Авторы из Маастрихтского университета (Нидерланды) Яро Пичель (Jaro Pichel), Баренд Ласт (Barend Last), Жюли де Ронде (Julie de Ronde), Алисия Гарбациак (Alicja Garbaciak), Генриетта Хейзен (Henrietta Hazen), Стефан Йонген (Stefan Jongen) в статье «Information-Wise - пример разработки научно-обоснованной программы информационной грамотности в Маастрихтском университете» (Information-Wise. A case for developing an evidence-informed information literacy programme at Maastricht University) рассказывают о создании программы информационной грамотности для студентов бакалавриата. Для организации процесса разработки программы была принята модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation – анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка). Этап анализа проводился путем сбора качественных и количественных данных. Этап проектирования состоял из разработки структуры программы информационной грамотности, которая соответствует концепции проблемно-ориентированного обучения, принятой в Маастрихтском университете. На этапе разработки был использован пятиэтапный экспериментальный подход для разработки учебных мероприятий и оценок, что дало возможность сопоставить эти мероприятия с содержанием предметных курсов, на которых проходили эти пилотные проекты. Часть программы информационной грамотности – это учебная онлайн-программа, состоящая из общих онлайн-модулей и модулей по конкретным дисциплинам. Что касается фазы внедрения, то в отчете представлены правила и нормы программы, а также описание будущей интеграции программы информационной грамотности в учебные планы факультетов. Фаза оценки проекта еще не завершена.

  

УДК: 004:378

ГРНТИ: 50.01.79

DOI: 10.11645/15.1.2845

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I1-5

Координатор по научным коммуникациям Ханна Пайман (Hannah Pyman) и менеджер по научным коммуникациям и поддержке исследований Катрин Сундсбё (Katrine Sundsbø) из Университета Эссекса в статье «Copyright Dough: игровый подход к обучению авторскому праву» (Copyright Dough: A playful approach to teaching copyright) рассказывают о недавно разработанной игре под названием Copyright Dough. Поскольку грамотность в области авторского права становится все более важной в научном общении, в этой статье исследуется, как увлекательный метод обучения влияет на то, чтобы исследователи, студенты, ученые и сотрудники библиотек чувствовали себя более комфортно и уверенно при обсуждении вопросов авторского права. Основываясь на существующей литературе по играм и активному обучению, авторы утверждают, что объединение этих концепций может привести к созданию благоприятного и безопасного пространства, способствующего открытому и честному обсуждению. Показано, что использование в обучении игры Copyright Dough позволяет повысить степень вовлеченности в проблематику авторского права.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.11645/15.1.2832

 

Источник:

https://www.ariadne.ac.uk/JIL/article/view/PRJ-V15-I1-1

В статье «Восприятие студентами библиотечно-информационного и других факультетов Университета Сунь Ятсена библиотечных программ обучения пользователей: cравнительное исследование» (A Comparative Study of Attitudes and Perceptions of LIS and non-LIS Students toward Library User Education at Sun Yat-Sen University) Патрика Ло (Patrick Lo), Цяньсю Лю (Qianxiu Liu), Брэдли Алларда (Bradley Allard) и Эндрю Дж. Старка (Andrew J. Stark) проанализированы результаты количественного анкетного опроса, призванного выявить отношение различных групп студентов к программам обучения пользователей библиотек. В исследовании проведено сравнение ответов студентов, обучающихся по библиотечно-информационным наукам и по другим направлениям, и выявлены их уникальные характеристики. Всего в ходе анкетирования опрошено 457 респондентов (231 – студенты библиотечно-информационной специализации, 226 – студенты других специальностей). Результаты исследования показывают, что группа студентов-библиотекарей придает большее значение программам обучения пользователей. Неожиданным результатом оказалось то, что студенты-библиотекари оценили некоторые аспекты профессиональной компетентности библиотекарей, занятых в программах обучения пользователей, ниже, чем это сделала вторая группа респондентов. Исследование содержит информацию, которая позволит эффективно разрабатывать библиотечные услуги, направленные на повышение академической успеваемости студентов библиотечно-информационной специализации.

