В июне в журнале Library Journal также опубликована статья Деннис Пирс (Dennis Pierce) «Библиотеки XXI века: изменения с нуля» (21st Century Libraries: Changing from the Ground Up). Несмотря на то, что статья носит очевидный рекламный характер, интересно познакомиться с технологиями и сервисами, повсеместно внедренными в практику американских библиотек, и убедиться, что коммерческие компании активно заинтересованы в развитии библиотечных сервисов, предлагая библиотекам инновационные продукты, сервисы и дизайн. «Библиотеки больше не просто место для выдачи книг; это модные заведения с беспроводным Интернетом; здесь можно найти и швейные машины, и удочки, и многое другое… Они превратились в арену для творчества и программирования, для ведения блогов и записи подкастов, для изучения языков и подготовки к новому этапу профессиональной карьеры». В статье рассказывается, в частности, о таком коммерческом сервисе библиотек, как проверка ноутбуков, планшетов и мобильных устройств. Сервис реализован компанией Laptops Anytime. Она предлагает полностью автоматизированное решение – специальные киоски выдачи электронных устройств, что исключает попадание к пользователю неисправных и незаряженных планшетов, ноутбуков, электронных книг. Программное обеспечение LUNA — облачное решение для управления цифровыми ресурсами библиотеки и сохранения изображений, видеозаписей, аудиофайлов, PDF, оцифрованных книг и рукописей. Коллекции, опубликованные в LUNA, автоматически оптимизируются для поиска через Google и другие поисковые системы, а программное обеспечение интегрируется с Summon, WorldCat и др. Кроме того, на базе Luna Imaging создана глобальная коллекция загруженного в систему контента, LUNA Commons. Библиотеки-участницы могут представлять в ней свои цифровые ресурсы: www.lunaimaging.com/luna-commons. Важным аспектом деятельности библиотек является организация внутреннего пространства. В сотрудничестве со школьными и публичными библиотеками центральным для архитектурной компании Kodet Architectural Group является вопрос о том, как здание, построенное для сообщества, может помочь выстроить это самое сообщество. Австралийская компания FE Technologies продает терминалы книговыдачи, базирующиеся на использовании RFID-технологии, а также ворота контроля, терминалы самообслуживания, считывающие устройства. С 2008 г. компания Library Ideas (буквально — «библиотечные идеи») разрабатывает продукты, ориентированные на различные потребности читателей библиотек. Компания имеет более 5000 клиентов-библиотек более чем 20 странах мира. Ее первым продуктом был облачный музыкальный сервис Freegal Music, а сейчас компания основала собственное издательство — VOX Publishing, выпускающее аудио книги VOX Books, а также IR Books, книги, создающие иммерсивную реальность, предназначенные для детей 5-12 лет.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=2-st-century-lbraries-changing-from-the-ground-up-lj210616

В статье «Каталогизация в поддержку информационной грамотности: задачи пользователя эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM в контексте Концепции информационной грамотности для высшего образования» (Cataloging to Support Information Literacy: The IFLA Library Reference Model’s User Tasks in the Context of the Framework for Information Literacy for Higher Education) С. Рокелл Стрейдер (C. Rockelle Strader), доцент, специалист отдела контента и доступа библиотек Университета штата Огайо (США), анализирует, как методы каталогизации способствуют развитию информационной грамотности с ориентацией на пять пользовательских задач эталонной модели библиотечных данных IFLA LRM (Найти, Идентифицировать, Выбрать, Получить, Исследовать). В 2016 г. Ассоциация библиотек колледжей и научных библиотек США утвердила и выпустила в свет руководство «Концепция информационной грамотности для высшего образования» для использования в информационных и учебных учреждениях высшего образования. Оно представляет собой концептуальные положения и практические рекомендации для библиотекарей, преподавателей и иных специалистов по планированию учебных занятий и программ, заданий, курсов и других мероприятий, способствующих продвижению информационной грамотности. Целью исследования С. Рокелл Стрейдер было согласование деятельности по каталогизации с принципами информационной грамотности и решение вопросов обеспечения постоянного доступа к ресурсам для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

  

УДК: 025.32

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1939828

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1939828

В первом сдвоенном выпуске журнала Library Management опубликована статья Тиньико Вивиан Дьюб (Tinyko Vivian Dube) «Поддержка библиотекарями инструментария Четвертой промышленной революции для обеспечения информационными ресурсами удаленных пользователей библиотек в период пандемии COVID-19» (Library staff support with Fourth Industrial Revolution's application to provide information resources to remote clients during the COVID-19 library services).

