Сотрудники факультета экономики и управления Университета Пардубице (Чешская Республика) Виктор Прокоп (Viktor Prokop) и Ян Стейскал (Jan Stejskal) в статье «Электронные книги в Чехии: анализ спроса и поведения читателей» (E-books in the Czech Republic: Analysis of demand and readers’ behavior) предлагают трехэтапную модель исследования особенностей предоставления электронных книг как одной из цифровых услуг в библиотеках. В качестве источника данных авторы используют уникальные данные онлайн-анкетирования читателей Городской библиотеки Праги в 2019 г. агентством Sociores. Результаты показывают, что пользователи, предпочитающие научную фантастику и фэнтези, представляют наиболее значительную группу читателей электронных книг в Городской библиотеке Праги, и что для них Facebook является наиболее предпочтительным способом связи. В заключительной части статьи авторы предлагают несколько практических рекомендаций, которые могут привлечь больше читателей электронных книг.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1177/0340035221989366

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0340035221989366

В статье «Цифровые гуманитарные науки в европейских научных библиотеках: не только доступ» (Digital Humanities in European Research Libraries: Beyond Offering Digital Collections) автора Лотте Вильмса (Lotte Wilms) говорится о том, что библиотеки все активнее вовлекаются в исследования в области цифровых гуманитарных наук, выходящие за рамки предоставления цифровых коллекций. С этой точки зрения проводится сравнение между европейскими библиотеками и библиотеками других континентов. Статья основана на результатах опросов, проведенных в Австралии, Новой Зеландии, Гонконге, Соединенных Штатах Америки и Соединенном Королевстве, которые сопоставляются с результатами аналогичного опроса, проведенного в Европе. Европейские библиотеки, как правило, содействуют научной деятельности, поддерживают ее, например, через такие функции, как оцифровка и хранение информации, между тем библиотеки США чаще ставят перед собой исследовательско-аналитические задачи. Финансирование осуществляется из основного бюджета библиотеки в сочетании с различными формами внеструктурного финансирования. В сфере цифровых гуманитарных наук заняты библиотекари различных специальностей. Согласно ответам респондентов, должность аналитика присутствует лишь в американских библиотеках. Все без исключения библиотеки отметили существование значительного разрыва в обладании техническими данными среди своих сотрудников. Европейские библиотеки стремятся следовать этим тенденциям, меняться изнутри и занять позицию партнера в научно-исследовательской деятельности, развивать свои цифровые коллекции, открывая к ним доступ и совершенствуя внутренние библиотечные процессы.

  

УДК: 02:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.18352/lq.10351

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10884

В том же номере опубликована статья «Устойчивость и лидерство библиотек в эпоху глобального кризиса» (Library Resilience and Leadership in a Global Crisis). Авторы – Найме Шахаи (Najmeh Shaghaei), Клэр Ноулс (Claire Knowles), Фиона Морли (Fiona Morley), Александра Эвели (Alexandra Eveleigh), Нурия Касалдалига (Núria Casaldàliga), Эмма Нолин (Emma Nolin), Андреа Татаи (Andrea Tatai), Марк Коэн (Marc Cohen), Мартин Пронк (Martine Pronk), Элке Гескуэр (Elke Ghesquière). Представленная в статье тема оказалась в центре внимания участников программы «Новые лидеры» (LIBER Emerging Leaders), тематических семинаров, группы обмена опытом, онлайн-конференции, группы в WhatsApp, — эти каналы коммуникации образовали по сути пан-европейскую сеть профессиональной поддержки.

Научные библиотеки, как и многие организации, оказались в период пандемии COVID-19 перед сложнейшей проблемой: как строить работу и минимизировать риски для своих сотрудников, сообществ, пользователей. Руководство библиотек стремилось разрабатывать и адаптировать стратегические планы с той гибкостью, которая позволяет охватить каждый аспект деятельности библиотеки и, возможно, позволит ей сохранить устойчивость в будущем. Это нашло выражение не только в возможности удаленной работы, но и в обучении специалистов, управлении и руководстве, корпоративной культуре, отношении к работе и поведении специалистов и руководителей, а также в некоем профессиональном консенсусе относительно работы в новых условиях. Акцент сделан на цифровизации, системах поддержки и инструментах коммуникации.

Данное исследование построено на методе тематического опроса и анализе данных, сгруппированных по четырем тематическим областям: стратегия, ценности, коммуникация, гибкие и гибридные методы работы. Главным вопросом исследования был вопрос о том, как руководители научных библиотек должны обеспечивать устойчивость своих организаций в условиях кризиса, подобного COVID-19.

