Весной 2021 г. специалисты библиотеки Университета Мальмё, Швеция, Лотти Дортэ (Lotti Dorthé), Элизабет Бергенас (Elisabeth Bergenäs), организовали две фокус-группы из сотрудников библиотеки для разговора о том, как на их работу повлияла пандемия. В статье «Слушать и слышать: эффективное и устойчивое библиотечное обслуживание в пост-пандемийную эпоху» (Why the simple act of listening will help us design strong and sustainable post pandemic library services) они делятся тем, что им удалось узнать. Для участия было отобрано 12 библиотекарей, представляющих разные направления библиотечного обслуживания и различные профессиональные компетенции. Состоялась открытая дискуссия, которая позволила составить картину того, как в новых обстоятельствах изменилась библиотека, рутинные операции, которые выполняют ее сотрудники, и те сервисы, с которыми взаимодействуют читатели. Для обсуждения было предложено два вопроса: как изменились рабочие задачи библиотекарей во время пандемии? какой опыт приобрели специалисты библиотек? Дискуссия развернулась по трем тематическим направлениям: цифровизация, работа в удаленном режиме, а также библиотека как «третье место». Обобщая мнения опрошенных специалистов, авторы статьи указывают на то, что некоторые из процессов оказались более эффективными для онлайн-формата, чем остальные — например, короткие совещания, обучающие и образовательные мероприятия, семинары для научных работников. Тем не менее, физическое присутствие библиотекаря в библиотеке по-прежнему необходимо. Формальное и неформальное общение помогает воспитывать профессиональную культуру и находить взаимопонимание, внушает чувство сопричастности. Следует прислушаться к мнению библиотекарей, каких бы малых деталей оно ни касалось, каким бы многослойным ни был их опыт — он укажет направление для устойчивого развития библиотек.

  

УДК: 02:004+616-036.2

ГРНТИ: 13.20.31; 76.33.43

DOI: 10.18352/lq.10931

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10931

Специальный номер журнала IFLA Journal посвящен опыту библиотек, связанному с пандемией. Тема номера — «Библиотеки и COVID-19: возможности для инноваций» (Editorial: Libraries and COVID-19: Opportunities for innovation) — совпадает с заголовком передовой статьи, подготовленной приглашенными редакторами Миленой Добревой (Milena Dobreva) и Герминой Ангелеску (Hermina Anghelescu). Статья представляет собой обзор публикуемых статей.

С самого начала пандемии COVID-19 библиотечно-информационный сектор был вынужден адаптироваться к новым условиям. Весь этот период пандемии можно условно разделить на следующие этапы: закрытие, возобновление работы и адаптация к «новой норме».

По иронии судьбы локдаун случился в тот момент, когда библиотеки по всему миру осознали свою роль максимально открытого для сообщества «третьего места». В данном номере представлен, в частности, анализ первоначальных планов и инициатив на этапе закрытия библиотек в связи с пандемией, а также подготовленных библиотечными ассоциациями разных стран соответствующих документов и рекомендаций. Уже на этом этапе профессиональное сообщество задумывалось о том, в каком виде библиотеки откроются вновь, что они могут предложить пользователям, как их защитить. Отмечается, что в своих публикациях 2020 г. международная федерация IFLA также обобщила и проанализировала эти планы. Как правило, они лежат в четырех плоскостях – реорганизация пространства; службы и услуги; меры безопасности; санитарно-гигиенические мероприятия.

Постковидное будущее описывается авторами статей как «сложные времена», что связано отчасти с проблемами государственного финансирования. Кроме того, одна из основных тенденций в описании будущего — осознание того, что «виртуальность останется в библиотеках навсегда» — онлайновые виды обслуживания сохранят свою предпочтительность в сравнении с традиционными формами. В статьях, размещенных в номере, исследователи называют факторы, которые будут оказывать влияние на работу библиотекарей и информационных специалистов в 2022 г. Среди публикаций данного номера — тематические исследования, автоэтнографический анализ, обзоры, другие оригинальные статьи. Рассматриваются задачи библиотек различных видов и типов, проблемы, связываемые с произошедшими изменениями, технологические сценарии, кадровые вопросы. Отдельная группа статей посвящена вопросам пользовательского поведения и дезинформации — интересно, что последняя проблема освещается на основе данных 138 стран. Традиционно географический охват выпуска широк — от США и Канады до Бразилии, от Шотландии до ЮАР и Австралии, от Нигерии до Бангладеш и Китая.

