Сотрудники факультета экономики и управления Университета Пардубице (Чешская Республика) Виктор Прокоп (Viktor Prokop) и Ян Стейскал (Jan Stejskal) в статье «Электронные книги в Чехии: анализ спроса и поведения читателей» (E-books in the Czech Republic: Analysis of demand and readers’ behavior) предлагают трехэтапную модель исследования особенностей предоставления электронных книг как одной из цифровых услуг в библиотеках. В качестве источника данных авторы используют уникальные данные онлайн-анкетирования читателей Городской библиотеки Праги в 2019 г. агентством Sociores. Результаты показывают, что пользователи, предпочитающие научную фантастику и фэнтези, представляют наиболее значительную группу читателей электронных книг в Городской библиотеке Праги, и что для них Facebook является наиболее предпочтительным способом связи. В заключительной части статьи авторы предлагают несколько практических рекомендаций, которые могут привлечь больше читателей электронных книг.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1177/0340035221989366

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035221989366

В статье «Новая программа онлайнового среднего образования для взрослых в американских публичных библиотеках от Gale» (Gale Launches New Online Adult High School Program for Public Libraries) старший редактор колонки «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) рассказывает об альтернативных возможностях получения среднего и послешкольного образования.

Восьмого сентября компания Gale объявила о запуске программы, которая позволит взрослым пользователем завершить среднее образование по программе старшей школы и подготовиться к поступлению в колледж полностью онлайн. Программа реализуется в партнерстве с компанией Excel Education Systems через неправительственную организацию Cognia, обслуживающую более 36 тысяч школ по всему миру. Одной из первых участниц программы стала Библиотека штата Миссури — через нее к программе смогут подключиться другие библиотеки штата. Такая возможность появилась благодаря финансированию библиотеки штата, распределяемому Институтом музейного и библиотечного обслуживания IMLS в соответствии с принятым законом «Американский план спасения» (American Rescue Plan Act). Программа обучения может меняться в зависимости от уровня подготовки обучающегося, и темп ее прохождения пользователь может выбирать самостоятельно; однако у большинства студентов обучение будет занимать 12-18 месяцев. Кроме того, на той же платформе действует программа индивидуального обучения «Train the Brain»; пользователи также смогут планировать свою последующую карьеру.

Аналогичная предшествующая данной программа, реализованная совместно Gale и Smart Horizons Career Online Education, позволила получить среднее образование и аттестаты более чем 4000 выпускников. В программе приняли участие более 150 публичных библиотек.

Gale — образовательная издательская компания, базирующаяся в Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган, США. С 2007 г. является подразделением Cengage — компании-генератора образовательного контента, технологий и услуг для рынков высшего и школьного образования, а также профессиональных и библиотечных услуг. Компания Excel Education Systems основана в 2005 г. и является лидером в предоставлении образовательных услуг в области дистанционного среднего (0-12 классы) и послешкольного образования. В настоящее время программы реализуются на базе двух цифровых школ, соответственно: Excel High School Northgate Academy (штат Миннесота, США) и Вашингтонского института онлайнового обучения (Washington Online Learning Institute). В 2020 г. компания приобрела сервис онлайнового индивидуального обучения и помощи с домашними заданиями «Train the Brain».

  

УДК: 027.4+373.55

ГРНТИ: 13.31.23; 14.25.21

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=gale-launches-new-online-adult-high-school-program-for-public-libraries

Интересный опыт работы с читателями представлен Кристиной Риман-Мерфи (Christina Riehman-Murphy), Энн Холлоуэй (Anne Holloway) и Марком Маттсоном (Mark Mattson) в статье «Организация взаимодействия в эпоху пандемии: международный кулинарный конкурс на базе коллекции редких книг, организованный библиотеками Университета Пенсильвании и библиотекой Университета Монаша» (Cooking up engagement during a pandemic: The international Great Rare Books Bake Off between the Penn State and Monash University Libraries). В июле 2020 г., в самый разгар пандемии COVID-19, библиотеки-побратимы — библиотеки Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) и библиотеки Университета Пенсильвании (США) приняли решение о проведении международного мероприятия в продолжение своего давнего партнерского взаимодействия. Цель его — развитие сотрудничества и пропаганда специальных коллекций, принадлежащих этим организациям. Дружеское соревнование готовилось совместно обеими университетскими библиотеками. Пользователям было предложено принять участие в конкурсе на лучшее кулинарное изделие, приготовленное по рецептам из книг фонда библиотек. Участники должны были также презентовать свое блюдо в социальных сетях. Конкурс способствовал не только формированию осведомленности о сотрудничестве библиотек и об их коллекциях, но и позволил реализовать творческую энергию сообщества и поддержать его дух в столь трудное время. В статье, реализованной в формате тематического исследования, описаны этапы планирования, реализации и оценки проекта.

