В статье «Расширение сфер информационного поведения и человеко-компьютерного взаимодействия» (The expanding circles of information behavior and human–computer interaction) Тим Горичаназ (Tim Gorichanaz) из Университета Дрексела (США) и Сукрит Венкатагири (Sukrit Venkatagiri) из Политехнического университета Виргинии (США) рассматривают расширение и конвергенцию научных областей, изучающих информационное поведение и человеко-компьютерное взаимодействие. Информационное поведение попало в фокус научных исследований в области предоставления библиотечных услуг в начале 1900–х гг., а изучение человеко-компьютерного взаимодействия началось в 1960-х гг. и связано с развитием компьютерных наук и инженерии человеческих факторов. Имевшие разное происхождение, цели и дискурсы, в последние десятилетия две эти области начали сближаться. В этой статье авторы рассматривают круг вопросов, связанный с информационным поведением и человеко-компьютерным взаимодействием, с точки зрения онтологии, эпистемологии и аксиологии, их конвергенцию и последствия этого сближения для будущего информационного поля. В частности, авторы предлагают в качестве платформы для дальнейшего сотрудничества организацию iSchools (https://ischools.org/), которая была основана в 2005 г. коллективом информационных школ, занимающихся развитием информационного поля в XXI веке.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1177/09610006211015782

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211015782

Интересный опыт работы с читателями представлен Кристиной Риман-Мерфи (Christina Riehman-Murphy), Энн Холлоуэй (Anne Holloway) и Марком Маттсоном (Mark Mattson) в статье «Организация взаимодействия в эпоху пандемии: международный кулинарный конкурс на базе коллекции редких книг, организованный библиотеками Университета Пенсильвании и библиотекой Университета Монаша» (Cooking up engagement during a pandemic: The international Great Rare Books Bake Off between the Penn State and Monash University Libraries). В июле 2020 г., в самый разгар пандемии COVID-19, библиотеки-побратимы — библиотеки Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) и библиотеки Университета Пенсильвании (США) приняли решение о проведении международного мероприятия в продолжение своего давнего партнерского взаимодействия. Цель его — развитие сотрудничества и пропаганда специальных коллекций, принадлежащих этим организациям. Дружеское соревнование готовилось совместно обеими университетскими библиотеками. Пользователям было предложено принять участие в конкурсе на лучшее кулинарное изделие, приготовленное по рецептам из книг фонда библиотек. Участники должны были также презентовать свое блюдо в социальных сетях. Конкурс способствовал не только формированию осведомленности о сотрудничестве библиотек и об их коллекциях, но и позволил реализовать творческую энергию сообщества и поддержать его дух в столь трудное время. В статье, реализованной в формате тематического исследования, описаны этапы планирования, реализации и оценки проекта.

  

УДК: 027.7+616-036.2

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023087

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023087

В третьем выпуске опубликована также статья Стейси Гилберт (Stacy Gilbert), Филипа Уайта (Philip B. White) и Кэтрин Толлман (Kathryn Tallman) «Поиск информации журналистами, пишущими на экологические темы, с точки зрении пользовательского поведения» (Information seeking behaviors of environmental journalists).

Общая цель журналистов и библиотекарей — обеспечение доступа к информации. Между тем, очень мало известно о том, как журналисты осуществляют поиск информации. Возможностью изучить пользовательское поведение журналистов и их информационные потребности и связать их с деятельностью библиотек стала 9-месячная программа стажировки журналистов-экологов в Университете Колорадо в Боулдере. В рамках данного тематического исследования была проведена серия полуструктурированных интервью с семью журналистами, пишущими на экологические темы. Интервью состоялись дважды, в начале и в конце обучения; для выявления тематики был применен метод открытого кодирования. Было проанализировано информационное поведение журналистов на следующих этапах подготовки публикации экологической тематики: (1) выбор темы статьи и предварительное исследование, (2) приобретение знаний по теме с использованием научных статей и интервью с экспертами, (3) проведение исследования в естественных условиях и (4) завершение исследования при условии достаточности информации и уверенности в ее надежности. Процесс поиска и постепенный рост уверенности пользователей-журналистов оказались аналогичны тому, что описывает модель процесса информационного поиска Култау, но не вполне совпадают с нею. Авторы отмечают, что взаимодействие журналистов с библиотекой было ограничено доступом к книгам и статьям. В целом, в процессе стажировки их информационное поведение мало изменилось, как предполагают авторы статьи, из-за недостаточности времени на знакомство с новыми ресурсами, устойчивости исследовательских привычек, профессиональной компетенции и отсутствием представления о библиотечных услугах (например, о функциях библиотекаря, об обучающих семинарах, о публичном доступе к академическим библиотечным ресурсам). Понимание источников информационно-поискового поведения в данном случае позволит библиотекарям вести обучающую и просветительскую деятельность, отвечающую информационным потребностям журналистов. Кроме того, результаты исследования подтверждают, что модель процесса информационного поиска Култау может быть использована для анализа пользовательского поведения любой читательской группы. В дальнейшем авторы предлагают, в частности, исследовать процесс выбора темы на начальном этапе поиска информации. Полезным будет увеличение выборки и привлечение к исследованию журналистов, работающих в других жанрах (например, новости, тележурналистика и т.д.).