  

УДК: 02:37

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1086/713044

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/713044

В литературе часто обсуждается использование инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности, причем одни комментаторы утверждают, что применение этих инструментов эффективно, а другие заявляют, что этому нет убедительных доказательств и что многие библиотекари неохотно используют Web 2.0, препятствуя всеобщему внедрению. Уильям Шайр (William Shire), помощник библиотекаря Колледжа Магдалины Оксфордского университета и Пэм Маккинни (Pam McKinney), преподаватель Информационной школы Шеффилдского университета, проанализировали представленные в данной дискуссии взгляды на применение инструментов Web 2.0 в обучении информационной грамотности. Их статья опубликована в журнале Journal of Information Literacy под заголовком «Инструменты Web 2.0 и обучение информационной грамотности в университетских библиотеках Великобритании» (Web 2.0 tools and information literacy instruction in UK university libraries). В период с 13 по 29 мая 2019 г. авторы опросили 110 библиотекарей, работающих в сфере высшего образования Великобритании. Результаты опроса и интервью с библиотекарями показали, что: 1. Большинство опрошенных активно использует инструменты Web 2.0, полагая, что их применение эффективно для обучения информационной грамотности; 2. Меньшая часть опрошенных избегает использования инструментов Web 2.0 и активно против их использования в обучении; 3. Третья группа считает инструменты полезными, но использует их не так часто, как хотелось бы, из-за ряда препятствий, например, нехватки времени и поддержки со стороны руководства; 4. Существует взаимосвязь между позитивным восприятием библиотекарями инструментов Web 2.0 и их использованием.

  

УДК: 004:37

ГРНТИ: 20.01.45

DOI: 10.11645/15.2.2821

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V15-I2-5

В сентябрьском выпуске Journal of Academic Librarianship опубликовано тематическое исследование доцента Университета Южного Миссисипи (Хаттисбург, штат Миссури, США) Дженнифер Элейн Стил (Jennifer Elaine Steele) «Роль университетского библиотекаря в реализации онлайн-курсов» (The role of the academic librarian in online courses: A case study). В 2020 г. из-за пандемии вируса COVID-19 число студентов, обучающихся дистанционно, в США выросло до небывало высокого уровня, что привело к тому, что онлайн-услуги университетских библиотек стали более востребованными, чем когда-либо прежде. Дженнифер Элейн Стил провела онлайн-опрос студентов, преподавателей, а также библиотекарей Университета Южного Миссисипи по ряду вопросов: какие библиотечные онлайн-услуги в настоящее время предоставляются студентам? какие стратегии вовлечения библиотекарей в онлайн-обучение были использованы? какие передовые методы можно применять для использования ресурсов университетских библиотек в онлайн-образовании? В частности, результаты опроса показали, что поскольку каждый год онлайн-обучение охватывает все больше студентов, библиотекарям, если они хотят иметь право голоса в дискуссии о будущем дистанционного образования, следует уделять особое внимание предоставлению высококачественных виртуальных справочных услуг и согласованной работе со студентами и преподавателями.

  

УДК: 02:004+027.7+37:004

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23; 14.85.35

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102384

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000756

В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.

  