  

УДК: 027.7+616-036.2

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211023087

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023087

Статья Рио Шиозаки (Ryo Shiozaki) «Потенциальные проблемы в обеспечении сохранности твитов в субъективном восприятии представителей японского общества» (Future uncertainties for preserving tweets: Peoples’ perceptions in Japan) имеет непосредственное отношение к этической проблематике и вопросам авторского права. Сегодня контент социальных медиа включает в себя беспрецедентное количество личных материалов и публикаций, отражающих наше время. Лишь в немногих странах и регионах приняты законодательные акты, обеспечивающие долгосрочный доступ к таким материалам, между тем документы, печатные и рукописные, в избытке сохраняются в законодательно закрепленных системах депонирования. Архивирование материалов социальных сетей в национальных библиотеках может быть интерпретировано как вмешательство государства и ограничение свободы высказываний, что может иметь совершенно непредсказуемые последствия. В статье представлены эмпирические данные, связанные с общественным мнением относительно контента социальных сетей, главным образом, открытых публикаций в Twitter, архивированных третьей стороной. Было проведено два опроса: с участием студентов университетов (Исследование I) и широкой публики (Исследование II). Опросы составлялись с опорой на три организационных пула: это собственно исследователи, организации, к которым относились респонденты, и Национальная парламентская библиотека Японии (National Diet Library). В результате приблизительно 30% респондентов в рамках Исследования I и 47% респондентов в рамках Исследования II (n = 728), соответственно, выражали несогласие с любым из гипотетических сценариев. Упорядоченный логический анализ, направленный на выявление взаимозависимости переменных, позволил предположить, что существуют и другие факторы. Таким образом, ни переменные, имеющие отношение к использованию Twitter или Интернета, ни демографические показатели не влияют на отношение людей к вопросу об архивировании. Безусловно, соблюдение права на частную жизнь и авторского права являлись самым первым аргументом в обсуждении архивации твитов, однако многие респонденты интуитивно выказывали негативную реакцию и без каких-либо аргументов. Среди респондентов была выявлена группа тех, кто с сомнением отнесся к ценности идеи архивного хранения таких постов и также проявлял дискомфорт в отношении вмешательства в частную жизнь. Проявляя уважение к мнению общественности, принимая концепцию архивирования личных документов, следует предусмотреть ограничительный характер процедуры архивирования (например, удаление постов или их анонимизация), а также провести общественные дебаты по вопросам о вмешательстве государственных организаций и продемонстрировать таким образом ценности, принятые в архивной деятельности.

  

УДК: 347.78(520)

ГРНТИ: 10.41.91

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211037392

В своей статье «Включение курса по информационной грамотности в систему управления образовательным процессом: тематическое исследование» (Embedding an information literacy course into a learning management system: a case study), опубликованной в очередном выпуске журнала Library Management, Джанин Локхарт (Janine Lockhart) рассказывает о том, как разрабатывался курс по информационной грамотности, включенный затем в систему управления образовательным процессом с целью создания смешанной образовательной среды. Автор описывает процесс выбора платформы, выбор методов разработки учебного процесса, инструментарий и процессы, использованные открытые образовательные ресурсы, выбор лицензии Creative Commons, возможности использования и формат материалов. Онлайновый курс был впервые реализован в 2017 г. в двух группах учащихся, которым было также предложено заполнить онлайн-анкету, прокомментировать и оценить курс, который был весьма положительно встречен студенческой аудиторией. Результаты опроса продемонстрировали, что университет на правильном пути, внедряя данный курс в учебный процесс. Доля ответивших составила лишь 20%, что, однако, достаточно для принятия информированных решений. Курс может быть изменен с учетом различных потребностей студентов и социоэкономических факторов. Исследование проводилось на базе Университета Кейптауна (ЮАР). Обучение в университете проходят 34 тысяч студентов.

  

УДК: 02:378.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-09-2020-0129

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-09-2020-0129/full/html

В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

В том же номере опубликована статья сотрудников библиотеки Университета Южного Коннектикута Паркера Фруэна (Parker Fruehan) и Дайаны Хелльяр (Diana Hellyar) «Развитие и совершенствование виртуальной чат-службы библиотеки» (Expanding and Improving Our Library’s Virtual Chat Service). С началом пандемии COVID-19 и последовавшим закрытием на несколько месяцев здания Библиотеки Хилтона С. Бали Университета Южного Коннектикута возникла необходимость трансформировать методы обслуживания. За одну ночь виртуальная служба, прежде использовавшаяся для быстрой связи с дежурным библиотекарем, превратилась в основной канал, по которому пользователи библиотеки обращались в нее за помощью. Авторы статьи рассказывают об извлеченных из этого опыта уроках, собственно о трансформациях, которым был подвергнут данный ресурс, в том числе, об их технологической основе и этических принципах, на которые следовало опираться. Также рассматриваются перспективы этой службы.

