Интересный опыт работы с читателями представлен Кристиной Риман-Мерфи (Christina Riehman-Murphy), Энн Холлоуэй (Anne Holloway) и Марком Маттсоном (Mark Mattson) в статье «Организация взаимодействия в эпоху пандемии: международный кулинарный конкурс на базе коллекции редких книг, организованный библиотеками Университета Пенсильвании и библиотекой Университета Монаша» (Cooking up engagement during a pandemic: The international Great Rare Books Bake Off between the Penn State and Monash University Libraries). В июле 2020 г., в самый разгар пандемии COVID-19, библиотеки-побратимы — библиотеки Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) и библиотеки Университета Пенсильвании (США) приняли решение о проведении международного мероприятия в продолжение своего давнего партнерского взаимодействия. Цель его — развитие сотрудничества и пропаганда специальных коллекций, принадлежащих этим организациям. Дружеское соревнование готовилось совместно обеими университетскими библиотеками. Пользователям было предложено принять участие в конкурсе на лучшее кулинарное изделие, приготовленное по рецептам из книг фонда библиотек. Участники должны были также презентовать свое блюдо в социальных сетях. Конкурс способствовал не только формированию осведомленности о сотрудничестве библиотек и об их коллекциях, но и позволил реализовать творческую энергию сообщества и поддержать его дух в столь трудное время. В статье, реализованной в формате тематического исследования, описаны этапы планирования, реализации и оценки проекта.

  

УДК: 027.7+616-036.2

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023087

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023087

В своей статье «Включение курса по информационной грамотности в систему управления образовательным процессом: тематическое исследование» (Embedding an information literacy course into a learning management system: a case study), опубликованной в очередном выпуске журнала Library Management, Джанин Локхарт (Janine Lockhart) рассказывает о том, как разрабатывался курс по информационной грамотности, включенный затем в систему управления образовательным процессом с целью создания смешанной образовательной среды. Автор описывает процесс выбора платформы, выбор методов разработки учебного процесса, инструментарий и процессы, использованные открытые образовательные ресурсы, выбор лицензии Creative Commons, возможности использования и формат материалов. Онлайновый курс был впервые реализован в 2017 г. в двух группах учащихся, которым было также предложено заполнить онлайн-анкету, прокомментировать и оценить курс, который был весьма положительно встречен студенческой аудиторией. Результаты опроса продемонстрировали, что университет на правильном пути, внедряя данный курс в учебный процесс. Доля ответивших составила лишь 20%, что, однако, достаточно для принятия информированных решений. Курс может быть изменен с учетом различных потребностей студентов и социоэкономических факторов. Исследование проводилось на базе Университета Кейптауна (ЮАР). Обучение в университете проходят 34 тысяч студентов.

  

УДК: 02:378.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-09-2020-0129

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-09-2020-0129/full/html

В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

В том же номере опубликована статья сотрудников библиотеки Университета Южного Коннектикута Паркера Фруэна (Parker Fruehan) и Дайаны Хелльяр (Diana Hellyar) «Развитие и совершенствование виртуальной чат-службы библиотеки» (Expanding and Improving Our Library’s Virtual Chat Service). С началом пандемии COVID-19 и последовавшим закрытием на несколько месяцев здания Библиотеки Хилтона С. Бали Университета Южного Коннектикута возникла необходимость трансформировать методы обслуживания. За одну ночь виртуальная служба, прежде использовавшаяся для быстрой связи с дежурным библиотекарем, превратилась в основной канал, по которому пользователи библиотеки обращались в нее за помощью. Авторы статьи рассказывают об извлеченных из этого опыта уроках, собственно о трансформациях, которым был подвергнут данный ресурс, в том числе, об их технологической основе и этических принципах, на которые следовало опираться. Также рассматриваются перспективы этой службы.

  

УДК: 02:004+025.5

ГРНТИ: 13.20.31, 13.41.52

DOI: 10.6017/ital.v40i3.13117

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13117

В первом выпуске журнала Journal of Academic Librarianship за 2022 г. опубликована статья директора преподавательского центра Университета Невады (США) Мелиссы Боулз-Терри (Melissa Bowels-Terry) и директора центра повышения квалификации преподавательского состава Университета Колорадо в Денвере (США) Карен Собел (Karen Sobel) «Компетенции библиотекарей для методической поддержки преподавательского состава вузов. Обзор и рекомендации» (Librarians as faculty developers: Competencies and recommendations).