УДК: 02+347.78

ГРНТИ: 13.31; 10.41.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.15133

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/15133

В ноябрьском номере опубликовано тематическое исследование «Первичная оценка результатов онлайнового обучения в области управления научно-исследовательскими данными в Университете Нового Южного Уэльса» (An initial evaluation of research data management online training at the University of New South Wales). Авторы – Адриан В. Чу (Adrian W. Chew), Черри Цзин У (Cherry Zin Oo), Аделина Л. Вонг (Adeline LH Wong) и Джоанна Глэддинг (Joanne Gladding). Статья пополнила корпус существующей литературы, посвященной обучению в сфере управления научно-исследовательскими данными, и призвана помочь организациям в разработке подобных курсов для исследователей и аспирантов. Управление научными данными – процесс организации, хранения и обмена данными с момента начала исследовательского проекта до публикации и архивирования результатов исследования. В Университете Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) был разработан вводный онлайновый курс по управлению научными данными, предназначенный для аспирантов первого года обучения, кандидатов на получение ученой степени. В статье описан процесс разработки онлайнового курса и приведена методология первичной оценки, проведенной как аспирантами, так и преподавателями. В целом, большинство прошедших курс выразило удовлетворенность курсом и нашло его полезным и качественным. В статье последовательно освещаются контекст возникновения идеи курса, процесс его разработки, принятая стратегия ориентации на пользователя, его преимущества и ограничения, результаты. Как показано в статье, курс ориентирован на решение конкретных проблем управления научными данными в организации.

  

УДК: 37.016:004.65

ГРНТИ: 14.85, 14.35.07, 14.35.09; 12.51; 20.23

DOI: 10.1177/03400352211054120

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211054120

Ручное предметное индексирование в библиотеках – трудоемкий и дорогостоящий процесс, и качество назначенного предметного содержания ресурса напрямую зависит от знаний каталогизатора по конкретным темам. Марит Асулаа (Marit Asulaa), Джейн Маккеб (Jane Makkeb), Линда Фрейентала (Linda Freienthala), Хеле-Андра Куулметса (Hele-Andra Kuulmetsa) и Рауль Сирела (Raul Sirela) в статье «Kratt: разработка инструмента автоматического предметного индексирования для Национальной библиотеки Эстонии» (Kratt: Developing an Automatic Subject Indexing Tool for the National Library of Estonia) рассказывают об использовании набора приложений искусственного интеллекта Kratt для автоматизации процесса предметного индексирования книг. Этот проект был запущен в 2019 г., и на создание прототипа Kratt ушло 6–7 месяцев. Kratt может составить предметный указатель книги независимо от ее объема и жанра с помощью набора ключевых слов, представленных в эстонском предметном тезаурусе. Инструменту Kratt требуется примерно одна минута, чтобы составить предметный указатель книги; это в 10–15 раз быстрее, чем ручное индексирование. Хотя полученные в результате ключевые слова не вполне удовлетворили каталогизаторов, оценки небольшой выборки обычных пользователей библиотеки были более обнадеживающими. Авторы утверждают, что результаты могут быть улучшены за счет загрузки большего объема данных для обучения модели и применения более глубоких методов предварительной обработки.

  

УДК: 025.4.026:004.8

ГРНТИ: 20.19, 20.15.31; 28.23; 13.31

DOI: 10.1080/01639374.2021.1998283

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2021.1998283

В январском номере журнала Library Journal в разделе «Новости» опубликована статья старшего редактора колонки «Технология» Мэтта Эниса (Matt Enis) «Библиотека Конгресса совершенствует инструмент машинного обучения с помощью краудсорсинга» (Library of Congress Trains Machine Learning Tool with Crowdsourcing).

Лаборатории цифровой трансформации Библиотеки Конгресса LC Labs с 2017 г. занимаются изучением применения технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в библиотечной деятельности, стремясь сделать цифровые коллекции библиотеки более доступными и простыми в использовании. 30 ноября 2021 г. был опубликован финальный отчет об инициативе Humans-in-the-Loop (HITL, «Люди в контуре управления»). Особенностью этого проекта было пересечение практики краудсорсинга и алгоритмов машинного обучения: к обучению компьютера извлечению структурированных данных из одной из цифровых коллекций библиотеки были привлечены волонтеры. Их задействовали в двух рабочих процессах: создании обучающих данных для машины и коррекции выходных данных.

Команда LC Labs определила три основные концепции для каждого этапа HITL: от выбора коллекции и проектирования до реализации и презентации проекта:

• Вовлечение: коллекция должна быть интересной для волонтеров, они должны ощущать собственную сопричастность.

• Этичность: данные, представленные в коллекции, должны не нарушать конфиденциальность субъектов или создателей коллекции, а любые потенциальные риски должны быть выявлены и сведены к минимуму.