  

УДК: 02:004+025.5

ГРНТИ: 13.20.31, 13.41.52

DOI: 10.6017/ital.v40i3.13117

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13117

В статье «Рекомендации по созданию библиотечных учебных пространств в рамках иерархии атрибутов учебного пространства» (Considerations for creating library learning spaces within a hierarchy of learning space attributes) авторы Дебора Линн Кристофферсен (Deborah Lynn Christoffersen), Клифтон Б. Фарнсворт (Clifton B. Farnsworth), Эван Д. Бингем (Evan D. Bingham) и Джеймс П. Смит (James P. Smith) отмечают, что университетские библиотеки изо всех сил стараются идти в ногу с развитием технологий и связанными с ними изменениями в стратегии преподавания. В связи с этими изменениями возникла, в частности, потребность студентов в пространстве для неформального обучения, и рабочих местах во всех частях кампуса. Как правило, руководители университетов и библиотек не умеют оценивать эти потребности. В этой ситуации очень не хватает рекомендаций по выявлению и планированию необходимых ремонтных работ и модернизации библиотечных помещений. Цель данного исследовательского проекта состоит в разработке такого руководства, которое может быть использовано сотрудниками университетских библиотек для самостоятельного анализа характеристик библиотечных пространств с точки зрения их эффективного использования.

В этом исследовании библиотечное пространство рассматривалось с использованием иерархии потребностей Маслоу по пяти исходным категориям: физиология, безопасность, социальные потребности, признание и самореализация. Таким образом, были определены атрибуты учебного пространства, которые следует учитывать при модификации библиотечных помещений. Метод призван обеспечить поэтапный, организованный и основанный на фактических данных подход к реконструкции библиотек с использованием минимального финансирования для достижения максимального и моментального эффекта.

  

УДК: 027.7+37

ГРНТИ: 13.31; 14.01; 13.20.65; 67.29.31; 81.95.29

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102458

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S009913332100149X?via%3Dihub

В четвертом номере журнала за 2021 г. опубликована статья руководителя исследовательской службы библиотеки Университета штата Огайо (США) Мерис Мандернач Лонгмейер (Meris Mandernach Longmeier) «Хакатоны и новый библиотечный ландшафт: 2014-2020 гг.» (Hackathons and Libraries. The Evolving Landscape 2014-2020).

Хакатон — мероприятие соревновательного характера, в рамках которого специалисты из разных областей сообща решают конкретную задачу. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров», однако сегодня хакатоны проводятся не только по программированию. Результатом хакатона является минимальный жизнеспособный продукт, на котором можно протестировать работу идеи. Хакатоны могут длиться от одного дня до недели.

Университетские библиотеки стремятся сегодня развивать культуру кампуса и играть роль «третьего места», не привязанного полностью к одной только научно-исследовательской деятельности. Они не только поддерживают научную деятельность, формальное и неформальное обучение, но и служат многим другим целям, соединяют внутри себя разные сообщества. Поэтому они — идеальное место для проведения различных мероприятий, например, хакатонов, которые вполне соответствуют ключевым задачам библиотек по охвату пользователей, информационно-просветительской деятельности, предоставлению данных, формированию информационной грамотности и общественному служению.

В статье освещен период 2014-2020 гг., когда формировалась практика проведения хакатонов. Автор дает свое определение хакатонам и разнообразным мероприятиям данного типа, указывает на цель и охват каждого из видов. Хакатоны могут быть организованы как университетскими, так и публичными библиотеками, поскольку их физическое пространство позволяет это делать, и во многих случаях читальные залы библиотек уже используются как творческие мастерские. Библиотеки проводят такие мероприятия самостоятельно и в партнерстве с различными сообществами, сами разрабатывают их тематику или выступают в качестве экспертов. Таким образом, библиотеки играют двоякую роль в организации хакатонов: как пространство и как источник. Акцент сделан на использовании библиотечных материалов, данных, рабочих потоков и контента. Приведены многочисленные примеры из практики библиотек и библиография литературы, на которой построено исследование.

«Третье место» — часть городского пространства, активно используемая местным сообществом, но не дом и не работа. Примером может служить кафе, клуб, парк, библиотека. Концепция «третьего места» представлена американским социологом Рэем Ольденбургом (Ray Oldenburg) в его книге «Третье место». Согласно идеям Ольденбурга, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.

  

УДК: 021.4

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91

DOI: 10.6017/ital.v40i4.13389

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13389

Автор статьи «Вся работа должна стать видимой. Что мы теряем, когда не ценим невидимый труд» («Work Made Visible. What’s lost when we obscure labor») доцент Школы информатики Сиракузского университета (Нью-Йорк, США) Рэйчел Айви Кларк (Rachel Ivy Clarke) пишет о том, что если в библиотеке какие-либо рабочие процессы не видны всем и каждому и не имеют материального воплощения, то можно засомневаться в необходимости такой работы и специалистов, которые ее выполняют. Сокращение подобных должностей означает, что эта работа будет переложена на других сотрудников и останется по-прежнему невидимой, а значит непризнанной и неоцененной.