Аннотации к статьям представлены на рабочих языках IFLA, в том числе на русском.

  

УДК: 025.5:004.77-048.35+616.9COVID

ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43

DOI: 10.1177/03400352211031739

 

Источник:

https://repository.ifla.org/bitstream/123456789/1886/1/ifla-journal-48-1_2022.pdf

В сдвоенном номере журнала за май-июнь опубликован доклад Фрэнка Доннелли (Frank Donnelly) «Перепись населения в США: концепции и использование результатов в дальнейших исследованиях» (US Census Data: Concepts and Applications for Supporting Research). Перепись населения в США – одно из старейших в мире демографических исследований и мероприятий по подсчету населения такого масштаба. Перепись проводится раз в 10 лет Федеральной службой государственной статистики (она же — Бюро переписи, Census Bureau). В задачи Бюро входит, в том числе, пропорциональное перераспределение между штатами мест в Палате представителей США. На основе статистических данных создан фонд высококачественных, географически привязанных данных, описывающих демографические и социоэкономические характеристики населения США. Данные поступают в режиме реального времени и анализируются по категориям. Доклад знакомит с основами сбора и предоставления статистических данных: концепциями организации переписи, основными наборами данных, обеспечением доступа к ним онлайн и через API, вопросами использования географических информационных систем, данных за прошлые годы и микроданных. Данные представлены на многочисленных порталах и веб-сайтах, которые отражают статистическую информацию в различных аспектах и форматах, что делает ее релевантной потребностям самых разных групп пользователей, в том числе ученых и исследователей. Доклад содержит многочисленные ссылки на эти ресурсы, объединенные соответственно своим источникам, назначению и тематике. Богатейший массив данных является общественным достоянием, доступ к нему открыт и предоставляется бесплатно. Автор уделяет особое внимание возможностям библиотек по работе со статистическими данными, рассказывает, как организовать обслуживание пользователей, о том, как использовать эти данные в планировании развития библиотеки и ее исследовательской деятельности. Библиотеки осуществляют поддержку мероприятий, организуемых Бюро переписи, работают с сообществом (особенно при проведении национальной переписи населения), являются собственно местом ее проведения, предоставляя помещения, компьютерную технику, волонтеров. Библиотеки помогают пользователям находить и интерпретировать статистические данные в научных целях. Эта форма обслуживания получила особое развитие в университетских библиотеках. Кроме того, библиотеки выступают как потребители статистической информации, отражающей возрастной, гендерный, расовый, языковой и образовательный состав пользовательского сообщества, что позволяет создавать дополнительные функциональные сервисы, такие как визуализация данных, производные наборы данных и т.д. Доклад носит просветительско-информационный характер.

  

УДК: 311.3:021(73)

ГРНТИ: 05.21.21; 04.15

DOI: 10.5860/ltr.58n4

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/viewIssue/832/598

Амелия Андерсон (Amelia Anderson) и Абигейл Филлипс (Abigail Phillips) представляют свое исследование «Возможности и пути развития творческих пространств для взрослых читателей с ограниченными возможностями в публичных библиотеках» (Opportunities and Areas for Improvement in Public Library Makerspaces for Adults with Disabilities). Творческие пространства стали реальностью уже многих публичных библиотек в США. Однако пока не рассматривался вопрос о том, как эти пространства функционируют с учетом потребностей читателей с ограниченными возможностями. В настоящем исследовании приведены качественные данные, полученные на основе методики фокус-групп с участием как читателей библиотек, так и самих библиотекарей. Кроме того, с той же целью проведен онлайн-опрос. Результаты позволяют говорить о реальных потребностях этого значимого сегмента пользовательской аудитории публичных библиотек, проанализировать существующую практику, связанную с использованием творческих пространств и предложить пути реализации более эффективного инклюзивного обслуживания.

  

УДК: 027.4.022:364.65-056.26

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1086/726323

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/pdf/10.1086/726323