Интегрированные ресурсы со временем изменяются таким образом, что их предыдущее содержимое заменяется обновленным. В научной работе «Расширение модели IFLA LRM для интегрированных ресурсов» (Extending the LRM Model to Integrating Resources) Тронд Ольберг (Trond Aalberg), Эдвард О'Нил (Edward O’Neill) и Майя Жумер (Maja Žumer) рассматривают проблему моделирования интегрированных ресурсов с использованием сущностей и связей эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM и их идентификации. В то время как монографии подвергались всестороннему анализу, интегрированным ресурсам уделялось очень мало внимания. Как показало исследование, применение неизмененной модели для таких ресурсов нецелесообразно ни с практической, ни с теоретической точки зрения. Авторы предлагают добавить в модель IFLA LRM две связи, учитывающие диахронические отношения между выражениями и проявлениями; в этом случае модель может применяться и для интегрированных ресурсов.

Интегрированный ресурс (integrating resource) – библиографический ресурс, который добавляется или изменяется посредством обновлений, интегрируемых в ресурс в целом. Примерами интегрированных ресурсов являются обновляемые веб-сайты и электронные обновляемые публикации.

  

УДК: 02:004+025.32

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1876802

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1876802

В статье «Каталогизация в поддержку информационной грамотности: задачи пользователя эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM в контексте Концепции информационной грамотности для высшего образования» (Cataloging to Support Information Literacy: The IFLA Library Reference Model’s User Tasks in the Context of the Framework for Information Literacy for Higher Education) С. Рокелл Стрейдер (C. Rockelle Strader), доцент, специалист отдела контента и доступа библиотек Университета штата Огайо (США), анализирует, как методы каталогизации способствуют развитию информационной грамотности с ориентацией на пять пользовательских задач эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM (Найти, Идентифицировать, Выбрать, Получить, Исследовать). В 2016 г. Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек США утвердила и выпустила в свет руководство «Концепция информационной грамотности для высшего образования» для использования в информационных и учебных учреждениях высшего образования. Оно представляет собой концептуальные положения и практические рекомендации для библиотекарей, преподавателей и иных специалистов по планированию учебных занятий и программ, заданий, курсов и других мероприятий, способствующих продвижению информационной грамотности. Целью исследования С. Рокелл Стрейдер было согласование деятельности по каталогизации с принципами информационной грамотности и решение вопросов обеспечения постоянного доступа к ресурсам для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

  

УДК: 025.32

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1939828

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1939828

Статья «Ставить ли произведение во главу угла?» (The Work in Question) Вейна де Фремери (Wayne de Fremery) и Майкла Бакленда (Michael Buckland) посвящена современным моделям каталогизации. Международная конференция по принципам каталогизации (Париж, 1961) положила начало распространению концепции, введенной в оборот Сеймуром Любецким, который предложил различать «книги» как особые физические объекты и «произведения» как концептуальные абстракции, связанные с творческим трудом конкретных авторов.

Сеймур Любецкий (Seymour Lubetzky, 1898-2003) – один из крупнейших каталогизаторов и библиотекарей США. Разработанная им теория каталогизации намного упростила процесс поиска и заказа той или иной книги в любой библиотеке страны. Теория и принципы каталогизации Любецкого выходит за рамки системы Дьюи.

Определение Любецкого, данное «произведению», вошло во многие схемы каталогизации, существующие в мире, в том числе в «Функциональные требования к библиографическим записям» (Functional Requirements for Bibliographic Records, FRBR). Однако сегодня FRBR и другие модели организации знания, в которых «произведения» являются первостепенным организующим объектом, теряют свое центральное место. Постепенно они превращаются в одну из многих концепций агрегации объектов в группы и подгруппы в зависимости от того, каким образом они могут быть полезны пользователям инструментов организации знаний, например, таких как каталоги. В 2017 г., в целях создания ориентированных на пользователя и более полезных для него каталогов, FRBR были приведены в соответствие с моделями «Функциональных требований к авторитетным данным» (Functional Requirements for Authority Data, FRAD) и «Функциональных требований к предметным авторитетным данным» (Functional Requirements for Subject Authority Data, FRSAD), и была создана Эталонная модель библиотечных данных IFLA (Library Reference Model, LRM). Авторы модели IFLA LRM описывали общий подход и методологию процесса разработки модели как те же, что были приняты в оригинальной разработке FRBR, а именно как метод анализа, который начинается с вычленения объекта, представляющего главный интерес для пользователей библиографической записи. Авторы описывают различные модели представления данных, которые позволяют осуществлять различные виды библиографического учета и контроля.

  

УДК: 025.31 + 001.103

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.5860/lrts.67n4.124

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8135