Нам нужно ясно и недвусмысленно заявить, что ценность библиотеки – это не только ее фонды. Библиотека – это организация, предлагающая продукты и услуги на пользу общества. Публичные библиотеки финансируются за счет налогоплательщиков и благотворителей, они продвигают такие ценности, как демократия, равенство, гражданское участие в формах волонтерства, общественных программ и консультирования по вопросам разработки новых услуг.

Проектная группа Школы информатики Сиракузского университета разработала опытную модель калькулятора ценности конкретных библиотечных услуг (https://truevalue.ischool.syr.edu/calculator/), с помощью которой пользователь может рассчитать стоимость труда библиотекаря и стоимость материальных ресурсов. Проведя экспериментальный расчет, можно обнаружить, что средняя стоимость трудовых затрат почти всегда выше, чем стоимость самих ресурсов.

Таким образом, в оценке ценности библиотеки не следует сосредотачиваться исключительно на библиотечных зданиях, фондах и материально-технических ресурсах. Необходимо поддерживать сотрудников, которые делают их доступными, и прежде всего – сделать их работу видимой.

  

УДК: 021.9

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/01/03/work-made-visible/

В январском номере журнала Library Journal в разделе «Новости» опубликована статья старшего редактора колонки «Технология» Мэтта Эниса (Matt Enis) «Библиотека Конгресса совершенствует инструмент машинного обучения с помощью краудсорсинга» (Library of Congress Trains Machine Learning Tool with Crowdsourcing).

Лаборатории цифровой трансформации Библиотеки Конгресса LC Labs с 2017 г. занимаются изучением применения технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в библиотечной деятельности, стремясь сделать цифровые коллекции библиотеки более доступными и простыми в использовании. 30 ноября 2021 г. был опубликован финальный отчет об инициативе Humans-in-the-Loop (HITL, «Люди в контуре управления»). Особенностью этого проекта было пересечение практики краудсорсинга и алгоритмов машинного обучения: к обучению компьютера извлечению структурированных данных из одной из цифровых коллекций библиотеки были привлечены волонтеры. Их задействовали в двух рабочих процессах: создании обучающих данных для машины и коррекции выходных данных.

Команда LC Labs определила три основные концепции для каждого этапа HITL: от выбора коллекции и проектирования до реализации и презентации проекта:

• Вовлечение: коллекция должна быть интересной для волонтеров, они должны ощущать собственную сопричастность.

• Этичность: данные, представленные в коллекции, должны не нарушать конфиденциальность субъектов или создателей коллекции, а любые потенциальные риски должны быть выявлены и сведены к минимуму.

• Полезность: результаты проекта призваны улучшить обнаружение цифровых коллекций библиотеки; этот контент должен быть востребован и не иметь ограничений для использования.

В качестве объекта была выбрана оцифрованная коллекция микрофильмов телефонных справочников 15 штатов США. Этот ресурс охватывает большую часть XX-го века и часто используется исследователями в области права и людьми, изучающими генеалогию и семейную историю.

В результате была получена структура, которая послужит основой для будущих проектов краудсорсинга и обогащения данных в Библиотеке Конгресса. В 97-страничном отчете подробно описаны проблемы, возникшие на каждом этапе разработки HITL, их решение, а также процесс пользовательского тестирования для создания дизайна интерфейса краудсорсинговой платформы. В отчете предлагаются идеи и советы библиотекам и учреждениям культурного наследия по разработке собственных этичных и полезных краудсорсинговых проектов.

С полным отчетом об инициативе Humans-in-the-Loop можно ознакомиться по ссылке: https://labs.loc.gov/static/labs/work/reports/LC-Labs-Humans-in-the-Loop-Recommendations-Report-final.pdf

  

УДК: 021:004.89

ГРНТИ: 13.31; 20.23.29; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/technology/library-of-congress-trains-machine-learning-tool-with-crowdsourcing

В первом выпуске журнала Journal of Academic Librarianship за 2022 г. опубликована статья директора преподавательского центра Университета Невады (США) Мелиссы Боулз-Терри (Melissa Bowels-Terry) и директора центра повышения квалификации преподавательского состава Университета Колорадо в Денвере (США) Карен Собел (Karen Sobel) «Компетенции библиотекарей для методической поддержки преподавательского состава вузов. Обзор и рекомендации» (Librarians as faculty developers: Competencies and recommendations).

Будучи сотрудниками университетских библиотек, авторы делятся опытом методической работы, обучения, высокоэффективного сотрудничества в целях повышения квалификации преподавательского состава. Университетские библиотеки сами по себе не в состоянии взять на себя ту роль, которую исполняют коллаборации библиотек с педагогическими методическими центрами и центрами повышения квалификации преподавателей. Опираясь на автоэтнографический подход, авторы исследуют потенциал такого взаимодействия. Методическая поддержка профессорско-преподавательского состава — это программы и деятельность, направленные на повышение качества преподавания. Роли библиотекаря и методиста пересекаются по двум направлениям: в формировании сообщества и обеспечении ресурсами. Авторы анализируют пересечение задач и целей, а также компетенции этих институтов, и на этой основе выделяют 4 направления для реализации роли университетских библиотекарей: организационное, координационное, методическое, объединяющее.