Будучи сотрудниками университетских библиотек, авторы делятся опытом методической работы, обучения, высокоэффективного сотрудничества в целях повышения квалификации преподавательского состава. Университетские библиотеки сами по себе не в состоянии взять на себя ту роль, которую исполняют коллаборации библиотек с педагогическими методическими центрами и центрами повышения квалификации преподавателей. Опираясь на автоэтнографический подход, авторы исследуют потенциал такого взаимодействия. Методическая поддержка профессорско-преподавательского состава — это программы и деятельность, направленные на повышение качества преподавания. Роли библиотекаря и методиста пересекаются по двум направлениям: в формировании сообщества и обеспечении ресурсами. Авторы анализируют пересечение задач и целей, а также компетенции этих институтов, и на этой основе выделяют 4 направления для реализации роли университетских библиотекарей: организационное, координационное, методическое, объединяющее.

Автоэтнография — метод качественного исследования, основанный на том, что респондент, будучи объектом изучения, становится еще и его субъектом, связывая свою автобиографическую историю с более широкими культурными, политическими, социальными концепциями.

  

УДК: 023.5+027.7:378.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.37.27; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102474

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001658

В первом выпуске журнала опубликована статья Меган О’Донелл (Megan N. O'Donnell) и Кертис Бранди (Curtis Brundy) «Коллаборации для коллективного использования данных: выигрывают все» (Bringing All the Stakeholders to the Table: A Collaborative Approach to Data Sharing). Авторы являются сотрудниками Университета штата Айова в Эймсе (США). Они анализируют процесс распространения массивов данных в научно-исследовательском университете естественно-научного профиля. Для осуществления этого процесса внутри университета действует коллаборация различных подразделений. Согласно закону, принятому в США в 2011 г., научно-исследовательские организации, включая университеты, получающие государственное финансирование, обязаны предоставлять доступ к результатам своих исследований. В связи с этим университетская библиотека должна найти ответ на ряд вопросов: следует ли составлять отчетность по коллективно используемым данным? кто выстраивает соответствующую инфраструктуру? что делать с конфиденциальными и «чувствительными» данными? как долго их следует хранить? как финансируются эти процессы? В поисках ответа на эти вопросы авторы опираются как на собственный опыт, так и на методологию тематического исследования с изучением соответствующих документов и рабочих процессов. В Университете штата Айова была создана группа по коллективному использованию научно-исследовательских данных, деятельность которой осуществлялась по четырем направлениям — политика, системы и сервисы, научно-исследовательская деятельность и соответствие стандартам и характеристикам. В начале 2021 г. университетом официально были приняты рекомендации по коллективному использованию данных, в которых даны четкие разъяснения по таким вопросам, как права собственности на научно-исследовательские данные, их архивирование, передача, ответственность. Был разработан инновационный процесс распространения данных, который позволяет его участникам в рамках кампуса просматривать, принимать или отклонять данные, представленные для размещения в университетском репозитории. Главными участниками коллаборации являются ученые, руководители, ИТ-специалисты и библиотекари. Библиотеки играют троякую роль в процессе распространения [раскрытия] данных: во-первых, это управление рабочим потоком отчетности по предоставлению данных; во-вторых, обеспечение коммуникации с кампусом с целью информирования о целях и ценности процесса распространения данных; в-третьих, курирование данных перед публикацией с поиском потенциально чувствительной информации.

Полученные авторами данные позволяют им утверждать, что коллаборация с привлечением широкого круга участников, задействованных на протяжении всего жизненного цикла научно-исследовательских данных, прозрачность и инклюзивность процесса их распространения являются необходимыми условиями развития коллективного использования научной информации.

  

УДК: 027.7:001.83+004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1224

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/2/

Директор библиотеки Технологического университета Чалмерса (Гетеборг, Швеция) Энн-Софи Аксельссон (Ann-Sofie Axelsson) в статье «Интеграция университетской библиотеки в академический отдел: взгляд изнутри» (A View from the Inside: Integrating the University Library within an Academic Department) рассказывает о необычном опыте реорганизации своей библиотеки.