• Полезность: результаты проекта призваны улучшить обнаружение цифровых коллекций библиотеки; этот контент должен быть востребован и не иметь ограничений для использования.

В качестве объекта была выбрана оцифрованная коллекция микрофильмов телефонных справочников 15 штатов США. Этот ресурс охватывает большую часть XX-го века и часто используется исследователями в области права и людьми, изучающими генеалогию и семейную историю.

В результате была получена структура, которая послужит основой для будущих проектов краудсорсинга и обогащения данных в Библиотеке Конгресса. В 97-страничном отчете подробно описаны проблемы, возникшие на каждом этапе разработки HITL, их решение, а также процесс пользовательского тестирования для создания дизайна интерфейса краудсорсинговой платформы. В отчете предлагаются идеи и советы библиотекам и учреждениям культурного наследия по разработке собственных этичных и полезных краудсорсинговых проектов.

С полным отчетом об инициативе Humans-in-the-Loop можно ознакомиться по ссылке: https://labs.loc.gov/static/labs/work/reports/LC-Labs-Humans-in-the-Loop-Recommendations-Report-final.pdf

  

УДК: 021:004.89

ГРНТИ: 13.31; 20.23.29; 28.23

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/technology/library-of-congress-trains-machine-learning-tool-with-crowdsourcing

В первом номере журнала за 2022 г. опубликована статья Андреа Гаспарини (Andrea Gasparini) и Хели Каутонен (Heli Kautonen) «Искусственный интеллект в научной библиотеке — обширный обзор литературы» (Understanding Artificial Intelligence in Research Libraries – Extensive Literature Review). В научном мире искусственный интеллект (ИИ) стал основой различных видов деятельности. Безусловно, он влияет и на то, как осуществляют свои услуги научные и университетские библиотеки и как будут использоваться данные, которые они хранят в своих репозиториях. В настоящее время это сложный и неопределенный ландшафт, в котором библиотечные специалисты и руководители должны сориентироваться. Авторы поставили перед собой задачу определить специфику исследований в данной области. Они предлагают обширный обзор литературы, посвященный самым разным аспектам взаимодействия научной библиотеки и искусственного интеллекта, предполагая, что использование последнего должно быть поднято на уровень стратегии. Проанализированы 126 статей, на основании чего описаны те роли, которые играют библиотеки и библиотекари, пользователи, а также искусственный интеллект в качестве субъекта взаимодействия.

Более четверти публикаций (33) из представленного списка являются докладами; в том числе это работы, посвященные профессиональной роли библиотекаря (14). Между тем, большая часть работ посвящена общим вопросам (79). Сорок одна статья отвечает критериям концептуальной или теоретико-исследовательской работы. Тридцать две работы представляют результаты эмпирических исследований (от частного случая до полномасштабного проекта). Публикации охватывают временной период в 60 лет. Почти половина статей опубликована после 2018 г. (первая публикация относится к 1975 г., последняя — к октябрю 2020 г.).

На основании анализа литературы делается вывод о том, что роль библиотекарей реализуется по 7 направлениям (профессиональное использование инструментов и сервисов ИИ, профессиональная разработка инструментов и сервисов ИИ, защита профессиональных ценностей, исследование перемен, замена человека искусственным интеллектом, партнерское участие в переменах, агент происходящих перемен).

Второй круг вопросов касается роли пользователей (студентов, научных сотрудников, других граждан); она связана с поиском информации, эксплуатацией со стороны ИИ, предвзятостью, участием в сообществе, изучением ИИ-технологий, потреблением ИИ-услуг, участием в создании новых знаний с использованием ИИ, взаимообмен с ИИ, участием в разработке ИИ, действиями в обход библиотекаря.

Роль ИИ как субъекта реализуется в нескольких направлениях: ИИ как инструмент/система, расширение круга человеческих возможностей, замена человеческого труда, «черный ящик», посредничество, роль агента/актора.