Автоэтнография — метод качественного исследования, основанный на том, что респондент, будучи объектом изучения, становится еще и его субъектом, связывая свою автобиографическую историю с более широкими культурными, политическими, социальными концепциями.

  

УДК: 023.5+027.7:378.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.37.27; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102474

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001658

В первом номере за 2022 г. опубликован доклад Дэвида Ли Кинга (David Lee King) «Библиотечные платформы взаимодействия с пользователями» (Library Engagement Platforms), в котором представлен обзор цифровых платформ и показано, как библиотеки могут эффективно их использовать для коммуникации с читателями и пользователями. Такое взаимодействие происходит через разнообразные каналы коммуникации, в том числе через электронную почту, смс-сообщения, мобильные уведомления. Это информирование о предстоящих мероприятиях, оповещение о задолженности, специальные предложения и т.д. Автор пытается найти точное определение для маркетинга взаимодействия в применении к библиотеке. Маркетинг взаимодействия — маркетинговая стратегия формирования заинтересованности клиентов, эмпирический маркетинг, поведенческий маркетинг, поощряющий клиентов (читателей) к соучастию в развитии бренда (библиотеки) или формировании опыта, связанного с брендом (библиотекой). Когда такое взаимодействие происходит, бренд и клиент — библиотека и читатель — обретают друг друга. Если говорить о компьютерных платформах, то можно выделить несколько уровней онлайн-взаимодействия: от простого одноразового визита на веб-сайт с целью получения информации, через формирование пассивного канала коммуникации — от библиотеки к читателю, до приобретения верного читателя, проявляющего интерес и доверие к библиотеке и активно с ней взаимодействующего. Также дано определение платформы как компьютерной архитектуры и оборудования, и в более широком смысле — устройств или структур, включающих в себя такую платформу. В отдельной главе названы и охарактеризованы 20 программных продуктов, на которых базируются современные платформы библиотечного взаимодействия, такие как BiblioCommons, Communico, Innovative, Koios, Capira, OCLC Wise, OrangeBoy, Patron Point, Springshare и др. Рассматриваются различные виды взаимодействия, возможность адаптации маркетинговых сервисов на некоторых из названных платформ. Необходимо помнить, что конечной целью такой коммуникации является не обмен сообщениями сам по себе, а получение реального отклика со стороны пользователя, и взаимодействие, в буквальном смысле этого слова, между библиотекой и ее читателем. Описаны сценарии эффективного взаимодействия на различных платформах, в том числе, с точки зрения самих читателей библиотеки.

  

УДК: 021.7:005.966.5

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 15.81.49; 19.51.41

DOI: 10.5860/ltr.58n1

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/822

В первом выпуске журнала опубликована статья Меган О’Донелл (Megan N. O'Donnell) и Кертис Бранди (Curtis Brundy) «Коллаборации для коллективного использования данных: выигрывают все» (Bringing All the Stakeholders to the Table: A Collaborative Approach to Data Sharing). Авторы являются сотрудниками Университета штата Айова в Эймсе (США). Они анализируют процесс распространения массивов данных в научно-исследовательском университете естественно-научного профиля. Для осуществления этого процесса внутри университета действует коллаборация различных подразделений. Согласно закону, принятому в США в 2011 г., научно-исследовательские организации, включая университеты, получающие государственное финансирование, обязаны предоставлять доступ к результатам своих исследований. В связи с этим университетская библиотека должна найти ответ на ряд вопросов: следует ли составлять отчетность по коллективно используемым данным? кто выстраивает соответствующую инфраструктуру? что делать с конфиденциальными и «чувствительными» данными? как долго их следует хранить? как финансируются эти процессы? В поисках ответа на эти вопросы авторы опираются как на собственный опыт, так и на методологию тематического исследования с изучением соответствующих документов и рабочих процессов. В Университете штата Айова была создана группа по коллективному использованию научно-исследовательских данных, деятельность которой осуществлялась по четырем направлениям — политика, системы и сервисы, научно-исследовательская деятельность и соответствие стандартам и характеристикам. В начале 2021 г. университетом официально были приняты рекомендации по коллективному использованию данных, в которых даны четкие разъяснения по таким вопросам, как права собственности на научно-исследовательские данные, их архивирование, передача, ответственность. Был разработан инновационный процесс распространения данных, который позволяет его участникам в рамках кампуса просматривать, принимать или отклонять данные, представленные для размещения в университетском репозитории. Главными участниками коллаборации являются ученые, руководители, ИТ-специалисты и библиотекари. Библиотеки играют троякую роль в процессе распространения [раскрытия] данных: во-первых, это управление рабочим потоком отчетности по предоставлению данных; во-вторых, обеспечение коммуникации с кампусом с целью информирования о целях и ценности процесса распространения данных; в-третьих, курирование данных перед публикацией с поиском потенциально чувствительной информации.

