразия, равенства и инклюзии. Временной охват публикаций, представленных в Web of Science — с 1993 по 2020 г., в базе данных Library, Information Science and Technology Abstracts (LISTA) — с 1970 по 2020 г. включительно.

Library, Information Science & Technology Abstracts (LISTA) — бесплатная научная реферативная база данных EBSCO по библиотековедению и информатике, в которой представлены периодические издания, книги, доклады о научных исследованиях.

В исследовании зафиксирован резкий рост (начиная с 2015 г.) использования в библиотековедческой литературе широкого круга терминов, связанных с понятиями социальной справедливости, многообразия, равенства и инклюзии. Результаты анализа показали, что в сравнении с публикациями под этими рубриками количество работ с упоминанием принципов интеллектуальной свободы и нейтральности на протяжении исследуемого периода увеличивалось лишь незначительно. Безусловно, это отчасти объясняется личными убеждениями и профессиональными интересами исследователей. Автор также делает выводы относительно разногласий по вопросу нейтральности библиотек, их отношения к интеллектуальным свободам и свободе выражения. Помимо библиометрических результатов, в работе представлен анализ литературы по данному вопросу. Очевидно, что происходящий культурный сдвиг в отношении к свободе высказываний повлиял на библиотековедческую литературу, профессиональные приоритеты, и в частности на позицию Американской библиотечной ассоциации. Являются ли эти перемены лишь одним из относительных императивов среди многочисленных этических требований, предъявляемых сегодня к библиотекам, или же мы переживаем угасание риторики и практики обеспечения интеллектуальной свободы и отхода от принципа нейтральности, покажет лишь время.

  

УДК: [001.83:01]-047.44 + 172

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1177/034003522110611

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352211061176

В последнее время библиотечным сообществом активно обсуждаются вопросы обеспечения интеллектуальных свобод. В журнале American Libraries опубликован обзор виртуального совещания Ассоциации публичных библиотек США (Public Library Association), посвященного проблемам защиты интеллектуальных свобод в американских библиотеках: «Чем ответить на вызов» (Facing the Challenge).

Семинар прошел 14 марта 2022 г. Его проведение связано с тем, что библиотеки, школы и университеты США вынуждены противостоять беспрецедентным атакам на свободу чтения. Те библиотекари, которые уже имели дело с попытками запрета книг и принятия ограничительных актов, зачастую не знают, что они могут им противопоставить. В рамках совещания участники обсудили пути эффективного отражения охвативших страну атак и попыток цензурировать чтение и комплектование библиотек. В том же номере журнала опубликованы свидетельства библиотекарей о подобной практике.

На совещании выступили Кэти Кэрролл (Kathy Carroll), в 2020-2021 гг. президент Американской ассоциации школьных библиотек (American Association of School Librarians (AASL); Мелани Хаггинс (Melanie Huggins), исполнительный директор Библиотеки Ричланда в Колумбии, шт. Южная Каролина, нынешний Президент Ассоциации, а также Деб Сика (Deb Sica) – заместитель директора Библиотеки округа Аламеда, шт. Калифорния.

Участниками отмечалось, что Американская библиотечная ассоциация еще с 1939 г. руководствуется Библиотечным биллем о правах (Library Bill of Rights). Этот одностраничный документ пережил войны, политические взлеты и падения, но актуален до сих пор. Его дополняет пакет из 28 пояснительных документов, которые позволяют оценивать содержание литературы, обеспечивать защиту частной жизни, прореживать фонды, обрабатывать и маркировать книги соответственно контенту, и так далее. Эти документы иллюстрируют историческую первооснову того, через что приходится проходить сегодня библиотекам. Присутствующие подчеркивали, что Библиотечный билль о правах применим к деятельности библиотек всех типов, в том числе школьных. В реализации принципов свободы библиотекам может помочь Бюро по интеллектуальным свободам (ALA Office for Intellectual Freedom). Такую же работу проводят региональные библиотечные ассоциации США через свои комитеты по интеллектуальным свободам или иные специализированные группы. Участники рекомендовали библиотекарям также опираться на местные общественные группы, школьные и опекунские советы.

  

УДК: 021.1:342.732

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/11/01/facing-the-challenge/

В декабре в журнале опубликован отчет Лизы Пит (Lisa Peet) об очередной Чарльстонской конференции, озаглавленный «Доступ со всех точек: Чарльстонская конференция 2022» (Access from All Angles: Charleston Conference 2022).