На вопросы анкеты ответили всего 24 респондента; результаты представлены в статье в табличном виде. Кроме прочего, в своих выводах авторы опираются на многочисленные публикации.

Девяносто один процент респондентов высказался за то, что основные стратегические цели не теряют своего значения и в кризисный период. 30% респондентов отметили, что различные аспекты цифровизации, обозначенные в стратегических планах их библиотек, соответствуют «новой нормальности». Ускорение процесса цифровизации идет по таким направлениям, как цифровые ресурсы, внимание к электронной книге, цифровые инновации, цифровые услуги. Респонденты говорили и о том, что в эпоху быстрых перемен, как это было в период пандемии, необходимо сфокусироваться на пользователе, а 70% комментариев относилось к вопросам социальной ответственности, сотрудничества, внимания к пользовательским потребностям. Что же касается устойчивости, то руководители библиотек должны оставаться открытыми к возможности трансформации, поощрять коммуникацию между специалистами, обеспечивая в этом «дивном новом мире» устойчивую организацию работы и обслуживания как в физическом пространстве, так и онлайн.

  

УДК: 025.5:004.77-047.75

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23.29, 20.51

DOI: 10.53377/lq.10930

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10930

В майском номере журнала старший редактор колонки «Технологии» Мэтт Энис (Matt Enis) традиционно публикует обзор тенденций в библиотечных сервисах. На этот раз обзор под названием «Университетским библиотекам нужны аналитические инструменты, но более простые и менее дорогие» (Academic Librarians View Analytics as Vital, but Want Less Expensive, Easier Tools) посвящен инструментам аналитики и базируется на опросе библиотекарей, проведенном в национальном масштабе журналом Library Journal совместно с издательством EBSCO. Всего к исследованию было привлечено 196 специалистов университетских библиотек США. Девяносто шесть процентов опрошенных подтвердили, что аналитика помогает лучше понять, каким образом студенты, преподавательский состав, ученые взаимодействуют с библиотекой, а 85% указали, что аналитические данные позволяют продемонстрировать ценность библиотечных ресурсов руководству учебных заведений. Чрезвычайно значимой респонденты (82%) признали аналитику для развития онлайновых сервисов и электронных коллекций. В категорию «чрезвычайно важных» также попали: справочно-библиографическое обслуживание и обучение (65%), метрики успеваемости и результативности обучения (54%), печатные фонды (43%), использование материально-технических ресурсов (40%), открытый доступ и научная коммуникация (28%), показатели продуктивности профессорско-преподавательского состава (19%). Были названы барьеры, затрудняющие сбор данных, не последние из которых – дороговизна аналитических инструментов (68%) и их сложность (54%). Респонденты обозначили также будущие направления применения аналитических данных.

С результатами опроса можно познакомиться бесплатно: https://storeapi.libraryjournal.com/magento2-ib/customform/form.php?name=Analytics-Key-Role-Campus-Library-Operations.

  

УДК: 027.7:303.7

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.41.52; 20.51.17

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/academic-librarians-view-analytics-as-vital,-but-want-less-expensive-easier-tools

В том же выпуске опубликована статья Шао–Фэн Су (Shiao-Feng Su) «Использование студентами университетов электронных учебников: опыт, ожидания, предпочтения, отношение» (Exploring students’ attitudes toward university e-textbooks: Experiences, expectations, and preferences). Университеты Тайваня активно используют электронные учебники, пытаясь таким образом решить проблему высокой стоимости печатных учебных материалов. В представленном исследовании анализируется отношение студентов к использованию электронных учебников. Для исследования был проведен анкетный опрос случайным образом выбранных 324 студентов, представляющих восемь университетов Северного, Центрального, Южного и Восточного Тайваня. На основании ответов респондентов на 62 вопроса анкеты были выявлены их ожидания в отношении библиотек, обеспечивающих их учебными материалами, а также проанализировано поведение и отношение к приобретению электронных изданий. Важными факторами выбора были названы возможность получения скидки, предварительное ознакомление с электронным учебником, его практичность. Названы внутренние и внешние мотивы выбора электронных учебных материалов, определены их предпочтительные форматы. Обнаружено, что студенты как на западе, так и на востоке страны имеют одинаковые ожидания относительно доступа к учебным материалам. Электронные книги предпочтительнее печатных изданий из фонда библиотеки, однако приобретать в личную собственность молодые люди стремятся именно традиционные книги. Исследование подтвердило, что учащиеся согласны с тем, что в бурно развивающемся виртуальном образовательном пространстве именно библиотека должна предоставлять электронные учебники, что стало особенно очевидно во время пандемии. Для чтения электронных учебников студентами выбирают мобильные устройства с большим экраном, такие как ноутбуки и планшеты. Опрошенные студенты считают, что электронные учебники пока несовершенны и могут быть улучшены. Молодые люди отмечают также, что они не всегда способны контролировать себя при чтении таких изданий и часто отвлекаются на посторонние интернет-сайты. Автор заключает, что, возможно, требуется разработать мотиваторы, помогающие студенту сосредоточиться на учебном материале. Результаты опроса и их анализ представлены в таблицах и диаграммах. Приведена обширная библиография и анализ тематической литературы.