Полученные авторами данные позволяют им утверждать, что коллаборация с привлечением широкого круга участников, задействованных на протяжении всего жизненного цикла научно-исследовательских данных, прозрачность и инклюзивность процесса их распространения являются необходимыми условиями развития коллективного использования научной информации.

  

УДК: 027.7:001.83+004.65:027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31

DOI: 10.7191/jeslib.2022.1224

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol11/iss1/2/

В первом номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья научного сотрудника Цифровой публичной библиотеки Америки Доминика Берд-Макдевитта (Dominic Byrd-McDevitt) и руководителя службы оцифровки Публичной библиотеки округа Лукас в Толедо (США) Джона Дьюиса (John Dewees) «Сотрудничество Цифровой публичной библиотеки Америки и фонда Викимедиа для расширения использования оцифрованных ресурсов» (Using DPLA and the Wikimedia Foundation to Increase Usage of Digitized Resources).

В начале 2020 г. Цифровая публичная библиотека Америки (Digital Public Library of America, DPLA) запустила проект, в рамках которого ресурсы библиотеки без авторских прав или с открытой лицензией могут быть автоматически скопированы в Викисклад, общее централизованное виртуальное хранилище для изображений, звукозаписей, видеороликов и других мультимедийных файлов, включаемых в страницы Википедии и других проектов фонда Викимедиа. Цель данного проекта – расширение использования материалов цифровых коллекций библиотеки и упрощение включения их в статьи Википедии.

Цифровая публичная библиотека Америки – дискавери-портал, объединяющий оцифрованные ресурсы из более чем 4000 библиотек, архивов и музеев США. Он имеет единый интерфейс, позволяющий осуществлять одновременный поиск по миллионам цифровых записей. Агрегирование этих записей – результат работы Центров контента и Центров обслуживания. Центры контента – это либо организации, непосредственно пополняющие Цифровую публичную библиотеку Америки (такие как Библиотека Конгресса или Библиотека Гарвардского университета), либо цифровые библиотеки, работающие с крупными репозиториями цифрового контента (такими как HathiTrust или Internet Archive). Центры обслуживания выступают в качестве посредников между национальной службой агрегирования и отдельными организациями в штатах или регионах.

Более подробная информация о Цифровой публичной библиотеке Америки (DPLA): https://pro.dp.la/

Данные, предоставленные учреждениями-участниками, проходят отбор с использованием фильтров, и для них создается вики-разметка на основе описательных метаданных, после чего медиафайлы загружаются на сервер с помощью скрипта программной среды Pywikibot. После того, как эти файлы попали в Викисклад, встроить изображения в статьи Википедии несложно, тем самым достигнув цели расширенного использования и доступа к оцифрованным ресурсам. С помощью такого централизованного процесса менее чем за полтора года было загружено более 2,25 млн файлов для 780000 единиц хранения, что стало крупнейшим единовременным пополнением Викисклада за всю историю (более чем в четыре раза по сравнению с предыдущим рекордом). Такой подход обеспечивает простоту размещения материалов в Википедии для учреждений DPLA, так как требуется только описать их собственные цифровые коллекции перед агрегированием, а затем принять редакционные решения в Википедии после загрузки. Предоставление доступа к локальным оцифрованным ресурсам через DPLA, копирование их на Викисклад, а затем встраивание этих изображений в статьи Википедии — отличная возможность познакомить пользователей Интернета с цифровыми коллекциями библиотек, архивов и музеев.

  

УДК: 001.103.2+025.2-028.27

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31; 20.15.31; 19.31

DOI: 10.6017/ital.v41i1.13659

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13659

В июньском номере ведущий редактор журнала Терра Данковски (Terra Dankowski) рассказывает о тенденциях в развитии библиотечной профессии в статье «Пять востребованных библиотечных специализаций: новые роли и базовые ценности» (5 Library Jobs on the Rise. Emerging roles and titles reflect libraries’ core values).

Во время пандемии целые отрасли погрузились в туман неопределенности, и количество вакансий в библиотечной отрасли сократилось до уровня, небывалого со времен Великой депрессии. Однако уже сейчас количество вакансий беспрецедентно выросло. По данным Американской библиотечной ассоциации (ALA), в январе-марте 2022 г. количество заявленных вакантных позиций превышало более чем на 20% аналогичный показатель любого года за 15-летнюю историю сайта вакансий ALA JobLIST. Представлены пять должностных вакансий, которые с достаточной частотой открывают для соискателей университетские, публичные, школьные и специальные библиотеки.

1) Библиотекарь-специалист по проблемам устойчивости

Проблемы устойчивости, решаемые библиотекой, касаются не только сохранения окружающей среды. В статье упоминается трехуровневая модель устойчивости библиотек, охватывающая такие направления, как экологичность, экономическая целесообразность и социальная ответственность. В этой парадигме библиотеки должны решать самые разные вопросы — расовой справедливости, доступности, этичного инвестирования, инклюзивности. Библиотекам США автор рекомендует пройти сертификацию Инициативы устойчивых библиотек (https://sustainablelibrariesinitiative.org/).

