Всемирная пандемия COVID-19 вызвала серьезные ограничения в образовательном процессе. Академические учреждения в Южной Африке были закрыты, однако студентам необходимо было дать возможность закончить учебный год, поэтому учебные заведения были вынуждены пересмотреть свои методы коммуникации, преподавания и обучения. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула (Кейптаун, ЮАР) смогли оказать информационную поддержку студентам с помощью онлайн-сервиса LibGuides. Система управления контентом LibGuides применяется в библиотеках Университета с 2012 г. в качестве средства предоставления студентам предметной информации с быстрыми ссылками на избранные ресурсы и информацию, дополняющую обучение информационной грамотности. Преподаватели используют ресурсы для подготовки лекций и подбора учебных материалов, а исследователи и аспиранты используют руководства по поддержке исследований при написании своих статей. Сотрудники библиотек Технологического университета Кейп-Пенинсула Дебора Беккер (Deborah A. Becker), Джоанн Арендсе (Joanne Arendse), Велишва Тшетша (Veliswa Tshetsha), Сулейга Давидс (Zulaiga Davids) и Вуйокази Кива-Джонсон (Vuyokazi Kiva-Johnson) в статье «Разработка системы LibGuides в библиотеках Технологического университета Кейп-Пенинсула и влияние локдауна COVID-19 на ее использование» (The development of LibGuides at Cape Peninsula University of Technology Libraries and the impact of the COVID-19 lockdown on their usage) рассказывают об истории развития LibGuides в Университете, о ее использовании во время карантина, а также анализируют, удалось ли им удовлетворить информационные потребности студентов во время локдауна 2020 г. В исследовании были применены следующие методы: (1) онлайновые фокус-группы студентов четвертого курса педагогического факультета, и (2) онлайн-опрос сотрудников библиотеки, которые поддерживают и используют LibGuides. В целом, система LibGuides показала себя как надежный информационный ресурс помощи студентам и сотрудникам университета во время локдауна. Однако авторы отмечают, что система LibGuides уже была знакома пользователям до локдауна; кроме того, на первых курсах для студентов проводились тренинги по информационной грамотности.

  

УДК: УДК 025.5:004.77+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1177/03400352211046025

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211046025

Специальный номер журнала IFLA Journal посвящен опыту библиотек, связанному с пандемией. Тема номера — «Библиотеки и COVID-19: возможности для инноваций» (Editorial: Libraries and COVID-19: Opportunities for innovation) — совпадает с заголовком передовой статьи, подготовленной приглашенными редакторами Миленой Добревой (Milena Dobreva) и Герминой Ангелеску (Hermina Anghelescu). Статья представляет собой обзор публикуемых статей.

С самого начала пандемии COVID-19 библиотечно-информационный сектор был вынужден адаптироваться к новым условиям. Весь этот период пандемии можно условно разделить на следующие этапы: закрытие, возобновление работы и адаптация к «новой норме».

По иронии судьбы локдаун случился в тот момент, когда библиотеки по всему миру осознали свою роль максимально открытого для сообщества «третьего места». В данном номере представлен, в частности, анализ первоначальных планов и инициатив на этапе закрытия библиотек в связи с пандемией, а также подготовленных библиотечными ассоциациями разных стран соответствующих документов и рекомендаций. Уже на этом этапе профессиональное сообщество задумывалось о том, в каком виде библиотеки откроются вновь, что они могут предложить пользователям, как их защитить. Отмечается, что в своих публикациях 2020 г. международная федерация IFLA также обобщила и проанализировала эти планы. Как правило, они лежат в четырех плоскостях – реорганизация пространства; службы и услуги; меры безопасности; санитарно-гигиенические мероприятия.

Постковидное будущее описывается авторами статей как «сложные времена», что связано отчасти с проблемами государственного финансирования. Кроме того, одна из основных тенденций в описании будущего — осознание того, что «виртуальность останется в библиотеках навсегда» — онлайновые виды обслуживания сохранят свою предпочтительность в сравнении с традиционными формами. В статьях, размещенных в номере, исследователи называют факторы, которые будут оказывать влияние на работу библиотекарей и информационных специалистов в 2022 г. Среди публикаций данного номера — тематические исследования, автоэтнографический анализ, обзоры, другие оригинальные статьи. Рассматриваются задачи библиотек различных видов и типов, проблемы, связываемые с произошедшими изменениями, технологические сценарии, кадровые вопросы. Отдельная группа статей посвящена вопросам пользовательского поведения и дезинформации — интересно, что последняя проблема освещается на основе данных 138 стран. Традиционно географический охват выпуска широк — от США и Канады до Бразилии, от Шотландии до ЮАР и Австралии, от Нигерии до Бангладеш и Китая.

Аннотации к статьям представлены на рабочих языках IFLA, в том числе на русском.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616.9COVID

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211031739

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1886/1/ifla-journal-48-1_2022.pdf