  

УДК: 027.7(529)+(075.8):004.738.5

ГРНТИ: 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020096

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211020096

В статье Линн Силипиньи Коннауэй (Lynn Silipigni Connaway), Брук Дойл (Brooke Doyle) и Джоанн Кантрелл (Joanne Сantrell) «Библиотеки моделируют устойчивость: результаты опроса OCLC об участии библиотек в реализации Целей устойчивого развития» (Libraries model sustainability: The results of an OCLC survey on library contributions to the Sustainable Development Goals) подведены итоги масштабного исследования, проведенного OCLC и посвященного выдвинутой ООН в 2015 г. повестке стратегических целей устойчивого развития (ЦУР). Участниками опроса стали 1722 библиотечных специалиста, из которых 65% представляли Северную и Южную Америки, 26% — Европу, Ближний Восток, Азию и Африку, а 9% — Азиатско-Тихоокеанский регион. Исследование имело некоторые ограничивающие характеристики: использовалась нерепрезентативная выборка по методу снежного кома, что заставляет рассматривать ее как преднамеренную выборку с ограниченной генерализацией. В фокусе авторов был вопрос об интеграции ЦУР в стратегическое планирование библиотек. Респонденты отметили пять целей устойчивого развития, особенно значимых для библиотек:

ЦУР4 — качественное образование;

ЦУР8 — достойная работа и экономический рост;

ЦУР10 — уменьшение неравенства;

ЦУР16 — мир, правосудие, эффективные институты;

ЦУР17 — партнерство в интересах устойчивого развития.

Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их осведомленности о ЦУР, интеграции ЦУР в стратегические планы библиотек, вопросы о том, какие из ЦУР влияют на деятельность библиотек и в каких из этих направлений библиотеки видят свое наибольшее влияние. Кроме того, авторов интересовала практическая реализация ЦУР в библиотеках.

Обнаружено, что в основном библиотеки не включают цели устойчивого развития в рамки стратегического планирования, однако видят их реализацию как часть своей миссии и поддерживают их непосредственно через свою деятельность. В большинстве своем библиотекари считают ЦУР4 (качественное образование) той областью, в которой они могут оказать наибольшее влияние.

Авторы представляют обзор литературы и предлагают возможные направление будущих исследований: поиск способов интеграции ЦУР в планирование и деятельность библиотек и методы оценки такой деятельности и ее влияния на экосистемы; тематические исследования, контент-анализ стратегических планов библиотек, а также интервью с руководителями и сотрудниками библиотек для определения влияния ЦУР на библиотечное сообщество. Выявление и демонстрация роли библиотек в формировании экономической, социальной, политической и информационной экосистемы, может стать долгосрочной целью дальнейшей исследовательской работы.

  

УДК: 02:502.131.1:303.6+338.26:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.15; 06.52.15

DOI: 10.1177/03400352221141467

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141467

Старший редактор колонки «Технология» журнала Мэтт Энис (Matt Enis) представляет итоги исследования, проведенного компанией Helper Systems, в статье «Новый опрос университетских библиотекарей о перспективах использования ИИ в высшем образовании» (New Academic Librarian Survey Offers Perspectives on AI in Higher Ed). В опросе приняли участие 125 библиотекарей. Всего восемь процентов респондентов отметили, что использование студентами искусственного интеллекта (ИИ) является мошенничеством — при этом 49 % с этим не согласны, и еще 42% считают такое использование нечестным лишь в определенных случаях. Важным для респондентов представляется контекст обращения к ИИ и возможность использования таких его инструментов, как ChatGPT, в рамках мозговых штурмов, для вторичных операций и анализа больших массивов, и в гораздо меньшей степени — для проведения оригинального исследования.

ChatGPT — чат-бот с искусственным интеллектом, созданный компанией OpenAI и способный работать в диалоговом режиме и поддерживать запросы на естественных языках.