2) Библиотекарь-специалист по качеству обслуживания пользователей

Должностные обязанности такого специалиста крайне широки и охватывают все, что касается пользовательского опыта взаимодействия с библиотекой — от навигации по веб-сайту до обслуживания в зале, от работы с читателями с особыми потребностями до обеспечения доступа к ресурсам, от работы чат-бота до использования библиотечного пространства. В своей работе такой специалист опирается на опросы, интервью, тестирования и анализ показателей использования веб-сайта.

3) Директор по вопросам равенства, разнообразия, инклюзивности

Развитие этого направления в библиотечной работе автор связывает с активизацией в 2020 г. общественных движений, в том числе движения «Black Lives Matter». Стратегия его подразумевает отказ от проявлений расизма в организациях, культуре, межличностном общении, в обществе в целом и выработку новых кодексов поведения по отношению к сотрудникам и пользователям.

4) Библиотекарь-специалист по открытым образовательным ресурсам

Роль такого специалиста состоит в поиске, оценке и курировании открытых образовательных ресурсов, информировании о них профессорско-преподавательского состава, а также предоставлении учащимся альтернативных, бесплатных или недорогих учебных материалов. Открытые образовательные ресурсы доступны не только в высшем образовании. Так, Американская ассоциация школьных библиотек (American Association of School Libraries) в 2019 г. опубликовала свои собственные методические разработки для специалистов школьных библиотек (от начальной до старшей школы) «OER toolkit for K–12 librarians», которые стали спасением для многих американских школ в начале пандемии. Специалистам рекомендовано подробно ознакомиться с системой открытого лицензирования, пройдя обучение на углубленных курсах по сертификации Creative Commons.

5) Библиотекарь-специалист по визуализации данных

Услуги по визуализации данных все чаще находят свое место в библиотеках, особенно в университетских. Вполне естественно, что библиотека является для вуза средоточием всех образовательных и научно-исследовательских ресурсов и сервисов. Работа в должности специалиста по визуализации данных требует знаний в области управления научными данными, языков программирования, таких как Python, R и Tableau. Соответствующие навыки можно приобрести как самостоятельно на платформе Datawrapper, так и закончив бесплатный онлайновый курс, например, по программе Research Data Management Librarian Academy.

  

УДК: 023.5

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.15.63

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2022/06/01/5-library-jobs-on-the-rise/

Директор библиотеки Технологического университета Чалмерса (Гетеборг, Швеция) Энн-Софи Аксельссон (Ann-Sofie Axelsson) в статье «Интеграция университетской библиотеки в академический отдел: взгляд изнутри» (A View from the Inside: Integrating the University Library within an Academic Department) рассказывает о необычном опыте реорганизации своей библиотеки.

Университетская библиотека чаще всего представляет собой одно или несколько зданий в центре кампуса, а также цифровую платформу на веб-сайте университета. В Технологическом университете Чалмерса библиотека полностью интегрирована в академический отдел – Департамент научной коммуникации и образования. Департамент состоит из пяти отделов, два из которых являются библиотечными: отдел обучения и образовательной среды и отдел информационных ресурсов и научных публикаций, а два других – отдел исследований в области инженерного образования и отдел языка и коммуникации – занимаются стандартной академической деятельностью, т. е. обучением, исследованиями и передачей знаний. В Департаменте также действует отдел оперативной поддержки.

Энн-Софи Аксельссон описывает преимущества и недостатки такой интеграции. К первым относится возможность прямого контакта с академическими подразделениями университета. Также в объединенном академическом отделе библиотекарю легче наблюдать за тем, как осуществляются научные исследования, поддерживать их, учиться самому и развивать библиотечные услуги. И, наконец, кадровый состав отражает широкий спектр профессиональных компетенций и взглядов, и это является основой для инновационных идей и планов. В качестве недостатков интеграции упоминается необходимость вовлеченности сотрудников во все виды деятельности для равноправного участия в обсуждении и стратегическом развитии, а это требует от библиотекарей дополнительных усилий.

  

УДК: 027.7:023

ГРНТИ: 13.31.23, 13.31.91; 20.51.19

DOI: 10.53377/lq.12030

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/12030

Малгожата Федорович-Крушевская (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska), адъюнкт-профессор Института информатики и книговедения Университета Николая Коперника (Торунь, Польша), в статье «Зеленая библиотека как предмет исследования – количественная и качественная перспектива» (Green library as a subject of research – a quantitative and qualitative perspective) проводит анализ научной литературы, посвященной зеленым библиотекам, с первых публикаций по этой тематике и до наших дней. Задачей исследования являлось изучение динамики увеличения числа публикаций о зеленых библиотеках, а также определение тематической структуры научной литературы в этой области.

