В очередном номере журнала опубликована статья Хейди Джулиена (Heidi Julien), Мелиссы Гросс (Melissa Gross) и Дона Лэтем (Don Latham) «Сложности образовательной роли специалистов университетских библиотек» (Teaching and its discontents. How academic librarians are negotiating a complicated role). Интерес авторов к проблеме объясняется тем, что обучение информационной грамотности относится к основным функциональным обязанностям библиотекаря образовательного учреждения, особенно университетского типа. Несмотря на это, большинство специалистов оказываются формально не подготовленными к этой роли и сталкиваются с существенными проблемами, к которым относится и взаимодействие с коллегами по кампусу. Цель представленного исследования – выяснить, как библиотекари университетских библиотек — группа, изученная очевидно недостаточно — понимает свою образовательную роль. Состоялось 30 онлайновых полуструктурированных интервью длительностью 15-74 минуты со специалистами, осуществляющими обучение информационной грамотности (ИГ) в университетах штатов Нью-Йорк и Флорида (США). Заданные респондентам вопросы относились к практической стороне их образовательной работы; записи интервью были расшифрованы и проанализированы с использованием качественных параметров. Участники исследования отмечали позитивность отношений со студентами и существенные проблемы во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и администрацией. Недостаточность формальной подготовки к преподавательской роли приводит к тому, что библиотекари не в состоянии оценить результаты своей работы и прогресс обучаемых. Необходимая подготовка к реализации образовательной роли, овладение набором навыков придаст специалистам уверенности, позволит повысить качество обучения ИГ как одному из основных условий успешной учебы, карьерного и личностного роста. Авторы утверждают, что профессиональная подготовка должна включать в себя овладение навыками педагогического проектирования и разработки учебных программ, оценки и демонстрации результатов обучения, защиты интересов библиотечной профессии. Когда образовательная роль библиотекаря будет признана центральной, значимой и сложной, требующей серьезной подготовки, только тогда будут формироваться высокоэффективные, уважительные взаимоотношения между библиотекарями, преподавателями и администрацией университетов и только тогда можно ожидать позитивных результатов в обучении студентов информационной грамотности.

Ролевая теория (или теория ролей) — теория в социальной психологии и социологии, позволяющая описывать личность через социальные функции и модели поведения, то есть через роли, обусловленные социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

  

УДК: 027.7:[37.016:002] + 023.5

ГРНТИ: 13.31.16; 20.01.04

DOI: 10.11645/16.2.3189

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-3