В статье «Каталогизация в поддержку информационной грамотности: задачи пользователя эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM в контексте Концепции информационной грамотности для высшего образования» (Cataloging to Support Information Literacy: The IFLA Library Reference Model’s User Tasks in the Context of the Framework for Information Literacy for Higher Education) С. Рокелл Стрейдер (C. Rockelle Strader), доцент, специалист отдела контента и доступа библиотек Университета штата Огайо (США), анализирует, как методы каталогизации способствуют развитию информационной грамотности с ориентацией на пять пользовательских задач эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM (Найти, Идентифицировать, Выбрать, Получить, Исследовать). В 2016 г. Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек США утвердила и выпустила в свет руководство «Концепция информационной грамотности для высшего образования» для использования в информационных и учебных учреждениях высшего образования. Оно представляет собой концептуальные положения и практические рекомендации для библиотекарей, преподавателей и иных специалистов по планированию учебных занятий и программ, заданий, курсов и других мероприятий, способствующих продвижению информационной грамотности. Целью исследования С. Рокелл Стрейдер было согласование деятельности по каталогизации с принципами информационной грамотности и решение вопросов обеспечения постоянного доступа к ресурсам для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

  

УДК: 025.32

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1939828

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1939828

Очередной выпуск журнала Library Technology Reports содержит доклад «Прикладные профили метаданных» (Metadata Application Profiles), представленный двумя сотрудниками библиотек Вашингтонского университета, руководителем отдела метаданных и проектов по каталогизации Теодором Геронтакосом (Theodore Gerontakos) и специалистом по метаданным Бенджамином Ризенбергом (Benjamin Riesenberg). Авторы разделяют профили на две больших категории — в зависимости от того, идет речь о связанных данных или нет. Задачи, которые решают прикладные профили метаданных, достаточно разнообразны, включая реализацию метаданных и их совместимость. Профили метаданных включают в себя четыре элемента: приложение, сущности, свойства, описывающие эти сущности, и значения, присвоенные этим сущностям. Создатели прикладных профилей метаданных собирают эти элементы из уже существующих источников, в том числе с использованием онтологий, схем, схем кодирования словарей, схем кодирования синтаксиса. Прикладные профили метаданных могут быть представлены в традиционном, машиночитаемом или гибридном формате. В докладе приводятся примеры, демонстрирующие специфические характеристики прикладных профилей метаданных.

Для читателей, желающих получить базовые знания о среде описания ресурсов (RDF), авторы доклада рекомендуют следующие материалы, содержащие доступное введение в основные концепции и полезные примеры:

1. Schreiber, Guus, and Yves Raimond, eds. “RDF 1.1 Primer.” W3C Working Group Note, World Wide Web Consortium. June 24, 2014. https://www.w3.org/TR/rdf11-primer

2. Cyganiak, Richard, David Wood, and Markus Lanthaler, eds. “RDF 1.1 Concepts and Abstract Syntax.” W3C Recommendation, World Wide Web Consortium. February 25, 2014. https://www.w3.org/TR/rdf11-concepts

  

УДК: 025.321

ГРНТИ: 13.31.23

DOI: 10.5860/ltr.57n6

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/807