Лишь 24 публикации были посвящены проблемам дизайна ИИ в контексте библиотечных процессов: ИИ как интерфейс, человеко-ориентированный дизайн, ориентация на потребности, ИИ как инфраструктура, требования самого ИИ.

В анализе результатов авторы опирались на постгуманистические теории, которые порой ставят под сомнение прежде незыблемые утверждения о первенстве человеческого разума и призывают к глубокому анализу соотношения сил между всеми субъектами взаимодействия с технологиями. Результаты исследования представлены также в табличной форме.

  

УДК: 004.8:02

ГРНТИ: 28.23; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.53377/lq.10934

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10934

В майском выпуске опубликована статья Элизабет Парк (Elizabeth E. Park) «Расширение возможностей справочно-библиографического обслуживания с использованием видеоматериалов с опорой на когнитивную теорию мультимедийного обучения» (Expanding reference through cognitive theory of multimedia learning videos). Многие годы библиотекари используют обучающие видеоматериалы, однако не всегда использование таких видео эффективно. Когнитивная теория мультимедийного обучения (КТМО) помогает библиотекарям опереться на научно-обоснованные принципы при разработке учебных видео, что позволяет им расширить границы справочно-библиографического обслуживания академической аудитории. Мультимедийное обучение может происходить с использованием книг или компьютерных ресурсов, содержащих изображения и тексты. В общих словах, когнитивная теория мультимедийного обучения описывает то, как визуальный нарратив воспринимается пользователем и как затем соединяется с уже существующим у пользователя знанием, образуя новое знание. В своем исследовании автор использовала принципы КТМО при создании видеоматериалов к курсовым заданиям, рассылая видео студентам через систему управления образовательным контентом. Это происходило в стратегически выверенный момент благодаря сотрудничеству с преподавателями, которые разъясняли студентам, каким образом материал видео соотносится с учебным курсом. Исследование носило характер квазиэксперимента с неравнозначной контрольной группой. К участию было привлечено 62 студента; кроме того, были получены данные по контрольной студенческой группе (55 человек). В результате знакомства с видеоматериалами случаи включения материалов из базы данных библиотеки увеличились в экспериментальной группе на 12%, в контрольной группе, не получившей видеоматериалов — немного меньше (3%).

По результатам исследования библиотекарям предложен инновационный метод справочно-библиографического обслуживания студенческой аудитории, строящийся на принципах КТМО, который расширяет возможности обучения в индивидуальной, онлайновой и гибридной образовательной среде.

  

УДК: 025.5:004+004.032.6:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 13.41.52; 20.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102522

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000386

В том же выпуске опубликована статья «Оценка тенденций и современного состояния открытых образовательных ресурсов: библиометрический анализ» (Assessment of trend and current pattern of open educational resources: A bibliometric analysis). Авторский коллектив — Маноранджан Мишра (Manoranjan Mishra), Манож Кумар Даш (Manoj Kumar Dash), Десул Сударсан (Desul Sudarsan), Челсо Аугусто Гимарес Сантос (Celso Augusto Guimaraes Santos), Шайлендра Кумар Мишра (Shailendra Kumar Mishra), Дипика Кар (Dipika Kar), Икбал Ахмад Бхат (Iqbal Ahmad Bhat), Бандита Кумари Панда (Bandita Kumari Panda), Мрутьюнжай Сети (Mrutyunjay Sethy), Рикарде Маркес да Силва (Richarde Marques da Silva).

С развитием открытых образовательных ресурсов (ООР) образовательный ландшафт подвергся огромным трансформациям. Данная миссия — сделать образовательные ресурсы открытыми и доступными — находит отражение в научной литературе, что представляет собой серьезную тенденцию. В настоящем исследовании выполнен библиометрический анализ и оценка задач научных публикаций о развитии сферы ООР. В качестве главного источника библиографических данных выбрана база данных Scopus; выделены 5 главных подтем: открытые учебные публикации, открытые онлайновые курсы, открытые материалы к учебным курсам, программное обеспечение с открытым исходным кодом для открытого образования, открытое социальное обучение. Библиометрический анализ проведен по нескольким темам, например, тенденции в научных исследованиях и распределение научно-исследовательский тематики. В статье сделаны выводы о развитии ООР в период 2002-2020 гг., приведен краткий обзор материалов, названы ограничения и задачи развития исследований в области открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования широко интерпретируются и представлены наглядно в графическом и табличном виде.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 14.01.87; 20.19.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102520