Также был задан вопрос об этичности использования ИИ профессионалами на рабочем месте. Более половины респондентов (52%) считают, что этично, 14% — что неэтично, 33% — затрудняются с однозначным ответом. Респонденты выступают за прозрачность использования ИИ на отдельных этапах исследования. Всего 5% респондентов считают использование студентами ИИ обязательным, 14% — возможным и 81% совершенно не согласны с таким утверждением. Тревогу у респондентов вызывает не только возможность мошенничества в научно-исследовательской деятельности, но и снижение уровня критического мышления и оригинальности исследований, опасность вытеснения человека из отдельных профессий. Всего 13% респондентов признались, что их библиотеки предлагают ученым продукты, связанные с ИИ, при этом 24% заявили, что их библиотеки рассматривают такие планы, 63% не смогли сказать на этот счет ничего определенного.

По мнению участников опроса, будущее использование ИИ лежит в сферах персонализированных образовательных приложений, тестирования студентов в режиме реального времени, поддержки студентов, а также в рамках аналитических систем для анализа больших массивов данных.

  

УДК: 378:004.8+001.89:004.8+004.8:17

ГРНТИ: 28.23; 50.53; 12.51.85; 13.31.19; 14.01.85, 14.01.87

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/new-academic-librarian-survey-offers-perspectives-on-ai-in-higher-ed

В первом выпуске за 2023 г. журнала опубликована статья «Восприятие, использование и потребности в библиотечных ресурсах и услугах профессорско-преподавательского состава государственного исследовательского университета» (Faculty perceptions, use, and needs of library resource and services in a public research university). Авторы — Юнг Ми Скулас (Jung Mi Scoulas) и Сандра

• Есть ли статистически значимая разница между восприятием важности библиотечной поддержки преподавания и исследовательской деятельности представителями 5 научных дисциплин?

• Каковы различия в восприятии важности библиотечных ресурсов для преподавания и для исследовательской работы; как изменялось это восприятие со времени проведения предшествующих опросов профессорско-преподавательского состава (2017 и 2019 гг.) в сравнении с результатами опроса 2022 г.?

• Каковы варианты информационно-поискового поведения профессорско-преподавательского состава?

• Каким образом необходимо совершенствовать библиотечные ресурсы и сервисы в поддержку задач, решаемых профессорско-преподавательским составом (обучение, клиническая практика, научно-исследовательская деятельность)?

Исследование проводилось на базе Университета Иллинойса в Чикаго, единственного исследовательского университета штата. Всего в 16 колледжах вуза обучается 33000 студентов (22000 студентов бакалавриата, 11000 магистрантов и студентов специалитета). Результаты исследования показали, что онлайновые журналы, базы данных и межбиблиотечный абонемент (МБА) считаются большинством преподавателей наиболее важными ресурсами с точки зрения их преподавательской и научно-исследовательской деятельности и клинической работы. Кроме того, представители общественных дисциплин считают помощь отраслевого библиотекаря более важной, чем представители физических наук. Тремя главными стратегиями, к которым прибегают преподаватели, столкнувшись с недоступностью публикации в университетской библиотеке являются поиск бесплатной онлайн-версии, получение ее по МБА или через Google Scholar. Результаты исследования помогут университетским библиотекам лучше понять потребности научно-исследовательского сообщества. При регулярном проведении подобного опроса можно отслеживать изменения и осуществлять стратегические перемены, касающиеся библиотечных ресурсов и сервисов. Представлен обширный статистический материал.

  

УДК: 027.7(737.311.2)+025.5:378.4(737.311.2)

ГРНТИ: 13.31.35; 20.15.31; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102630