Университетская библиотека чаще всего представляет собой одно или несколько зданий в центре кампуса, а также цифровую платформу на веб-сайте университета. В Технологическом университете Чалмерса библиотека полностью интегрирована в академический отдел – Департамент научной коммуникации и образования. Департамент состоит из пяти отделов, два из которых являются библиотечными: отдел обучения и образовательной среды и отдел информационных ресурсов и научных публикаций, а два других – отдел исследований в области инженерного образования и отдел языка и коммуникации – занимаются стандартной академической деятельностью, т. е. обучением, исследованиями и передачей знаний. В Департаменте также действует отдел оперативной поддержки.

Энн-Софи Аксельссон описывает преимущества и недостатки такой интеграции. К первым относится возможность прямого контакта с академическими подразделениями университета. Также в объединенном академическом отделе библиотекарю легче наблюдать за тем, как осуществляются научные исследования, поддерживать их, учиться самому и развивать библиотечные услуги. И, наконец, кадровый состав отражает широкий спектр профессиональных компетенций и взглядов, и это является основой для инновационных идей и планов. В качестве недостатков интеграции упоминается необходимость вовлеченности сотрудников во все виды деятельности для равноправного участия в обсуждении и стратегическом развитии, а это требует от библиотекарей дополнительных усилий.

  

УДК: 027.7:023

ГРНТИ: 13.31.23, 13.31.91; 20.51.19

DOI: 10.53377/lq.12030

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/12030

В том же выпуске журнала опубликована статья Фредерика Отике (Frederick Otike), Агнес Хайду Барат (Agnes Hajdu Barat) и Петера Кишла (Peter Kiszl) «Инновационные стратегии в университетских библиотеках в свете теорий предпринимательской деятельности» (Innovation strategies in academic libraries using business entrepreneurial theories: Analysis of competing values framework and disruptive innovation theory). Перелом в деятельности университетских библиотек связан с повсеместным использованием интернет-ресурсов, онлайн-технологий и цифровизации. Традиционно университетские библиотеки являлись единственными, монопольными поставщиками информации в академическом сообществе. Теперь же им приходится действовать в высококонкурентной среде. В новой реальности библиотекам предстоит разрабатывать и внедрять собственные бизнес-стратегии. В этом им следует опираться на теории предпринимательской деятельности. В данном исследовании рассмотрены две таких теории: теория подрывных инноваций и концепция конкурирующих ценностей. В фокусе статьи – анализ структуры и функциональности этих теорий, возможности их применения для развертывания инновационных стратегий в библиотечной деятельности.

Модель конкурирующих ценностей позволяет выстраивать эффективные стратегии деятельности организации. Модель состоит из четырех подмножеств, представляющих собой противоположные, или конкурирующие векторы: гибкость и свобода принятия решений против стабильности и контроля, внутренние процессы и интеграция против внешней направленности деятельности и ее дифференциации. Различные комбинации этих векторов и конкурирующих организационных моделей (клан, иерархия, адхократия, рынок) позволяют библиотеке выстраивать стратегии инновационного развития, обеспечивая эффективность внутренних и внешних процессов, гибкость и стабильность. Модель конкурирующих ценностей – это организационный процесс, охватывающий все библиотечные процессы, от уровня отдельных работников и пользователей до организационного уровня и конечных результатов библиотечной деятельности.

Подрывные инновации — это продукты и услуги, которые трансформируют параметры, на основе которых до этого происходила конкуренция в бизнесе. Это происходит, например, когда на рынок вступают новые игроки, и их новые методы работы подрывают эффективность солидных фирм или бизнеса в целом. Они или осваивают новые сегменты, или фокусируются на клиентских категориях, ранее обойденных вниманием рынка. В практике университетских библиотек эти модели применимы не только в отношении новых продуктов и сервисов, но и в отношении построения инновационной стратегии, выбора конкурирующих решений, взаимодействия с внешними рынками. Для выживания в условиях рынка информационных продуктов и услуг и сохранения своего статуса надежного поставщика информации университетские библиотеки должны осваивать теорию бизнеса и придерживаться принципов предпринимательской деятельности, таких как инновационность, ориентация на спрос и предложение, эффективность цепочки поставок, динамичность присутствия на рынке, конкурентоспособность стратегий. В статье представлены развернутая характеристика названных бизнес-теорий, принципы и перспективы их реализации в условиях современной университетской библиотеки.