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000362

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236

Во втором выпуске журнала Journal of eScience Librarianship опубликована статья Меган Бреснахан (Megan M. Bresnahan) и Дианны Броу (Dianne N. Brow) «Научить учителя: практическое руководство для библиотекарей сферы управления научными данными по эффективным, критическим методам обучения информационной грамотности» (Train the Teacher: Practical guidance for effective, critical teaching approaches for science and data librarians). В ней описан метод руководства подготовкой библиотекарей и практические навыки, существенные для эффективного обучения в контексте задач формирования информационной грамотности и грамотности в сфере работы с научными данными. Авторы статьи разработали и провели два семинара, на каждом из которых участники-библиотекари знакомились с фундаментальными теориями обучения и применяли практические инструменты, такие как планирование, документирование результатов, проектирование учебной деятельности, оценка результатов, работа в классе, педагогическая рефлексия. На базе содержательной части семинаров, отзывов участников и опыта авторов проанализированы принципы построения стратегии и тактики организации программы обучения научно-исследовательской и информационной грамотности для специалистов в области точных и естественных наук. Библиотекари, выступающие как партнеры в научно-образовательной деятельности, должны совершенствовать педагогические навыки и развивать свою педагогическую идентичность, в том числе, овладевая базовыми педагогическими теориями и направлениями. Одним из таких направлений, также описанных в статье, является критическая педагогика, поощряющая развитие у учащихся критического мышления. В рамках библиотековедения и библиотечной практики общее понятие критической культурной грамотности включает в себя эмоциональную грамотность, творческую грамотность, медиаграмотность, расовую грамотность и так далее. Авторы подчеркивают также важность практики педагогической рефлексии (модель «обучение-рефлексия-пересмотр-обучение») как для обновления контента, так и актуализации педагогического опыта.

  

УДК: 021.2:[37.016:002]

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.35.09

DOI: 10.7191/jeslib.617

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/617/

В очередном номере журнала опубликована статья Хейди Джулиена (Heidi Julien), Мелиссы Гросс (Melissa Gross) и Дона Лэтем (Don Latham) «Сложности образовательной роли специалистов университетских библиотек» (Teaching and its discontents. How academic librarians are negotiating a complicated role). Интерес авторов к проблеме объясняется тем, что обучение информационной грамотности относится к основным функциональным обязанностям библиотекаря образовательного учреждения, особенно университетского типа. Несмотря на это, большинство специалистов оказываются формально не подготовленными к этой роли и сталкиваются с существенными проблемами, к которым относится и взаимодействие с коллегами по кампусу. Цель представленного исследования – выяснить, как библиотекари университетских библиотек — группа, изученная очевидно недостаточно — понимает свою образовательную роль. Состоялось 30 онлайновых полуструктурированных интервью длительностью 15-74 минуты со специалистами, осуществляющими обучение информационной грамотности (ИГ) в университетах штатов Нью-Йорк и Флорида (США). Заданные респондентам вопросы относились к практической стороне их образовательной работы; записи интервью были расшифрованы и проанализированы с использованием качественных параметров. Участники исследования отмечали позитивность отношений со студентами и существенные проблемы во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и администрацией. Недостаточность формальной подготовки к преподавательской роли приводит к тому, что библиотекари не в состоянии оценить результаты своей работы и прогресс обучаемых. Необходимая подготовка к реализации образовательной роли, овладение набором навыков придаст специалистам уверенности, позволит повысить качество обучения ИГ как одному из основных условий успешной учебы, карьерного и личностного роста. Авторы утверждают, что профессиональная подготовка должна включать в себя овладение навыками педагогического проектирования и разработки учебных программ, оценки и демонстрации результатов обучения, защиты интересов библиотечной профессии. Когда образовательная роль библиотекаря будет признана центральной, значимой и сложной, требующей серьезной подготовки, только тогда будут формироваться высокоэффективные, уважительные взаимоотношения между библиотекарями, преподавателями и администрацией университетов и только тогда можно ожидать позитивных результатов в обучении студентов информационной грамотности.

