Во втором выпуске журнала Journal of eScience Librarianship опубликована статья Меган Бреснахан (Megan M. Bresnahan) и Дианны Броу (Dianne N. Brow) «Научить учителя: практическое руководство для библиотекарей сферы управления научными данными по эффективным, критическим методам обучения информационной грамотности» (Train the Teacher: Practical guidance for effective, critical teaching approaches for science and data librarians). В ней описан метод руководства подготовкой библиотекарей и практические навыки, существенные для эффективного обучения в контексте задач формирования информационной грамотности и грамотности в сфере работы с научными данными. Авторы статьи разработали и провели два семинара, на каждом из которых участники-библиотекари знакомились с фундаментальными теориями обучения и применяли практические инструменты, такие как планирование, документирование результатов, проектирование учебной деятельности, оценка результатов, работа в классе, педагогическая рефлексия. На базе содержательной части семинаров, отзывов участников и опыта авторов проанализированы принципы построения стратегии и тактики организации программы обучения научно-исследовательской и информационной грамотности для специалистов в области точных и естественных наук. Библиотекари, выступающие как партнеры в научно-образовательной деятельности, должны совершенствовать педагогические навыки и развивать свою педагогическую идентичность, в том числе, овладевая базовыми педагогическими теориями и направлениями. Одним из таких направлений, также описанных в статье, является критическая педагогика, поощряющая развитие у учащихся критического мышления. В рамках библиотековедения и библиотечной практики общее понятие критической культурной грамотности включает в себя эмоциональную грамотность, творческую грамотность, медиаграмотность, расовую грамотность и так далее. Авторы подчеркивают также важность практики педагогической рефлексии (модель «обучение-рефлексия-пересмотр-обучение») как для обновления контента, так и актуализации педагогического опыта.

  

УДК: 021.2:[37.016:002]

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.35.09

DOI: 10.7191/jeslib.617

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/617/

В первом выпуске за 2023 г. журнала опубликована статья «Восприятие, использование и потребности в библиотечных ресурсах и услугах профессорско-преподавательского состава государственного исследовательского университета» (Faculty perceptions, use, and needs of library resource and services in a public research university). Авторы — Юнг Ми Скулас (Jung Mi Scoulas) и Сандра

• Есть ли статистически значимая разница между восприятием важности библиотечной поддержки преподавания и исследовательской деятельности представителями 5 научных дисциплин?

• Каковы различия в восприятии важности библиотечных ресурсов для преподавания и для исследовательской работы; как изменялось это восприятие со времени проведения предшествующих опросов профессорско-преподавательского состава (2017 и 2019 гг.) в сравнении с результатами опроса 2022 г.?

• Каковы варианты информационно-поискового поведения профессорско-преподавательского состава?

• Каким образом необходимо совершенствовать библиотечные ресурсы и сервисы в поддержку задач, решаемых профессорско-преподавательским составом (обучение, клиническая практика, научно-исследовательская деятельность)?

Исследование проводилось на базе Университета Иллинойса в Чикаго, единственного исследовательского университета штата. Всего в 16 колледжах вуза обучается 33000 студентов (22000 студентов бакалавриата, 11000 магистрантов и студентов специалитета). Результаты исследования показали, что онлайновые журналы, базы данных и межбиблиотечный абонемент (МБА) считаются большинством преподавателей наиболее важными ресурсами с точки зрения их преподавательской и научно-исследовательской деятельности и клинической работы. Кроме того, представители общественных дисциплин считают помощь отраслевого библиотекаря более важной, чем представители физических наук. Тремя главными стратегиями, к которым прибегают преподаватели, столкнувшись с недоступностью публикации в университетской библиотеке являются поиск бесплатной онлайн-версии, получение ее по МБА или через Google Scholar. Результаты исследования помогут университетским библиотекам лучше понять потребности научно-исследовательского сообщества. При регулярном проведении подобного опроса можно отслеживать изменения и осуществлять стратегические перемены, касающиеся библиотечных ресурсов и сервисов. Представлен обширный статистический материал.

  

УДК: 027.7(737.311.2)+025.5:378.4(737.311.2)

ГРНТИ: 13.31.35; 20.15.31; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102630

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200146X