  

УДК: 027.7:001.895+025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102537

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000532?via%3Dihub

В пятом выпуске журнала опубликована статья Фаршада Парамнии (Farshad Parhamnia), из Исламского университета Азад (Керманшах, Иран) «Библиотечное обслуживание через мобильные устройства пользователей университетских библиотек с точки зрения единой модели принятия и использования технологий (UTAUT-2)» (Investigating mobile acceptance in academic library services based on Unified Theory of Acceptance and Use of Technology Model (UTAUT-2)).

Целью данной статьи является исследование приемлемости мобильных телефонов в качестве канала получения обслуживания иранских студентов. Исследование базировалось на единой модели принятия и использования технологий (UTAUT-2).

Модель «единой теории принятия и использования технологии» (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology Model, UTAUT) была впервые представлена группой исследователей из ряда ведущих школ бизнеса США в составе В. Венкатеша, М. Морриса, Г. Девиса и Ф. Девиса в работе «Принятие пользователями информационных технологий: к единому взгляду» (User Acceptance of Information Technology: Toward a Unified View). Эта модель основывается на сравнительном анализе теорий и моделей, рассматривающих влияние различных факторов на активность сотрудников организаций в принятии и использовании новых информационных технологий. Теория утверждает, что существует четыре ключевых конструкта: 1) ожидаемая производительность, 2) ожидаемое усилие 3) социальное влияние и 4) благоприятные условия. Первые три являются прямыми детерминантами намерений и поведения пользователя, а четвертый - прямым детерминантом поведения пользователя.

Для исследования было отобрано 438 студентов – учащихся университетов на западе Ирана — и применены показатели конструктов, полученные в предшествующих исследованиях, с поправками, необходимыми для анализа использования мобильных телефонов. Анализ данных выполнялся методами описательной статистики, методом коэффициента корреляции Пирсона, множественной регрессии, структурных уравнений с использованием программного обеспечения SPSS 23 и языка программирования Amos.

Было обнаружено, что поведенческие намерения студентов относительно использования мобильных телефонов для получения библиотечных услуг в значительной степени зависят от ожидаемых производительности и усилий, благоприятности условий, социального влияния, гедонистической мотивации, привычек, уверенности в себе, доверия и добровольности выбора поведенческого намерения. Вопреки некоторым ожиданиям, оказалось, что аспект стоимости не оказывает влияния на поведенческое намерение.

Практическое значение настоящего исследования состоит в том, что оно предлагает теоретические обоснования для разработки эффективных планов по реализации мобильных библиотек. Это одно из первых исследований, задействующих модель UTAUT-2 для определения принятия пользователями технологии мобильных телефонов во взаимодействии с библиотекой. Исследование призвано также подтвердить конструктную валидность модели в применении к неанглоязычной аудитории (в данном случае — иранской) и дает широкую перспективу для анализа решений относительно принятия тех или иных технологий в библиотеках.

  

УДК: 025.5:004.77+004.02

ГРНТИ: 13.31; 19.31; 49.38.49, 49.39.33

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102570

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000866

В статье «Сетевой метод в анализе использования знаний и решения задач университетскими библиотеками: исследование» (A Study of Academic Library through the Prism of Knowledge Use and Problem Solving Networks) автор, Анна Ужвари-Гил (Anna Ujwary-Gil), анализирует социальное взаимодействие сотрудников университетских библиотек, как в рамках сильных, так и слабых связей, с точки зрения использования знаний и разрешения проблем. Результаты исследования показали, что обмен знаниями и решение задач базируется на сильных и слабых связях, реализуемых библиотекарями, причем бета-распределение для слабых связей выше, чем для сильных связей. Данные получены в ходе полуструктурированных интервью и анкет, распространенных между специально отобранными сотрудниками крупнейшей польской университетской библиотеки. Собранные данные проанализированы на основании непараметрических тестов с целью выявления взаимозависимостей, присутствующих в социальных связях библиотечных специалистов. Сетевой метод все чаще используется в исследованиях неформальных образований и сложных связей внутри организаций. Он способен стать ценным инструментом управления университетской библиотекой.