Четвертая промышленная революция и распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) изменили систему университетских библиотек, заставив их пересмотреть парадигму обслуживания. В статье показано, каким образом библиотекари оказывали информационную поддержку удаленным пользователям во время локдауна, связанного с COVID-19, и какую роль в этом сыграли достижения Четвертой промышленной революции. Исследование строилось на позитивистской парадигме и количественных исследовательских методах. Онлайновая анкета для сбора данных была подготовлена на платформе Microsoft Form; опрос происходил среди сотрудников библиотек, осуществляющих обслуживание читателей в среде заочного (онлайнового) образования в провинции Гаутенг (ЮАР). Полученные данные были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). В своем исследовании автор также обращался к широкому кругу библиотековедческих публикаций аналогичной тематики.

Согласно полученным в ходе исследования данным, библиотекари с энтузиазмом отнеслись к инновациям в своей работе; однако следует отметить, что ограничения, связанные с пандемией, стали основным сдерживающим фактором при обслуживании удаленных пользователей.

Четвертая промышленная революция имеет как позитивное, так и негативное воздействие на библиотекарей и удаленных пользователей. Чтобы университетские библиотеки эффективно применяли инструменты Четвертой промышленной революции, необходимо понять, как преодолевать цифровое неравенство и как благодаря новым технологиям могут выиграть те удаленные пользователи, у которых нет доступа к современным гаджетам — ноутбукам, планшетам, смартфонам, iPod, Интернету.

Полученные в ходе исследования данные помогут всем заинтересованным сторонам, руководителям библиотек, политикам обеспечить поддержку библиотекарям, осуществляющим обучение и консультирование удаленных пользователей по вопросам доступа к онлайновым информационным ресурсам.

  

УДК: 025.5:004.77+027.7

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51, 20.23

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0085

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0085/full/html

В апрельском номере журнала опубликован доклад «Непредвзятый взгляд на библиотечные веб-сайты» (Thinking Differently about Library Websites: Beyond Your Preconceptions). Автор — Лора Соломон (Laura Solomon), менеджер библиотечных сервисов информационной сети Публичной библиотеки Огайо, веб-дизайнер, имеющая сертификат Консорциума Всемирной паутины. Доклад построен на практическом опыте взаимодействия с библиотеками в данной сфере. Автор рассматривает запросы библиотек относительно дизайна их веб-сайтов, развенчивает мифы, предлагает решения, которые понятны библиотечным специалистам и могут быть сформулированы ими при обращении к веб-дизайнерам.

Автор анализирует традиционно-предвзятый взгляд на библиотечные веб-сайты и их дизайн и помогает понять, что может сделать их дружественными пользователю, полезными и релевантными его потребностям в случае каждой конкретной библиотеки. Она предлагает отказаться от заблуждения о существовании идеального библиотечного веб-сайта и некоторых распространенных мифов (например, о том, что «информация должна быть получена в три клика», что «кольцевая галерея изображений — это круто», что библиотекари знают все о своих читателях и их потребностях, что веб-сайт библиотеки необходимо время от времени оживлять модными фишками). Последовательно автор отвечает на вопросы о том, есть ли безусловные свойства и функции для веб-сайта, существуют ли категорические «нет»? Каких специалистов привлекать? На какие аналитические и статистические методы и научные данные следует опираться разработчикам? В частности, необходимо помнить, что за последние два десятилетия проведены научные исследования поведения пользователей веб-сайтов — гадать о том, как будут реагировать пользователи на те или иные элементы дизайна, уже не приходится.

Неоднократно автор подчеркивает, что веб-дизайн в конечном итоге осуществляется для пользователя, а не для работников библиотеки. Далеко не все функции, сервисы и ресурсы библиотеки должны быть отражены на сайте. Нужно понимать, зачем вообще пользователь приходит на сайт библиотеки — прежде всего, это доступ к ресурсам, поиск в каталоге, контактные данные библиотеки, информация о мероприятиях. Не всегда рекомендованы виджеты, тем более что рекламные баннеры делают сайт более тяжелым, понижают рейтинг сайта в поисковых системах, замедляют сайт. Большое значение придается расположению и графическому представлению различных ссылок и поисковых строк, которые должны приводить пользователя к необходимой ему информации прямыми путями, быстро и эффективно. Пользователь должен сам управлять своим взаимодействием с веб-сайтом, чему может помешать, например, автопроигрывание видео- и аудиороликов, автоматическое открытие ссылок и новых вкладок, требование ввести дополнительную информацию о себе для продолжения работы с сайтом, автопрокручивание галереи изображений, невозможность перейти на предыдущую вкладку.

Предложены, в том числе, конкретные советы, учитывающие отображение веб-сайта на мобильных устройствах (например, отсутствие рекламы, приемлемость функции прокручивания). Автор подчеркивает, что польза и релевантность — главные принципы дизайна библиотечного веб-сайта.