  

УДК: 002.1+025.4.03

ГРНТИ: 20.51; 13.31; 20.15.31, 20.23.19; 19.01.29, 19.41

DOI: 10.1177/09610006211020081

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020081

Цель исследования Марека Дежи (Marek Deja) «Информационная культура университетской администрации: как превратить бюрократов в профессиональных высокоэффективных чиновников» (Information culture of university administration: Making personnel bureaucracy a professional bureaucracy) состоит в описании информационной культуры университетских чиновников в контексте их профессиональной деятельности. Несмотря на то, что административную работу в университете связывают прежде всего с документооборотом, главным элементом административной системы являются люди, которые должны демонстрировать конкурентное групповое информационное поведение, реализуемое ежедневно в форме обмена и использования знаний и информации как стратегических ресурсов университета. В опросе по теме информационной культуры приняли участие 345 респондентов — офисных работников трех польских вузов. Результаты опроса были подвергнуты анализу и тесту Краскела-Уоллиса, с определением коэффициента ранговой корреляции Спирмена и проведением порядкового/линейно-регрессионного анализа. Благодаря использованию 7-балльной шкалы объективной оценки распределения профессиональных компетенций удалось эффективно и с высокой степенью надежности выделить 4 типа информационной культуры специалистов управления высшим образованием: замкнутая, открыто-инновационная, профессионально-бюрократическая, высшая руководящая. Главным ограничивающим моментом настоящего исследования является то, что в его фокусе оказалось лишь информационное поведение чиновников низших звеньев. Между тем, в университетской среде наблюдается высокий уровень профессиональной стратификации чиновников администрации. Рост профессионального уровня чиновников, а значит, и уровень их информационной культуры, зависит от их внутренней открытости (социализации), интернализации (усвоения) знаний, выстраивания профессиональных связей.

  

УДК: 378.4.091.113:005.336.2(438)+005.912:004(438)+378.4:005.92(438)

ГРНТИ: 20.01.04; 14.01.79

DOI: 10.1177/09610006221145931

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221145931

Авторами статьи «Взаимодействие иностранных пользователей с библиотекой в цифровую эпоху — поведенческий и эмпирический аспекты» (Understanding international users' library experience in the Digital Age – joining the behavioral and experiential aspects) являются Яминг Фу (Yaming Fu), Элизабет Ломас (Elizabeth Lomas), Чарльз Инскип (Charles Inskip) и Дженни Банн (Jenny Bunn). Цель их исследования — достижение холистического понимания феномена библиотечного опыта; задача — определение внутренних взаимосвязей между информационным поведением (ИП) и пользовательским опытом (ПО) через анализ поведенческих и эмпирических аспектов опыта пользователей университетских библиотек.

Авторы уточняют, что информационное поведение — это все формы взаимодействия человека с информацией, и традиционно фокус в изучении этих форм приходится на информационные потребности, факторы влияния, этапы и тактику взаимодействия; при этом пользовательский опыт рассматривается как результат взаимодействия человека с технологическими продуктами. Другими словами, изучение информационного поведения происходит в среде, где люди находятся в поисках информации для удовлетворения своих потребностей и предпочтений вне зависимости от среды, разделяющей людей с такой информацией, — то есть роль инструментов, технологий, любой другой среды особенно не важна. Напротив, изучение пользовательского опыта связано с анализом изменений во взаимодействии человек-продукт с течением времени и в зависимости от развития технологий и инструментов, интегрированных в каждодневную жизнь. Исследователи библиотечно-информационного профиля заинтересованы в качественном обслуживании пользователей и, соответственно, фокусированы на их информационном поведении; пользовательский же опыт в большей мере относится к области разработки информационных и технологических продуктов.

В исследовании использованы смешанные методики количественного исследования с анализом журнальных файлов и качественные методы — когнитивные карты и полуструктурированные интервью; целевой группой в обоих случаях явилась крупнейшая группа студентов-иностранцев, обучающихся в Великобритании и представляющих Китайскую Народную Республику. Результаты продемонстрировали сложность и многоуровневость характеристик библиотечного контекста поведения китайских студентов. На основе полученных данных исследователи смоделировали три уникальных контекста, формирующих библиотечный опыт данной группы учащихся. Этими контекстами являются: университетская библиотека как часть образовательного опыта; университетская библиотека как часть цифрового мира; университетская библиотека как часть физического мира. Названы также ключевые компоненты культурного библиотечного опыта: многослойный контекст, потребности восприятия данной культурной группы, процессы смыслообразования и субъективный оценки.

Оригинальность исследования состоит в установлении связи между поведенческим и эмпирическим аспектами, что позволяет более системно и структурированно подойти к анализу опыта студентов в мультикультурной среде, что в свою очередь, позволит лучше удовлетворять их информационные потребности и на научной, равноправной и инклюзивной основе проектировать и выстраивать библиотечную среду.

  

УДК: 004:025.5 + 028.1.02

ГРНТИ: 13.31.19; 15.81.49

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0035

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0035/full/html