  

УДК: 027.7:316.472.4+023.5:303.442.23

ГРНТИ: 20.15.31; 19.31; 13.31.19

DOI: 10.1515/libri-2022-0014

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2022-0014/html

В статье «Образ пользователя современного библиотечного веб-сайта» (Modern impressions: Getting to know your library website users) Робин Натон (Robin Naughton) представляет исследовательский проект, осуществленный библиотекой Колледжа Квинса, входящего в систему Городского университета Нью-Йорка. Веб-сайты университетских библиотек призваны обслуживать различные группы пользователей (студентов, профессорского-преподавательский состав, сотрудников, руководителей, выпускников и т.д.). Их потребности связаны с интеллектуальной деятельностью — научными исследованиями, преподаванием, обучением, управлением. При этом веб-сайт должен быть дружественным пользователю, ценным и информативным. Несмотря на неоднократное обновление веб-сайта библиотеки Колледжа Квинса, формальное изучение сайта и его пользовательской аудитории не было произведено ни разу. В данном проекте реализована идея ориентированного на пользователя проектирования — концепция, рассматривающая пользователя как важный элемент процессов проектирования и развития веб-сайтов. Была применен метод триангуляции, включавший в себя опросы пользователей, их интервью и анализ веб-сайта. Необходимо было получить ответы на следующие вопросы: что известно о пользователях библиотеки Колледжа Квинса? Каким образом в настоящее время они используют веб-сайт? Как это знание может улучшить пользовательский опыт?

Результаты исследования показали, что большинству пользователей веб-сайт библиотеки нравится, а его контент они считают ценным для целей образования и науки, однако при этом дизайн сайта им представляется устаревшим (несовременным), часть контента — нелогичной, но главными для всех являются проблемы доступа. По результатам исследования представлены рекомендации по перепроектированию веб-сайта, которые помогут библиотекам данного типа лучше понять пользователей и их потребности, и на этой основе проектировать и развивать свои веб-сайты. Рекомендации основаны на данных, полученных от пользователей, а также на информации о проблемах, идеях и опыте обращения к веб-сайту. Опираясь на известный тезис о том, что веб-сайты библиотек существуют для их читателей, а не библиотекарей, автор утверждает, что ориентированное на пользователя перепроектирование веб-сайта может происходить постепенно, без радикальных изменений пользовательского опыта.

  

УДК: 004.774:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 19.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102675

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133323000149?via%3Dihub

Во втором выпуске журнала за 2023 г. опубликована статья Джослин Бойс (Jocelyn Boice), Мары Седлинс (Mara Sedlins) и Джулии Шарп (Julia L. Sharp) «Семинары для исследователей: успешный опыт партнерства между библиотекой и лабораторией консультационной статистики» (R Workshops for Researchers: A Successful Partnership Between a Library and a Statistical Consulting Laboratory). В ней рассказано о том, что Библиотеки Университета штата Колорадо (США) совместно с университетской Лабораторией статистики и анализа данных осуществляют партнерский проект по организации учебных семинаров для университетских ученых и исследователей. Это серия семинаров, посвященных управлению данными, которая призвана восполнить пробел в обучении будущих ученых и исследователей. Некоторые из презентаций в рамках семинаров носят оригинальный характер, другие же построены на существующих учебных материалах, прежде всего на уроках Data Carpentry, например, таком как «Анализ и визуализация данных в научных исследованиях по экологии».

The Carpentries – некоммерческая организация, предлагающая семинары по обучению исследователей навыкам разработки программного обеспечения и науке о данных. Отдельное направление в деятельности компании занимает обучение навыкам программирования и управления данными библиотечных специалистов. Все содержание уроков в рамках программ Carpentries может использоваться бесплатно согласно лицензии Creative Commons.

Серия семинаров получила название «Данные и бублики» (Data and Donuts) и была представлена университетскому сообществу как конкурентоспособный продукт. В качестве преподавателя на семинарах выступает специалист по управлению данными библиотек университета; другие библиотекари осуществляют техническую поддержку и готовы ответить на возникающие в ходе занятий вопросы. Старшекурсники, обучающиеся по специальности «статистика», также работают на занятиях как инструкторы. Партнерские отношения укрепили внутриуниверситетские связи и позволили использовать потенциал двух подразделений. Описан опыт разработки проекта, его история, оценка, задачи, преимущества и результат — эффективное и продолжающееся сотрудничество.

