Авторы из Университета Иордании Фатен Хамад (Faten Hamad), Джордан Разан Аль-Аамр (Jordan Razan Al-Aamr), Джордан Синария Абдель Джаббар (Jordan Sinaria Abdel Jabbar), Джордан Хуссам Фахури (Jordan Hussam Fakhuri) опубликовали в мартовском номере IFLA Journal (том 47, выпуск 1) статью «Бизнес-аналитика в академических библиотеках Иордании: возможности и проблемы» (Business intelligence in academic libraries in Jordan: Opportunities and challenges). Академическим библиотекам важно понимать, как меняются потребности их пользователей – в этом им помогают бизнес-данные, на основе которых они обновляют свои услуги и процедуры. Для принятия решений и стратегического планирования данные должны быть преобразованы в информацию. Бизнес-аналитика предлагает мощные аналитические инструменты, такие как визуализация и интеллектуальный анализ данных, которые позволяют принимать обоснованные решения и впоследствии трансформировать пользовательский опыт, выводя его на более продвинутый уровень. Настоящее исследование рассматривает концепцию бизнес-аналитики с точки зрения ее восприятия сотрудниками отдела информации академических библиотек Иордании.

  

УДК: 027.7+004.62+005.52

ГРНТИ: 13.31; 20.53.19; 06.81.85

DOI: 10.1177/0340035220931882

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035220931882

В первом номере журнала за 2022 г. опубликована статья Брэди Лунда (Brady Lund) «Сначала стратегия, потом технологии» (Policy Before Technology. Don’t Outkick the Coverage). В погоне за новейшими и интереснейшими технологическими достижениями часто не обращают должного внимания на некоторые аспекты их практического применения. Безусловно, на современном этапе внедрение новейших технологий позволяет библиотеке продемонстрировать свою ценность. Между тем, их использование может иметь дополнительные, потенциально неприятные последствия; в частности, под угрозой оказывается безопасность и конфиденциальность данных, вероятным становится ограничение доступности, риски для здоровья, возникновение барьеров в образовании, распространение ложной информации. В статье рассмотрены две популярные технологии, инновационные для библиотек – виртуальная реальность и анализ данных. С ними, в частности, связаны угрозы, которые можно предусмотреть в стратегических решениях библиотек, например, в виде особых правил использования технологий виртуальной реальности в библиотеке, требующих обязательного инструктажа пользователей. Подчеркивается, что сама библиотека не в состоянии оценить все угрозы и риски использования новейших технологий, хотя это следует сделать до того, как они будут внедрены.

  

УДК: [025.5:004.77]:004.056

ГРНТИ: 19.31; 13.31.11

DOI: 10.6017/ital.v41i1.14773

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/14773

В шестом номере журнала опубликована статья Сепанта Шарафуддина (Sepanta Sharafuddin) и Ивана Белика (Ivan Belik), сотрудников Норвежской школы экономики, под заглавием «Эволюция анализа данных в бизнес-кейсах» (The evolution of data analytics through the lens of business cases). Анализ данных — динамично развивающаяся область деятельности, между тем, не получившая по сей день универсального определения. Анализ данных в бизнесе есть обобщение результатов различных видов деятельности и операций компаний и предприятий, применение процессов обработки данных в решении бизнес-проблем, то есть сбор данных, их формализация и обработка с целью получения знаний, решения конкретных экономических проблем и управления рабочими процессами.

Авторы предприняли комплексный обзор современного состояния и тенденций развития технологий анализа данных, применяемых в бизнес-практике с момента их появления. В настоящем исследовании внимание уделено природе и видам технологий, основанных на данных, которые с большой вероятностью получат развитие в последующих десятилетиях в различных сферах экономики.

Для анализа трех периодов развития информационной аналитики в бизнесе – в прошлом (1950-е–1990-е гг.), настоящем (2000–2020-е гг.) и будущем (2030-е–2050-е гг.) – рассмотрен соответственно опыт трех крупнейших компаний. Это оптово-розничная сеть Walmart, стриминговая развлекательная компания Netflix и ИТ-компания Affectiva. Все они показали пример потрясающей адаптации к технологическим сдвигам и решения сложнейших задач анализа данных в период эволюционного перехода от старых технологий к новым.

В контексте эволюции анализа данных опыт компании Walmart – это решение задач сбора, обработки и обобщения данных об индивидуальных клиентах/пользователях (например, данных о покупательском поведении). Опыт Netflix демонстрирует, как компании извлекают ценнейшую бизнес-информацию и на этой основе добиваются сверхэффективности, опираясь на большие данные и технологии машинного обучения. Подход компании Netflix к анализу данных — показательный пример эффективной дешифровки разнородных данных и их анализа.

Индустриальная концепция 4.0 подразумевает интеграцию ИТ с физическими системами, ведущую к появлению киберфизического мира, превращающего мир реальный в виртуальную реальность, часто без участия человека. Компания-разработчик искусственного интеллекта Affectiva создает новую технологическую категорию –искусственный эмоциональный интеллект (ЭИ) на основе обработки огромного массива информации, получаемой от действующих в реальном времени сенсоров и видеоустройств. Успех компании в разработке продуктов ЭИ основывается на четком понимании экспоненциального роста возможностей ИИ для обработки данных благодаря появлению автономных устройств сбора и обработки данных.

Можно с уверенностью предсказать, что ИИ будет предлагать бизнесу все более совершенные системы анализа данных и что происходящая революция, связанная с ИИ и ЭИ, с большой вероятностью трансформирует среду человеческого труда. Так, например, компания Affectiva уже сотрудничает с людьми, готовыми предоставлять свои индивидуальные данные для разработки и совершенствования технологий распознавания эмоций, которые в перспективе смогут быть использованы в маркетинговых исследованиях. Поскольку это не единственный опыт, то можно прогнозировать, что стремительное развитие информационных технологий направлено в сторону появления киберфизического общества, в котором человек, корпорации, устройства будут тесно взаимосвязаны. Такое общество будет как никогда открыто для обмена данными.

Анализ тенденций в области развития технологий и репрезентативные тематические исследования (кейсы) позволяют сделать вывод о динамичном развитии информационной аналитики и отсутствии стагнации в этой сфере. Изучение же динамики эволюции в той или иной области на реальных примерах способствует лучшему пониманию сдвига парадигмы и соответствующих технологических достижений в ИТ-бизнесе.

  

УДК: 004.8:001.103-047.44

ГРНТИ: 28.23

DOI: 10.1108/OIR-07-2021-0355

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2021-0355/full/html