В результате чрезвычайной ситуации, вызванной мировой пандемией COVID-19, университетским библиотекам Латинской Америки пришлось срочно корректировать и адаптировать различные виды своей деятельности, обслуживания и ресурсов. В течение первого учебного семестра 2020 г. решение о временном прекращении очного обучения в учебных заведениях коснулось почти 1,1 млрд студентов по всему миру. Всемирные агентства, такие как ЮНЕСКО, развернули ряд образовательных инициатив. Так, например, Глобальная коалиция по вопросам образования предложила новые подходы к разработке более открытых и гибких систем образования будущего.

Глобальная коалиция по вопросам образования организована для поддержки стран в расширении масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении наибольшего охвата детей и молодежи. Коалиция ставит целями:

• оказание помощи странам в мобилизации и внедрении инновационных и соответствующих специфике конкретной ситуации решений для дистанционного обучения с использованием высокотехнологичных, низкотехнологичных и нетехнологических подходов;

• поиск справедливых решений и обеспечение всеобщего доступа;

• обеспечение скоординированных мер реагирования и недопущение дублирования усилий;

• содействие возвращению учащихся в классные комнаты при возобновлении работы школ во избежание резкого увеличения показателей отсева учащихся.

В опубликованной в мае статье мексиканских авторов Лурдес Ферии Басурто (Lourdes Feria Basurto), Умберто Мартинеса-Камачо (Humberto Martinez-Camacho) и Алехандры Кальдерон-Свейн (Alejandra Calderon-Swain) «Технологические сценарии новой нормальности в университетских библиотеках Латинской Америки» (Technological scenarios for the new normality in Latin American academic libraries) приводятся количественные характеристики процессов, затронувших латиноамериканские библиотеки в связи с пандемией. Авторы представляют результаты исследования, посвященного восприятию библиотекарями проблем и результатов трансформации деятельности библиотек. Исследование строилось на основе анкетирования университетских библиотек. Приведен обзор литературы, представленной в базах данных Scopus, Web of Science, ERIC (Education Resources Information Center) и Directory of Open Access Journals , а также найденной при помощи поисковых систем Google Scholar, Semantic Scholar и Microsoft Academic. Обнаружено, что технологическая карта университетских библиотек Латинской Америки не обладает однородностью. В статье систематизированы направления трансформации технологической среды университетских библиотек в 2020 г. Отмечено, что произошли значительные изменения в использовании цифровых приложений, в сервисах, поддержке пользователей и обучении библиотечных специалистов, а также в среднесрочных планах библиотек. В условиях цифровой трансформации большую активность проявили как библиотечные специалисты, так и пользователи, а присутствие технологий в библиотеках стало более очевидным и для тех, и для других. Респондентами отмечены также такие моменты, как присутствие библиотек в социальных сетях, обновление библиотечных веб-сайтов и расширение доступа к ним, подготовка обучающих материалов, информационное обучение и оцифровка фондов. Значительный процент респондентов-библиотекарей высоко оценил практику онлайнового обучения, широко развернутую в латиноамериканском библиотечном сообществе в период пандемии. Ожидаемо высоким был отклик на возможность скачивать электронные книги и научные статьи. Неожиданно популярным оказались справочные сервисы — что авторы связывают с традиционной для Латинской Америки культурой межличностного общения. Авторы делают вывод о том, что «новая нормальность» находит место в библиотеках Латинской Америки и ее университетских сообществах.

  

УДК: 025.5:004.77+004:027/7(7/8=134)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 14.35.07

DOI: 10.1177/03400352211035412

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211035412

Необходимость соблюдения социального дистанцирования и закрытие в связи с пандемией COVID-19 поставили под угрозу обычную деятельность библиотек, которым пришлось трансформировать модели предоставления услуг и рабочие процессы. Новая нормальность повлекла за собой переформатирование пространств и ресурсов библиотек; она способствовала переходу к киберфизической среде, стимулировала внедрение технологических инноваций и веб-платформ для обмена данными.

Доцент кафедры менеджмента и права Римского университета Тор Вергата (Италия) Рокко Палумбо (Rocco Palumbo) в статье «Процветание в постковидную эпоху: новая нормальность для библиотечных услуг» (Thriving in the post-COVID-19 era: a new normality for libraries' service offering) задает вопрос: какие инициативы необходимы библиотекам для привлечения пользователей и обеспечения своевременного и справедливого доступа к информации? Вторичные данные были собраны в ходе изучения статистической информации по государственным и частным библиотекам (7459 учреждений), полученной Итальянским институтом статистики в период с мая по сентябрь 2021 г. Целью сбора информации являлась оценка последствий пандемии COVID-19 для организационной структуры библиотек и методов управления. В опросе не принимали участие библиотеки, располагающие исключительно цифровыми или мультимедийными ресурсами, непубличные, библиотеки высших учебных заведений. В данное эмпирическое исследование вошли данные по 3531 библиотеке. Они были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences).

Библиотеки сильно пострадали от последствий пандемии COVID-19. Потребовалась реконфигурация их бизнес-моделей и организационных структур для удовлетворения меняющихся потребностей аудитории и достижения организационной жизнеспособности во все более сложной и турбулентной среде. При этом полная цифровая трансформация, похоже, не является наилучшим способом повысить привлекательность библиотек для пользователей в постковидную эпоху. Оказалось, что оцифровка архивов и фондов повышает эффективность библиотек в части сохранения и защиты целостности ресурсов, но не соответствует ожиданиям пользователей, которые в первую очередь заинтересованы в прямом контакте с библиотеками. В связи с этим библиотекам следует использовать цифровые инструменты и ИКТ, чтобы расширить точки контакта с аудиторией и активировать дифференцированные каналы коммуникации.

Автор отмечает, что рецепт повышения привлекательности библиотек также зависит от их размера. Небольшие библиотеки могут получить двойную выгоду от цифровой трансформации своих услуг: с одной стороны, это позволяет переосмыслить свою обычную деятельность в цифровом пространстве и преодолеть ограничения, вызванные пандемией; с другой стороны - это способ наладить контакт с читательской аудиторией: создание групп цифрового чтения и организация онлайн-конференций, семинаров и встреч представляют собой ключевые стратегии для привлечения пользователей и вовлечения их в диалог с библиотекой. Библиотеки среднего размера могут эффективно участвовать в инициативах по распространению информационной грамотности и обучению читателей базовым навыкам работы с информацией. Наконец, привлекательность крупных библиотек повышается за счет расширения их точек контакта с аудиторией в киберфизическом пространстве. Социальные сети и разработка передовых схем предоставления ресурсов повышают качество обмена данными между библиотеками и читателями, побуждая последних более активно пользоваться библиотечными услугами.

Таким образом, способность библиотек участвовать в создании сообществ оказывается особенно актуальной в условиях новой нормальности, порожденной пандемией COVID-19. Наряду с традиционными видами деятельности, такими как доступ к информации и услуги по выдаче книг, библиотеки могут участвовать в создании сети социальных обменов, ориентированной на расширение возможностей пользователей в современном обществе.

  

УДК: 004.77:021

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-05-2022-0051

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-05-2022-0051/full/html