В результате чрезвычайной ситуации, вызванной мировой пандемией COVID-19, университетским библиотекам Латинской Америки пришлось срочно корректировать и адаптировать различные виды своей деятельности, обслуживания и ресурсов. В течение первого учебного семестра 2020 г. решение о временном прекращении очного обучения в учебных заведениях коснулось почти 1,1 млрд студентов по всему миру. Всемирные агентства, такие как ЮНЕСКО, развернули ряд образовательных инициатив. Так, например, Глобальная коалиция по вопросам образования предложила новые подходы к разработке более открытых и гибких систем образования будущего.

Глобальная коалиция по вопросам образования организована для поддержки стран в расширении масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении наибольшего охвата детей и молодежи. Коалиция ставит целями:

• оказание помощи странам в мобилизации и внедрении инновационных и соответствующих специфике конкретной ситуации решений для дистанционного обучения с использованием высокотехнологичных, низкотехнологичных и нетехнологических подходов;

• поиск справедливых решений и обеспечение всеобщего доступа;

• обеспечение скоординированных мер реагирования и недопущение дублирования усилий;

• содействие возвращению учащихся в классные комнаты при возобновлении работы школ во избежание резкого увеличения показателей отсева учащихся.

В опубликованной в мае статье мексиканских авторов Лурдес Ферии Басурто (Lourdes Feria Basurto), Умберто Мартинеса-Камачо (Humberto Martinez-Camacho) и Алехандры Кальдерон-Свейн (Alejandra Calderon-Swain) «Технологические сценарии новой нормальности в университетских библиотеках Латинской Америки» (Technological scenarios for the new normality in Latin American academic libraries) приводятся количественные характеристики процессов, затронувших латиноамериканские библиотеки в связи с пандемией. Авторы представляют результаты исследования, посвященного восприятию библиотекарями проблем и результатов трансформации деятельности библиотек. Исследование строилось на основе анкетирования университетских библиотек. Приведен обзор литературы, представленной в базах данных Scopus, Web of Science, ERIC (Education Resources Information Center) и Directory of Open Access Journals , а также найденной при помощи поисковых систем Google Scholar, Semantic Scholar и Microsoft Academic. Обнаружено, что технологическая карта университетских библиотек Латинской Америки не обладает однородностью. В статье систематизированы направления трансформации технологической среды университетских библиотек в 2020 г. Отмечено, что произошли значительные изменения в использовании цифровых приложений, в сервисах, поддержке пользователей и обучении библиотечных специалистов, а также в среднесрочных планах библиотек. В условиях цифровой трансформации большую активность проявили как библиотечные специалисты, так и пользователи, а присутствие технологий в библиотеках стало более очевидным и для тех, и для других. Респондентами отмечены также такие моменты, как присутствие библиотек в социальных сетях, обновление библиотечных веб-сайтов и расширение доступа к ним, подготовка обучающих материалов, информационное обучение и оцифровка фондов. Значительный процент респондентов-библиотекарей высоко оценил практику онлайнового обучения, широко развернутую в латиноамериканском библиотечном сообществе в период пандемии. Ожидаемо высоким был отклик на возможность скачивать электронные книги и научные статьи. Неожиданно популярным оказались справочные сервисы — что авторы связывают с традиционной для Латинской Америки культурой межличностного общения. Авторы делают вывод о том, что «новая нормальность» находит место в библиотеках Латинской Америки и ее университетских сообществах.

  

УДК: 025.5:004.77+004:027/7(7/8=134)

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 14.35.07

DOI: 10.1177/03400352211035412

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211035412