  

УДК: 004.738.1:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 81.95.33; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n3

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/827

В том же выпуске журнала опубликована статья Фредерика Отике (Frederick Otike), Агнес Хайду Барат (Agnes Hajdu Barat) и Петера Кишла (Peter Kiszl) «Инновационные стратегии в университетских библиотеках в свете теорий предпринимательской деятельности» (Innovation strategies in academic libraries using business entrepreneurial theories: Analysis of competing values framework and disruptive innovation theory). Перелом в деятельности университетских библиотек связан с повсеместным использованием интернет-ресурсов, онлайн-технологий и цифровизации. Традиционно университетские библиотеки являлись единственными, монопольными поставщиками информации в академическом сообществе. Теперь же им приходится действовать в высококонкурентной среде. В новой реальности библиотекам предстоит разрабатывать и внедрять собственные бизнес-стратегии. В этом им следует опираться на теории предпринимательской деятельности. В данном исследовании рассмотрены две таких теории: теория подрывных инноваций и концепция конкурирующих ценностей. В фокусе статьи – анализ структуры и функциональности этих теорий, возможности их применения для развертывания инновационных стратегий в библиотечной деятельности.

Модель конкурирующих ценностей позволяет выстраивать эффективные стратегии деятельности организации. Модель состоит из четырех подмножеств, представляющих собой противоположные, или конкурирующие векторы: гибкость и свобода принятия решений против стабильности и контроля, внутренние процессы и интеграция против внешней направленности деятельности и ее дифференциации. Различные комбинации этих векторов и конкурирующих организационных моделей (клан, иерархия, адхократия, рынок) позволяют библиотеке выстраивать стратегии инновационного развития, обеспечивая эффективность внутренних и внешних процессов, гибкость и стабильность. Модель конкурирующих ценностей – это организационный процесс, охватывающий все библиотечные процессы, от уровня отдельных работников и пользователей до организационного уровня и конечных результатов библиотечной деятельности.

Подрывные инновации — это продукты и услуги, которые трансформируют параметры, на основе которых до этого происходила конкуренция в бизнесе. Это происходит, например, когда на рынок вступают новые игроки, и их новые методы работы подрывают эффективность солидных фирм или бизнеса в целом. Они или осваивают новые сегменты, или фокусируются на клиентских категориях, ранее обойденных вниманием рынка. В практике университетских библиотек эти модели применимы не только в отношении новых продуктов и сервисов, но и в отношении построения инновационной стратегии, выбора конкурирующих решений, взаимодействия с внешними рынками. Для выживания в условиях рынка информационных продуктов и услуг и сохранения своего статуса надежного поставщика информации университетские библиотеки должны осваивать теорию бизнеса и придерживаться принципов предпринимательской деятельности, таких как инновационность, ориентация на спрос и предложение, эффективность цепочки поставок, динамичность присутствия на рынке, конкурентоспособность стратегий. В статье представлены развернутая характеристика названных бизнес-теорий, принципы и перспективы их реализации в условиях современной университетской библиотеки.

  

УДК: 027.7:001.895+025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102537

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000532?via%3Dihub

В статье «Образ пользователя современного библиотечного веб-сайта» (Modern impressions: Getting to know your library website users) Робин Натон (Robin Naughton) представляет исследовательский проект, осуществленный библиотекой Колледжа Квинса, входящего в систему Городского университета Нью-Йорка. Веб-сайты университетских библиотек призваны обслуживать различные группы пользователей (студентов, профессорского-преподавательский состав, сотрудников, руководителей, выпускников и т.д.). Их потребности связаны с интеллектуальной деятельностью — научными исследованиями, преподаванием, обучением, управлением. При этом веб-сайт должен быть дружественным пользователю, ценным и информативным. Несмотря на неоднократное обновление веб-сайта библиотеки Колледжа Квинса, формальное изучение сайта и его пользовательской аудитории не было произведено ни разу. В данном проекте реализована идея ориентированного на пользователя проектирования — концепция, рассматривающая пользователя как важный элемент процессов проектирования и развития веб-сайтов. Была применен метод триангуляции, включавший в себя опросы пользователей, их интервью и анализ веб-сайта. Необходимо было получить ответы на следующие вопросы: что известно о пользователях библиотеки Колледжа Квинса? Каким образом в настоящее время они используют веб-сайт? Как это знание может улучшить пользовательский опыт?

Результаты исследования показали, что большинству пользователей веб-сайт библиотеки нравится, а его контент они считают ценным для целей образования и науки, однако при этом дизайн сайта им представляется устаревшим (несовременным), часть контента — нелогичной, но главными для всех являются проблемы доступа. По результатам исследования представлены рекомендации по перепроектированию веб-сайта, которые помогут библиотекам данного типа лучше понять пользователей и их потребности, и на этой основе проектировать и развивать свои веб-сайты. Рекомендации основаны на данных, полученных от пользователей, а также на информации о проблемах, идеях и опыте обращения к веб-сайту. Опираясь на известный тезис о том, что веб-сайты библиотек существуют для их читателей, а не библиотекарей, автор утверждает, что ориентированное на пользователя перепроектирование веб-сайта может происходить постепенно, без радикальных изменений пользовательского опыта.

  

УДК: 004.774:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 19.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102675

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133323000149?via%3Dihub