Ролевая теория (или теория ролей) — теория в социальной психологии и социологии, позволяющая описывать личность через социальные функции и модели поведения, то есть через роли, обусловленные социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

  

УДК: 027.7:[37.016:002] + 023.5

ГРНТИ: 13.31.16; 20.01.04

DOI: 10.11645/16.2.3189

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-3

Информирование и поддержка ученых-исследователей в сфере научных коммуникаций и издательских практик является одной из серьезных задач академического сообщества и всех представляющих его специалистов. Этому посвящена статья Хайро Буитраго Сиро (Jairo Buitrago Ciro) и Джонатана Хернандеса Переса (Jonathan Hernandez Perez) «Пользовательская грамотность в сфере научной коммуникации и преодоление дезориентирующих издательских практик: педагогическая стратегия» (Pedagogical strategy for scholarly communication literacy and avoiding deceptive publishing practices). Отмечается, что многие ученые, особенно начинающие и не слишком опытные, попадают в ловушки хищнических изданий. Авторы статьи представили, в частности, обзор литературы, посвященной современным практическим решениям этой проблемы, к которым относят разработку критериев и характеристик, определяющих дезориентирующие ученых практики; «черные» и «белые» списки, позволяющие выявлять хищнические журналы; списки контрольных вопросов и иные инструменты для выявления потенциально-хищнических журналов и издательств. В статье рассказывается о серии семинаров, в которых реализована одна из педагогических методик, направленных на обучение научной коммуникации и избежание издательских практик, нарушающих принципы научной этики. Было организовано три педагогических семинара для аспирантов-докторантов, обучающихся в трех университетах Латинской Америки: два из них находятся в Колумбии, и один — в Мексике. Семинары прошли онлайн 3-25 июня 2022 г. Участники семинаров представляли такие дисциплины, как теория коммуникации, педагогика, психология, библиотековедение и информатика. Содержательно семинары были разделены на две части: в первой затрагивались теоретические вопросы научной коммуникации и издательских моделей, моделей открытого доступа и стратегий финансирования научно-исследовательской деятельности, хищнических публикаций в отношении к практикам открытого доступа, причин, по которым исследователи обращаются к хищническим журналам, вопросы лицензирования и авторского права. Во второй части семинаров основное внимание было отдано практическим навыкам: даны рекомендации и представлены методы выявления хищнических журналов, издательств и конференций. Большинство участников признало такие семинары эффективным инструментом обучения. Их результаты демонстрируют, что педагогическая стратегия, направленная на обучение, информирование и предотвращение, является ключевым фактором работы с молодыми учеными в рамках решения названных проблем.

  

