В третьем выпуске журнала International Information and Library Review опубликована статья Нэнси С. Гибсон (Nancy S. Gibson), сотрудницы Библиотеки Феликса Дж. Вудворда Государственного университета Остина Пи (Кларксвилл, штат Теннесси, США), и Мэтью Т. Ригана (Matthew T. Regan), руководителя программы учебных услуг Библиотеки Ренне Государственного университета Монтаны (Бозман, штат Монтана, США), «На пути к созерцательной библиотеке: размышления профессионального сообщества практиков» (On the Journey to a Contemplative Library: Reflections from a Professional Community of Practice).

Нэнси С. Гибсон и Мэтью Т. Риган являются членами Группы созерцательной педагогики Ассоциации колледжей и научных библиотек США. Эта группа создана в 2016 г. (по состоянию на август 2021 г. в нее входят 647 членов) и занимается изучением применения концепции созерцательной педагогики и осознанности в библиотечном деле и исследовательской деятельности.

Созерцательная педагогика – философия образования, использующая созерцательные практики, которые позволяют учащемуся осознать свой внутренний мир, связать свое обучение со своими собственными интересами, ценностями и таким образом самому стать движущей силой своего обучения. Методы созерцательной педагогики включают в себя различные практики – это йога, медитация, осознанность, созерцание (сосредоточение внимания на изображении), созерцательное чтение и письмо, глубокое слушание (аутотренинг) и др. Эти практики могут помочь в улучшении концентрации и даже быть эффективными для более глубокого понимания содержания курса.

За последние два десятилетия, особенно после принятия двух руководств - «Стандартов компетентности в области информационной грамотности для высшего образования» (2000 г.) и «Концепции информационной грамотности для высшего образования» (2015 г.) - все больше внимания уделяется обучению студентов информационной грамотности и принципам библиотечно-информационных наук, а не исключительно базовым библиотечным или библиографическим навыкам. Такой подход позволяет достичь глубокого понимания учащимися способа и меры их участия в информационной среде.

В своей статье авторы рассказывают о возможных путях включения концепций созерцательной педагогики и осознанности в библиотечно-образовательную сферу. В практическом смысле это достигается, например, путем интеграции созерцательных практик в библиотечное обучение и организации библиотечных пространств и услуг, которые поддерживают эти практики. Авторы отмечают, что интерес к изучению и обсуждению созерцательной педагогики в последнее время возрастает и приглашают всех желающих присоединиться к Группе созерцательной педагогики для участия в будущих виртуальных мероприятиях: http://bit.ly/cpig-leadership.

  

УДК: 02:37+02:004

ГРНТИ: 13.31, 13.20.31

DOI: 10.1080/10572317.2021.1949523

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1949523