Чарльстонская конференция — ежегодное мероприятие для университетских библиотек и издательств, проводимое в Чарльстоне, шт. Южная Каролина, США. Конференция была основана в 1980 г. библиотекарем из Чарльстона Катиной Штраух (Katina Strauch). По ее задумке, это было мероприятие для тех, кто не мог позволить себе посетить ежегодную конференцию Американской библиотечной ассоциации. Конференция является одной из немногих масштабных библиотечных конференций в Соединенных Штатах, независимых от крупных профессиональных ассоциаций или торговых компаний.

Отчет касается тех мероприятий, которые посетили представители Library Journal. Между тем, он дает возможность составить представление о тематике и специфике мероприятия. В организационном плане конференция отличалась от всех предшествующих: она была не только гибридной, но и асинхронной. Оффлайн-заседания прошли 1-4 ноября 2022 г. в исторических отелях Чарльстона, шт. Южная Каролина, США, и общественном центре Гайар. Виртуальная конференция состоялась 14-18 ноября 2022 г. Такое разделение на два мероприятия, продиктованное опытом пандемийного периода, а также работа над технологическими решениями позволили всем без исключения участникам познакомиться со всем представленным очно контентом и принять участие в онлайновых заседаниях. После каждой виртуальной презентации участникам предоставлялась возможность присоединиться к дискуссии в Zoom. Всего в конференции приняли участие около. 2500 человек; 1467 из них нашли возможность присутствовать лично; виртуальных участников насчитывалось 956 человек. Тридцать один процент от общего числа участвовали в конференции впервые; 58% участников являются библиотекарями (остальные 42% — это издатели, книготорговцы, консультанты, студенты и пр.). Также Чарльстонскую конференцию посетили более 300 зарубежных участников. Одновременно с очными мероприятиями проходила выставка, на которой было развернуто 140 стендов.

Тематика оффлайн- и онлайновых мероприятий в преддверии ограничения бюджетов и пересмотра многих контрактов была сосредоточена главным образом на вопросах доступа: открытого доступа и открытых образовательных ресурсов, доступа к данным, необходимости равноправного доступа к научным данным и исследовательским материалам. Подчеркивалась роль международных договоров, обеспечивающих беспрепятственный доступ к информации самым разным группам пользователей: например, Марракешского договора, администрируемого Всемирной организацией интеллектуальной собственности, позволившего производить и распространять на международном уровне книги для незрячих и читателей с ограничениями по зрению; Сан-Францисской декларации об оценке научных исследований (San Francisco-based Declaration on Research Assessment, DORA) и проч.

Одним из аспектов свободы доступа к информации является свобода чтения: из полученных к ноябрю этого года 137 заказов с указанием на темы, запрещенные к обсуждению с учащимися, 39 относилось к колледжам и университетам (на 9 процентов выше, чем в 2021 г.), отметил представитель издательства SAGE, выступавший на заседании, посвященном роли библиотекарей в обеспечении интеллектуальных свобод.

Ряд дискуссий был посвящен переменам, связанным с пандемией и затронувшим одновременно библиотеки, академические издательства и книготорговые организации. Виртуальная сессия «Уроки COVID-19 и перезагрузка: настойчивость и развитие университетских библиотек» вышла за географические границы США. Оптимизм библиотек во время пандемии относительно роста доступности учебных материалов не во всем оправдан; с возвращением студентов в аудитории академические издательства вновь подняли цены. К числу новых проблем авторы относят потребность студентов, оказавшихся в вынужденной пандемийной изоляции в ответственный период взросления, в психологической и социальной поддержке.

Пандемия заставила по-новому взглянуть на роль библиотекарей в поддержке научных исследований, открытой науки. Формируются новые профессиональные компетенции, связанные с управлением данных, электронным библиотечным делом, что требует трансформации профессионального образования.

Участники указывали на возможность преодоления названных проблем и страха через выработку адекватной политики комплектования, которая должна приниматься совместно коллегами, профессорско-преподавательским составом, университетским сообществом и представлять самые разнообразные точки зрения и культуры.

Участники выразили свое согласие с тем, что библиотеки должны иметь четкую политику развития, защищать свои интересы, продвигать интеллектуальные свободы, поддерживать связи со своим сообществом. В случаях необходимости американские библиотеки могут получить поддержку у Бюро по интеллектуальным свободам Американской библиотечной ассоциации (ALA), Национальной коалиции против цензуры (National Coalition Against Censorship) и Союза против запрещения книг (Unite Against Book Bans). Автор напоминает также, что Бюро по интеллектуальным свободам ALA издает журнал по проблемам интеллектуальных свобод и конфиденциальности Journal of Intellectual Freedom and Privacy.