УДК: 001.83 + 027.7:001.8

ГРНТИ: 12.21.65, 12.41.55

DOI: 10.1177/0961000623118

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231187686

Статья Йингшен Хуана (Yingshen Huang), Эндрю Кокса (Andrew M. Cox) и Джона Кокса (John Cox) «Искусственный интеллект в стратегии университетских библиотек Великобритании и континентального Китая» (Artificial Intelligence in academic library strategy in the United Kingdom and the Mainland of China) характеризует развитие этой тенденции в названных странах. Данные для исследования получены на базе стратегических документов лучших, согласно мировому рейтингу университетов QS, университетов Великобритании и Материкового Китая, 25 британских и 25 китайских. Временные рамки, заданные стратегическими программами этих вузов, различны — от 4 до 10 лет, в среднем, 4-6 лет. Они различаются также степенью детализации: от концепции до подробных планов. Из представленных документов стратегические планы 38 университетов приняты после 2020 г., поэтому можно предположить, что они отражают текущий взгляд на ИИ, сложившийся после определения национальной политики двух стран. Авторы осуществили контент-анализ упомянутых стратегических планов с подсчетом частотности употребления слов, связанных с ИИ. Согласно результатам исследования, слова «искусственный интеллект/машинное обучение» упомянуты в стратегических планах 24 университетов, из которых 3 находятся в Великобритании, а 21—в Китае; всего количество слов, связанных с ИИ в этих документах, составляет 171; 3% (5 упоминаний) которых относятся к британским университетам, а 97% (165 упоминаний) — к китайским. Несмотря на то, что некоторые библиотеки внедрили какие-то так называемые «умные» или «интеллектуальные» приложения или приложения, основанные на технологиях ИИ, в большинстве библиотек это не составляет пока стратегическую повестку. Сдержанное отношение библиотек к ИИ оценивается авторами как оптимальное. Библиотека, будучи функциональным подразделением университета, обязана выбирать жизнеспособные и обоснованные технологические решения, отвечающие ее роли, и не может следовать всем подряд модным новшествам. Если новые технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение, обработка естественно-языковых текстов, могут способствовать достижению целей или повысить эффективность работы библиотеки, тогда активное освоение этих технологий оправдано.

  

УДК: 004.8:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 28.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102772

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001118

В своей статье «От ChatGPT к CatGPT. Возможности искусственного интеллекта для библиотечной каталогизации» (From ChatGPT to CatGPT. The Implications of Artificial Intelligence on Library Cataloging) Рихард Бжустович (Richard Brzustowicz) рассказывает о возможности решать функциональные библиотечные задачи при помощи технологий искусственного интеллекта (ИИ). Автор анализирует потенциал языковых моделей, подобных ChatGPT, в отношении трансформации библиотечной каталогизации. Опираясь на эксперименты, проведенные им с использованием ChatGPT, автор демонстрирует возможность генерировать точные записи при помощи протокола RDA и иных стандартов, таких как набор элементов метаданных Дублинского ядра (Dublin Core). Автор задал ChatGPT задачу сгенерировать 6 библиографических записей, в том числе одной не имеющей соответствия в WorldCat, после чего сравнил полученные записи с составленными каталогизатором-человеком. Была проведена оценка точности, эффективности ChatGPT и способности его справляться с различными видами и стандартами каталогизации и метаданных. Автор убедился, что ИИ может генерировать записи, соответствующие различным стандартам метаданных; может извлекать с достаточной точностью необходимые метаданные, такие как заглавие, автор, издатель, дата публикации, предметные рубрики, иные элементы описания. Кроме того, ChatGPT генерировал записи независимо от формата, носителя или языка материала, как совпадающие с существующими авторитетными записями, так и полностью оригинальные. В диалоге с ChatGPT автор выяснил, что ИИ прошел обучение на данных из различных каталогов, в том числе Библиотеки Конгресса США, Национальной медицинской библиотеки США, Британской Библиотеки, COPAC (Каталога университетских и национальных библиотек Великобритании), Europeana, а также Цифровой библиотеки HathiTrust. Это уже указывает на некую проблему, поскольку эти каталоги имеют различную политику в отношении доступа и использования своих данных. Отмечено несколько аспектов проблем, связанных с интеллектуальной собственностью и способностью ChatGPT генерировать контент, например, нарушение авторских прав, неправильное определение авторства, право на сам сгенерированный ChatGPT контент, а также ненамеренное раскрытие чувствительной или конфиденциальной информации.

Полученные результаты демонстрируют потенциал ChatGPT как инструмента модернизации и повышения эффективности процесса создания записей в библиотеке. Автор приходит к выводу, что для ответственного внедрения данной инновационной технологии в сфере библиотечной каталогизации необходимы дальнейшие исследования и разработки, а также процедуры и технологии контроля со стороны человека.

  

УДК: 004.8:025.3

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.33

DOI: 10.5860/ital.v42i3.16295

 

Источник:

https://ital.corejournals.org/index.php/ital/article/view/16295