С 1990-х гг. появляется все больше публикаций, посвященных вопросам устойчивого развития, и в том числе экологической устойчивости применительно к деятельности библиотек. В последние годы библиотеки проводят различные мероприятия, направленные, с одной стороны, на минимизацию негативного воздействия библиотек на окружающую среду за счет их надлежащего управления, а с другой стороны, на формирование услуг, способствующих повышению экологической осведомленности общества. Такие понятия, как зеленые библиотеки, зеленое библиотечное дело и устойчивые библиотеки, уже вошли в терминологию библиотечно-информационных наук и библиотечного дела. В связи с увеличением количества публикаций были предприняты попытки проанализировать их с тем, чтобы разработать теоретическую основу для рассматриваемых явлений и создать типологию тематических областей, определить терминологию и описать эволюцию зеленого библиотечного дела и устойчивого развития библиотек. Были проанализированы научные публикации о зеленых библиотеках 1991-2020 гг., проиндексированные в базе данных Web of Science. Численный прирост публикаций определялся с помощью библиометрического метода, а для характеристики тематической структуры публикаций использовался метод контент-анализа. Количественный анализ литературы о зеленых библиотеках показал, что это новая область, которая не исследуется с постоянной интенсивностью. Время публикации материалов о зеленых библиотеках можно разделить на два периода: так называемый период первых публикаций 1991-2006 гг., в котором были годы с нулевым количеством публикаций, и период 2007-2020 гг. – когда количество публикаций увеличивалось относительно равномерно. Контент-анализ показал, что наиболее частой темой является вопрос зеленого строительства и управления им. Автор отмечает, что период после 2010 г. – это время построения теоретической базы для нового направления исследований, т.е. зеленых библиотек. Период наибольшей издательской активности во второй половине второго десятилетия XXI века связан, по мнению автора, с деятельностью Организации Объединенных Наций по содействию устойчивому развитию и возросшей интенсивностью деятельности IFLA в этой области в то время. В 2016 г. IFLA запустила Международную программу защиты интересов (International Advocacy Programme, IAP). Цель ее заключалась в повышении осведомленности библиотекарей о целях устойчивого развития (ЦУР), которые были включены в принятый в 2015 г. документ ООН под названием «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.».

В качестве практических рекомендаций автор данного исследования отмечает необходимость (в зависимости от финансовых, организационных и человеческих ресурсов библиотек) проведения мероприятий в области экологического образования, создания исходной базы данных о зеленых библиотеках и разработки «кодовой книги», которая может быть использована для определения критериев оценки деятельности библиотек в области экологической устойчивости.

  

УДК: 021.1+502.131.1

ГРНТИ: 13.31.11; 87.01

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0156

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0156/full/html

Статья Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall) «Публичная библиотека как общественное пространство: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) представляет концепцию публичной библиотеки XXI века и ее эпистемологические функции. Результаты лонгитюдного (длительного) исследования с участием фокус–групп, представляющих пользователей публичных библиотек двух частей Великобритании, вошли в докторскую диссертацию Л. Эпплтона, защита которой состоялась в 2020 г. Сбор данных пришелся на конец длительного периода бюджетных ограничений в отношении публичных библиотек, связанных с глобальным кризисом начала XXI в. Проанализирована роль публичных библиотек Великобритании как публичной среды и способы реализации этой роли через эпистемологические, общественные и политические функции.

Лонгитюдный анализ - научная методика исследования объекта или группы объектов на протяжении длительного периода (как правило, до нескольких лет или десятилетий), за который эти объекты успевают существенным образом поменять свои значимые характеристики.

Исследование с участием территориально-распределенной фокус-группы было разбито на три этапа. Всего в восьми различных библиотечных организациях Англии и Шотландии были собраны 24 фокус-группы: в 2015–2016 гг. (Этап 1), 2016–2017 гг. (Этап 2) и 2017–2018 гг. (Этап 3). Полученные данные подверглись расшифровке, кодированию с использованием NVivo 10 и последующему тематическому анализу. Они могут быть признаны репрезентативными для публичных библиотек Великобритании, как правило, располагающими инклюзивным неоднородным пространством, которое само по себе является коллективной общественной ценностью и в котором происходит генерация интеллектуального капитала и обмен знаниями. Роль публичной библиотеки как общественной среды тесно связана с ее эпистемологическими функциями, реализуемыми в информационном обслуживании, не ограниченном предоставлением доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностных взаимодействий в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Такой обмен есть проявление общественной функции публичных библиотек, которые выступают как платформа, на которой граждане могут принимать активное участие в жизни общества и особенно в демократических процессах.

В отличие от большинства современных работ, исследующих общественное и экономическое влияние библиотек, чаще всего — на основе количественных данных, в данном исследовании демонстрируется эпистемологическая ценность библиотечного обслуживания. Кроме того, важно и то, что объектом изучения в данном случае стали публичные библиотеки, которые часто оказываются на периферии библиотековедческих исследований подобного типа. Показано также, что лонгитюдные исследования территориально-распределенных фокус-групп могут служить источником качественных научных данных для последующего анализа и комплексного рассмотрения научных и общественных проблем.

  

УДК: 027(410):021.1

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91; 04.15

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html