  

УДК: 027.7 + 005.963.1:001.103

ГРНТИ: 13.31.35; 20.21

DOI: 10.7191/jeslib.647

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/647/

В своей статье «Не упустить момент: пересмотр концепции библиотеки университетского кампуса» (Embracing the Moment - Reconceptualizing the Campus Library) директор архитектурного бюро Perkins Eastman Джили Меерович (Gili Meerovitch) продемонстрировала понимание миссии и задач университетской библиотеки на современном этапе, которые должны найти отражение в дизайне библиотечного пространства. Важно мыслить стратегически и использовать пространство в соответствии с приоритетами учебного заведения, что подразумевает концептуализацию библиотечных сервисов как неотъемлемого элемента учебного процесса.

Последние два десятилетия академические библиотеки переживают существенный сдвиг, связанный как с развитием цифровых технологий, так и с новой реальностью, которую создала пандемия, а также с признанием важности принципов разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности.

Библиотеки постоянно расширяют диапазон сервисов, которые обеспечивают доступ к информации и тем самым способствуют росту благополучия; они обеспечивают открытый доступ ко все большему количеству материалов, внедряют виртуальные образовательные и обучающие сервисы, развивают партнерские отношения со студенческими объединениями, профессиональными и общественными организациями. Автор характеризует динамику тенденций развития библиотечных пространств, указывая на основные ее векторы: это физическое взаимодействие студентов с библиотекой как значимый опыт в постпандемийную эпоху; организация труда сотрудников библиотеки в гибридном режиме; оборудование помещений для индивидуальной исследовательской работы; внутриуниверситетское сотрудничество и сотрудничество с внешними организациями, сообществом и бизнесом; новая роль библиотеки в реализации потенциала учащихся (через медиа-коллекции) и подготовки их к карьерному развитию; обеспечение равноправия в получении позитивного образовательного опыта. Автор подчеркивает, что руководители библиотек должны рассматривать библиотечное пространство как ценнейший ресурс и инструмент в создании возможностей для библиотекарей, студентов и профессорско-преподавательского состава, а также библиотек и университетов в целом.

  

УДК: 027.7(73):021 + 022.1

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91

DOI: 10.5860/llm.v37i2.7561

 

Источник:

https://llm.corejournals.org/llm/article/view/7561

В исследовании Бренды ван Вик (Brenda van Wyk) «Инновации и поддержка библиотечно-информационного обслуживания в условиях пандемии» (Library and information services’ reflections on emergency remote support and crisis-driven innovations during pandemic conditions) речь идет о выстраивании кризисных стратегий университетских библиотек в условиях преодоления цифрового неравенства и информационной бедности. Внезапные перемены в относительно стабильной среде высшего образования потребовали немедленных и решительных инновационных мер, в частности, в отношении того, что составляет библиотечную поддержку образования. Пандемия и реализованная в экстренном порядке модель предоставления обслуживания выявили значительное социоэкономическое и социотехническое неравенство и исключенность пользователей из цифровой среды.

Были проведены интервью в фокус-группах с участием 26 информационных специалистов и 6 библиотечных руководителей, которые поделились опытом предоставления услуг по поддержке образовательного процесса. Качественные данные, полученные в фокус-группах, были подвергнуты тематическому анализу и систематизированы по категориям и темам, таким как «реакция на кризисную модель преподавания онлайн», «стратегия обучения», «социальные связи», «готовность к поддержке образовательного процесса онлайн», «управление и контроль», «социотехнические аспекты», «человеческий фактор — потребности, навыки и возможности». В своей работе автор апеллирует к таким конструктам, как кризисная модель инноваций, критическое цифровое библиотековедение, цифровая исключенность и информационная бедность, обучение в мобильных приложениях, цифровая грамотность. В статье предложена модель организации библиотечно-информационного обслуживания в экстренных ситуациях, которой смогут воспользоваться другие организации.

  

УДК: 027.7 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.21; 04.51.54

DOI: 10.1177/03400352231166747

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231166747