  

УДК: 021.1 + 025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31, 13.01.13; 20.15.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/access-from-all-angles-charleston-conference-2022

Автор статьи «Библиотеки за то, что действительно важно: референдумы 2022 года» (Fighting for What Matters: Referenda 2022) Джон Чрастка (John Chrastka) является основателем и директором действующего в США политического комитета защиты интересов библиотек EveryLibrary.

После паузы, связанной с пандемией COVID-19, вопросы о библиотеках — вновь в повестке дня налогоплательщиков США. В 2021 г. голосование о финансировании библиотек проведено в 89 округах — беспрецедентно низкая цифра. В 2022 г. она вновь приблизилась к среднему показателю и составила 175. Однако и в 2022 г. обсуждалось в основном возобновление функционирования в нормальном режиме, а не новые бюджеты на заработную плату, развитие фондов, реализацию программ и технологий.

Всего в 2022 г. на голосование, которое коснулось 164 библиотек, было поставлено 174 вопроса. Из них 134 относились к функционированию библиотек, в 32 случаях на голосование были поставлены строительные инициативы, остальные вопросы были административно-организационного характера (например, передача библиотеки округу). Лишь в одном случае было принято решение о поддержке библиотек путем выпуска облигаций, обеспеченных гарантией властей штата (Нью-Мексико). Всего принято 87 процентов предложений, касающихся функционирования библиотек, что близко к среднему десятилетнему показателю, равному 90%.

Всегда непросто проходит голосование по повышению объемов финансирования — в данном случае из 11 предложений принято лишь 8. Обычно наибольшую поддержку избирателей получают крупные городские библиотеки. Автор отмечает индивидуальные случаи – решение о налогообложении Публичной библиотеки Монровилла (шт. Огайо), которое будет действовать на протяжении 10 лет, повышение налога с продаж по библиотечным услугам (округ Мендосино, шт. Калифорния), а также введение ограничения на налогообложение на библиотеки округа Южный Роут в Оук Крик, шт. Колорадо.

Инициативы по строительству библиотечных зданий получили меньшую поддержку, чем функциональные сервисы — принято лишь 56% предложений, что намного меньше среднего показателя за 10 лет (67%).

В некоторых штатах и округах на голосование ставились вопросы, связанные с цензурированием литературы и запрещением книг определенной тематики. В некоторых случаях снять эти вопросы библиотекам удалось через судебную процедуру, при этом финансирование нескольких, хотя далеко не всех, библиотек было существенно обрезано. Согласно отчетам OCLC «От осведомленности к финансированию» (From Awareness to Funding) в период с 2008 по 2018 г. поддержка, выражаемая избирателями в отношении библиотек, снизилась с 75% до 55%. Одновременно упали показатели по таким характеристикам, как доверие, признание, контактность. Настоящая схватка разгорелась вокруг таких вопросов, как контент, цензура, запрещение книг в школьных и публичных библиотеках.

В сентябре 2022 г., по итогам опроса избирателей, проведенного некоммерческой исследовательской библиотечной организацией EveryLibrary Institute, были получены данные о том, что 95% демократов, 80% независимых кандидатов и 53% республиканцев выступают против запрета книг и будут учитывать этот фактор при голосовании. При этом всего 51% избирателей высказываются категорически против запрета книг и цензуры, а восемь процентов не скрывают своей поддержки таких запретов. Оставшиеся 41% считают, что в некоторых случаях могут быть запрещены отдельные книги. Урок, который должны извлечь библиотеки из результатов голосования этого года, состоит в том, что они первыми должны вставать на защиту своих интересов и свободы слова, чтобы противостоять цензуре и запрету. В статье приведены многочисленные статистические данные по проведенным голосованиям.

Интересно, что автор статьи Дж. Чрастка является также автором книги «Перед голосованием: формирование политической поддержки финансирования библиотек» (Before the Ballot: Building Political Support for Library Funding), с которой можно ознакомиться по ссылке: https://www.alastore.ala.org/content/ballot-building-political-support-library-funding. В ней автор подчеркивает, что все решения по финансированию библиотек неизбежно являются политическими. В политике же факторы, определяющие поддержку кандидатов и тех или иных вопросов избирателями, лежат на пересечении индивидуальных ценностей и коллективной идентичности. Чтобы получить поддержку избирателей, кандидаты или кампании должны продемонстрировать, что они придерживаются системы ценностей избирателей.

  

УДК: 021.9(73)

ГРНТИ: 13.31.91, 13.31.15

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/publiclibraries/Fighting-for-What-Matters-referenda-2022