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200146X

В статье Сары Трайбелхорн (Sarah K. Tribelhorn) «Предварительное исследование осведомленности об устойчивости и деятельности в этом направлении университетских библиотек США» (Preliminary Investigation of Sustainability Awareness and Activities among Academic Libraries in the United States) рассматривается вопрос об осведомленности университетских библиотек США о целях устойчивого развития и возможности оценки их деятельности в этой области. Автор уточняет, что означает «устойчивость» в отношении библиотек, в частности, университетских библиотек. Она анализирует также, каким образом применение инструментов оценки и ключевых показателей эффективности может способствовать усилиям по достижению устойчивости в библиотеках данного типа. Американская библиотечная ассоциация и ряд других ассоциаций декларируют принципы устойчивости как базовую ценность и разрабатывают соответствующую политику и направления их реализации. Однако сложность концепции чаще всего позволяет библиотеке реализовывать лишь отдельные принципы устойчивости (такие как социальное равенство, экономическая эффективность, информационная грамотность, качественное образование, экологическое лидерство) вне их взаимодействия с другими. Описываются инструменты, позволяющие оценить то или иное направление «устойчивой» деятельности университетских библиотек. Такие инструменты разработаны, например, в рамках Инициативы по развитию устойчивых библиотек, а также программы экологической сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании). Система LEED разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council). Для академических библиотек направлениями оценки при сертификации являются несколько характеристик: вовлеченность в жизнь кампуса, вовлеченность сообщества, социальное благополучие и стабильность, финансовая устойчивость, фонды и сервисы, рациональное использование ресурсов окружающей среды. Повестка Целей устойчивого развития, предложенная ООН, также дает библиотекам некоторые инструменты оценки. Кроме того, разработана модель оценки устойчивости в области библиотечно-информационных дисциплин, охватывающая такие направления, как структура управления, сохранение окружающей среды, социальные, экономические и культурные аспекты деятельности с учетом эффективности финансирования, образования, коммуникации, руководства и обеспечения равенства. Также есть возможность использовать метрики таких известных моделей, как Интегрированная система данных о третичном образовании (Integrated Postsecondary Education Data System, IPEDS), анкета Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) и стандарты ACRL для библиотек системы высшего образования. Таким образом, существует целый пул инструментов, позволяющий оценивать деятельность библиотек в области устойчивого развития.

Автор представляет результаты опроса, освещающего осведомленность библиотекарей о возможности оценки деятельности университетских библиотек в области устойчивого развития. Несмотря на весьма ограниченный отклик, результаты опроса показали, что немногие библиотеки имеют целостное представление о принципах устойчивости или применяют какие-либо инструменты оценки своей деятельности в этом направлении; зачастую эта работа лишена руководящего начала. Решение этих задач лежит в принятии библиотеками принципов устойчивости, разработке последовательной процедуры и инструментария оценки, воспитании культуры устойчивого развития.

  

УДК: 027.7(73): 502.131.1 + 021.1

ГРНТИ: 13.31.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102661

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200177X

Грейс Лю (Grace Liu), Шошана Франк (Shoshana Frank), Элизабет Дайсон (Elizabeth Dawson) и Оланике Оланийи (Olanike Olaniyi) обсуждают проблемы профессиональной коммуникации в статье «Участие в международных библиотечных конференциях: установки, потребности и барьеры. Опрос членов ALA» (Librarians’ Attitudes, Needs, and Barriers to Participating in International Conferences: A Survey of ALA Members). Представлены результаты исследования, проведенного среди членов Американской библиотечной ассоциации с целью выявления интересов, барьеров, влияющих на решения факторов, потребностей в поддержке, предпочтений библиотекарей, связанных с участием в международных конференциях. В приложении приведена анкета, состоящая из 20 многовариантных вопросов с возможностью выбора одного ответа, нескольких ответов, а также позволяющих сформулировать собственный ответ. Опрос состоялся в мае 2022 г. Анкета была разослана по каналу ALA Connect 43100 членам ALA. Было получено 282 отклика, из них 277 полностью заполненных анкет. Приведены характеристики респондентов по специализации в библиотеке, по типу библиотеки, по профессиональному опыту. Основным барьером на пути к личному участию в международных мероприятиях названо отсутствие финансовой поддержки – 82% процента библиотекарей заявили об этом. Также названы языковые барьеры, стоимость поездки (виза, бронирование), необходимость использовать личное время, отсутствие поддержки руководителей, незнание чужой страны, соображения безопасности. Проведено сравнение между участием с личным присутствием и участием в онлайн-конференциях. В целом, исследование показало, что несмотря на то, что большинство библиотекарей выражает большую заинтересованность в участии в таких конференциях, более половины из них никогда в них не участвовало или участвовало крайне редко. Основной довод в пользу таких конференций — это знакомство с библиотечным опытом других стран и перспективами развития библиотечного дела в мире. Такие факторы, как масштаб конференции, ее тематика и репутация, доступность финансирования, серьезно влияют на решение об участии. Авторы рекомендуют профессиональным организациям активно менять ситуацию, обеспечивая финансирование, защиту профессиональных интересов специалистов, информационную поддержку. В целом, исследование продемонстрировало наличие существенного потенциала для расширения профессионального горизонта библиотекарей и их профессионального развития через участие в международных конференциях, а также необходимость интенсивной поддержки и ресурсов для участия в международных конференциях.

  

УДК: 02:005.745(100) + 02:001.83(100)

ГРНТИ: 13.31.17

DOI: 10.23974/ijol.2023.vol8.3.304

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/304